В соответствии с действующим законодательством страны принципы
построения современной бюджетной системы отражают все тенденции современного
состояния бюджетного процесса в стране. Бюджетная система Республики Казахстан
базируется на принципах единства, полноты, реалистичности, транспарентности,
самостоятельности, последовательности, приоритетности, ответственности, эффективности и
результативности. Главными принципами являются единство и самостоятельность,
которые в тоже время выступают основными принципами организации бюджетного
процесса [7, 203].
Экономика Казахстана в 2006 году по сравнению с 2005 годом
развивалась ускоренными темпами. Объем валового внутреннего продукта (ВВП), по
данным Агентства по статистике, составил 9738,8 млрд. тенге и по сравнению с
предыдущим годом увеличился на 10,6 процента. Макроэкономические показатели за
2006 год значительно превысили прогнозные оценки, представленные в
Среднесрочном плане социально-экономического развития Республики Казахстан на
2006-2008 годы [8].
В Среднесрочном плане прогноз ВВП на 2006 год составил
8065,4 млрд. тенге, объем инвестиций в основной капитал – 2529,0 млрд. тенге, а
мировая цена на нефть – 47 долларов США за баррель (таблица 1).
Таблица 1- Прогнозные и
фактические макроэкономические показатели, использованные при формировании
республиканского бюджета
Показатели
|
2005 год
|
2006 год
|
2006г.в % к 2005г.
|
ВВП, млрд. тенге
Прогноз
Уточненный прогноз*
Факт
|
5850,0
6580,0
7590,6
|
8065,4
8725,0
9738,8
|
137,8
132,6
128,3
|
Темпы прироста реального ВВП, в %
Прогноз
Уточненный прогноз
Факт
|
7,9
8,0
9,7
|
8,3
8,3
10,6
|
|
Экспорт товаров, млрд. долл. США
Прогноз
Уточненный прогноз
Факт
|
17,6
22,9
27,8
|
29,1
29,4
38,3
|
165,3
128,4
137,8
|
Импорт товаров, млрд. долл. США
Прогноз
Уточненный прогноз
Факт
|
13,5
15,0
17,4
|
23,1
21,0
23,7
|
171,1
140,0
136,2
|
Индекс потребительских цен, %
Прогноз
Уточненный прогноз
Факт
|
4,9-6,5
5-7
7,6
|
5-7
5,7-7,6
8,6
|
|
Инвестиции в основной капитал, млрд. тенге
Прогноз
Уточненный прогноз
Факт
|
1630,0
1714,0
2421,0
|
2529,0
2602,1
2810,3
|
155,2
152,0
116,1
|
Курс тенге к доллару США
Прогноз
Уточненный прогноз
Факт
|
131,7
130,0
132,9
|
127,0
127,0
126,1
|
96,4
97,7
94,9
|
Мировая цена на нефть (BRENT), долл. США
Прогноз
Уточненный прогноз
Факт
|
32,9
42,0
54,4
|
47,0
55,0
65,4
|
142,9
130,9
120,2
|
Дефицит бюджета (профицит) в % к ВВП
Прогноз
Уточненный прогноз
Факт
|
-1,5
-1,7
0,6
|
-1,4
-1,4
0,6
|
93,3
82,4
100
|
Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета
об исполнении республиканского бюджета за 2006 год [8]
|
Анализ данных таблицы 1 показывает, что при прогнозировании
темпы роста объемов ВВП, экспорта и импорта, цены на нефть, а также уровень
инфляции занижались. При этом в 2006 году значительно увеличены погрешности
макроэкономического прогнозирования. Так, уточненный прогнозируемый объем ВВП в
2006 году был на 10,4 пункта ниже фактического, а стоимость нефти – на 15,9
пункта (таблица 2).
Таблица 2 -Отклонение
уточненного прогноза от фактического значения в процентах
Показатели
|
2005
|
2006
|
Среднее отклонение
|
ВВП
|
-13,3
|
-10,4
|
-11,9
|
Темпы прироста реального ВВП
|
-17,5
|
-21,7
|
-19,6
|
Экспорт товаров
|
-17,6
|
-23,2
|
-20,4
|
Импорт товаров
|
-13,8
|
-11,4
|
-12,6
|
Индекс потребительских цен
|
-8,0
|
-11,6
|
-9,8
|
Курс тенге к доллару США
|
-2,2
|
0,7
|
+0,8
|
Цена на нефть (BRENT)
|
-22,8
|
-15,9
|
-19,4
|
Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета
об исполнении республиканского бюджета за 2006 год
|
Как видно из таблицы 2, отклонения по отдельным основным
показателям в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличились. Уточненный
прогнозируемый темп прироста ВВП в 2006 году на 21,7 пункта был ниже
фактического роста, а уровень инфляции – на 11,6 пункта. Все это в определенной
степени повлияло на качество бюджетной политики, в частности на исполнение
доходов и расходов республиканского бюджета. Прогнозы доходов республиканского
бюджета за 2005-2006 годы были в основном занижены, что привело к уточнению и
корректировке республиканского бюджета в ходе его исполнения. По оценке
Счетного комитета, погрешности макроэкономического прогнозирования
обуславливали неполное и неэффективное использование средств республиканского
бюджета.
Основные параметры доходов и расходов республиканского
бюджета за 2006 год приведены в таблице 3.
Как видно из таблицы 3, в процессе исполнения
республиканского бюджета за 2006 год Парламентом Республики Казахстан уточнены
и Правительством Республики Казахстан неоднократно корректировались основные
его параметры. Так, при уточнении бюджета доходы были увеличены на 42,1 млрд.
тенге, а налоговые поступления – уменьшены на 36,2 млрд. тенге. В последующем,
Правительством в результате корректировок доходы увеличены на 214,7 млрд.
тенге, а налоговые поступления – на 136,4 млрд. тенге. Кассовое исполнение
доходов республиканского бюджета превысило утвержденные и уточненные показатели
соответственно на 26,0% и 22,3 процента.
Таблица 3 -Агрегированные
показатели исполнения республиканского бюджета за 2006 год, млрд. тенге
|
Утве
ржд. бюджет
|
Уточнен. бюджет
|
Скоррект. бюджет
|
Кассовое испол.
|
% исполнения к
|
утвер.
|
уточ.
|
скор.
|
Доходы
отклонение*:
в млрд. тенге
в %
Налоговые поступления
отклонение:
в млрд. тенге
в %
Неналоговые поступления
отклонение:
в млрд. тенге
в %
Затраты
отклонение:
в млрд. тенге
в %
Бюджетные кредиты
отклонение:
в млрд. тенге
в %
Приобретение финактивов
отклонение:
в млрд. тенге
в %
Дефицит бюджета
Остаток бюджетных средств на конец года
|
1468,2
379,0
26,0
1302,9
364,9
28,0
37,7
11,5
30,5
1476,2
210,1
14,2
38,2
-1,3
-3,4
91,2
12,3
13,5
-113,7
|
1510,3
336,9
22,3
1266,7
401,1
31,7
39,3
9,9
25,2
1518,8
167,5
11,0
37,9
-1,0
-2,6
103,5
-126,2
|
1682,9
164,3
10,0
1439,3
228,5
15,9
39,3
9,9
25,2
1703,9
-17,6
-1,0
37,9
-1,0
-2,6
103,5
-126,2
|
1847,2
1667,8
49,2
1686,3
36,9
103,5
54,7
151,0
|
125,8
128,0
130,5
114,2
96,6
113,5
|
122,3
131,7
125,2
111,0
97,4
100,0
|
109,8
115,9
125,2
98,9
97,4
100,0
|
Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета
об исполнении республиканского бюджета за 2006 год [8]
|
Затраты республиканского бюджета за 2006 год в процессе
уточнения были увеличены на 42,6 млрд. тенге и составили 1518,8 млрд. тенге,
против 1476,2 млрд. тенге, а расходы на приобретение финансовых активов – на
12,3 млрд. тенге и составили 103,5 млрд. тенге. В свою очередь, Правительством
в течение отчетного года были внесены изменения к уточненному показателю и в
результате затраты увеличены на 185,1 млрд. тенге и составили 1703,9 млрд.
тенге. Фактическое исполнение затрат составило 1686,3 млрд. тенге, или 111,0% к
уточненному назначению и 98,9% - к скорректированному показателю.
Дефицит республиканского бюджета в процессе уточнения был
увеличен на 12,5 млрд. тенге и составил 126,2 млрд. тенге. Фактически
республиканский бюджет исполнен с профицитом на сумму 54,7 млрд. тенге. В 2006
году для финансирования дефицита бюджета были привлечены внешние и внутренние
займы. При этом сумма внутренних заемных средств составила 167,6 млрд. тенге,
из них 83,7 млрд. тенге были направлены на погашение основного долга по
государственным ценным бумагам, а 83,9 млрд. тенге остались неиспользованными.
В результате на 1 января 2007 года свободный остаток средств республиканского
бюджета составил 151,0 млрд. тенге и по сравнению с 2006 годом увеличился в 12
раз. По оценке Счетного комитета, это привело к упущенным возможностям
дополнительного роста экономики республики, которые, с учетом
мультипликативного эффекта, превысили 200 млрд. тенге.
Погрешности макроэкономического прогнозирования оказали
значительное влияние на налоговые поступления в республиканский бюджет, в
доходной части которого их доля в 2006 году составила 90,2 процента. При этом
основным фактором, повлиявшим на увеличение налоговых сборов, явился рост цен
на нефть. В отчетном году цены на нефть по сравнению с 2005 годом увеличились
на 20,2 процента. В 2005-2006 годы углеводороды и металлы обеспечили более 3/4
стоимости товарного экспорта республики, а доля налоговых поступлений в
республиканский бюджет от нефтяного сектора составила более 30 процентов [8].
Рисунок 1 - Динамика доходов государственного бюджета за 1996
- 2006 годы [9]
Доходы государственного бюджета в 2006 году по сравнению с
1997 годом увеличились в 8,3 раза или на 2 058,6 млрд.тенге. Так, в 1997
году доходы государственного бюджета к ВВП составили 16,7% или 279,4
млрд.тенге. В 2005 году доходы государственного бюджета к ВВП составили 27,6%
или 2 098,5 млрд.тенге (Рисунок 1).
Доходы государственного бюджета в 2006 году к ВВП составили
22,9% или 2 338,0 млрд.тенге, снижение по сравнению с 2005 годом объясняется
тем, что для исключения зависимости исполнения бюджета от нефтяных поступлений
с 1 июля 2006 года Казахстан перешел на новую концепцию формирования и
использования Национального фонда РК. В связи с чем, в настоящее время доходы
бюджета не зависят от колебаний цен на нефть, то есть фактора ранее решающего
при формировании бюджета страны. Прямые налоги, от предприятий нефтяного
сектора минуя бюджет, перечисляются в Национальный фонд РК. Динамика доходов
государственного бюджета РК наглядно отражена в приложении 1.
Доходы государственного бюджета на 2007 год установлены в
сумме 2 648,9 млрд.тенге. По состоянию на 01.09.2007 года доходы
государственного бюджета при плане 1 671,2 млрд.тенге составили
1 796,6 млрд.тенге, или исполнены на 107,5%.
В приложении 2 отражена динамика исполнения
государственного бюджета по структуре бюджета за 2005-2007 годы, из которого
видно, что расходы государственного бюджета на 2007 год предусмотрены в сумме
2974,4 млрд. тенге, что по сравнению с 2005 годом выросли в 1,4 раза, с 2006
годом на 1,3 раза, в том числе, соответственно республиканский бюджет в 1,4 и 1,3
раза, местный бюджет - 1,8 и 1,4 раза.
Расходы республиканского бюджета без учета погашения займов
на 2007 год предусмотрены в сумме 2369,4 млрд.тенге, по состоянию на 1 октября
т.г. составили в сумме 1769,0 млрд.тенге, или 97,1% к плану финансирования на
отчетный период в сумме 1821,2 млрд.тенге.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|