рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Государственный долг субъекта РФ, его динамика и структура (на примере республики Башкортостан)

Подобная жесткая регламентация объемов и форм заимствований, прав и полномочий органов, их осуществляющих, позволила обеспечить полное исполнение всех принятых правительством республики платежных обязательств. В кредитной истории республики Башкортостан нет прецедентов задержки или неосуществления платежей по обязательствам.

Согласно Бюджетному кодексу РФ государственные заимствования могут осуществляться в целях финансирования дефицита бюджета либо при его отсутствии в целях финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение государственного долга.

Необходимость осуществления заимствований с целью покрытия бюджетных дефицитов (покрытие кассовых разрывов, финансирование текущих расходов) вызвана диспропорциями в формировании доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации, связанными с неравномерными поступлениями налоговых платежей и потребностью в осуществлении бюджетных расходов. Потребность регионов в финансовых ресурсах за последнее время существенно увеличилась в связи с проводимыми федеральными реформами по перераспределению доходных и расходных полномочий между различными уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

Заимствования на указанные цели решают краткосрочные задачи бюджета, но не приводят к решению проблемы стабилизации бюджета в долгосрочной перспективе, а тем более проблемы развития местной экономики.

Правительство республики Башкортостан в течение последних лет последовательно проводит политику поддержания нулевого первичного дефицита бюджета. При этом, несмотря на то, что передача обязательств по финансированию с федерального уровня бюджетной системы на региональный уровень привела к значительному росту объемов социально значимых расходов консолидированного бюджета, удается исполнять бюджет с профицитом. С 1999 г. бюджет с дефицитом исполнялся только в 2001 г. в сумме 761,5 млн. руб. (3% расходов бюджета) при утвержденном размере дефицита в 1125 млн. руб.

Государственные заимствования республики Башкортостан осуществляются в соответствии с Программой государственных заимствований, ежегодно утверждаемой Законом о бюджете на соответствующий финансовый год.

Согласно требованиям, изложенным в ст.107 Бюджетного кодекса РФ, Законом о бюджете республики Башкортостан на соответствующий год ежегодно начиная с 1999г. устанавливается верхний предел государственного долга республики. При этом планируемый и фактический объемы государственного долга не превышают объем доходов бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы.

Расходы на обслуживание государственного долга определяются в соответствии с условиями заключенных кредитных договоров, решениями об эмиссии государственных ценных бумаг и иными документами, устанавливающими сроки и размеры выплат по обслуживанию заемных средств, и ежегодно утверждаются Законом о бюджете республики Башкортостан на соответствующий финансовый год отдельной строкой. При этом планируемая и фактическая суммы расходов на обслуживание государственного долга не превышают 15% объема расходов бюджета согласно ограничениям, установленным Бюджетным кодексом РФ (рис.1).


Рисунок 1. Удельный вес расходов на обслуживание государственного долга республики Башкортостан в общем объеме расходов бюджета


Указанные расходы определяются в законе как подлежащие финансированию в первоочередном порядке и не подлежащие сокращению.

Республика Башкортостан - один из немногих субъектов Российской Федерации, для которых проблема обслуживания государственного долга не является острой. Своевременно и полностью исполняются обязательства по обслуживанию и погашению своих долговых обязательств. Практика секвестирования бюджетных расходов на обслуживание и погашение долговых обязательств в республике не применялась.

Необходимо отметить, что к настоящему моменту республика Башкортостан накопила достаточный опыт осуществления заимствований как внутренних, так и на внешних финансовых рынках. Так, в соответствии с Программой государственных заимствований республики на 2001 г. был осуществлен государственный облигационный займ общим номинальным объемом 1 млрд руб., сроком обращения 368 дней, с доходностью к погашению на дату размещения в 19,25% годовых.

В 2002 г. были осуществлены 2 эмиссии государственных ценных бумаг:

18 июня состоялось размещение выпуска облигаций общим номинальным объемом 500 млн. руб., сроком обращения 546 дней. Доходность к погашению на дату размещения составила 18,10% годовых;

12 сентября состоялось размещение выпуска облигаций общим номинальным объемом 500 млн руб., сроком обращения 546 дней. Доходность к погашению на дату размещения составила 17,65% годовых.

Все выпуски облигаций погашены в установленные сроки и в полном объеме.

В марте 2003 г. состоялось подписание Кредитного соглашения между Правительством Республики Башкортостан и ООО "Эйч-эс-би-си банк (РР)" на сумму 15 млн долл. сроком на 1 год. Полученные кредитные ресурсы были направлены на финансирование республиканских инвестиционных проектов.

Подписание указанного выше соглашения явилось продолжением сотрудничеств республики Башкортостан с Банковской Группой HSBC, начавшегося в 1997 г. с предоставления кредита ОАО "УралСиб" на сумму 25 млн долл. В 1998 г. HSBC Bank и Moscow Narodny Bank Ltd предоставили непосредственно правительству республики синдицированный кредит на сумму 45 млн долл., что явилось отражением высокой степени доверия к республике как заемщику. республика своевременно выполнила свои обязательства по погашению кредита и осуществила все платежи по обязательствам в полном объеме.

 

2.3 Параметры состояния государственного долга Республики


Государственный долг республики Башкортостан составляет около 70% от предельного размера, установленного Законом Республики "О бюджете республики Башкортостан на 2004 г."

В структуре государственного долга Республики наибольший удельный вес занимают долговые обязательства по кредитным соглашениям - 52%. Долговые обязательства по государственным гарантиям составляют 26% от общего объема долга, по государственным ценным бумагам - 21%, по бюджетным кредитам из федерального бюджета - 1%.

Внешний долг республики составляет 69%, внутренний - 31%. Внешний государственный долг республики составляет 1640,6 млн. руб., или около 59 млн долл. по курсу Банка России, и сформирован из долговых обязательств по выданным гарантиям и поручительствам в сумме, эквивалентной 14 млн долл., и кредитным договорам и соглашениям в сумме 45 млн долл. Объем внутреннего государственного долга составляет 754 млн руб. и состоит из обязательств по эмитированным государственным ценным бумагам на сумму 500 млн руб., задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета в размере 11,9 млн руб., выданных государственных гарантий и поручительств на сумму 242 млн руб.

Объем государственного долга равен 10,6% собственных доходов бюджета, что соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации (норматив - 100%).

Объем расходов бюджета на обслуживание государственного долга республики на 2004 г. был запланирован в объеме 256 млн руб., т.е. менее 1% расходов бюджета. Расходы по обслуживанию государственного долга республики составили 88 млн руб., сократившись по сравнению с таковыми в 2003 г. на 37%. Доля расходов по обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов бюджета за 2004 г. составила менее 1%.

В процессе управления государственным долгом обеспечивалось соответствие объема государственного долга и суммы расходов на его обслуживание требованиям, установленным бюджетным законодательством, поддержание объема государственного долга на относительно стабильном уровне, а также формирование его оптимальной структуры, что обеспечило сокращение расходов по обслуживанию долга. Все предельные значения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации для государственного долга субъектов Российской Федерации, республикой соблюдены в полном объеме. Динамика объема государственного долга республики Башкортостан за пять лет представлены на рис.2,3,4.


Рисунок 2. Отношение государственного долга Республики Башкортостан к объему собственных доходов бюджета


Таким образом, на протяжении последних лет республика, привлекая необходимый для реализации запланированной бюджетной политики объем заемных средств, обеспечивает безопасный уровень государственного долга при низком уровне расходов на его обслуживание.

Происходит снижение доходности и удлинение сроков обращения государственных ценных бумаг.


Рисунок 3. Соотношение внутреннего и внешнего долга Республики Башкортостан в общем объеме государственного долга Республики.


2.4 Основные направления бюджетной политики в сфере управления государственным долгом республики Башкортостан (на примере 2005г)


Основными направлениями бюджетной и налоговой политики республики в сфере управления государственным долгом на 2005 г. определены:

обеспечение привлечения заемных средств на условиях, обеспечивающих минимально возможную стоимость их обслуживания;

обеспечение удлинения сроков привлекаемых заемных средств в целях реализации возможности долгосрочного инвестирования в приоритетные для республики инвестиционные проекты;

обеспечение исполнения долговых обязательств республики в полном объеме.

Бюджет республики Башкортостан на 2005 г. утвержден с дефицитом в 2,5 млрд руб., источником покрытия которого является уменьшение остатков денежных средств на счетах бюджета на сумму 2,5 млрд руб.


Рисунок 4. Структура государственного долга республики Башкортостан по формам долговых обязательств


Согласно утвержденному бюджету республики Башкортостан в 2005 г. запланировано погашение бюджетных кредитов из федерального бюджета на сумму 6 млн руб., ранее полученных кредитов в иностранной валюте на сумму 1350 млн руб., в целях исполнения в 2005 г. обязательств по погашению государственного долга планируется привлечение заемных средств путем заключения кредитных соглашений на сумму 45 млн долл.

Верхний предел государственного долга на 1 января 2006 г. установлен в объеме 2,95 млрд руб., в том числе по гарантиям 1,09 млрд руб. Расходы на обслуживание государственного долга планируются в объеме 172 млн. руб. (менее 1% от общего объема расходов бюджета) с уменьшением по сравнению с планом на 2004 г. на 33%.

Параметры государственного долга, утвержденные Законом о бюджете на 2005г., полностью отвечают требованиям и ограничениям, установленным бюджетным законодательством.


Заключение


Подводя итоги по курсовой работе, необходимо отметить, что привлекаемые заемные средства должны вкладываться в территориальные инвестиционные зоны развития, строительство объектов региональной и муниципальной инфраструктуры, в том числе создание объектов с короткими сроками окупаемости, остающихся в региональной и муниципальной собственности: гостиниц, кафе, торгово-офисных центров, станций техобслуживания и т.д. Полученный экономический эффект (доход) от этих объектов позволит осуществить погашение и обслуживание взятых долговых обязательств, стимулировать экономический рост, а также решить проблемы занятости населения и обеспечения его социальными услугами. В результате будет разрешена внутренняя противоречивость заимствований денежных средств субъектами Российской Федерации, обусловленная тем, что органы государственной власти должны, в первую очередь, выполнять свои социальные функции, которые носят долгосрочный характер. В то же время срок погашения привлекаемых заемных средств, как правило, значительно меньше времени, которое требуется региональным администрациям для решения насущных социальных проблем.

В качестве инструментария управления государственным долгом на местах предлагается разработать специальные инвестиционные программы субъектов Российской Федерации. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в отдельных случаях заемные средства могут быть использованы для выкупа более дорогих в обслуживании долговых обязательств, что, в конечном итоге, приведет к общему снижению расходов по обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации и оптимизации его структуры.

Также предлагаются меры по повышению персональной ответственности государственных служащих, принимающих решения о привлечении кредитов (займов), а также отвечающих за реализацию инвестиционных проектов, финансируемых за счет привлеченных заемных средств.

Вместе с тем необходимо отметить, что в любом случае должен соблюдаться принцип преемственности обязательств при смене органов власти как один из главных факторов, обеспечивающих доверие инвесторов к долговым инструментам, предлагаемым регионом и, соответственно, повышение его кредитного рейтинга. Данный принцип предполагает безусловное, полное и своевременное выполнение субъектом Российской Федерации своих обязательств по всем видам заимствований, включая обязательства предыдущих администраций.

Для совершенствования управления государственным долгом на региональном уровне предлагаются следующие основные меры:

принятие специальных нормативных правовых актов, детально регламентирующих вопросы привлечения и использования тех или иных видов долговых обязательств;

формирование оптимальной структуры государственного долга, состоящей преимущественно из облигационных займов, а также широкое использование различных видов займов (сберегательных, жилищных и т.д.), ориентированных на привлечение сбережений отдельных слоев населения;

выявление существующих рисков при привлечении различных видов долговых инструментов и принятие мер по их минимизации;

разработка финансового плана по обслуживанию и погашению государственного долга, содержащего несколько временных периодов: на месяц, квартал, год и на длительную перспективу. Наличие подобного плана позволит принимать быстрые и адекватные управленческие решения в случаях изменения ситуации с поступлением в бюджет средств, необходимых для обслуживания долга;

аккумулирование средств, поступающих от реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет привлечения заемных средств, и от использования собственности, созданной в ходе данных проектов, для последующих расчетов по погашению и обслуживанию долговых обязательств;

использование в работе специальных автоматизированных систем, позволяющих обеспечить полный учет всех заимствований, экспертизу предложений о принятии новых долговых обязательств, сбор и учет данных об использовании и обслуживании долговых обязательств, а также контроль за правильностью и своевременностью произведенных выплат;

подбор высококвалифицированных кадров в сфере управления государственным долгом, а также постоянное повышение уровня их профессиональной подготовки.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что на основе предложенных рекомендаций можно значительно улучшить управление государственным долгом субъектов Российской Федерации, в частности, привлечение заимствований, организацию их учета, формирование структуры долга, а также использование различных видов долговых обязательств.


Список использованной литературы


1.                Бюджетный Кодекс Российской Федерации: Официальный текст, (Б-ка российского законодательства). - М.: Издательство "ОМЕГА-Л", 2006. - 40с.

2.                Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации 2000 г. № 12 (36)

3.                Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

4.                ФЗ № 136 от 15.07.1998 г. Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг;

5.                Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. - 760с.

6.                Брагинская Л.С. Государственный долг: Анализ системы управления и оценка её эффективности. - М.: "Университетская книга", 2007. - 128с.

7.                Вавилов Ю.Я. Государственный долг. - М.: Перспектива, 2000.

8.                Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие для вузов, 2-е изд. перераб. и доп., М.: "Высшее образование", 2008. - 516с.

9.                Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 5-е изд., испр. И доп. - М.: "Дашков и Ко", 2006. - 308с.

10.           Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 г.

11.           Якушев А.В. Государственные и муниципальные финансы: Конспект лекций. - М.: "А-Приор", 2006. - 141с.

12.           Аракелян А. и др. Региональные и муниципальные заимствования // Рынок ценных бумаг. - 2001. - №5 (188)

13.           Бондарь Т. Выбор структуры и объема регионального долга: политические и экономические аспекты // Рынок ценных бумаг. - 2000. - №22.

14.           Бондарь Т. Перспективы роста регионального долга и бюджетных дефицитов // Рынок ценных бумаг. - 2004. - №11. - с.76-78.

15.           Воронин Ю., Кабашкин В. Управление государственным долгом // Экономист. - 2006. - №1. - с.58-67.

16.           Гаскаров А. Государственный долг республики Башкортостан: итоги и перспективы // Рынок ценных бумаг. - 2005. - №13. - с.68-71.

17.           Гаврилова Н. К вопросу о государственном долге // Экономист №9, 2003. - стр.25.

18.           Златкис Б.И. Проблемы создания системы управления государственным долгом в Российской Федерации // Финансы - 2001 - №4.

19.           Кабашкин В. Кто и как контролирует долги // РФ сегодня. 2002. - №1.

20.           Кумыков А. Опыт управления государственным долгом субъекта Россий ской Федерации // Финансы - 2002 - № 4.

21.           Лавров А. Вопросы оптимизации расходов региональных бюджетов/А. Лавров, А. Бараковский, Е. Дмитришина, В. Климанов // Экономист. - 2002. - №11. - с.59-66.

22.           Пахомов С. Управление долгом региона. Теория и опыт лучшей практики // Рынок ценных бумаг. - 2008. - №13. - с.61-65.

23.           Пинскер Е. Последний шанс: О мерах по урегулированию задолженности субъектов РФ перед федеральным бюджетом // Финансы. - 2002. - №11. - с.13-15.

24.           Пронина Л.И. Федеральный бюджет и местные финансы // Финансы-2000. - №1. - с.14-17.

25.           Столярова А.А. Оптимизация расходов по обслуживанию государственного долга // Финансы-2001-№ 1.

26.           Фролова Н.К. Региональные проблемы управления долгом // Финансы и кредит. - 2002. - №24. - с.14-19.

27.           М.А. Иванова, А.С. Конова "Вопросы финансового контроля в системе управления государственным долгом" // Финансы и кредит №18 (156) - 2004, стр.32-36

28.           Финансово-кредитный энциклопедический словарь. - М.: Финансы и статистика, 2002.

29.           www.minfin.ru - официальный сайт министерства финансов России.

30.           www.bashkortostan.ru - официальный информационный портал республики Башкортостан.

31.           www.cbr.ru - сервер Центрального Банка РФ.

32.           www.rcb.ru - официальный сайт журнала "Рынок ценных бумаг".

33.           Rambler-Медиа.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.