рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Использование собственных и привлеченных денежных средств финансирования инвестиций в совершенствование предприятий ТЭК России

Руководители нефтегазовых компаний формируют для себя три основные задачи:

минимизацию убытков, вызванных возможным падением мировых цен на нефть;

сохранение добычи на прежнем уровне;

проведение подготовительных работ, позволяющих в ближайшем будущем (год-два) увеличить добычу нефти и газа.

Все они связаны между собой, а решение тактических вопросов, направленных на выживание и сохранение нефтегазовых компаний, к тому же тесно переплетается с решением задач стратегических. Пока же руководители нефтегазовых компаний вынуждены обращать большее внимание на экономию собственных ресурсов и на сокращение расходов.

Вполне логично поэтому, что они все чаще обращают свой взор в сторону лизинга, так как:

а) действующим законодательством установлен ряд налоговых льгот, которые могут быть применены нефтегазовой компанией в случае приобретения оборудования по лизинговой схеме, а именно:

значительно уменьшаются отчисления налога на прибыль, так как лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) лизингополучателя;

снижается налог на имущество, так как кроме общеустановленных льгот при приобретении оборудования по лизинговой схеме разрешено применение механизма ускоренной амортизации;

при ввозе на территорию Российской Федерации или вывозе с нее оборудования, приобретенного по лизингу, уплата таможенных налогов и тарифов производится одновременно с лизинговыми платежами, то есть при международном лизинге стороны лизинговой сделки получают рассрочку по уплате таможенных налогов и тарифов;

лизинговые платежи малых предприятий полностью освобождены от уплаты НДС; б) приобретение оборудования по лизингу дает лизингополучателю следующие выгоды и преимущества:

лизингополучатель освобождается от единовременных крупных затрат, лизинговые платежи выплачиваются по согласованному графику в течение всего срока действия договора лизинга;

лизингополучатель практически не задействует для приобретения нового оборудования собственные оборотные средства;

лизингополучатель избавлен от необходимости прибегать к банковским ссудам и поэтому, с одной стороны, получает реальную возможность приобрести необходимое оборудование в режиме долгосрочного кредитования, а с другой - не ухудшает структуру своего баланса;

лизингополучатель, эксплуатируя поставленное ему оборудование, расплачивается частью прибыли, полученной от его использования, и таким образом оборудование окупает само себя.

В условиях продолжающегося банковско-финансового и экономического «топтания» нефтегазовые компании не могут обойтись без лизинга, так как:

а) слишком велики и неоспоримы налоговые преимущества, которые предоставляет лизинг;

б) лизинг может оказаться единственной реальной возможностью получить или, наоборот, отдать с выгодой для себя то или иное оборудование. Нефтегазовые компании, как и все другие предприятия, испытывают сегодня финансовые трудности, которые приводят к нехватке средств для поддержания объемов добычи на докризисном уровне, а если подобная проблема как-то решается, то увеличение добычи и разработка новых месторождений доступны сегодня только единицам, и то при поддержке государства.

Существенную долю в расходах нефтегазовой компании составляют поддержание уже имеющегося оборудования в рабочем состоянии, замена выработавшего свой ресурс и приобретение нового - все это при жесточайшей нехватке оборотных средств. Поэтому для большинства нефтегазовых компаний получение оборудования по схеме лизинга может стать зачастую единственно возможным способом его обновления или хотя бы модернизации. При этом нефтегазовые компании в качестве обеспечения предстоящих лизинговых платежей и при недостатке залогового фонда могли бы закладывать (продавать) нефть и газ, которые будут ими добыты как раз при использовании того самого оборудования.

Сегодня практика взаиморасчетов и бартера получила очень широкое распространение - их доля в общероссийском масштабе приближается к 80%. Значительная часть того, что нефтегазовые компании получают за поставленную нефть, представляют собой машины и оборудование.

Если полученные таким образом от должников машины и оборудование можно использовать для производственных нужд самой компании, то тогда все в порядке. А если нельзя? Тогда можно это имущество поменять на то, которое необходимо, или продать его. Найти сегодня покупателя, готового сразу расплатиться за промышленное оборудование, не так-то легко; а вот тех, кто может заплатить в рассрочку, - уже реальнее. Значит, нефтегазовая компания, которая в оплату за свою продукцию получает машины и оборудование, должна иметь «дочку» - лизинговую компанию для реализации такого оборудования. При этом в системе головного и дочернего предприятий увеличивается их финансовая устойчивость, возрастает оборачиваемость капитала и расширяется круг потенциальных клиентов. Постепенно, в результате приобретения лизинговой компанией опыта, ее деятельность может быть существенно расширена за счет лизинга оборудования, поступающего и от иных предприятий. Те же нефтегазовые компании, которые в период банковско-финансового кризиса не захотят использовать лизинг в своей деятельности, заведомо обрекают себя на менее выгодные экономические условия, нежели те, где лизинг занимает достойное место. Хотя, конечно же, во всем нужна мера, и при подготовке того или иного управленческого решения необходимо проводить сравнительный анализ различных вариантов реализации той или иной конкретной задачи.

Топливно-энергетический комплекс - это не только «чисто» нефтегазовые компании, но и предприятия, производящие для них оборудование, в том числе и конверсионные. Однако для обновления материально-производственной базы нефтегазовых компаний и предприятий, производящих нефтегазовое оборудование (при нехватке финансовых средств), его возможно осуществить только в форме длительной аренды с последующим выкупом, то есть с помощью лизинга.

Предприятие, работающее на арендованном оборудовании, возможно, долго и трудно будет за него расплачиваться, но при этом сохраняются рабочие места и высококвалифицированные специалисты, уменьшается социальная напряженность, предприятие переоснащает свой машинный парк и осваивает современные технологии.

Для этого понадобится (при государственной поддержке) воссоздать рынок лизинговых услуг, почти полностью разрушенный финансовым кризисом, путем создания для ТЭК отраслевых государственных и частных лизинговых компаний, которые, конкурируя между собой, будут снижать стоимость услуг.

Если этот опыт окажется успешным для ТЭК, то необходимо будет распространить его и на другие отрасли, или иначе: все, что хорошо для ТЭК - хорошо для России.

Преимущества лизинга особенно сильно проявятся при функционировании финансово-технологических цепочек: банк - предприятие по производству нефтегазового оборудования - нефтегазовая компания - предприятие по переработке нефтегазового сырья - конечный потребитель нефтепродуктов.

Из шести возможных вариантов лизинговых сделок Закон «О лизинге» дает право на жизнь только пяти. Рассмотрим эти варианты.

ВНУТРЕННИЙ ЛИЗИНГ

Вариант 1

лизингодатель - резидент

лизингополучатель - резидент

поставщик - резидент

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИЗИНГ

Вариант 2

лизингодатель - нерезидент

лизингополучатель - резидент

поставщик - резидент

Вариант 3

лизингодатель - нерезидент

лизингополучатель - резидент

поставщик - нерезидент

Вариант 4

лизингодатель - резидент

лизингополучатель - нерезидент

поставщик - резидент

Вариант 5

лизингодатель - резидент

лизингополучатель - нерезидент

поставщик - нерезидент

Вне Закона «О лизинге» оказался шестой, наиболее распространенный на сегодняшний день вариант:

лизингодатель - резидент

лизингополучатель - резидент

поставщик - нерезидент.

Следовательно, львиная доля лизинговых следок заключена незаконно. Что это - досадное недоразумение или некомпетентность авторов закона?

Возможно, кто-то может возразить, что Гражданский кодекс в своем определении лизинга не сужает его до первых пяти вариантов. Но в том-то и дело, что Закон «О лизинге» является специальной нормой, регулирующей данный вид экономических отношений, поэтому любое отклонение от него придется доказывать в арбитражном суде. То есть доказывать, что сделка по шестому варианту будет считаться лизинговой сделкой. Но, поскольку с лизингом связано пре доставление налоговых льгот, то стороны лизинговой сделки будут стоять перед выбором: работать по наиболее эффективному, но сомнительному шестому варианту или по одному из пяти предложенных законом вариантов - менее эффективному, но более безопасному (известно: любое сомнительное положение государственные органы истолковывают не в пользу налогоплательщика).

А ведь именно в соответствии с шестым вариантом лизинговая компания сможет приобретать оборудование без посредников, непосредственно у производителя по отпускным ценам изготовителя, что, безусловно, уменьшает стоимость лизинговой сделки и делает ее наиболее привлекательной для отечественного лизингополучателя.

Обратимся теперь к статье 34 Закона «О лизинге» (пункт 3), устанавливающей, что при международном лизинге расчеты по договору лизинга не являются операциями, связанными с движением капитала, и не требуют разрешения ЦБ. Определено, что стороны договора лизинга имеют право предоставлять отсрочку лизинговых платежей на срок не более чем шесть месяцев с момента фактического ввода предмета лизинга в эксплуатацию.

На первый взгляд, это очень хорошо. Во-первых, для стимулирования лизинга: сняты препоны по валютным операциям; во-вторых, чтобы никто не смог упрекнуть авторов закона в потворстве тем, кто не возвращает на родину валютную выручку - на их пути «надежная преграда» возможным злоупотреблениям в виде ограничения отсрочки платежей шестью месяцами.

Но при пристальном рассмотрении возникает иная картина.

Теперь, чтобы вообще не возвращать валютную выручку в страну при экспорте любых «непотребляемых вещей» (именно так в Законе «О лизинге» определен предмет лизинга), достаточно будет, во-первых, зарегистрировать оффшорную фирму, а во-вторых, зарегистрировать лизинговую компанию и получить на нее соответствующую лицензию.

А дальше - дело техники. Все то, что необходимо вывезти за рубеж, реализовать там и там же оставить валютную выручку, называется предметом лизинга. Далее заключается договор между оффшором и лизинговой компанией на поставку оффшору (лизингополучателю) этого самого предмета лизинга. В договоре устанавливается, например, что: срок договора лизинга равен 99 годам, первый лизинговый платеж должен быть осуществлен не позднее шести месяцев после ввода предмета лизинга в эксплуатацию, а график лизинговых платежей делается таким, что за первые 98 лет выплачивается 1% суммы договора, а остальные 99% единовременно в конце 99-го года. Таким образом, 99% валютной выручки можно вернуть в страну аж через 99 лет и это все - по закону.

Теперь обратимся к абзацам 4, 5 и 6 того же пункта 3 статьи 34, устанавливающим, что при ввозе на территорию Российской Федерации или вывозе с ее территории предмета лизинга уплата таможенных налогов и тарифов производится одновременно с лизинговыми платежами. Учитывая все вышесказанное и не платя 99 лет лизинговые платежи, таможенные платежи также можно не платить 99 лет, и опять - все по закону.

В связи с этим, интересно мнение специалистов многих лизинговых компаний, которые, несмотря на разразившийся финансовый кризис и чрезмерно высокий налоговый пресс, продолжают и хотят работать в России. Это мнение таково: Закон «О лизинге» в том виде, в котором он существует сейчас, еще более усложняет работу отечественных лизинговых компаний и буквально «выталкивает» их в оффшорные зоны.

Сегодня и на ближайшие 10-15 лет у лизинга в России альтернативы нет, так как только лизинг при сложившейся ситуации способен соединить инвестиционные ресурсы с конкретным предприятием.

Если сегодня в индустриально развитых странах лизинг охватывает до 30% всего реализуемого оборудования, то по прогнозам, сделанным для России, этот показатель у нас скоро может достигнуть 60% и более.

И в этом случае получается, что лизинг - не просто очередной финансовый инструмент среди целого ряда других, таких, как кредитование и портфельные инвестиции, а наиболее приемлемый, если не единственный, путь возрождения России.

Поэтому так важно, чтобы лизинг как можно скорее был полностью и без противоречий законодательно урегулирован, не оставлял лазеек для чиновничьего произвола, привлекал инвесторов, был выгоден лизингополучателям и отвечал интересам государства. Ибо любая его дискредитация, которая ныне заложена в некоторых положениях Закона «О лизинге», может нанести непоправимый ущерб интересам страны.

Теперь остается ждать появления инструкций, писем и иных подзаконных актов, которые будут комментировать и разъяснять статьи Закона «О лизинге», и, если лоббистские возможности тех, кому мы обязаны появлением закона в его нынешней редакции, окажутся такими же сильными, как и при его принятии, то мы сможем получить совершенный образец коррупционного закона, наносящего прямой экономический ущерб России.


3.2 Предложенная схема усовершенствования техники форфейтинговой сделки с участием предприятий ТЭК


Автором дипломного исследования предлагается для российских предприятий ТЭК использовать следующую технику проведения форфейтинговой сделки.

Существует два возможных инициатора форфейтинговой сделки - экспортер и импортер. Чаще всего в этой роли выступает экспортер либо его банк. И это естественно, поскольку для дисконтирования представляются или переводные векселя, выписанные экспортером, или простые векселя, оплачиваемые ему. Именно этим определяется необходимость проведения переговоров инициатора с форфейтером на ранних стадиях подготовки контракта. Еще до того, как экспортер и импортер подпишут контракт, форфейтер может определить свои требования к гарантии или авалю, хотя бы приблизительно указать размер дисконта. Без этой информации экспортер не в состоянии точно определить цену контракта.

На практике далеко не каждый экспортер вступает в переговоры с форфейтером на столь ранней стадии, а в результате он может обнаружить, что маржа за финансирование, включенная им в цену контракта, необоснованна.

Первое, что должен определить для себя форфейтер, - это характер сделки, т.е. выяснить, с какими ценными бумагами ему придется иметь дело - финансовыми или товарными. Финансовые векселя - это ценные бумаги, выпущенные с целью аккумуляции средств, которые заемщик в дальнейшем может использовать по своему усмотрению. Товарные же векселя оформляются в случае сделок купли-продажи продукции. Однако граница между финансовыми и товарными сделками в определенной мере размыта (скажем, выписывается вексель без совершения торговой сделки, но затем полученные средства используются для покупки каких-либо товаров). Тем не менее определенность в вопросе о том, являются ли векселя финансовыми или товарными, для форфейтера имеет важное значение по следующим причинам.

Во-первых, некоторые участники вторичного форфейтингового рынка не желают приобретать финансовые векселя. Существуют различные объяснения этого нежелания. Некоторые вторичные форфейтеры рассматривают подобный способ привлечения ресурсов как свидетельство финансового неблагополучия заемщика (хотя это не всегда так). Иные отдают предпочтение товарным векселям по той причине, что деньги обесцениваются, что пугает инвесторов, и реальный товар кажется им более надежным вложением средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.