рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансы организаций образования, культуры, искусства и здравоохранения

Финансы организаций образования, культуры, искусства и здравоохранения

 












РЕФЕРАТ

по курсу «Финансы и кредит»

по теме: «Финансы организаций образования, культуры, искусства и здравоохранения»

 

1. Финансирование образования


Успехи страны в XX в. в значительной мере были достигнуты благодаря повышению уровня народного образования. Этому способствовало постоянное внимание государства развитию сети учреждений образования.

Проводимые в России экономические и общественные реформы отражаются и на системе образования. Главная задача первого этапа реформ в образовании — адаптация российской системы образования к требования рыночной экономики.

В Российской Федерации в настоящее время действуют государственные, муниципальные и частные учебные заведения.

Создание и функционирование этих учреждений регулируются законодательными актами Российской Федерации, подзаконными актами и инструктивными материалами Правительства РФ и ведомств.

Наиболее важным из этих документов является Закон РФ «Об образовании» от 13 января 1996 г. В соответствии с этим Законом компетенцией в области образования обладают органы Российской федерации, субъектов РФ и местного самоуправления. Они могут быть учредителями образовательных учреждений и финансировать их из федерального, региональных, местных бюджетов и за счет личных средств граждан.

За счет средств федерального бюджета финансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и среднее профессиональное образование примерно поровну финансируется из региональных и местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируются из местных бюджетов.

Всего на образовательные цели из консолидированного бюджета Российской Федерации в 2004 г. было направлено 593 млрд руб., или 13% общих расходов. Из них на федеральный бюджет приходится лишь 20%, а на территориальные бюджеты — 80%, в том числе на региональные бюджеты — 21% и на местные — 59% всех общегосударственных расходов на образование.

Расходы на образование и подготовку кадров являются самым крупным разделом расходов территориальных бюджетов. Их доля в консолидированных бюджетах субъектов РФ превышает 17%. Особенно велика их доля в местных бюджетах — более 30%. В расходах региональных бюджетов она составляет примерно 7%.

Из общей суммы расходов территориальных бюджетов, выделяемых на образование, наибольшая доля — примерно 62% — направляется на содержание общеобразовательных учреждений, на втором месте дошкольные учреждения — 18%, на подготовку кадров выделяется 8%, в том числе по 3% — на начальное и среднее профессиональное образование и примерно 1% — на высшее профессиональное образование. Подавляющая часть средств (97%) направляется на текущее содержание учебных заведений. Лишь примерно 3% средств используется на капитальные вложения.

Кроме бюджетных средств, которые являются в настоящее время превалирующим источником финансирования образовательных заведений, используются личные средства граждан, платящих за образовательные услуги, предоставляемые государственными, муниципальными и частными учебными учреждениями.

Финансовое обеспечение образовательных учреждений осуществляется на базе утвержденных представительными органами власти государственных и местных нормативов. В основе этих нормативов лежат следующие параметры, заложенные в Законе РФ «Об образовании»: финансированию подлежит обучение 170 студентов на каждые 10 тыс. чел. населения Российской Федерации. Для этого ежегодное выделение финансовых ресурсов должно составлять не менее 10% величины национального дохода; на финансирование вузов должно выделяться не менее 3% расходов федерального бюджета.

Но в настоящее время эти нормативы не выдерживаются, так как финансирование образования зависит от величины бюджетных доходов. В результате недофинансирование образовательных учреждений превышает 50% общегосударственной нормы.

Следствием постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования становится снижение уровня материально- технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет к снижению качества обучения подрастающего поколения и в итоге к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе.

В этих условиях одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в сфере образования. Этим целям посвящена разработанная специалистами Министерства образования РФ и одобренная Правительством РФ в 2001 г. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.». В ней определены основные направления модернизации общего и профессионального образования, условия повышения качества обучения в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Большое внимание в Концепции уделено формированию эффективных экономических отношений в сфере образования. Основными элементами нового экономического механизма в образовании должны стать:

введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса;

разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений высшего и в перспективе среднего профессионального образования, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ;

создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей отдаленных территорий для получения ими профессионального образования;

выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудование и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;

достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования;

развитие механизмов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом требований модернизации образования;

обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней;

стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; переход к финансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе;

нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций;

последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных учреждений;

обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности;

создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования, систематизация льгот, в том числе налоговых;

расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, стимулирования инновационных образовательных процессов;

создание на базе образовательных учреждений (особенно в сельской местности) культурно-образовательных, учебно-производственных, медико-оздоровительных центров;

поддержка профильного учебного производства на базе образовательных учреждений;

предоставление возможности использовать средства Федеральной программы развития образования для финансирования программ развития всех типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений на условиях софинансирования из соответствующих бюджетов.

В целях развития образования в стране, повышения его уровня и качества в числе приоритетных национальных проектов принят и осуществляется проект «Образование».

В проекте выделяются пять направлений:

Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования;

Внедрение современных образовательных технологий;

Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня;

Повышение уровня воспитательной работы в школах;

Развитие системы профессиональной подготовки в армии.

1. По направлению «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования» основными задачами являются стимулирование вузов и общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, государственная поддержка талантливой молодежи, поощрение лучших учителей.

Для их решения предполагается осуществить следующие мероприятия:

оказание по итогам конкурсного отбора государственной поддержки на реализацию программ развития не менее 30 вузам (на общую сумму 20 млрд руб.) и 6000 школ (на общую сумму 6,0 млрд руб.), активно внедряющим инновационные образовательные программы;

государственная поддержка талантливой молодежи, предполагающая предоставление ежегодно 2500 грантов;

поощрение ежегодно 10 тыс. лучших учителей премиями в размере 100 000 руб., что позволит поддержать лучшие педагогические кадры, повысить престиж учительской профессии.

На эти цели из федерального бюджета будет выделено 9,2 млрд руб. в 2006 г. и 19,2 млрд руб. в 2007 г.

По направлению «Внедрение современных образовательных технологий» основными задачами являются разработка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к Интернету, приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования, а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием.

Основные мероприятия по этому направлению включают:

подключение 20 000 школ к сети Интернет и оснащение ежегодно не менее 2500 школ компьютерными классами, что в комплексе с ранее реализованными государственными программами информатизации общего образования позволит обеспечить техническую основу дня внедрения современных образовательных технологий;

разработка и размещение в открытом доступе на федеральном сайте 100 дистанционных образовательных программ. На эти цели из федерального бюджета будет выделено 0,15 млрд руб. в 2006 г. и 0,15 млрд руб. в 2007 г.;

оснащение в 2006—2007 гг. не менее 8000 школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием на сумму 4,8 млрд руб., в том числе 2,3 млрд руб. в 2006 г.

По направлению «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня» основными мероприятиями являются создание к 2008 г. в России двух университетских центров на 30 тыс. мест каждый в Южном и Сибирском федеральных округах, а также двух бизнес-школ по 500 мест каждая в московском регионе и Санкт-Петербурге.

На эти цели из федерального бюджета будет выделено 3,0 млрд руб. в 2006 г. и 6,0 млрд руб. в 2007 г., а также привлечены средства субъектов Российской Федерации и частных инвесторов.

По направлению «Повышение уровня воспитательной работы в школах» основным мероприятием является выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, включая учителей начальных классов. На эти цели в федеральном бюджете на 2006 г. предусмотрено 7,7 млрд руб.

5. По направлению «Развитие системы профессиональной подготовки в армии» основными задачами являются: расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, предоставление преференций при подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования лицам, отслужившим не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин.

Основные мероприятия по этому направлению включают:

создание в воинских частях 100 учебных центров начального профессионального образования для военнослужащих срочной службы;

организация обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации.

На эти цели из федерального бюджета будет выделено 0,3 млрд руб. в 2006 г. и 0,6 млрд руб. в 2007 г.

Кроме того, предусматривается реализация проекта «Сельский школьный автобус», в рамках которого в 2006—2007 гг. субъектам Российской Федерации будут предоставлены субсидии в сумме 2,08 млрд руб. на приобретение ежегодно не менее 3500 школьных автобусов на условиях паритетного финансирования.

Общие расходы на реализацию проекта в 2006—2007 гг. составят примерно 60 млрд руб.


2. Финансирование учреждений культуры, искусства и средств массовой информации


Важнейшим показателем развития человеческой цивилизации является уровень культуры.

Несмотря на экономический кризис, недостаточный уровень финансирования, число некоторых видов учреждений культуры продолжает расти. Так, с 1990 по 2004 г. число музеев увеличилось с 1315 до 2269; число профессиональных театров — с 382 до 579. Однако из-за экономического кризиса количество многих видов объектов сократилось. Число общедоступных библиотек уменьшилось с 62 тыс. до 50 тыс., учреждений клубного типа — с 73 тыс. до 53 тыс., цирков — с 77 до 66, киноустановок — с 77 тыс. до 13 тыс.

В целях поддержания и роста культурного уровня общества государство выделяет из бюджета финансовые ресурсы. В России в соответствии с Законом РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 9 октября 1992 г. объем средств, направляемых на культуру, должен быть не менее 2% расходов федерального и 6% территориальных бюджетов.

Главным источником финансирования учреждений культуры являются территориальные бюджеты. Их доля в консолидированном бюджете России превышает 77%. При этом доля местных бюджетов составляет 45%, а региональных — 32%.

Такое распределение средств обусловлено тем, что за счет местных бюджетов финансируются самые массовые учреждения культуры (общедоступные библиотеки, музеи, дворцы, дома культуры и клубы). За счет региональных бюджетов финансируются объекты республиканского, краевого, областного значения (крупные библиотеки, театры, концертные организации, памятники истории и культуры).

Особенностью финансирования объектов культуры является то, что часть из них имеет возможность получения внебюджетных доходов, поступающих в результате их коммерческой деятельности. В первую очередь это относится к зрелищным учреждениям (театрам, циркам, концертным залам, дворцам культуры и др.). Поэтому в этой области имеет место сочетание бюджетного финансирования с результатами хозрасчетной деятельности.

Тем не менее, в большинстве случаев бюджетные ассигнования преобладают. Если бюджетное финансирование музеев, библиотек, дворцов культуры осуществляется по полному перечню статей расходов (зарплата с начислениями, хозяйственные расходы, ремонт и т.д.), то для театров, концертных организаций, цирков, организаций кинематографии бюджетные ассигнования выделяются главным образом в виде субсидий и средств на капитальный ремонт.

В виде бюджетных субсидий оказывается также поддержка средствам массовой информации телевизионным и радиовещательным компаниям, изданиям периодической печати, книжным издательствам.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.