2.Планирование бюджета муниципального образования – города
Калининград
2.1 Экономическая характеристика города Калининград
Экономика Калининградской области характеризуется достаточно высокой
степенью диверсификации – в регионе не существует отраслей и кластеров, которые
могли бы монопольно определять основные экономические тенденции развития. С одной
стороны, это является признаком устойчивости экономической системы и указывает на
достаточно эффективный слой среднего и малого бизнеса. С другой стороны, в условиях
растущей конкуренции в регионе Балтики отсутствие крупных производств и сервисных
отраслей снижает возможности макрорегионального позиционирования и определения собственной
специализации, востребованной в окружающем экономическом пространстве.
Динамика валового регионального продукта Калининградской области за
последние несколько лет, предшествовавших мировому финансово-экономическому кризису,
свидетельствует о высоких темпах роста экономики региона, значительно опережающих
темпы роста экономики по России в целом.
Таблица 2.1.Динамика ВРП Калининградской области и ВВП России в 2002-2009
гг. в сопоставимых ценах, в процентах (%) к предыдущему году
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
ВРП Калининградской
области
|
109,5
|
109,3
|
112,6
|
103,6
|
127,6
|
119,9
|
109,9
|
86,6
|
ВВП по России
|
104,7
|
107,3
|
107,2
|
106,4
|
107,4
|
108,1
|
105,6
|
91,5
|
Анализ доходов бюджета за 2009 год
Бюджет городского округа на 2009 год утвержден решением окружного Совета
депутатов Калининграда от 12.12.2008 г. № 411 по доходам в сумме 7944,3 млн. руб.
(Приложение 1), в том числе:
-
налоговым
и неналоговым доходам в сумме 5130,7 млн. руб.;
-
финансовой
помощи из областного бюджета в сумме 1632,9 млн. руб.;
-
доходов
от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средств безвозмездных поступлений
и иной приносящей доход деятельности в сумме 1180,7 млн. руб.
Бюджет города по доходам исполнен в сумме 10271 млн. руб. или на 129,3%
к утвержденному плану и на 94,8% к уточненным плановым назначениям (10836,3 млн.
руб.), в том числе по налоговым и неналоговым доходам – 5582,8 млн. руб.(98% уточненного
плана), финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня – 3350,8 млн. руб. .(88,4%),
безвозмездным поступлениям от государственных организаций – 10,5 млн. руб. .(100%),
прочим безвозмездным поступлениям – 6,6 млн. руб. (183,3%), доходам от предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности 1320,2 млн. руб. (98,9%).
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года общий объем доходов
городского бюджета увеличился на 0,7%. Налоговые и неналоговые доходы составили
54,4% от общей суммы доходов бюджета за отчетный период.
В связи с изменением межбюджетных отношений и значительным снижением
доходов, получаемых в виде арендной платы за землю и муниципальное имущество, удельный
вес налоговых доходов в отчетном периоде вырос по сравнению с 2007 годом на 2,6%,
вместе с тем соответственно уменьшилась доля неналоговых доходов.
В структуре доходной части бюджета наибольший удельный вес занимают
налоги на совокупный доход – 34,2%, налог на доходы физических лиц – 33,9%, доходы,
получаемые в виде арендной платы за землю – 9,3%, доходы от продажи материальных
и нематериальных активов – 10,0%.
Анализ расходов бюджета за 2009 год
Бюджет городского округа по расходам за 2009 год исполнен в сумме 11060,5
млн. руб., т.е. на 92% к уточненному и на 130,9% к утвержденному годовому плану
(Приложение 1). За отчетный период расходы бюджета уточнялись на сумму 3573,8 млн.
руб. в том числе:
1) за счет остатков бюджетных средств, сложившихся по состоянию на
01.01.2003 года - на 687,6 млн. руб.,
2) за счет дополнительно полученных средств областного и федерального
бюджета – 2179,9 млн. руб.;
3) за счет дополнительно полученных доходов от платных услуг, оказываемых
бюджетными учреждениями на сумму 153,7 млн. руб.;
4) за счет средств Фонда социального страхования на проведение летней
и осенней оздоровительной компании - 10,5 млн. руб.;
5) за счет средств полученных от сдачи в аренду муниципального имущества,
находящегося в оперативном управлении бюджетных учреждений – 3,9 млн. руб.;
6) за счет увеличения доходной части бюджета – 538,2 млн. руб.
Финансирование расходов в отчетном периоде производилось в рамках утвержденного
бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью и сметами расходов получателей
средств по казначейской системе исполнения бюджета.
Расходы городского бюджета осуществлялись в структуре классификации
операций сектора государственного управления, функциональной классификации расходов
бюджетов РФ, с учетом дополнительных кодов в пределах годовых лимитов бюджетных
обязательств.
За 2009 год кассовое исполнение расходов составило 11060,5 млн. руб.
Для обеспечения жизнедеятельности муниципалитета в отчетном периоде средств затрачено
на 1011,6 млн. руб., или на 10,1% больше, чем за 2008 год. Расходы произведены:
-
за счет
собственных доходов бюджета - 52,3% ;
-
средств
федерального и областного бюджета–32,4%,
-
дополнительного
источника финансирования – арендной платы от имущества, находящегося в оперативном
управлении бюджетных учреждений–0,4%,
-
платных
услуг, оказываемых бюджетными учреждениями –11,6% ;
-
средств
Фонда социального страхования на проведение оздоровительной компании (летней и осенней)
– 0,1%;
-
кредитов
банков –2,7%;
-
кредита
из областного бюджета –0,5%.
В структуре расходов наибольший удельный вес занимают отрасли «Образование»
- 31,2 % всех расходов , «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 27,4 %, «Здравоохранение
и спорт»- 14,5 %, «Социальная политика» -9,0 %.
Анализ дефицита бюджета
Дефицит бюджета за отчетный год сложился в размере 789,5млн. рублей.
На покрытие дефицита бюджета и погашение муниципального долга в отчетном
году привлекались заемные средства в сумме 353,2 млн. руб., остатки средств на счете
бюджета городского округа – 436,3 млн. руб.
За 2009 год городским округом «Город Калининград» исполнены долговые
обязательства по кредитам коммерческих банков в сумме 630 млн. руб.
Таким образом, доходы бюджета города Калининград за 2009 год составили
10,3 млрд.руб, что превышает утвержденный план на 29,3% и меньше уточненного плана
на 5,2%Стоит отметить, что объем доходов 2009 года увеличился на 0,7% по сравнению
с 2008 годом. Расходы же бюджета составили 11 млрд.руб, что выше на 30% утвержденного
плана. Дефицит бюджета за 2009 год составил 789 млн.руб., на покрытие которого привлекались
заемные средства.
2.2
Планирование бюджета города Калининград программно-целевым методом
Планирование расходов
бюджета города Калининград происходит программно-целевым методом. Программно-целевой
метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных
средств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ.
Следует отметить, что суммы, определенные в программе далеко не всегда совпадают
с теми, что закладываются в законе о бюджете на определенный год. В основе финансирования
программ лежит сметный подход, который определяет в рамках функциональной классификации
расходы на конкретную программу [9, с. 6].
В 2009 году решением
Калининградской городской Думы от 16 декабря 2009 г. № 325 “О бюджете городского
округа «Город Калининград» на 2010 год и на плановый период до 2011 и 2012 годов”
было предусмотрено финансирование 14 муниципальных целевых программ – 8 долгосрочных
и 6 ведомственных.
В составе расходов
на 2010 год в бюджете города Калининград на финансирование долгосрочных целевых
программ предусмотрено немногим менее 940 млн.руб. что составляет 11% расходов бюджета
города Калининград в 2010 году.
Таблица 2.2.Финансирование
долгосрочных целевых программ города Калининград на 2010-2012 гг.(тыс. руб.)
|
Муниципальные программы
|
2010 год
|
2011 год
|
2012 год
|
1
|
ДЦП «Переселение граждан
из аварийного жилищного фонда в городе Калининграде на 2009-2011 г.г.»
|
35340,0
|
47120,0
|
|
2
|
ДЦП «Повышение безопасности
дорожного движения в 2009-2012 годах»
|
30000,0
|
30000,0
|
46700,0
|
3
|
ДЦП «Обеспечение жильем
молодых семей в городе Калининграде» на 2009-2011 годы
|
36900,0
|
20800,0
|
|
4
|
ДЦП «Капитальный ремонт
общего имущества многоквартирных домов городского округа «Город Калининград» в
2009-2011 гг.»
|
179650,0
|
153448,0
|
|
5
|
ДЦП «Развитие первичной
медико-санитарной помощи в городе Калининграда на период 2009-2012 годы»
|
42908,0
|
82833
|
93110,0
|
6
|
ДЦП «Развитие системы образования
Калининграда на 2009-2011 гг.»
|
111750,0
|
98327,9
|
|
7
|
ДЦП «Развитие коммунальной
инфраструктуры городского округа «Город Калининград» на 2009-2014 годы»
|
377019,2
|
278548,4
|
173146,4
|
8
|
ДЦП «Реконструкция Калининградского
зоопарка на 2009-2011 годы»
|
126264,0
|
|
|
|
Итого:
|
939831,2
|
711077,3
|
312956,4
|
Проанализировав
долгосрочные целевые программы города Калининград, принятые в 2009 году, можно увидеть,
что большая часть программ направлена на улучшение жилищных условий населения города.
Расходы на финансирование данных программ в 2010 году составят 628909,2 тыс.руб.
Наибольшая сумма
финансирования в составе долгосрочных целевых программ города Калининград в 2010
году утверждена на ДЦП «Развитие коммунальной инфраструктуры городского округа «Город
Калининград» на 2009-2014 годы» в размере 377019,2 тыс.руб., что составляет 40%
от общей суммы финансирования долгосрочных целевых программ, предусмотренных в 2010
году. Что является основой для планирования суммы расходов на жилищно-коммунальное
хозяйство в бюджете города Калининград, общая величина которых в 2010 году планировалась
в размере более 1,7 млрд. руб. (Приложение 1). Общий объем финансирования в рамках
реализации программы составляет 8902078,4 руб., из них:
-
федерального
бюджета -80,3%;
-
областного
бюджета – 4,1%;
-
бюджета
городского округа – 15,5%.
Основными проблемами
в сфере развития территории городского округа "Город Калининград" является:
наличие земельных участков, не обустроенных коммунальной инфраструктурой; превышение
нормативных сроков эксплуатации инженерных коммуникаций; снижение надежности и устойчивости
инженерных систем жизнеобеспечения населения; ограниченные возможности для наращивания
объемов жилищного строительства; наличие улиц, не обеспеченных централизованным
газоснабжением. Эффект от реализации программы имеет социальную направленность.
Улучшатся условия проживания населения и внешний облик города Калининграда. Повысится
эффективность и надежность обеспечения территорий застроек и существующих жилых
кварталов коммунальными ресурсами, увеличится надежность функционирования систем
коммунальной инфраструктуры, что снизит потери коммунальных ресурсов при производстве
и транспортировке. Надежность работы коммунальной инфраструктуры позволит сэкономить
средства организаций коммунального комплекса, уменьшить потребление ресурсов и улучшить
экологическую обстановку на территории города Калининграда.
Стоит отметить
финансирование на долгосрочную целевую программу «Развитие системы образования Калининграда
на 2009-2011 гг.». Расходы на проведение данной программы в 2010 году планируются
в размере 111 750 тыс. руб.(за счет средств городского бюджета). Расходы на проведение
данной программы повлияли на планирование общей суммы расходов на образование, величина
которых в 2010 году составит более 3 млрд. руб. Обоснованием для разработки настоящей
Программы являются концепция модернизации российского образования, приоритетный
национальный проект "Образование", комплексный план формирования и реализации
современной модели образования в Российской Федерации на 2009-2012 годы и плановый
период до 2020 года. Реализация этих документов направлена на обеспечение гражданам
общедоступного, качественного образования, повышение эффективности вкладываемых
в развитие отрасли финансовых и материальных средств, переход на более активное
участие общественности в разработке механизмов управления, адекватных задачам развития
системы образования.
Финансирование
программы в 2010 году осуществляется за счет:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|