Финансы организаций образования, культуры, искусства и здравоохранения
РЕФЕРАТ
по курсу «Финансы
и кредит»
по теме: «Финансы
организаций образования, культуры, искусства и здравоохранения»
1. Финансирование образования
Успехи страны в XX в. в значительной мере были достигнуты
благодаря повышению уровня народного образования. Этому способствовало
постоянное внимание государства развитию сети учреждений образования.
Проводимые в России экономические и общественные реформы
отражаются и на системе образования. Главная задача первого этапа реформ в
образовании — адаптация российской системы образования к требования рыночной
экономики.
В Российской Федерации в настоящее время действуют
государственные, муниципальные и частные учебные заведения.
Создание и функционирование этих учреждений регулируются
законодательными актами Российской Федерации, подзаконными актами и
инструктивными материалами Правительства РФ и ведомств.
Наиболее важным из этих документов является Закон РФ «Об
образовании» от 13 января 1996 г. В соответствии с этим Законом компетенцией в
области образования обладают органы Российской федерации, субъектов РФ и
местного самоуправления. Они могут быть учредителями образовательных учреждений
и финансировать их из федерального, региональных, местных бюджетов и за счет
личных средств граждан.
За счет средств федерального бюджета финансируется
основная часть высших учебных заведений. Начальное и среднее профессиональное
образование примерно поровну финансируется из региональных и местных бюджетов.
Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируются из местных
бюджетов.
Всего на образовательные цели из консолидированного
бюджета Российской Федерации в 2004 г. было направлено 593 млрд руб., или 13%
общих расходов. Из них на федеральный бюджет приходится лишь 20%, а на
территориальные бюджеты — 80%, в том числе на региональные бюджеты — 21% и на
местные — 59% всех общегосударственных расходов на образование.
Расходы на образование и подготовку кадров являются самым
крупным разделом расходов территориальных бюджетов. Их доля в консолидированных
бюджетах субъектов РФ превышает 17%. Особенно велика их доля в местных бюджетах
— более 30%. В расходах региональных бюджетов она составляет примерно 7%.
Из общей суммы расходов территориальных бюджетов,
выделяемых на образование, наибольшая доля — примерно 62% — направляется на
содержание общеобразовательных учреждений, на втором месте дошкольные
учреждения — 18%, на подготовку кадров выделяется 8%, в том числе по 3% — на
начальное и среднее профессиональное образование и примерно 1% — на высшее
профессиональное образование. Подавляющая часть средств (97%) направляется на
текущее содержание учебных заведений. Лишь примерно 3% средств используется на
капитальные вложения.
Кроме бюджетных средств, которые являются в настоящее
время превалирующим источником финансирования образовательных заведений,
используются личные средства граждан, платящих за образовательные услуги, предоставляемые
государственными, муниципальными и частными учебными учреждениями.
Финансовое обеспечение образовательных учреждений
осуществляется на базе утвержденных представительными органами власти
государственных и местных нормативов. В основе этих нормативов лежат следующие
параметры, заложенные в Законе РФ «Об образовании»: финансированию подлежит
обучение 170 студентов на каждые 10 тыс. чел. населения Российской Федерации.
Для этого ежегодное выделение финансовых ресурсов должно составлять не менее 10%
величины национального дохода; на финансирование вузов должно выделяться не
менее 3% расходов федерального бюджета.
Но в настоящее время эти нормативы не выдерживаются, так
как финансирование образования зависит от величины бюджетных доходов. В
результате недофинансирование образовательных учреждений превышает 50%
общегосударственной нормы.
Следствием постоянного и серьезного недофинансирования
сферы образования становится снижение уровня материально- технического
обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и
уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет к
снижению качества обучения подрастающего поколения и в итоге к
научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности
в обществе.
В этих условиях одной из важнейших задач государства
является существенное изменение ситуации в сфере образования. Этим целям
посвящена разработанная специалистами Министерства образования РФ и одобренная
Правительством РФ в 2001 г. «Концепция модернизации российского образования на
период до 2010 г.». В ней определены основные направления модернизации общего и
профессионального образования, условия повышения качества обучения в
общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях. Цель
модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития
системы образования.
Большое внимание в Концепции уделено формированию
эффективных экономических отношений в сфере образования. Основными элементами
нового экономического механизма в образовании должны стать:
введение нормативного бюджетного финансирования общего
среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения
государственных образовательных стандартов и необходимых условий
образовательного процесса;
разработка дифференцированных нормативов бюджетного
финансирования учреждений высшего и в перспективе среднего профессионального
образования, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ;
создание системы государственного образовательного
кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей отдаленных
территорий для получения ими профессионального образования;
выделение средств на развитие образования из бюджетов
всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования
учебно-лабораторного оборудование и информационно-вычислительной техники,
развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации
преподавателей;
достижение прозрачности межбюджетных отношений в части,
касающейся финансового обеспечения образования;
развитие механизмов финансовой поддержки субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований с учетом требований
модернизации образования;
обеспечение целевого использования средств, выделяемых на
нужды образования из бюджетов разных уровней;
стимулирование соучредительства и многоканального
финансирования учреждений профессионального образования; переход к
финансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе;
нормативно-правовое обеспечение экономической
самостоятельности учреждений образования, в том числе на основе увеличения
разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и
организаций;
последовательная реализация принципа экономической
автономии учебных заведений при введении казначейской системы учета
внебюджетных средств образовательных учреждений;
обеспечение прозрачности финансовой деятельности
образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической
ответственности;
создание условий для привлечения дополнительных средств в
учреждения образования, систематизация льгот, в том числе налоговых;
расширение на базе образовательных учреждений
дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как
средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего
ресурса финансирования образовательных учреждений, стимулирования инновационных
образовательных процессов;
создание на базе образовательных учреждений (особенно в
сельской местности) культурно-образовательных, учебно-производственных,
медико-оздоровительных центров;
поддержка профильного учебного производства на базе
образовательных учреждений;
предоставление возможности использовать средства
Федеральной программы развития образования для финансирования программ развития
всех типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений
на условиях софинансирования из соответствующих бюджетов.
В целях развития образования в стране, повышения его
уровня и качества в числе приоритетных национальных проектов принят и осуществляется
проект «Образование».
В проекте выделяются пять направлений:
Поддержка и развитие лучших образцов отечественного
образования;
Внедрение современных образовательных технологий;
Создание национальных университетов и бизнес-школ
мирового уровня;
Повышение уровня воспитательной работы в школах;
Развитие системы профессиональной подготовки в армии.
1. По направлению «Поддержка и развитие лучших образцов
отечественного образования» основными задачами являются стимулирование вузов и
общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные
образовательные программы, государственная поддержка талантливой молодежи,
поощрение лучших учителей.
Для их решения предполагается осуществить следующие
мероприятия:
оказание по итогам конкурсного отбора государственной
поддержки на реализацию программ развития не менее 30 вузам (на общую сумму 20
млрд руб.) и 6000 школ (на общую сумму 6,0 млрд руб.), активно внедряющим
инновационные образовательные программы;
государственная поддержка талантливой молодежи, предполагающая
предоставление ежегодно 2500 грантов;
поощрение ежегодно 10 тыс. лучших учителей премиями в
размере 100 000 руб., что позволит поддержать лучшие педагогические кадры,
повысить престиж учительской профессии.
На эти цели из федерального бюджета будет выделено 9,2
млрд руб. в 2006 г. и 19,2 млрд руб. в 2007 г.
По направлению «Внедрение современных образовательных
технологий» основными задачами являются разработка и размещение в открытом
доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение
школ к Интернету, приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения
компьютерного оборудования, а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями
и оборудованием.
Основные мероприятия по этому направлению включают:
подключение 20 000 школ к сети Интернет и оснащение
ежегодно не менее 2500 школ компьютерными классами, что в комплексе с ранее
реализованными государственными программами информатизации общего образования
позволит обеспечить техническую основу дня внедрения современных образовательных
технологий;
разработка и размещение в открытом доступе на федеральном
сайте 100 дистанционных образовательных программ. На эти цели из федерального
бюджета будет выделено 0,15 млрд руб. в 2006 г. и 0,15 млрд руб. в 2007 г.;
оснащение в 2006—2007 гг. не менее 8000 школ учебно-наглядными
пособиями и оборудованием на сумму 4,8 млрд руб., в том числе 2,3 млрд руб. в
2006 г.
По направлению «Создание национальных университетов и
бизнес-школ мирового уровня» основными мероприятиями являются создание к 2008
г. в России двух университетских центров на 30 тыс. мест каждый в Южном и
Сибирском федеральных округах, а также двух бизнес-школ по 500 мест каждая в
московском регионе и Санкт-Петербурге.
На эти цели из федерального бюджета будет выделено 3,0
млрд руб. в 2006 г. и 6,0 млрд руб. в 2007 г., а также привлечены средства
субъектов Российской Федерации и частных инвесторов.
По направлению «Повышение уровня воспитательной работы в
школах» основным мероприятием является выплата дополнительного ежемесячного
денежного вознаграждения за классное руководство, включая учителей начальных
классов. На эти цели в федеральном бюджете на 2006 г. предусмотрено 7,7 млрд
руб.
5. По направлению «Развитие системы профессиональной
подготовки в армии» основными задачами являются: расширение возможностей
получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими
военную службу по призыву, предоставление преференций при подготовке к
поступлению в вузы и получении высшего образования лицам, отслужившим не менее
трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в воинских
должностях солдат, матросов, сержантов, старшин.
Основные мероприятия по этому направлению включают:
создание в воинских частях 100 учебных центров начального
профессионального образования для военнослужащих срочной службы;
организация обучения на подготовительных отделениях вузов
лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в воинских должностях солдат,
матросов, сержантов, старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации.
На эти цели из федерального бюджета будет выделено 0,3
млрд руб. в 2006 г. и 0,6 млрд руб. в 2007 г.
Кроме того, предусматривается реализация проекта
«Сельский школьный автобус», в рамках которого в 2006—2007 гг. субъектам
Российской Федерации будут предоставлены субсидии в сумме 2,08 млрд руб. на
приобретение ежегодно не менее 3500 школьных автобусов на условиях паритетного
финансирования.
Общие расходы на реализацию проекта в 2006—2007 гг.
составят примерно 60 млрд руб.
2. Финансирование учреждений культуры, искусства и
средств массовой информации
Важнейшим показателем развития человеческой цивилизации
является уровень культуры.
Несмотря на экономический кризис, недостаточный уровень
финансирования, число некоторых видов учреждений культуры продолжает расти. Так,
с 1990 по 2004 г. число музеев увеличилось с 1315 до 2269; число
профессиональных театров — с 382 до 579. Однако из-за экономического кризиса
количество многих видов объектов сократилось. Число общедоступных библиотек
уменьшилось с 62 тыс. до 50 тыс., учреждений клубного типа — с 73 тыс. до 53
тыс., цирков — с 77 до 66, киноустановок — с 77 тыс. до 13 тыс.
В целях поддержания и роста культурного уровня общества
государство выделяет из бюджета финансовые ресурсы. В России в соответствии с
Законом РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 9 октября 1992 г. объем
средств, направляемых на культуру, должен быть не менее 2% расходов
федерального и 6% территориальных бюджетов.
Главным источником финансирования учреждений культуры
являются территориальные бюджеты. Их доля в консолидированном бюджете России
превышает 77%. При этом доля местных бюджетов составляет 45%, а региональных —
32%.
Такое распределение средств обусловлено тем, что за счет
местных бюджетов финансируются самые массовые учреждения культуры (общедоступные
библиотеки, музеи, дворцы, дома культуры и клубы). За счет региональных
бюджетов финансируются объекты республиканского, краевого, областного значения
(крупные библиотеки, театры, концертные организации, памятники истории и
культуры).
Особенностью финансирования объектов культуры является
то, что часть из них имеет возможность получения внебюджетных доходов,
поступающих в результате их коммерческой деятельности. В первую очередь это
относится к зрелищным учреждениям (театрам, циркам, концертным залам, дворцам
культуры и др.). Поэтому в этой области имеет место сочетание бюджетного
финансирования с результатами хозрасчетной деятельности.
Тем не менее, в большинстве случаев бюджетные
ассигнования преобладают. Если бюджетное финансирование музеев, библиотек,
дворцов культуры осуществляется по полному перечню статей расходов (зарплата с
начислениями, хозяйственные расходы, ремонт и т.д.), то для театров, концертных
организаций, цирков, организаций кинематографии бюджетные ассигнования
выделяются главным образом в виде субсидий и средств на капитальный ремонт.
В виде бюджетных субсидий оказывается также поддержка
средствам массовой информации телевизионным и радиовещательным компаниям,
изданиям периодической печати, книжным издательствам.
Страницы: 1, 2, 3
|