• исполнение указанных обязательств полностью или частично;
• другая информация.
Бюджетное законодательство регулирует порядок выдачи кредитов
Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и
международным организациям. Указанные государственные кредиты формируют
государственные внешние активы РФ. Долговые обязательства иностранных
государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед
РФ.
Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств перед
РФ по видам долговых обязательств и по заемщикам попадают в Государственную
Думу в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом
федерального закона о бюджете.
Предоставление кредитов иностранным государствам нередко сопровождается
реструктуризацией долга — погашение ими своих обязательств с одновременным
осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с
установлением иных условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация
может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) задолженности.
Федеральным законом о бюджете утверждаются:
• суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных
государств;
• предельный размер долга иностранных государств на конец года, за
исключением государств — участников СНГ;
• предельный размер долга государств — участников СНГ;
• предельный объем кредитов, предоставляемых иностранным государствам,
их юридическим лицам и международным организациям, за исключением кредитов,
предоставляемых государствам — участникам СНГ;
• предельный объем кредитов, предоставляемых государствам - участникам
СНГ;
• Программа предоставления кредитов иностранным государствам, их
юридическим лицам и международным организациям.
Программа предоставления РФ государственных кредитов иностранным
государствам, их юридическим лицам и международным организациям за счет средств
федерального бюджета — это перечень кредитов на очередной год с указанием:
1) цели предоставления кредитов;
2) наименования получателей кредитов;
3) общего объема кредитов;
4) объема кредитов, предоставленных в данном году.
Эта Программа утверждается при рассмотрении Государственной Думой
проекта закона о бюджете в третьем чтении в качестве отдельного приложения к
закону. Если Программа не утверждается, действие ранее утвержденной программы
продлевается на очередной год до утверждения новой Программы.
Договор о предоставлении РФ кредитов на сумму более 10 млн. долл.
может быть подписан российской стороной только в случае утверждения кредита в
первый предполагаемый год в составе Программы.
Если после включения кредитов в Программу, величина которых
превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл., сумма, не расписанная по
отдельным кредитам, превысит 15% общего объема предоставления кредитов на
очередной год, указанная программа должна быть детализирована: в ней должны
быть предусмотрены в порядке убывания суммы кредитов, величина которых ниже 10
млн. долл., до тех пор пока не расписанная по отдельным кредитам сумма не
станет ниже 15% общего объема предоставления кредитов.
Договоры о предоставлении РФ кредитов, выполнение которых требует
увеличения предельных объемов предоставления кредитов РФ, утвержденных законом
о бюджете, могут быть заключены только после внесения соответствующих изменений
в этот закон.
Договоры о предоставлении кредитов РФ утверждаются Федеральным
Собранием федеральным законом, если:
• предусмотренные этими договорами кредиты не включены в Программу;
• предоставляемые по ним финансовые средства превышают 10 млн.
долл. на весь срок кредита;
• их исполнение требует увеличения предельного объема
предоставления кредитов, утвержденных законом о бюджете.
Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности
иностранных государств перед РФ подлежат ратификации Государственной Думой, за
исключением случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках
участия РФ в международных финансовых организациях и финансовых клубах на
условиях общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.
Уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных
государств перед РФ может быть осуществлена в соответствии со специальным
законом либо с положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимся
в законе о бюджете.
Контроль за состоянием государственного долга осуществляется
представительными и исполнительными органами государственной власти.
В соответствии с Законом “О государственном внутреннем долге РФ”.
Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведенья о состоянии
государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.
1.
Горбунова
О.Н. Финансовое право, - М.; Юристъ,1996.
2.
Никифорова
В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.:
Питер, 2004.
3.
Финансы,
денежное обращение и кредит. Учебник: Краткий курс/ Под ред. д. э. н., проф. Н.
Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М,2007.
4.
Галанов
В.А. Рынок ценных бумаг. – М.: ИНФРА-М, 2006.
5.
Миляков
Н. В. Финансы. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2004.
6.
БЮДЖЕТНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998)
(ред. от 19.12.2006)
7.
Финансы:
учеб. - 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект,
2005.
Приложения
(расположены в порядке упоминания в тексте)
Таблица 1.
|
Госкредит
|
Банковский
кредит
|
Цель
использования
|
прежде
всего покрытие
бюджетного
дефицита
|
преодолевать
негативные последствия, вызванные неравномерностью движения стоимости в
процессе производства и обмена
|
Получатели
|
органы
власти
и
управления
|
физические
и
юридические лица
|
Юридические
последствия
нарушения
сроков
возврата
|
как
правило,
к
государству не
предусматриваются
экономические
санкции
|
срок
возврата кредита
строго определен
и его
нарушение
приводит к возникновению соответствующих санкций
|
Назначение
|
не имеет
строго
целевого
назначения
|
на
конкретные цели
|
Согласованность
экономических
интересов
участников отношений
|
обособлены
|
совпадают
|
Влияние на
денежную массу
в обращении
|
всегда
сокращает
количество
денег
в обращении
|
может
служить
причиной
появления
избыточной
денежной
массы
|
Таблица 2.
По
натурально-вещественной форме
|
Товарная
|
Денежная
|
По эмитенту
|
Правительство
РФ
|
правительства
субъектов РФ
|
местные
органы власти
|
государственные
учреждения
|
По месту
размещения
|
Внутренние
|
в рублях
|
в инвалюте
|
внешние
|
По
субъектам-кредиторам
|
физические
лица
|
юридические
лица
|
определенные
категории юридических лиц
|
как
физические, так и юридические лица
|
По методам
размещения
|
принудительные
|
добровольные
|
По форме
юридического оформления
|
облигационные
(путем эмиссии ценных бумаг)
|
казначейские
обязательства
|
облигации
|
в
натуральной форме
|
в денежной
форме
|
в форме
записи на счетах
|
в бумажной
форме (именные и на предъявителя)
|
безоблигационные
(договоры, соглашения и т.п.)
|
По форме
выплаты дохода
|
процентные
|
с твердой
ставкой процента
|
с плавающей
ставкой процента
|
с выплатой
через определенные промежутки времени
|
с выплатой
при погашении долга
|
выигрышные
|
денежные
|
вещевые
|
лотерейные
|
беспроигрышные
|
процентно-выигрышные
|
беспроцентные
(целевые)
|
дисконтные
|
с
предоставлением льгот
|
По срокам
размещения
|
краткосрочные
– до 1 года
|
среднесрочные
– до 5 лет
|
долгосрочные
– более 5 лет, но до 30 лет
|
бессрочные
(рентные)
|
По условиям
погашения
|
единовременное
погашение
|
погашение
сериями
|
По
обеспечению
|
без
обеспечения
|
обеспеченные
|
недвижимостью,
землей
|
высокодоходными
и ликвидными активами
|
будущими
доходами от реализации целевых проектов
|
гарантиями
вышестоящих органов власти
|
драгоценными
металлами
|
|
|
|
|
|
Таблица 3.
|
Государственные внешние
заимствования РФ
|
Государственные и
муниципальные внутренние заимствования
|
Назначение
использования
|
Для покрытия дефицита
федерального бюджета, а также для погашения долговых обязательств
|
Для
покрытия дефицитов
соответствующих
бюджетов, а также для финансирования расходов бюджетов в пределах расходов на
погашение долговых обязательств
|
Кому
принадлежит право осуществления заимствований и заключения договоров о
предоставлении государственных гарантий
|
Российской
Федерации.
От ее имени
осуществлять заимствования может
Правительство
РФ либо уполномоченный им
федеральный
орган
исполнительной
власти
|
Право
осуществления
заимствований
и выдачи
гарантий другим
заемщикам для привлечения кредитов
(займов)
принадлежит:
• от имени
РФ –
Правительству
РФ либо
уполномоченному
им
федеральному
органу
исполнительной
власти;
• от имени
субъекта РФ –
единственному
уполномоченному
органу исполнительной власти субъекта РФ;
• от имени
муниципального образования – уполномоченному органу местного самоуправления
|
Программа государственных внутренних заимствований РФ на 2004 г.,
утверждена в следующем виде, тыс. руб.:
Внутренние заимствования (привлечение / погашение) 108371138,0
Государственные ценные бумаги 140648591,4
Привлечение средств 258919183,7
Погашение основной суммы задолженности 118270592,3
Иные долговые обязательства 32277453,4
Привлечение средств –
Погашение основной суммы задолженности, 32277453,4
в том числе:
предварительная компенсация сбережений 25000000,0
погашение государственных долговых товарных обязательств 1500000,0
погашение векселей Минфина РФ 3877453,4
прочее погашение 1900000,0
Кроме того:
Предоставление государственных гарантий РФ, 57774000,0
в том числе:
для развития ипотечного жилищного кредитования по заимствованиям
ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» 4500000,0
по страхованию военных и связанных с ними рисков ответственности
авиаперевозчиков перед третьими лицами 30000000,0
для поддержки экспорта промышленной продукции 12688000,0
[1]
См. таблицу 1 в разделе ПРИЛОЖЕНИЯ
[2]
См. таблицу 2 в разделе ПРИЛОЖЕНИЯ
[3]
См. таблицу 3 в разделе ПРИЛОЖЕНИЯ
[4]
В разделе ПРИЛОЖЕНИЯ есть (как образец) Программа на 2004 год
Страницы: 1, 2, 3, 4
|