К
производственно-техническим направлениям относятся мероприятия, связанные с
качественной подготовкой сырья к его производственному потреблению,
совершенствованием конструкции машин, оборудования и изделий, применением более
экономичных видов сырья, топлива, внедрением новой техники и прогрессивной
технологии, обеспечивающих максимально возможное уменьшение технологических
отходов и потерь материальных ресурсов в процессе производства изделий с
максимально возможным использованием вторичных материальных ресурсов.
К
основным организационно-экономическим направлениям экономии оборотных средств
относятся:
·
комплексы мероприятий, связанных с
повышением научного уровня нормирования и планирования материалоемкости
промышленной продукции, разработкой и внедрением технически обоснованных норм и
нopмативов расхода оборотных средств;
·
комплексы мероприятий связанных с
установлением прогрессивных пропорций, заключающихся в ускоренном развитии
производства новых, наиболее эффективных видов сырья и материалов,
топливно-энергетических ресурсов, совершенствовании топливного баланса страны[42].
Главное
направление экономии оборотных средств на каждом предприятии – увеличение
выхода конечной продукции из одного и того же количества сырья и материалов на
рабочих местах (в бригадах, участках, цехах). Оно зависит от технического
оснащения производства, уровня мастерства работников, умелой организации
материально-технического обеспечения, количества норм расхода и запасов
материальных ресурсов, обоснованности их уровня.
И
третье мероприятие предлагается как оптимизация оборотного капитала за счет
реструктуризации оборотных активов.
Практически
финансовая политика оптимизации структуры капитала может иметь два направления:
1)
внутренняя
реструктуризация активов и организационных подразделений действующего
хозяйствующего субъекта с сохранением, развитием и укрупнением его самого;
2)
реорганизация
хозяйствующего субъекта с формированием на базе его имущественного комплекса
новых предприятий.
Подробно рассмотрим внутреннюю реструктуризацию активов
действующего хозяйствующего субъекта. Реструктуризация является обычной
практикой, когда предприятие признаёт необходимость изменения в направлении
своей деятельности, в производственной, организационной структурах, структуре
капитала. Самым главным результатом реструктуризации предприятия является
превращение его из нежизнеспособного и убыточного в жизнеспособное,
предприятие, т.е. платёжеспособное, рентабельное и ликвидное. В этой ситуации
жизнеспособность оценивается как способность к выживанию в условиях рыночной
экономики.
Методология подготовки плана реструктуризации и контроля за
его реализацией.
Данная методология описывает базовый системный подход,
который может использоваться любым предприятием. Этот системный подход к
методологии основывается на включении в план реструктуризации шести чётко
выраженных этапов. Эти шесть этапов, под названием «SHORTS», которое составлено из
первых букв названий соответствующих этапов на английском языке, представляют
собой следующее:
S – согласие на осуществление реструктуризации – периода
бездействия (Standstill Period);
H – проведение исторического анализа финансовой и
производственной деятельности – диагностика (Historical financial & Business performance Analysis – diagnostic);
O – принятие решения о проведении мероприятий по
реструктуризации производственной деятельности и осуществлении плана реструктуризации
(Operational Restructuring actions and Plan);
R – разработка плана финансовой реструктуризации (Restructuring of the Financial Position);
T – мероприятия по реализации плана и контролю за его
реализацией (Implementation & Monitoring Arrangements);
S – обобщение и представление плана реструктуризации (Summary and presentation of the Plan) [14, стр. 108].
Этап 1 – Период бездействия
Целью этого этапа является проведение в виде «быстрого
сканирования» для оценки способности предприятия выжить в течение периода,
требующегося для подготовки и проведения переговоров по плану реструктуризации.
Этот период времени используется руководством предприятия для проведения оценки
компании и демонстрации того, как предприятие будет продолжать свои
краткосрочные операции, пока будет разрабатываться план реструктуризации.
Этап 2 – Анализ деятельности предприятия за предыдущие
периоды – диагностика предприятия
Диагностика предприятия проводится с целью:
·
выработки
понимания деятельности предприятия в течение нескольких последних лет;
·
выработки
понимания финансового состояния предприятия в предыдущий период;
·
определения
причин текущего состояния предприятия;
·
разработки
рекомендаций по стратегии продвижения вперёд.
Методология проведения диагностики предприятия
1. Проведение ретроспективного анализа финансового состояния,
который включает:
·
подробное
изучение доходов и расходов, прогноз движения денежных средств;
·
проведение
аудита соответствия показателей отчётности с данными бухгалтерского учёта;
·
подробный
анализ бухгалтерских балансов за прошлые периоды;
·
первичное
определение вероятных проблемных областей в деятельности предприятия;
·
выяснение
позиции основных кредиторов;
·
подробный
анализ (за последние 3–5 лет) отчета предприятия о прибылях и убытках;
·
подробный
анализ (за последние 3–5 лет) активов и обязательств;
·
анализ
уровня задолженности основным кредиторам за последние 3–5 лет;
·
анализ
финансовой отчетности (желательно проверенной аудиторами);
·
анализ
платежеспособности, ликвидности и рентабельности.
2. Проведение анализа производственной деятельности
План реструктуризации должен содержать системный анализ
основных производственных функций предприятия для осуществления успешной
предпринимательской деятельности. Эти функции называются основными
направлениями деятельности, связанными с достижением результатов, и включают:
реализацию, маркетинг, финансы, снабжение, производство, менеджмент и
организация труда, управление качеством, управленческие информационные системы.
Любой план, который не предусматривал комплексный, тщательный и системный
анализ всех этих восьми основных функций деятельности, не может считаться
адекватным планом в смысле его масштабов или полноты охвата.
3. Составление списка выявленных фактов по результатам
диагностики и формулирование выводов относительно жизнеспособности предприятия
Выявленные факты представляют собой то, что выяснено или
обнаружено в процессе изучения или проверки предприятия. Выявленные факты могут
быть в форме цифр, событий или описания существующего положения / действия.
Примерами фактов могут быть следующие.
1.
Неадекватность
системы финансового контроля, когда деятельность компании приводит к истощению
денежных средств путем снижения нормы прибыли и увеличения расходов.
2.
Постоянное
чрезмерное завышение прогнозов уровня спроса поглощает все более
увеличивающиеся суммы оборотных средств и выкачивает из компании денежные
средства, в которых она остро нуждается.
3.
Компания
не имеет разработанной стратегии маркетинга.
4.
Производственные
мощности и оборудование не адекватны для эффективного производства. Требуются
значительные капитальные вложения для достижения необходимого уровня
эффективности.
5.
Управленческий
контроль и управленческая информация находятся на недостаточном уровне и не
имеют должной направленности.
План реструктуризации должен содержать список основных
фактов, выявленных в ходе проведения диагностики.
Вывод – это окончательное суждение, полученное в результате
суммирования выявленных фактов. Вывод должен быть логичным, увязанным с фактами
и четко сформулированным. На основании вывода возникает решение о возможности
реструктуризации предприятия или о переходе к банкротству. Если делается вывод
о том, что предприятие не имеет будущего в том виде, в котором оно существует,
тогда следующим шагом будет описание действий по реструктуризации и
результатов, ожидаемых от этих действий.
4. Выявление причин неплатежеспособности
Любой план реструктуризации должен четко и однозначно
формулировать решающие факторы, которые привели к текущей неплатежеспособности.
План реструктуризации должен объяснять, каким образом руководство предприятия
предлагает: преодолеть недостатки, нейтрализовать их, обойти их.
Этап 3 – Разработка соответствующих мероприятий по
реструктуризации
План реструктуризации должен быть четко сформулированным и
предлагать конкретные мероприятия. Эти мероприятия должны быть четко увязаны с
достижением конкретных целей по восстановлению платежеспособности. План
реструктуризации должен содержать мероприятия, которые должны привести к:
·
рационализации
и консолидации существующих активов и используемых методов работы;
·
реорганизации
на предприятии структур / процессов / систем и т.д.;
·
плану
развития и инновационному подходу для будущего роста и повышения
рентабельности.
Хотя каждый из этих компонентов существует отдельно, они
взаимосвязаны и взаимозависимы, что способствует общей интеграции и единству.
Осуществление мероприятий в одной области без изменений в других приведет к
тому, что ничего не будет достигнуто.
Рационализация и консолидация
Это означает проведение мероприятий, систематически
разрешающих стратегические проблемы предприятия, выявленные во время этапа
диагностики в производственной и финансовой деятельности, в управлении и
организации труда, маркетинге, производственном процессе и реализации
продукции. Таким образом, осуществляется всевозможный комплекс мероприятий для
исправления текущего положения предприятия, а именно:
·
ликвидацию
расточительности;
·
повышение
эффективности производства;
·
повышение
производительности, т.е. эффективное использование имеющихся ресурсов;
·
целевое
расходование средств, т.е. повышение в целом уровня доходности;
·
наиболее
эффективное использование имеющихся активов, т.е. максимизация доходов;
·
Выделение
в самостоятельные структуры не основных или проблемных видов деятельности и
подразделений.
Реорганизация и реструктуризация
Реорганизация – это преобразование, переустройство
организационной структуры и управления предприятием, компанией, при сохранении
основных сред, производственного потенциала предприятия.
Должным образом подготовленный план реструктуризации четко
определяет и объясняет предлагаемые изменения. Он должен показывать, как будут
ликвидироваться выявленные недостатки. Если он этого не делает, тогда можно
предположить, что старые методы, процессы и привычки продолжают существовать. А
это не является позитивным показателем. Результаты работы могут быть достигнуты
посредством комбинации тактических приёмов:
·
изменения
функциональных обязанностей и схемы подчинённости и подотчётности;
·
выделение
центров ответственности;
·
изменение
в организационной структуре;
·
реорганизация
производства процессов и существующей практики;
·
более
дисциплинированного подхода к организации труда;
·
реструктуризация
кредиторской и дебиторской задолженности.
План развития и инновационный подход
Этот компонент должен содержать чёткое определение, оценку и
выбор предполагаемой стратегии роста компании. Наличие двух предыдущих
компонентов недостаточно. Компания должна планировать своё развитие, в
противном случае она будет находиться просто в состоянии стагнации. Стагнация
это экономическая ситуация в стране, отражающая приостановку роста или падения
объема производства при сокращении численности работающих (рост безработицы).
Инновационный подход означает разработку более новых и лучших
способов работы, а не просто производство других, более лучших продуктов. Здесь
имеются в виду другие подходы (к клиентам, затратам, качеству, конкуренции и
самой предпринимательской деятельности):
·
другое
поведение руководства;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|