Региональные
власти, как субъект инвестирования, как правило, планируют и обуславливают свою
инвестиционную деятельность исходя из следующих интересов:
– развитие
стратегических отраслей производства региона, дающих основные поступления в
местный бюджет (или тех отраслей, которые могут стать таковыми в перспективе);
– обеспечение
социально-экономической стабильности региона (создание рабочих мест, проекты в
области образования, здравоохранения и т. д.);
– поддержка
и стимулирование малого и среднего бизнеса, как потенциально важного
налогоплательщика (в плане последних двух интересы, как мы видим, соприкасаются
с федеральными).
Региональный
бизнес потенциально заинтересован в инвестировании в свой регион в связи со
следующими перспективами и интересами:
– создание
производственной базы и инфраструктуры для своей деятельности;
– расширением
рынка сбыта.
Еще один
субъект регионального инвестирования – это муниципалитет.
Интересы
его, в целом соприкасаются с интересами федерального центра и региональных
властей и заключаются в:
– обеспечение
социально-экономической стабильности муниципалитета (создание рабочих мест,
проекты в области образования, здравоохранения и т. д.);
– развитие
стратегически важных отраслей хозяйства муниципалитета, как потенциальных или
реальных налогоплательщиков;
– поддержка
и стимулирование малого и среднего бизнеса, как потенциально важного
налогоплательщика.
Как
нетрудно заключить, в современной экономической ситуации в России основными
субъектами регионального инвестирования в регионах являются федеральный центр и
федеральный бизнес.
Интересы
субъектов регионального инвестирования зачастую совпадают и в дальнейшем нашем
изложении мы будем изучать интересы этих субъектов в Оренбургской области в
комплексе.
С активизацией инвестиционной
политики регионов возникает ряд проблем, связанных с углублением
межрегиональных противоречий. В их числе усиление конкуренции за привлечение
инвестиционного капитала, возрастание дифференциации уровней
социально-экономического развития, разрыв единого инвестиционного пространства.
Эти противоречия достаточно тесно взаимосвязаны[12].
Российские регионы
характеризуются высокой степенью экономической неоднородности, а следовательно,
и различием возможностей привлечения инвестиционных ресурсов.
Анализ региональной структуры
инвестиций свидетельствует о неравномерном распределении средств: предпочтения
инвесторов связаны в основном с вложениями ресурсов в крупные центры с развитой
рыночной инфраструктурой, со сравнительно высокой платежеспособностью
населения, а также в сырьевые регионы.
Рост самостоятельности
регионов в проведении региональной политики инициирует усиление конкурентной
борьбы между регионами за привлечение инвестиционного капитала путем
предоставления более благоприятных условий для его использования. Это имеет не
только позитивные, но и негативные последствия.
Дифференцированность
инвестиционной среды, многообразие форм и методов стимулирования инвестиций;
отсутствие унифицированных схем продвижения проектов затрудняют активизацию
инвестиционного процесса. Статистический материал свидетельствует о
продолжающихся процессах вывоза отечественного капитала, отсутствии масштабного
притока иностранных инвестиций и т. д.
Для инвесторов, особенно
иностранных, первостепенное значение имеют стабильность экономики государства в
целом, поэтому при принятии инвестиционных решений учитываются в первую очередь
не региональные, а страновые риски.
Мировой опыт показывает, что
основные потоки средств стратегических инвесторов устремляются не столько в
места, где созданы максимальные налоговые льготы, сколько в страны, экономика
которых стабильно и последовательно развивается на собственной, внутренней
основе, так как здесь можно рассчитывать на сохранность вложений, устойчивую
прибыль и дальнейшие перспективы.
Таким образом, мы в общем виде
познакомились с основными понятиями, сущностными характеристиками и проблемами
в региональной инвестиционной политике. В дальнейшем изложении мы применим
полученные теоретические знания на примере Оренбургской области.
2. Основные
условия (потенциал) ведения инвестиционной деятельности в Оренбургской области
В настоящей
части работы мы изучим основные конкурентные преимущества Оренбургской области
для ведения инвестиционной деятельности. Можно сразу сказать, что они
определяются рядом факторов, основные из которых:
– природно-ресурсный
потенциал. В недрах Оренбуржья разведано более 2500 месторождений 75 видов
полезных ископаемых. Область обладает существенными запасами: углеводородов,
черных и цветных металлов, калийных и каменных солей, строительным сырьем.
Природные богатства создают базу для разработки и реализации интересных
инвестиционных проектов и благоприятно отражаются на экономическом развитии
области[13];
– трудовые
ресурсы. На территории области проживает 2115 тыс. человек[14]. Население региона в среднем моложе,
чем в большинстве областей Поволжья и Урала, что определяет существенные
возможности адаптации к инновационной экономике, повышения активности жителей
области, в том числе предпринимательской;
– накопленный
производственный потенциал. Оренбургская область – промышленно развитый регион.
Важное значение, еще в XX веке, здесь приобретает машиностроение, топливная
промышленность. Потенциал этих отраслей промышленности, в целом, сохранился в годы
экономических реформ и развивается, и по сей день.
Ознакомимся
с экономико-географическим положением Оренбуржья подробнее.
Оренбургская
область – один из крупнейших регионов Российской Федерации, входящий в состав
Приволжского федерального округа РФ.
Область
расположена на стыке двух частей света – Европы и Азии, имеет границы с
Татарстаном, Башкортостаном и Челябинской областью на севере, с Казахстаном – на
востоке и юге, Самарской областью – на западе.
Важным
фактором для развития области является ее пограничное положение. Протяженность
государственной границы России с Республикой Казахстан, которая проходит по
территории области -1876 км[15].
Оренбургская
область обладает разветвленной транспортной системой, которая включает
предприятия железнодорожного, автомобильного, воздушного и трубопроводного
транспорта. Через регион проходят транзитные грузовые и пассажирские потоки в
направлении «Центр – Средняя Азия» и «Запад – Восток».
Базовые
отрасли экономики: газовый, нефтяной, энергетический, металлургический,
машиностроительный комплексы.
Экономика
области включена в систему мирохозяйственных связей. Торговыми партнерами
являются свыше 80 стран[16].
Оренбургская
область – многонациональный регион. Здесь проживают представители свыше 100
национальностей.
Указанные
факторы, а также высокий уровень надежности, малые риски вложения капитала в
экономику и позитивные перспективы развития области признаны ведущими экспертами.
Показательным является тот факт, что Оренбуржье является лауреатом
Всероссийской премии «Российский Национальный Олимп» в номинации «Регион России
– 2007»[17].
В целом,
Оренбургская область обладает значительным внутренним потенциалом развития, что
определяется рядом конкурентных преимуществ. Определим их:
1.
Существенный природно-ресурсный потенциал. Область обладает существенными
запасами: углеводородов, черных и цветных металлов, калийных и каменных солей,
строительным сырьем и др. Природные условия области подходят для выращивания
твердых экспортных сортов пшеницы, а также для развития животноводства, в том
числе ориентированного на рынки других регионов России и на экспорт. Отметим,
что половину территории области занимают пашни, 38 % – кормовые угодья, 5 %
– леса, 7 % – прочие угодья. На территории области находятся 5,5 %
всех российских сельхозугодий[18].
Оренбуржье по праву является одной из главных житниц России, где ежегодно
выращивается более 3 миллионов тонн зерновых культур элитных сортов. Если
учесть, что климат в области преимущественно континентальный, характеризующийся
большой амплитудой температур, такие показатели являются одними из лучших по
России. Отметим также, что в области продолжительность залегания снежного
покрова составляет около 140 дней, что дает возможность собирать харошие урожаи
озимых.
2.
Потенциал для производства промышленной продукции высоких переделов. Наличие
металлургической и газохимической промышленности, отдельных сегментов
машиностроительного комплекса, где по некоторым видам продукции регион уже
сегодня занимает лидирующие позиции в России, создает возможность организации
производств с высокой добавленной стоимостью. Крупнейшие предприятия области – производственные
объединения «Оренбургнефть», «Оренбурггазпром», «Орскнефтеоргсинтез»,
«Оренбургские минералы», акционерные общества «НОСТА» (Новотроицк),
«Южуралникель» (Орск), Орский завод легких металлоконструкций, Медногорский медно-серный
комбинат, Гайский горно-обогатительный комбинат[19].
3.
Полицентричная система расселения. В территориальной структуре населения
выделяется несколько сильных городских центров, что может быть использовано как
катализатор социально-экономического развития и позволяет более эффективно
организовывать окружающее пространство.
4.
Приграничное положение области. Региону может быть оказана федеральная
поддержка в реализации стратегических проектов в приграничных территориях. В
случае укрепления российско-казахстанских отношений и межгосударственных
отношений в рамках ШОС и ЕВРАЗЕС, Оренбургская область в большей степени, чем
другие регионы сможет использовать положительные эффекты.
5.
Положение на стыке крупных макрорегионов России и Евразии, что позволяет
использовать синергизм зоны контакта.
6.
Транзитным положением области, которое создает предпосылки для обслуживания
транзитных грузопотоков из Казахстана и экономически развитых регионов ПФО,
вливающихся в международные транспортные коридоры Транссиб и Север-Юг, в
перспективе – Европа-Западный Китай, организации мультимодальных комплексов и
центров создания добавленной стоимости на их основе.
7.
Положением области в составе Приволжского федерального округа. Высокое значение
региона с точки зрения реализации стратегических приоритетов Приволжья в целом
в отраслях нефтегазохимического комплекса, транспорта и логистики, АПК и других
секторах, что расширяет возможность привлечения дополнительных ресурсов.
Для
иллюстрации последнего пункта приведем некоторые цифры, характеризующие
положения Оренбургской области в составе Приволжского Федерального округа (см.
таблицу 1.1.)
Таблица 1.1.
Положение Оренбургской области в составе Приволжского Федерального округа в
2008 году
Субъекты ПФО
|
ВРП на душу населения
(тыс. долл.) / место в ПФР
|
Промышленность (доля в
ВРП), %
|
Сельское хозяйство (доля в
ВРП), %
|
Оренбургская область
|
10,27 / 4
|
43, 8
|
38, 7
|
Самарская область
|
10,00 /5
|
67, 3
|
9, 2
|
Кировская область
|
4,74 /14
|
32, 9
|
21, 8
|
Нижегородская область
|
8,55 /7
|
53, 8
|
12, 8
|
Саратовская область
|
6,23 /11
|
41, 6
|
16, 4
|
Ульяновская область
|
6,25 /10
|
37, 8
|
23, 1
|
Пензенская область
|
5,48
|
31,9
|
27, 6
|
Пермский край
|
11,62 / 2
|
32,1
|
19, 9
|
Башкортостан
|
10,32 / 3
|
45,4
|
9, 3
|
Марий Эл
|
5,33 / 13
|
37,2
|
17, 8
|
Мордовия
|
5,5 /12
|
33,8
|
26, 7
|
Татарстан
|
13,61 /1
|
56,4
|
27, 5
|
Удмуртия
|
8,86 /6
|
54, 2
|
18,9
|
Чувашия
|
6,32 /9
|
43, 1
|
27, 5
|
Как видно
из приведенной таблицы, Оренбургская область занимает достойное место в
Приволжском федеральном округе. По уровню ВРП на душу населения она находится
на 4 месте в ПФР (и 12 в России), уступая лишь таким регионам, как
Башкортостан, Татарстан и Пермский край, которые по своему ресурсному и
человеческому потенциалу находятся на порядок выше Оренбургской области.
Отметим также довольно равномерную структуру ВРП, которая, в целом состоит из
двух сравнимо-важных компонентов – промышленности и сельского хозяйства, причем
доля сельского хозяйства в структуре ВРП самая большая в Приволжском
Федеральном округе.
Таким
образом, мы рассмотрели основные конкурентные преимущества Оренбургской
области, которые существуют для ведения в ней инвестиционной деятельности.
Следующий шаг, к которому мы обратимся в нашей работе – это изучение макроэкономической
ситуации области, который позволит нам глубже понять основные условия для
потенциальных инвесторов в Оренбуржье.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|