Распределение доходов
между бюджетами разных уровней на счете 40101 производится в соответствии с
законодательно утвержденными нормативами отчислений. Из приведенных данных в
таблице 2.1 видно, что не все операции по зачислению доходов бюджета Камчатской
области учитываются на счете 40101, так как часть доходов, в частности трансферты
из Федерального бюджета учитываются органами Федерального казначейства минуя
счет 40101.
Но, несмотря на очевидные
преимущества централизации счета 40101, способствующей сохранности бюджетных
средств и оперативному управлению финансовыми ресурсами, остается высоким
количество невыясненных платежей. За 2006 год на код бюджетной классификации
«Невыясненные поступления» было отнесено 476517 тыс. руб.
Уточнено
и списано на коды бюджетной классификации по уведомлениям администраторов поступлений
432701 тыс. руб., что составляет 90,8 % от поступивших невыясненных
поступлений. Остаток невыясненных поступлений на 01 января 2007 года составляет
43816 тыс. руб.
Причинами большого
количества невыясненных платежей, поступивших на счет 40101, явились:
- несоблюдение налогоплательщиками
и Отделениями Сбербанка России, Почтамтом Единых правил оформления платежных
документов от 24.11.2004 г. № 106Н.;
- недостаточная работа
органов налоговой службы, других администраторов поступлений с плательщиками по
разъяснению порядка заполнения платежных документов.
- отсутствие
нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти.
В целях активизации
работы администраторов поступлений по уточнению невыясненных платежей органам
Федерального казначейства необходимо проводить разъяснительную работу с
администраторами поступлений в части правильности заполнения уведомлений и
организации работы по выяснению платежей.
Если сравнивать объемы налоговых
поступлений, трансфертов и неналоговых поступлений за прошлые периоды, то прослеживается
наглядная динамика роста доходов бюджета Камчатской области. Эта динамика представлена
в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Структура доходов бюджета Камчатской
области за 2003 – 2006 гг. (в тыс. рублях)
Доходы бюджета
Камчатской области
|
2003
|
%
|
2004
|
%
|
2005
|
%
|
2006
|
%
|
Налоговые поступления
|
2021772
|
28,1
|
2683727
|
37
|
3222052
|
33,5
|
4557522
|
36
|
Трансферты
|
4063399
|
56,6
|
4191804
|
57,7
|
6055787
|
63
|
7644717
|
60,6
|
Неналоговые поступления
|
1098938
|
15,3
|
385565
|
5,3
|
348239
|
3,5
|
414720
|
3,4
|
Всего
|
7184109
|
100
|
7261096
|
100
|
9626078
|
100
|
12616959
|
100
|
При анализе исполнения
доходов бюджета Камчатской области за 2003-2006 гг., наблюдается сравнительно
устойчивая тенденция роста доходов. Наглядно динамика доходов бюджета Камчатской
области представлена на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 Динамика
доходов бюджета Камчатской области за 2003 – 2006 гг.
Теоретические
исследования структуры доходов, поступающих в бюджет Камчатской области за 2003
– 2006 гг. позволяет сделать следующие вывод: увеличение налоговых поступлений
в бюджет Камчатской области связано с увеличением объемов поступлений по ряду
налогов и сборов, в частности налога на доходы физических лиц, налога на
прибыль организаций, произошедшего за счет увеличения налоговых ставок,
повышения качества администрирования налогов и сборов и роста заработной платы
работников бюджетной сферы. Вместе с увеличением налоговых поступлений происходит
параллельное увеличение объемов перечислений из федерального бюджета, что
показывает повышающийся уровень зависимости бюджета Камчатской области от
федерального бюджета.
По сравнению с
аналогичным периодом 2003 года, доходы областного бюджета за 12 месяцев 2006
года увеличились на 43,06 % или на 5432850 тыс. рублей, по сравнению с 12
месяцами 2004 года доходы областного бюджета увеличились на 42,45 % или на
5355863 тыс. рублей и по сравнению с 2005 годом доходы бюджета камчатской
области увеличились на 23,7 % или на 2990881 тыс. рублей.
Для того, чтобы четко
определить объем по каждому налогу и сбору необходимо рассмотреть структуру
налоговых доходов бюджета Камчатской области.
Налоговые доходы бюджета
Камчатской области в 2006 год составили 4557522 тыс. рублей, из них:
- налог на прибыль
организаций составил 624878 тыс. рублей;
- налог на доходы
физических лиц составил 2282094 тыс. рублей;
- акцизы составили 480703
тыс. рублей;
- налог на имущество
организаций составил 224790 тыс. рублей;
- налог на игорный бизнес
составил 125108 тыс. рублей;
- прочие налоги и сборы
составили 819949 тыс. рублей.
Структура налоговых
доходов бюджета Камчатской области представлена в таблице 2.3 .
Таблица 2.3
Структура налоговых
доходов бюджета Камчатской области за 2006 год (в тыс. руб.)
Налоговые поступления
|
Сумма, в руб.
|
%
|
Налог на прибыль организаций
|
624878
|
13,75
|
Налог на доходы физических лиц
|
2282094
|
50
|
Налог на игорный бизнес
|
125108
|
2,8
|
Акцизы
|
480703
|
10,55
|
Налог на имущество предприятий
|
224790
|
4,9
|
Прочие налоги и сборы
|
819949
|
18
|
Всего
|
4557522
|
100
|
Теоретические исследования структуры
налоговых доходов бюджета Камчатской области за 2006 год позволяет сделать
следующий вывод:
Определяющая роль в формировании
налоговых поступлений в бюджет Камчатской области за 2006 год сохранилась за
налогом на прибыль организаций, налогом на доходы физических лиц, акцизами. В
общем объеме налоговых поступлений их удельный вес составляет 74,3 %.
Анализируя структуру доходов областного бюджета Камчатской
области за ряд лет можно сделать вывод о том, что одними из основных источников
формирования доходов бюджета Камчатской области, наряду с федеральным
финансированием, являются доходы от уплаты налогов и сборов, что составляет
36,1 % от общего потока доходов.
По данным УФНС Камчатской области и КАО задолженность по налогам
и сборам в бюджетную систему Российской Федерации на 1 января 2007 года
составила 3221125 тыс. рублей, по федеральным налогам и сборам 2822059 тыс.
руб., по региональным налогам и сборам 247651 тыс. руб., по местным налогам и
сборам 97950 тыс. руб., по налогам со специальным налоговым режимом 53465 тыс.
руб.
Полнота и своевременность поступления
в бюджет налогов и сборов напрямую зависит от исполнения своих обязанностей по
отношению к бюджету всеми участниками бюджетного процесса: налогоплательщиками,
кредитными учреждениями, учреждениями ЦБ РФ, органами федерального казначейства,
налоговыми органами.
В целях обеспечения
полноты учета и распределения доходов в соответствии с нормативами отчислений,
установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральные налоги и
сборы, иные платежи, указанные в статьях 8,10-17,20-20 Закона «О федеральном
бюджете на 2006 год» от 26 декабря 2005 года № 189 - ФЗ, зачисляются в полном
объеме на счет Управления Федерального казначейства по Камчатской области для
распределения доходов от их уплаты в соответствии с нормативами отчислений, установленными
бюджетным законодательством Российской Федерации.
Неналоговых доходов за 12
месяцев 2006 года поступило в бюджет Камчатской области в сумме 414720 тыс.
руб., что выше аналогичного периода прошлого года на 66481тыс. руб. или на 16 %.
Доля неналоговых доходов в общей сумме доходов бюджета Камчатской области за 12
месяцев 2006 года составила 3,4 %. Часть неналоговых доходов составили доходы
от имущества, находящегося в государственной собственности, которые поступили в
бюджет Камчатской области в сумме 87696 тыс. рублей (21,1 % неналоговых доходов
за 12 месяцев 2006 года). Доходы от имущества, находящегося в государственной
собственности, включают:
- арендную плату за
земельные участки и государственного имущества, в сумме 60640 тыс. рублей;
- доходы от оказания
платных услуг, в сумме 26871 тыс. рублей.
- платежи при пользовании
недрами, в сумме 185 тыс. рублей.
При анализе приведенных
данных можно выделить, что неналоговые поступления в структуре доходов бюджета
составляет минимальную долю или 3,4 %.
Для повышения доли
неналоговых доходов необходимо не только повысить эффективность их использования,
но и способствовать их увеличению в наиболее емких секторах экономики,
позволяющих в короткое время окупить затраты на ее приобретение.
Если просматривать варьирование
дефицита бюджета как основного показателя эффективности бюджетной деятельности,
то по ряду лет просматривается сравнительное увеличение уровня дефицита бюджета
Камчатской области. Динамика доходов и расходов бюджета Камчатской
области представлена в таблице 2.4 .
Таблица
2.4
Динамика
доходов и расходов бюджета Камчатской области за 2003 – 2006 гг. (в тыс. руб.)
Год
|
Доходы бюджета
|
Расходы бюджета
|
Дефицит бюджета
|
Дефицит в %
|
2003
|
7184109
|
7260516
|
-76407
|
1,05
|
2004
|
7261096
|
7429419
|
-168323
|
2,27
|
2005
|
9626078
|
10284969
|
-658891
|
6,4
|
2006
|
12616959
|
13334336
|
-717377
|
5,38
|
Анализ исполнения
доходной части бюджета Камчатской области за 2006 год позволяет сделать
следующие выводы и предложения:
1. Бюджет Камчатской
области является высокодотационым, то есть собственные доходы бюджета
Камчатской области (без учета трансфертов из Федерального бюджета) составляют 39,4
%.
В структуре бюджета
Камчатской области налоговые доходы составляют 4557522 тыс. рублей или 36 % его доходной части,
неналоговые доходы составляют 414720 тыс. рублей или 3,6 % его доходной части и трансферты из
Федерального бюджета составляют 7644717 тыс. рублей или 60,6 % его доходной части.
2. За 2003 – 2006 года
наблюдается рост налоговых поступлений за счет: увеличения налоговых ставок,
увеличения заработной платы работников бюджетной сферы, повышению качества
администрирования, при этом нельзя забывать и о росте размера пенсий и
социальных выплат, которые косвенно влияют на увеличение размера налоговых
поступлений (увеличение количества продаж).
3. Необходимо обратить
особое внимание на увеличение в доходной части бюджета Камчатской области доли
неналоговых источников доходов от использования государственной собственности
находящейся в распоряжении региональных органов власти, необходимо не только
повысить эффективность ее использования, но и способствовать ее увеличению в
наиболее емких секторах экономики, позволяющих в короткое время окупить затраты
на ее приобретение.
В бюджете Камчатской
области неналоговые поступления составили всего 414720 или 3,4 % его доходной
части.
4. Рекомендовать органам
власти Камчатской области разработать программу социально – экономического
развития Камчатской области, с последующим согласованием с Правительством РФ,
которая послужит основой для разработки перспективного плана социального
развития Камчатки, который в свою очередь будет основой для составления
реального обеспеченного финансами трехлетнего областного бюджета.
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ПРОЦЕССА КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ
3.1 Инструменты и механизмы
совершенствования казначейской системы РФ
Начиная с 1992 г. и на протяжении всего своего развития, казначейская система РФ претерпевала значительные
изменения, как в своем составе, так и в своем содержании. Выделение
Федерального казначейства из состава Министерства Финансов РФ, или ежегодные
изменения и дополнения, вносимые в должностные инструкции, все это было
призвано повысить эффективность реализации бюджетного процесса. За прошедшие
годы Федеральным казначейством была проведена большая работа по развитию
казначейской системы исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания
исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
За это время были внесены
изменения в Бюджетный кодекс РФ, регулирующие процесс кассового обслуживания
исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, разграничены полномочия Федерального
казначейства и Минфина России в области бюджетных отношений, было введено
понятие администратора поступлений, обеспечивающего контроль за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения установленных налогов и сборов
для каждого вида доходов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|