рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Контрольно-ревизионная работа финансовых органов

Департамент государственного финансового контроля и аудита имеет право: запрашивать в установленном порядке у органов государственной власти данные, необходимые для осуществления контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов; проверять в ревизуемых организациях денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы и другие документы, наличие денежных сумм и ценных бумаг, наличие и правильность расходования материальных ценностей, а также получать объяснения должностных лиц и необходимые справки по вопросам, возникающим при проведении ревизий и проверок; получать от организаций справки и копии документов по операциям и расчетам с ревизуемыми организациями; принимать в процессе ревизий и проверок совместно с руководителями ревизуемых организаций необходимые меры по устранению выявленных нарушений, а также давать руководителям ревизуемых организаций обязательные для них указания об устранении вскрытых нарушений; в случаях, когда производимыми ревизиями выявляются нарушения законов и других нормативно-правовых документов, факты хищений денежных средств и материальных ценностей, злоупотреблений, ставить перед соответствующими руководителями вышестоящих организаций вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в этих нарушениях, с передачей необходимых материалов следственным органам; вносить Минфину РФ предложения об ограничении, приостановлении, а в необходимых случаях и прекращении в соответствии с законодательством РФ финансирования из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств.

Подразделениями, контролирующими исполнение федерального бюджета в регионах, являются контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ в субъекте РФ. Они работают в тесном взаимодействии с территориальными органами Федерального казначейства. Порядок их взаимодействия по организации, проведению и реализации материалов ревизий и проверок регламентирован Приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 1998 г. №265.

Органы государственного управления финансами в регионах (департаменты, комитеты, управления и др.) в пределах своей компетенции осуществляют контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Для этих целей могут быть созданы специальные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы). Контрольные функции также выполняют другие управления и отделы по своим сферам деятельности.

Еще одним управлением Минфина РФ, наделенным широкими полномочиями по контролю за полнотой поступления, целевым и экономным расходованием бюджетных средств, является Главное управление Федерального казначейства и его территориальные органы на местах.

Среди основных задач казначейства можно выделить контроль за исполнением федерального бюджета по доходам и расходам и контроль за поступлением средств государственных внебюджетных фондов. При этом в соответствии с возложенными задачами Федеральное казначейство осуществляет функции по организации бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов исходя из принципа единства кассы; организует распределение доходов между бюджетами различных уровней в соответствии с установленными нормативами; организует и осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов; представляет высшим органам государственной власти отчетность о финансовых операциях Правительства РФ по исполнению федерального бюджета, состоянию бюджетной системы РФ, о федеральных внебюджетных фондах; обеспечивает совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга и др.


2.4 Органы государственного налогового контроля


Для формирования доходной части бюджета в РФ созданы и функционируют органы государственного налогового контроля. К налоговым органам в Российской Федерации относятся Министерство по налогам и сборам РФ и органы Государственного таможенного комитета РФ.

Министерство по налогам и сборам РФ представляет собой единую, централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государственного управления и осуществляющую контрольные действия за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и неналоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Основными задачами МНС РФ являются: контроль за соблюдением налогового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов и местных органов власти. К основным функциям налоговых органов относятся: обеспечение учета налогоплательщиков, контроль за выполнением всеми участниками налоговых отношений налогового законодательства, применение мер по пресечению нарушений налогового законодательства, применение мер ответственности к нарушителям налогового законодательства.

Государственный таможенный комитет РФ является центральным органом, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в России. Таможенный орган — это государственный правоохранительный орган исполнительной власти, наделенный специальными полномочиями в целях выполнения возложенных на него задач и функций в сфере таможенного дела и в других, связанных с ним областях, в том числе в налоговой сфере и сфере валютного контроля.

Полномочия таможенных органов в сфере налогов распространяются на НДС, акцизы на ввозимые и вывозимые товары и таможенную пошлину. Права и обязанности таможенных органов по контролю за соблюдением налогового законодательства при перемещении товаров через таможенную территорию РФ идентичны правам и обязанностям налоговых органов. Они имеют право проводить налоговые проверки, проверять все документы, связанные с исчислением налогов, взимаемых таможенными органами; получать необходимую информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов; приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении ими налогового законодательства; взимать недоимки по налогам; применять штрафные санкции и др.


3. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ


В работе над единой концепцией государственного финансового контроля в Российской Федерации наметились два направления.

Контрольно-ревизионные органы Минфина России и Минфин в целом являются сторонниками эволюционного развития системы контроля. Необходимо ясное понимание того, что государственный финансовый контроль состоит из непосредственно контрольно-ревизионной работы и оперативного и адекватного реагирования на выявленные финансовые нарушения.

С контрольно-ревизионной работой особых проблем нет. Есть квалифицированные кадры, есть методологии и есть результат. По данным за прошедший год контрольно-ревизионными органами Минфина России в организациях различных отраслей экономики и видов деятельности проведены 49,5 тыс. ревизий и проверок, в том числе бюджетов 33 субъектов Российской Федерации, в ходе которых выявлено различных финансовых нарушений на общую сумму 95,6 млрд. рублей, в том числе по федеральному бюджету - 28,8 млрд. рублей.

По материалам ревизий и проверок в органы федерального казначейства направлено 3,5 тыс. представлений на сумму 4 млрд. рублей. Передано правоохранительным органам и органам прокуратуры 8,7 тыс. материалов ревизий и проверок на 66 млрд. рублей, в том числе по федеральному бюджету - 2,6 тыс. материалов на 10 млрд. рублей.

Значительно хуже, пока, обстоят дела со второй составляющей государственного финансового контроля - оперативным и адекватным реагированием на выявленные финансовые нарушения. Или, другими словами, с реализацией результатов контрольно-ревизионной работы. В течение ряда последних лет реализация не выходит за пределы 10-15 % от объема вскрытых нарушений.

Одним из наиболее важных мероприятий является создание в территориальных контрольно-ревизионных органах Минфина России юридической службы. Это позволит решить ряд задач. Прежде всего, значительно возрастет качество актов ревизий и проверок; появится возможность не опосредованно, а напрямую представлять интересы государства в случае обжалования действий Контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах Российской Федерации по реализации результатов контрольно-ревизионной работы, и так далее.

Также принято решение о существенной переработке 265-го приказа, регламентирующего взаимодействие управлений федерального казначейства и контрольно-ревизионных управлений. Совместно с Главным управлением федерального казначейства эта работа ведется. Предполагается освободить казначейство от несвойственных ему функций последующего контроля. Полностью будет изменен порядок реализации материалов ревизий и проверок, предусмотренный данным приказом.

Осуществление этих и ряда других мероприятий - таких, как урегулирование взаимоотношений с Генпрокуратурой, правоохранительными органами, арбитражным судом и т.д., даст значительный и многосторонний эффект.

В связи с разработкой принципиально новой стратегии в области территориального управления, направленной на децентрализацию управления экономикой и повышение финансовой самостоятельности регионов, возникает необходимость совершенствования государственного финансового контроля как одной из основных функций управления.

В условиях становления и развития бюджетного федерализма, усложнения межбюджетных отношений, интенсивного процесса разграничения полномочий между федеральной властью, субъектами Федерации и органами местного самоуправления, дефицитности территориальных бюджетных ресурсов многократно возрастает значимость бюджетного контроля, непосредственным объектом которого выступают бюджетно-налоговая сфера и все этапы бюджетного процесса.

В соответствии с Программой развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г. основным направлением развития бюджетного федерализма стало повышение качества управления общественными финансами посредством организации эффективного контроля над соблюдением финансовой дисциплины регионами.

Организация эффективного финансового контроля над государственными бюджетно-финансовыми потоками со стороны контрольно-счетных органов Российской Федерации и ее регионов совместно с другими контролирующими органами настоятельно требует решения ряда взаимосвязанных задач по реформированию системы государственного финансового контроля в РФ.

Во-первых, необходимо принятие федерального закона «О единой системе общегосударственного финансового контроля в Российской Федерации», предусматривающего создание системы контроля, которая будет включать двухуровневый государственный финансовый контроль (органы государственного финансового контроля законодательной власти и исполнительной власти) и муниципальный финансовый контроль.

Во-вторых, нужно разработать организационно-управленческие основы системы общегосударственного финансового контроля, а также механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля законодательной и исполнительной ветвей власти, между системой государственного финансового контроля и формирующейся системой муниципального финансового контроля.

В-третьих, следует привести методологическую и методическую базы государственного финансового контроля в соответствие с современными российскими условиями, достижениями международной науки и практики.

В-четвертых, необходимо более широкое внедрение информационных технологий с целью сокращения затрат на делопроизводство, повышения информационного взаимодействия контрольных органов.

И, наконец, требуется повышение уровня организации бухгалтерского, бюджетного, налогового учета в связи с тем, что отчетные документы являются главными объектами государственного финансового контроля.

Решение указанных задач позволит поднять контрольно-ревизионную работу в Российской Федерации на качественно новый уровень. В свою очередь, создание единого поля финансового контроля в стране, наделение Счетной палаты РФ координирующими функциями будет способствовать дальнейшему развитию и повышению результативности деятельности Счетной палаты РФ и контрольно-счетных палат субъектов Федерации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В проведении контрольно-ревизионной работы участвуют также министерства и ведомства, отделы и управления органов исполнительной власти, которые осуществляют ведомственный контроль за рациональным, эффективным и целевым использованием государственных средств и государственной собственности. Ведомственный контроль распространяется на государственные унитарные предприятия, учреждения и организации, находящиеся в подчиненности соответствующих министерств и ведомств. Последние несут ответственность за состояние экономики и финансов, организацию учета и отчетности подведомственных им предприятий и организаций. С этой целью в министерствах и ведомствах создаются контрольно-ревизионные подразделения, которые систематически должны проводить документальные ревизии и другие контрольные мероприятия.

Работниками финансово-бухгалтерских служб предприятий, учреждений и организаций осуществляется внутрихозяйственный контроль их деятельности. Особая роль при этом отводится главному бухгалтеру. Он обязан обеспечить контроль и надлежащий учет всех финансово-хозяйственных операций своего субъекта хозяйствования, с тем чтобы исключить возможность образования недостач, незаконного и нецелевого использования денежных средств и материальных ценностей, хищений.

Наряду с государственным, внутриведомственным и внутрихозяйственным контролем в практике широко используется аудиторский контроль, который представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и др. Аудиторский контроль информирует заказчиков аудита о состоянии финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта и помогает ему выйти на качественно новый уровень развития, избежать многих проблем во взаимоотношениях с государственными органами, в первую очередь с налоговыми, и в конечном итоге успешно выполнить свои задачи и функции.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.                Положение о контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации (утв.: Постановление Правительства РФ № 888 от 06.08.1998 года).

2.                Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №273 «Об утверждении положения о Министерстве финансов Российской Федерации».

3.                Постановление Совета министров – Правительства РФ от 27 августа 1993 г. №864 «О Федеральном казначействе Российской Федерации».

4.                Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №276 «О Департаменте государственного контроля и аудита».

5.                Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. №1556 «О федеральном казначействе».

6.                Указ Президента РФ от22 декабря 1993 г. №2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации».

7.                Указ Президента от 25 июля 1996 г. №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».

8.                Указ Президента от 16 марта 1996 г. №383 «О главном контрольном управлении Президента Российской Федерации».

9.                Федеральный закон от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»

10.           Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. ¾ М.: ЮНИТИ, 2002. ¾ 687 с.

11.           Большаков С.В. Основы управления финансами. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2000. – 368 с.

12.           Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 838 с.

13.           Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. – М.: ИВЦ Маркетинг, 2000. – 502 с.

14.           Государственные и территориальные финансы / Под ред. Сергеева Л.И. – Калининград: Янтарный сказ, 2000. – 368 с.

15.           Маренков Н. Л., Веселова Т. Н. Практика контроля и ревизии. – М.: КноРус, 2005. – 352 с.

16.           Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт – М, 2003. – 543 с.

17.           Финансы. Денежное обращение, кредит / Под ред. Проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-ое издание 2001.- 512 с.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.