рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Государственный и муниципальный кредит

• кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм;

• средства финансового резерва.

Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете устанавливается верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга с указанием предельного объема обязательств по гарантиям. Предельный объем долга субъекта РФ, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.

Государственные заимствования осуществляются в рамках соответствующих программ. Так, Программа государственных внешних заимствований РФ — это перечень внешних заимствований РФ на год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них:

1) для несвязанных (финансовых) заимствований:

• источника привлечения;

• суммы заимствования;

• срока погашения;

2) для целевых иностранных заимствований:

• конечного получателя;

• цели заимствования и направления использования;

• источника заимствования;

• суммы заимствования;

• срока погашения;

• гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии;

• оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года;

• прогноза объема использования средств в очередном финансовом году.

Программа внешних заимствований РФ отдельно предусматривает все займы и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл., на весь срок займа. Они реализуются только при условии их утверждения в составе Программы Федеральным Собранием. В Программе объем, детализированный по конкретным займам, должен составлять не менее 85% общего объема внешних заимствований.

Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования, не включенные в Программу, если они осуществляются в процессе реструктуризации внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на обслуживание этого долга в рамках установленного предельного его объема. Данное право распространяется исключительно на несвязанные (финансовые) заимствования. В Программу обязательно включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если они не утратили силу.

Бюджетное законодательство предусматривает случаи, когда можно вносить изменения в предельные объемы внешних заимствований и Программу государственных внешних заимствований РФ. Договоры о заимствованиях РФ, исполнение которых требует увеличения утвержденных предельных объемов, заключаются только после внесения изменений в закон о бюджете.

Это требование не распространяется на договоры, заключенные Правительством РФ, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема внешнего долга.

Договоры о внешних заимствованиях РФ и предоставлении гарантий по внешним займам подлежат ратификации, если:

• эти займы (гарантии) не включены в Программу государственных внешних заимствований РФ и (или) привлекаемые договорами финансовые средства превышают 10 млн. долл., на весь срок займа;

• исполнение договоров требует увеличения утвержденных предельных объемов внешних заимствований.

Договоры о внешних заимствованиях РФ не подлежат ратификации, если они заключены Правительством РФ при осуществлении им реструктуризации внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема внешнего долга.

Кроме рассмотренной Программы разрабатывается и Программа государственных внутренних заимствований РФ[4], субъектов РФ, муниципальных образований, которая представляет собой:

• перечень внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований на очередной год по видам заимствований;

• общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение государственных, муниципальных долговых обязательств.

В случае выпуска долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований с обеспечением исполнения обязательств в виде обособленного имущества Программа внутренних заимствований должна содержать данные об эмиссии указанных обязательств, выраженные в рублях, а также перечень имущества, которое может служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока заимствования.

Программа внутренних заимствований представляется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ соответствующему законодательному органу в виде приложения к проекту закона о бюджете.

В Программу обязательно включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если соглашения не утратили силу.

Осуществление государственных или муниципальных заимствований, а также предоставление гарантий иным заемщикам допускаются только в случае утверждения следующих параметров:

• привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета, соответствующего установленным ограничениям;

• предельного размера государственного или муниципального долга;

• расходов на обслуживание соответствующего государственного или муниципального долга в году. При этом предельный объем названных расходов, утвержденный законом о бюджете соответствующего уровня, не должен превышать 15% объема расходов бюджета.

Если при исполнении бюджета субъекта РФ нарушается хотя бы один из указанных параметров и при этом субъект РФ в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих обязательств, принятие им новых обязательств осуществляется только после приведения указанных бюджетных параметров в соответствие с названными требованиями, за исключением заимствований (принятия других обязательств), осуществляемых в целях реструктуризации и погашения долга субъекта РФ.

Если при исполнении бюджета субъекта РФ нарушается хотя бы один из приведенных параметров и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих обязательств, уполномоченный на то орган власти РФ может применить следующие меры:

• назначить проверку исполнения бюджета субъекта РФ;

• передать исполнение его бюджета под контроль Минфина РФ;

• принять иные меры, предусмотренные бюджетным законодательством.

Аналогичные нормы относятся и к соответствующим нарушениям со стороны муниципальных образований.

Поступления в бюджет средств от заимствований и других долговых обязательств отражаются в нем как источники финансирования дефицита бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа)) по государственным или муниципальным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

Доходы, полученные от размещения государственных или муниципальных ценных бумаг, в сумме, превышающей номинальную стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение фактических расходов на обслуживание государственного или муниципального долга в текущем году.

Погашение основной суммы долга, возникшего из заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

При выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, исполнение обязательств по ним может осуществляться путем передачи в собственность владельцев этих бумаг соответствующего имущества.

Как было показано раньше, Программа государственных внутренних заимствований РФ предполагает получение значительных средств в бюджет за счет эмиссии ценных бумаг.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг принимается в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного или муниципального долга, установленными в соответствии с настоящим Бюджетным кодексом, законом о бюджете, а также с программой внутренних заимствований. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ принимается также в соответствии с Программой государственных внешних заимствований РФ.

Условия эмиссии ценных бумаг субъекта РФ и муниципальных ценных бумаг подлежат регистрации в Минфине РФ. Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ, а также муниципальных ценных бумаг регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Бюджетное законодательство предусматривает, что заимствования могут осуществляться и в такой форме, как предоставление государственных и муниципальных гарантий. Гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование — гарант письменно обязуется отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами.

Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.

Гарант несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.

Предусмотренное гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по гарантии, в полном объеме.

Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долг РФ, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта.

Исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов.

Если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство, исполнение гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита бюджета.

Бюджетное законодательство регламентирует порядок предоставления государственных гарантий. При этом существуют некоторые особенности в зависимости от гаранта. Так, общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в рублях включается в состав государственного внутреннего долга РФ как вид долгового обязательства. Законом о федеральном бюджете утверждаются государственные гарантии РФ, выдаваемые отдельному субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 1 млн. МРОТ.

Аналогично, общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в иностранной валюте включается в состав государственного внешнего долга РФ как вид долгового обязательства. Кроме того, должны отдельно утверждаться государственные гарантии РФ на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн. долл. Предоставление таких гарантий утверждается в порядке, предусмотренном для внешних заимствований в составе соответствующей Программы.

Если получатель гарантии исполнил свои обязательства перед третьим лицом, на соответствующую сумму сокращается внешний либо внутренний долг РФ, что отражается в отчете об исполнении бюджета. Минфин РФ либо другой орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных гарантиями РФ, а также случаев осуществления государством платежей по выданным гарантиям.

Государственной Думе представляется отчет:

• о выданных гарантиях по всем получателям гарантий;

• об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями;

• об осуществлении государством платежей по выданным гарантиям.

Гарантии РФ предоставляются Правительством РФ. Минфин РФ либо иной уполномоченный орган представляет Правительство РФ на переговорах о предоставлении гарантий и заключает соответствующие соглашения от имени Правительства РФ. При этом обязательным условием является предварительная проверка финансового состояния получателя гарантии.

Государственные гарантии субъектов РФ и муниципальные гарантии предоставляются субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами. В договоре о предоставлении гарантии указывается обеспечиваемое ею обязательство.

Законом (решением) о бюджете устанавливается перечень предоставляемых отдельным субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01% расходов соответствующего бюджета.

При исполнении получателем гарантии своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается долг субъекта РФ, муниципальный долг, что отражается в отчете об исполнении бюджета.

Бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у банков и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Исключением являются случаи, если названным учреждениям задерживают финансирование из бюджета более чем на два месяца или финансируют не более чем на 75% объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал. В этих случаях бюджетные учреждения вправе самостоятельно определять направление кассового расхода со своих счетов в органах казначейства в пределах доведенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия в обязательном порядке регистрируют свои заимствования у третьих лиц в финансовом органе. Орган, исполняющий бюджет, ведет реестр задолженности унитарных предприятий.

Законодательством предусмотрен следующий порядок обслуживания государственного внутреннего долга РФ, внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, или иное не установлено Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет федерального бюджета РФ.

Расходы по размещению, выплате доходов и погашению обязательств РФ осуществляются за счет средств федерального бюджета через ЦБ РФ и его учреждения, если иное не предусмотрено Правительством РФ. При этом ЦБ РФ, другие специализированные финансовые институты выполняют функции генерального агента Правительства РФ на основе специальных соглашений. ЦБ РФ осуществляет эти функции безвозмездно.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Минфине РФ, который ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ (Государственная долговая книга РФ).

Государственная долговая книга РФ содержит следующие сведения:

• объем долговых обязательств (в том числе гарантий) РФ;

• дата возникновения обязательств;

• формы обеспечения обязательств;

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.