Контрольно-ревизионная работа финансовых органов
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ РАЗВИТИЯ
КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ В РОССИИ
1.1 История создания
контрольно-ревизионных органов в России
1.2 Цели и задачи
контрольно-ревизионной работы
1.3 Методы и принципы
контрольно-ревизионной работы
2. КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫЕ
ФУНКЦИИ ФИНАНСОВЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
2.1 Главное контрольное
управление Президента РФ
2.2 Счетная палата РФ
2.3 Министерство финансов
РФ
2.4 Органы государственного
налогового контроля
3. ВОПРОСЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Контрольно-ревизионная
работа финансовых органов является функцией управления производительными силами
и производственными отношениями. Он состоит из двух этапов: описательного,
связанного со сбором фактов и их первоначальной группировкой, и
логико-аналитического, представляющего качественный анализ фактов и сочетающий
качественные и количественные методы познания. Следовательно
контрольно-ревизионная работы включает в себя, с одной стороны, факты и данные
опыта, а с другой определенную систему знаний - теорию.
Основной задачей
территориальных контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской
Федерации (контрольно-ревизионных управлений Министерства финансов Российской
Федерации в субъектах Российской Федерации), образуемых на базе аппаратов
главных контролеров- ревизоров этого Министерства является осуществление в
пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля
на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или региона
Российской Федерации.
В последнее время все
чаще звучит мысль о том, что правильно расходовать бюджетные средства мы пока
не научились.
Здесь надо
признать, что не менее важно научиться заставлять правильно расходовать
бюджетные средства. В выполнении этой задачи основным инструментом является
государственный финансовый контроль.
В настоящее
время экономика страны несет значительные потери из-за низкой финансовой,
бюджетной, налоговой дисциплины, недостаточно эффективной работы системы
государственного финансового контроля.
Динамика
основных показателей работы Департамента государственного финансового контроля
и Контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах Российской
Федерации свидетельствует о том, что количество и суммарное денежное выражение
финансовых нарушений из года в год растет.
Одной из
главных причин такого положения является слабость законодательной базы,
бессистемность и правовая неопределенность финансового контроля.
Актуальность
проблемы не вызывает сомнения, но также очевидно, что государственный
финансовый контроль сегодня на перепутье.
Контроль
за соблюдением законности в сфере бюджетной и налоговой деятельности, а также
за общим состоянием финансов в государстве служит важнейшим инструментом
государственного управления. Состояние финансов – это главный индикатор
состояния экономики и благосостояния народа. Поэтому государственные структуры
наряду с другими контрольными органами осуществляют постоянный контроль как за
формированием доходов, так и за целевым и эффективным расходованием бюджетных
средств. Основы государственного финансового регулирования в Российской
Федерации находят отражения в комплексе законодательных актов и программных
документов, принятых на федеральном уровне и подписанных Президентом РФ.
Целью
курсовой работы является изучение контрольно-ревизионной работы финансовых
органов.
Задачами
курсовой работы являются изучение роли контрольно-ревизионной работы в России;
контрольно-ревизионных функций финансовых и налоговых органов; вопросов
совершенствования контрольно-ревизионной работы.
1. РОЛЬ РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ В
РОССИИ
1.1 История создания контрольно-ревизионных органов в
России
Датой
создания государственного финансового контроля в России принято считать 1656
год, когда в царствование Алексея Михайловича в целях повышения эффективности
финансового управления под кураторством царской Думы был учрежден Счетный
приказ, или Приказ счетных дел.
В 1720 году
император Петр I учредил специальный контрольный орган по управлению финансами
- Ревизион-коллегию.
В следующем
столетии император Александр I Высочайшим Манифестом от 25 июля 1810 года
учреждает Главное управление ревизии государственных счетов во главе с
Государственным контролером. Первым Государственным контролером в истории
России стал барон Балтазар Кампенгаузен.
В 1892 году
был принят первый в истории России закон о
государственном контроле, который имел решающее значение для
укрепления государственного финансового контроля в государстве. В этом законе
были закреплены те изменения в организации, формах, методах и деятельности
государственного финансового контроля, которые произошли на протяжении почти
двух с половиной столетий его развития.
В законе
указывалось, что, составляя отдельную часть государственного управления, Государственный
контроль наблюдает за законностью и правильностью распорядительных и
исполнительных действий по приходу, расходу и хранению капиталов, находящихся в
заведовании отчетных перед ним учреждений, а равно составляет соображения о
выгодности или невыгодности хозяйственных операций, независимо от законности их
производства; рассматривает финансовые сметы и представления об ассигновании
сверхсметных кредитов министерств и главных управлений, ревизует отчетность по
оборотам денежных и материальных капиталов, находящихся в заведовании отчетных
установлений; производит, по особым положениям, фактическую проверку денежных и
материальных капиталов, сооружений, построек и других операций, а также
некоторых предметов, подлежащих оплате налогами и иными сборами, и эксплуатации
казенных и подчиненных его надзору частных железных дорог; наблюдает за
правильностью разассигнования и передвижения по кассам и сметным подразделениям
назначенных по финансовым сметам или дополнительно открытых кредитов, а также
за правильностью и целесообразностью сметной классификации всех отчетных перед
ним капиталов; изыскивает меры к усовершенствованию правил и форм счетоводства
и отчетности, а также устанавливает, по соглашению с подлежащими ведомствами,
необходимые в этом деле порядки, не требующие законодательного разрешения.
Согласно
закону, во главе Государственного контроля стоял Государственный контролер,
пользовавшийся всеми правами и властью министра и являющийся с 1905 г. членом
Совета министров. Государственному контролеру подчинялись все центральные и
местные учреждения контроля. Государственный контролер утверждал ревизионные
инструкции, подбирал кандидатов для замещения высших должностей в
Государственном контроле, назначал и увольнял руководящий ревизорский и
контролерский состав ведомства.
Государственный
контролер осуществлял надзор за деятельностью всех контрольных учреждений. При
этом служащие Государственного контроля могли привлекаться к ответственности
только с санкции Государственного контролера. Кроме этого, с согласия
Государственного контролера и Министра финансов другими министрами и
главноуправляющими допускались изменения действующих правил о поступлении
государственных доходов и о производстве расходов, не касающихся коренных начал
и общих положений, а также издание инструкций, положений и форм, касающихся
счетоводства и отчетности.
Центральными
ревизионными учреждениями являлись: департамент гражданской отчетности;
департамент военной и морской отчетности; департамент железнодорожной
отчетности; департамент кредитной отчетности.
Возглавляли
департаменты генерал-контролеры.
Кроме того, в
состав Государственного контроля входили товарищ Государственного контролера,
Совет государственного контроля, Канцелярия Государственного контроля и
состоящий при ней Архив центральных учреждений Государственного контроля,
Центральная бухгалтерия, Комиссия для проверки денежной и материальной
отчетности установлений Государственного контроля, Комиссия для проверки
годовых отчетов частных железных дорог, контрольные палаты и местные
контрольные части на казенных и частных железных дорогах.
Местными
учреждениями Государственного контроля являлись контрольные палаты и
специальные местные учреждения Государственного контроля.
Контрольные
палаты производили ревизию отчетности местных учреждений. Они ревизовали по
бухгалтерским книгам и подлинным документам денежные обороты губернских и
уездных казначейств и управлений, распоряжающихся кредитами и получением
государственных доходов. Контрольные палаты во всех своих действиях подчинялись
государственному контролеру и перед ним отчитывались.
Обязанности
между центральными ревизионными учреждениями и местными учреждениями
Государственного контроля распределялись так, что первые проверяли, как
правило, операции, производимые центральными, вторые – операции, производимые
местными исполнительными и распорядительными органами.
В области
ревизии отчетности все рассмотренные выше центральные и местные учреждения
являлись первой инстанцией, над которой стояла вторая, высшая в составе
Государственного контроля инстанция, – Совет Государственного контроля.
На рубеже
XIX-XX веков происходили поиски наиболее эффективных форм финансового контроля
применительно к условиям России и с учетом начинавшегося было разделения власти
на законодательную и исполнительную. Однако Первая Мировая война и
последовавшая за ней революция остановили этот процесс.
В советский
период власть многократно модернизировала государственный финансовый контроль,
который по определению оставался атрибутом централизованной экономики и
однопартийной системы.
По решению
Правительства в составе Наркомфина 23 октября 1923 года было создано
Финансово-контрольное управление с органами на местах для проведения
документальных ревизий на предприятиях и организациях. В последующем оно было
преобразовано в Финансово-бюджетное управление, а затем в ныне действующее
Контрольно-ревизионное управление. Следует отметить, что хотя КРУ являлось
подразделением Наркомфина СССР, положение о нем было утверждено специальным
решением союзного правительства. Этим самым подчеркивался, с одной стороны,
межведомственный характер этого контрольного органа, а с другой - важность
государственного финансового контроля.
За прошедшие
годы контрольно-ревизионные финансовые органы зарекомендовали себя как
необходимый инструмент обеспечения законности расходования и сохранности
государственных средств, проявили высокую устойчивость на различных этапах
развития экономики страны.
В
августе 1998 года постановлением Правительства РФ утверждено новое положение о
контрольно-ревизионных управлениях в субъекте Российской Федерации, которое
позволило в условиях развития новых экономических отношений создать эффективно
функционирующую государственную систему финансового контроля в РФ. Новым
положением контрольно-ревизионным органам, предоставлены более широкие
полномочия по контролю за использованием государственных средств, функции по
контролю за аудиторской деятельностью на территории РФ.
1.2 Цели и задачи контрольно-ревизионной работы
Целью
контрольно-ревизионной работы является обеспечение законности и эффективности
использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и
государственной собственности.
В
соответствии с этим основными ее задачами являются:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением
доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение
эффективности и целесообразности расходования государственных средств и
использования федеральной собственности;
- оценка обоснованности
доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;
- финансовая экспертиза
проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных
органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет
средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение
федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- анализ выявленных
отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их
устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
- контроль за законностью
и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных
внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных
финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
- обеспечение поступления
в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих
платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;
- оценка эффективности
деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного
бюджета и внебюджетных средств;
- контроль за
правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
- улучшение бюджетной и
налоговой дисциплины;
- выявление резервов
роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижения расходной части
бюджета;
- контроль за реализацией
механизма межбюджетных отношений;
- проверка обращения
средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;
- контроль за
формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки
регионов;
- пресечение незаконных
решений по предоставлению налоговых и таможенных льгот, государственных
дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или
регионам;
- выявление финансовых
злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;
- проведение
профилактической информационной работы с целью повышения бюджетной дисциплины.
Хотя
государственный финансовый контроль охватывает только общественный сектор
экономики, он, как видно из перечня задач, распространяется и на
частнопредпринимательскую деятельность, и на все формы собственности, главным
образом, путем проверки правильности составления налоговых расчетов, выполнения
предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета: при
предоставлении частным предпринимателям, предприятиям различных форм
собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот.
Следовательно, объектом контрольно-ревизионной работы выступает не только
бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс
финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и
определяется огромная роль и значение контрольно-ревизионной работы как
важнейшего элемента государственного контроля и управления.
Иными
словами, объектом контрольно-ревизионной работы являются денежные отношения,
возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими
лицами, с другой стороны, по поводу полной мобилизации бюджетных средств,
перераспределения части национального дохода в территориальном, социальном и
отраслевом разрезах и его эффективного использования с целью выполнения
государством своих функций.
1.3 Методы и принципы контрольно-ревизионной работы
Важное
методологическое значение имеет принцип сосредоточения контроля на определяющих
участках производственной и финансовой деятельности. Такой подход позволяет
своевременно вскрывать и предупреждать недостатки и узкие места, полнее
выявлять глубинные внутрихозяйственные резервы, прежде всего в тех звеньях
производства, где ценой минимальных затрат можно получить наибольший и быстрый
эффект.
Страницы: 1, 2, 3
|