рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Кредитные ресурсы Ростовской области

Кредитные ресурсы Ростовской области

ВВЕДЕНИЕ

Банковская система является важнейшей составляющей национального хозяйства. Существует тесная взаимосвязь между развитием экономики и ее банковского сектора. Состояние национальной экономики определяет ресурсный потенциал банковской системы и возможности ее функциональной деятельности. В свою очередь, от эффективности функционирования банковской системы в значительной мере зависят масштабы и темпы экономического развития.

Банки как финансовые посредники выполняют специфическую миссию, заключающуюся в способности аккумулировать потоки денежных средств и осуществлять их рациональное перераспределение в территориальном и отраслевом аспектах посредством инвестиций и кредитов. Реализуя данную миссию, банки призваны способствовать устойчивому экономическому росту.

В условиях рыночных преобразований в экономике России в исторически краткие сроки была сформирована рыночно-ориентированная банковская система. Однако процесс переустройства экономических и финансовых отношений не сопровождался возрастанием роли банков в процессах общественного воспроизводства капитала, напротив, возник дисбаланс между реальным и финансовым секторами экономики. Сложившаяся модель банковской системы отличалась направленностью на краткосрочные финансовые операции и слабым участием банков в кредитовании реальных инвестиционных проектов. Данная стратегия, как показала практика, явилась одним из факторов системного экономического кризиса.

Процесс глобализации экономики, начавшийся в 20 веке и являющийся сейчас направляющей силой всего человеческого развития, определил необходимость ускорения мобилизации финансовых ресурсов, что привело к существенным трансформациям в кредитно-банковских системах развитых стран. Основные тенденции этих трансформаций выразились, в частности, в усилении концентрации и централизации кредитных институтов, росте групп банков-гигантов, действующих как трансконтинентальные образования и, как следствие, процессах универсализации банков. Тенденция к универсализации характерна для кредитных систем всех развитых стран. Усиление конкуренции между кредитными институтами и возникновение принципиально новых возможностей в условиях развития мощного финансового рынка привели многие банки к необходимости поиска иных способов повышения доходности своих операций. Одним из путей решений проблемы явилось резкое увеличение числа осуществляемых банками операций.

Вместе с тем анализ банковских систем различных стран свидетельствует о параллельном развитии тенденции к усилению специализации деятельности коммерческих банков. Так, в странах развитой рыночной экономики, в том числе и тех, которые имеют универсальную структуру кредитной системы, важное место (несмотря на некоторое снижение их числа) занимают специализированные банки.

Одной из целей стратегии развития банковского сектора РФ как раз является создание подобных банковских институтов с особыми задачами, связанными с реализацией национальных интересов. Наличие банков, которые бы функционировали в сферах деятельности, имеющих принципиальное значение для российской экономики, таких как долгосрочное инвестирование, - актуальная проблема теперешней России.

Однако, несмотря на некоторые положительные сдвиги, наметившиеся в деятельности банков в области кредитования реального сектора экономики в последние годы, уровень взаимодействия банков с реальным сектором экономики остается недостаточным, а инвестиционно-кредитная деятельность банков - крайне неудовлетворительной. Не случайно среди - концептуальных вопросов развития банковской системы России, определенных в совместной стратегии Правительства и Центрального банка Российской Федерации, особое внимание уделяется функциональным аспектам развития банковской деятельности, в том числе кредитованию инвестиционных проектов производственных предприятий. Именно в этой области положительные сдвиги наименее существенны.

Проблема привлечения банковского капитала в инвестирование производства является актуальной как в масштабе всей страны, так и ее регионов. Высокая социально-экономическая дифференциация российских
регионов, различия в уровне их инвестиционной привлекательности определяют существенную специфику в развитии банковского сектора и его возможностей по кредитованию реальных инвестиционных проектов. Это вызывает необходимость учета при анализе инвестиционно-кредитной деятельности банков региональных аспектов.

Низкая эффективность банковских механизмов трансформации сбережений в инвестиции является серьезным ограничителем экономического развития. Развитие инвестиционно-кредитной деятельности банков в России остается одной из наиболее острых экономических проблем, нуждающихся в серьезном и комплексном анализе.

В то же время даже в условиях значительных темпов роста капитала банков в том числе и за счет инвестиционных средств, его общий объем еще не отвечает уровню, который способен защитить банковскую систему в случае возникновения внешних или внутренних факторов дестабилизации.

Низкий уровень корпоративного управления в банках, в т.ч. и государственных, слабая организация в банках процедур управления рисками и тому подобное не отвечает интересам вкладчиков и кредиторов банков и является угрожающими фактором для банковской системы в целом.

Невзирая на то, что объемы кредитования в последние годы значительно увеличивались, потребности экономики в кредитах, особенно долгосрочных, остаются большей частью неудовлетворительными.

Одним из факторов, влияющим на стоимость кредитных средств, является формирование кредитных ресурсов банков за счет депозитов, привлеченных у физических лиц, которые являются дорогими и преимущественно не долгосрочными.

Методологические и теоретические аспекты роли кредитования в экономике широко освещены в работах Н.А.Бланка, В. Беренса, А.Б. Идрисова, Дж. Кейнса, Л.Дж. Гитмана, М.А. Лимитовского, И.В. Сергеева, Питера М. Хавранека, Р.Х. Холта и др.

Предмет данного дипломного исследования – изучение структуры и особенностей кредитных ресурсов развитых регионов.

Объект данного дипломного исследования – Ростовская область.

Цель дипломной работы – исследовать кредитные ресурсы Ростовской области.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

- изучить финансовый механизм инвестиционной деятельности в России;

- рассмотреть роль банков в современной рыночной экономике;

- дать определение банковского холдинга и показать его отличие от банковских групп;

- рассмотреть структуру современной банковской системы Российской Федерации;

- охарактеризовать структуру современного финансового рынка Ростовской области;

- провести анализ динамики и оценку эффективности использования кредитных ресурсов;

- рассмотреть кредитование национальных проектов в регионе;

Структурно работа состоит из 3 глав, введения, заключение, списка использованной литературы, приложений.

1. ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

1.1 Финансовый механизм инвестиционной деятельности в России

После финансового кризиса в августе 1998 года стало очевидно, осуществляемая раньше финансово-кредитная политика не обеспечила нормальных условий воспроизводства основного капитала и поддержания на необходимом уровне инвестиционной деятельности в стране.

Инвестиции определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение инвестиций в экономику РФ и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики.

Предпринимательская, инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.

На современном этапе рыночных отношений наблюдается усиление конкурентной борьбы между отдельными административно-территориальными образованиями за инвестиционные ресурсы, активное привлечение которых необходимо для повышения эффективности предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, рационализации процесса текущего функционирования и перспективного развития организационно-правовых структур различных отраслей национальной экономики. В этих условиях существенное увеличение объемов инвестиций может быть достигнуто на основе рационального использования современного инструментария стимулирования инвестиционной деятельности, обеспечивающего результативное взаимодействие хозяйствующих субъектов и органов государственного управления всех уровней.

В период развивающихся рыночных отношений рационализация механизма стимулирования инвестиционной деятельности является важнейшим условием повышения эффективности функционирования народного хозяйства страны, как в краткосрочной перспективе, так и в стратегическом периоде времени. При усложнении взаимосвязей внутри макроэкономической системы становится необходимым формирование адаптационных механизмов стимулирования инвестиций, способствующих преодолению негативных тенденций в инвестиционной сфере.

В этой связи одним из основных условий устойчивого развития народного хозяйства Российской Федерации в целом, его региональных подсистем, отдельных организационно-правовых структур является повышение обоснованности экономико-организационных, нормативно-правовых и финансово-кредитных решений, направленных на совершенствование механизма стимулирования инвестиционной деятельности, рационализацию взаимодействия отдельных участников инвестиционного процесса.

Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансировать за счет:

1) собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др. средства);

2) заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и др. средства);

3) привлеченных финансовых средств инвестора (средства, полученные от продажи акций паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан юридических лиц);

4) денежных средств, централизуемых объединениями предприятий в установленном порядке;

5) инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

6) иностранных инвестиций;

7) собственные финансовые ресурсы (самофинансирование) Прибыль -главная форма чистого дохода предприятия, выражающая стоимость прибавочного продукта. Ее величина выступает как часть денежной выручки, составляющая разницу между реализационной ценой продукции (работ услуг) и ее полной собственностью. Прибыль является обобщающим показателем результатов коммерческой деятельности предприятия. После уплаты налогов и других платежей из прибыли в бюджет у предприятия остается чистая прибыль. Часть ее можно направить на капитальные вложения социального и производственного характера. Эта часть прибыли может использоваться на инвестиции в составе фонда или другого фонда аналогичного назначения, создаваемого на предприятии.

Инвестиции затрагивают основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро - и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.

Инвестиции затрагивают основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро - и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований

Россия, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в имеющемся научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой (12% числа ученых во всем мире), на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции имеет долю лишь в 0,3%, в то время как доля США составляет 36%, Японии - 30%. Аналогично дело обстоит и в Ростовской области – удельный вес инновационной продукции в промышленности составляет около 15%, а инновационно активных предприятий – не более 5%[1].

С позиций регулирования инвестиционной деятельности регион можно рассматривать как совокупность производственных, финансовых и властных структур, объединенных интересами спроса и предложения финансовых и материальных инвестиционных ресурсов, осуществляющих взаимодействие и реализацию проектов и программ, нацеленных на достижение главной цели регионального развития - повышение общего благосостояния населения.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в регионе обеспечивается региональными органами власти в пределах их компетенции с целью поддержания, стимулирования или предотвращения инвестиционных процессов и осуществляется в соответствии с государственными инвестиционными или целевыми программами; прямым управлением государственными инвестициями; предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; проведением финансово-кредитной политики (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), политикой ценообразования, амортизационной политикой; контролем за соблюдением государственных норм и стандартов и т. д.

Формы регулирования инвестиционной деятельности соответствуют положениям Федерального закона и включают: выделение приоритетов, налоговое регулирование, предоставление финансовой помощи инвесторам, условия осуществления финансовых инвестиций, экспертизу инвестиционных проектов при разработке государственных инвестиционных программ, защиту инвестиций, условия вывоза капитала для осуществления инвестиций за рубежом.

Методы регулирования инвестиционной деятельности органами управления региона подразделяют на три группы[2]:

- непосредственного (прямого) воздействия на хозяйственную деятельность (путем прямого безвозвратного вложения бюджетных средств в соответствии с выбранными приоритетами);

- опосредованного централизованного воздействия; в их составе методы конкурсного размещения средств бюджетов на возвратной, срочной и платной основах или на условиях закрепления в государственной собственности части акций;

- предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального и регионального бюджетов;

-косвенного воздействия, базирующиеся на создании благоприятного инвестиционного климата в регионе (путем установления специальных налоговых режимов, механизма начисления амортизации, защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения, принятия антимонопольных мер).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.