рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Методы оценки финансового состояния предприятия в современных условиях.

p> На методы и формы проведения санации повлияли развитие экономической теории; эволюция роли государства как регулятора рыночной экономики; макроэкономические изменения в странах бывшего социалистического блока; новые подходы к приватизации (реприватизации) предприятий.

Предметом дискуссий ведущих ученых Германии, США, Великобритании являются вопросы, связанные с методами прогнозирования банкротства предприятий, классификацией финансовых источников санации и последовательностью их мобилизации; содержанием контролинга санации, порядком проведения санационного аудита; формами и размерами государственной финансовой поддержки предприятий; санационными приоритетами; скоростью финансового оздоровления; приватизационными аспектами санации предприятий.

1.2 Менеджмент финансовой санации предприятия

Процесс организации финансовой санации предприятий можно разделить на три основных функциональных блока: разработка санационной концепции и плана санации; проведение санационного аудита; менеджмент санации.

Как правило, план санации разрабатывают по поручению собственников или руководства предприятия консалтинговые или аудиторские фирмы в тесной взаимосвязи с внутренними службами контролинга (если такие существуют на предприятии). В случае, если санация осуществляется в ходе ведения дела о банкротстве, то разрабатывать план должен назначенный хозяйственным судом руководящий санацией.

Решающее значение для успешного проведения финансового оздоровления предприятия имеет организация эффективного менеджмента санации, сущность которого можно рассматривать в двух аспектах: институциональном и функциональном.

С институциональной стороны к менеджменту санации можно отнести всех физических лиц, которые уполномочены собственниками субъекта хозяйствования или силой закона провести финансовую санацию предприятия, то есть осуществлять фактическое управление предприятием

на период его оздоровления. Очень часто к черте банкротства предприятие приводит именно неумелое или умышленно неправильное управление. Руководство предприятия, которое привело его к финансовому кризису,

как правило, не может эффективно управлять санацией. Отсюда возникает необходимость замены руководства предприятия или передачи полномочий на проведение санации третьим лицам. В Великобритании, например, ежегодно из
60 тысяч возбужденных дел о банкротстве около 90% завершаются сменой руководства.

В общем к лицам, которые могут быть носителями менеджмента санации, следует отнести контролирующие органы, консультантов, аудиторов, управляющих санацией, которые назначаются согласно решения хозяйственного суда, представителей банковских учреждений или других кредиторов, опытных менеджеров, а также бывшее руководство предприятия. Решение вопроса о назначении менеджмента санации принадлежит к числу первоочередных мероприятий в рамках финансового оздоровления.

Из функционального блока менеджмент санации – это система антикризисного управления, которая заключается в эффективном использовании финансового механизма с целью предотвращения банкротства и финансового оздоровления предприятия. Функциональные сферы менеджмента санации можно рассматривать как отдельные фазы управленческого цикла, причем в процессе санации предприятия такие циклы перманентно повторяются при достижении отдельных стратегических или тактических целей. К функциональным сферам менеджмента санации относятся следующие: постановка целей; формирование и анализ проблемы (главная проблема – финансовый кризис); поиск альтернатив, прогнозирование и оценка их реализации (подбор

и оценка необходимого каталога санационных мероприятий); принятие решения; реализация (проведение конкретных санационных мероприятий); контроль; анализ отклонений.

Важной составляющей организации действующего менеджмента санации является создание эффективной системы контролинга, главными заданиями которого является определение стратегических и тактических целей санации и ориентация процесса управления на достижение этих целей. Решающим при этом является создание системы информационного обеспечения, плановых, аналитических и контрольных служб. Но следует отметить, что не существует единых рецептов организации менеджмента санации предприятия. Каждый случай финансового кризиса требует индивидуального подхода к управлению процессом его преодоления.

Решение о проведении санации может приниматься в следующих основных случаях.

Во-первых, по инициативе субъекта хозяйствования, который пребывает в кризисе – если существует угроза неплатежеспособности

и признания его банкротом в недалеком будущем. Решение о санации принимается до обращения кредиторов в суд с заявлением о признании банкротом данного предприятия (досудебная санация).

Во-вторых, после того как должник по собственной инициативе обратился в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о своем банкротстве
(если предприятие стало финансово неспособным или существует реальная угроза такой неспособности). Одновременно с подачей заявления должник обязан предоставить в хозяйственный суд план санации или проект мирового соглашения. Понятно, что решение о санации принимается только в случае, если предприятие докажет кредиторам, что оно является способным к санации.

В-третьих, по окончании месячного срока с момента опубликования

в официальном печатном органе Верховного Совета или Кабинета Министров
Украины объявления о возбуждении дела о банкротстве данного предприятия – если поступили предложения от физических или юридических лиц, которые хотят удовлетворить требования кредиторов к должнику

и подали акцептованные комитетом кредиторов и хозяйственным судом предложения о санации (реорганизации) неплатежеспособного предприятия. В случае согласия кредиторов с условиями и механизмом удовлетворения их претензий хозяйственный суд принимает решение о приостановлении дела

о банкротстве и об осуществлении финансовой санации юридического лица.

В-четвертых, по инициативе финансово-кредитного учреждения. Согласно
Закона Украины «О банках и банковской деятельности» учреждение банка имеет право относительно клиента, объявленного неплатежеспособным, применить комплекс мероприятий по его санации,

в том числе: передать оперативное управление данным предприятием администрации, сформированной при участии банка; реорганизовать должника; изменить порядок платежей; направить на погашение кредиторской задолженности выручку от реализации продукции.

В-пятых, по инициативе залогодержателя целостного имущественного комплекса предприятия. В случае неисполнения обязательств, обеспеченных ипотекой целостного имущественного комплекса предприятия, залогодержатель имеет право осуществить предусмотренные договором мероприятия по оздоровлению финансового положения должника, включая назначение своих представителей в руководящие органы предприятия, ограничение в праве распоряжаться выпущенной продукцией и другим имуществом соответствующего субъекта хозяйствования. Если санационные мероприятия не привели к восстановлению платежеспособности предприятия, то залогодержатель имеет право обратиться в хозяйственный суд с заявлением о взыскании имущества, которое находится в ипотеке.

В-шестых, по инициативе Государственного органа по вопросам банкротства, если речь о государственных предприятиях.

В-седьмых, по инициативе НБУ – если речь идет о финансовом оздоровлении коммерческого банка. Режим санации является привентивным методом влияния НБУ на коммерческий банк перед применением санкций, предусмотренных Законом Украины «О банках и банковской деятельности».

1.3 Классическая модель финансовой санации

Экономически развитые страны по-разному решают проблемы санации и банкротства предприятий. Отличия объясняются особенностями экономического и социального развития, принципами построения национальных финансовых систем и их составляющих – финансов предприятий. Целостный взгляд на этапы проведения финансового оздоровления отдельного предприятия представляет собой так называемая «классическая модель санации», которая широко используется как основа для разработки механизма финансовой санации субъектов хозяйствования

в странах с развитой рыночной экономикой.

Согласно классической модели санации, функциональная система которой изображена на рис. 1.2, процесс финансового оздоровления предприятия начинается с выявления (идентификации) финансового кризиса.

Рис. 1.2 Классическая модель санации

Следующим этапом санации является проведение причинно- наследственного анализа финансового кризиса. На основании предоставленной информации (первичные бухгалтерские документы, решения сборов акционеров, финансовые планы) определяются внешние

и внутренние факторы кризиса, его глубина и качество финансового состояния фирмы.

В рамках анализа осуществляется экспертная диагностика финансово- хозяйственного состояния предприятия, анализируются его сильные и слабые стороны. На основании результатов причинно-наследственного анализа, согласно классической модели санации, делаются выводы о санационной способности предприятия, целесообразности или нецелесообразности санации соответствующей хозяйственной единицы. Если производственный потенциал предприятия разрушен, утрачены рынки сбыта продукции, структура баланса неудовлетворительная, то принимается решение

о консервации или ликвидации субъекта хозяйствования. В противном случае санация будет означать лишь отсрочку во времени ликвидации предприятия и ничего кроме дополнительных убытков для собственников

и кредиторов не принесет.

Добровольная ликвидация предприятия-должника – это процедура ликвидации неспособного предприятия, которая осуществляется вне судебных органов на основании решения собственников или соглашения, заключенного между собственниками данного предприятия и кредиторами

и под контролем кредиторов.

Принудительная ликвидация предприятия – это процедура ликвидации неспособного предприятия, которая осуществляется по решению хозяйственного суда (как правило, в процессе ведения дела о банкротстве).

В случае, если предприятие имеет реальную возможность восстановить платежеспособность, ликвидность и прибыльность, владеет достаточно подготовленным управленческим персоналом, рынками сбыта товаров, производство продукции соответствует приоритетным направлениям экономики страны, то принимается решение о разработке санационной концепции с целью проведения финансового оздоровления с одновременным определением целевых ориентиров. Чем раньше на санационноспособном предприятии начнется санация, тем больше шансов на ее конечный успех.

Отдельным аналитическим блоком в классической модели выделено формирование стратегических целей и тактики проведения санации.

При определении целей санации следует учитывать, что каждое предприятие имеет ограниченные ресурсы, ограниченные возможности сбыта продукции и должно осуществлять свою деятельность в рамках правового поля государства, в котором оно расположено. Цели должны быть реальными

и поддаваться количественному и качественному измерению. Главной стратегической целью санации является восстановление эффективной деятельности предприятия в долгосрочном периоде. Для достижения этой цели следует согласовать тактические цели, а именно: сферу деятельности, ассортимент продукции и ее потребителей; основные стоимостные целевые показатели (выручка, прибыль, ликвидность); социальные цели.

Только при условии достижения консенсуса относительно тактических целей между сторонами, ответственными за принятие решений, можно достичь главной стратегической цели санации.

Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации

и распределения ресурсов компании. Конечная цель в санационной стратегии состоит в достижении долгосрочных конкурентных выгод, которые обеспечили бы компании высокую рентабельность.

Следующим элементом классической модели санации является

ее проект, который разрабатывается на базе санационной программы

и содержит технико-экономическое обоснование санации, расчет объема финансовых ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей, конкретные графики и методы мобилизации финансового капитала, сроки освоения инвестиций и их окупаемость, оценку эффективности санационных мероприятий, а также прогнозируемые результаты исполнения проекта.

Важным компонентом санационного процесса является координация

и контроль за качеством реализации запланированных мероприятий. Менеджер предприятия должен своевременно выявлять и использовать новые санационные резервы, а также принимать объективные квалифицированные решения для преодоления возможных преград при осуществлении оздоровительных мероприятий. Ощутимую помощь в этом случае может оказать оперативный санационный контролинг, который синтезирует в себе информационную, плановую, консалтинговую, координационную и контрольную функции. Заданиями санационного контролинга является идентификация оперативных результатов, анализ отклонений и подготовка проектов решений относительно использования выявленных резервов и преодоление дополнительных преград.

Следует помнить, что при ведении дела о банкротстве реальной властью над предприятием будет обладать не руководство и даже не общее собрание акционеров (участников) предприятия, а его кредиторы в лице комитета кредиторов, представляющего интересы всех кредиторов. Именно он в конечном итоге и будет решать дальнейшую судьбу предприятия.

В связи с этим основной задачей для предприятия во время ведения дела

о банкротстве является получение поддержки со стороны комитета кредиторов
(о чем необходимо позаботиться еще до подачи заявления).

На подготовительном заседании суда с целью выявления всех кредиторов выносится постановление, которое обязывает подать

в официальном печатном органе в десятидневный срок объявление

о возбуждении дела о банкротстве. При этом под официальным печатным органом понимается газета Верховной Рады Украины «Голос України», газета Кабинета
Министров Украины «Урядовий кур'єр», печатные издания соответствующего областного совета по местонахождению должника.

Во время предварительного заседания хозяйственный суд выносит постановление, в котором определяется размер признанных судом требований, кредиторов, включаемых распорядителем имущества в реестр,

и назначается дата проведения сборов кредиторов. Выборы комитета кредиторов проводятся по списку открытым голосованием большинством голосов присутствующих на собрании кредиторов, причем в комитет кредиторов должно входить не более семи лиц.

Предприятие после возбуждения дела о банкротстве может претендовать на определенные преимущества, такие как мораторий

и мировое соглашение.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов (далее – мораторий) представляет собой остановку исполнения должником денежных обязательств и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), срок исполнения которых наступил до дня введения моратория,

и приостановку мероприятий, направленных на обеспечение выполнения этих обязательств и обязательств относительно уплаты налогов и сборов
(обязательных платежей), примененных до принятия решения о введении моратория. При этом на основании части 1 статьи 11 Закона мораторий вводится на основании постановления суда о возбуждении дела

о банкротстве, которое принимается не позднее чем на пятый день со дня поступления заявления. Мораторий распространяется на обязательства, сроки исполнения которых наступили до подачи заявления о возбуждении дела о банкротстве. Мораторий вводится на удовлетворение всех требований кредиторов, кроме случаев, предусмотренных Законом. К таким случаям относятся, в частности, выплата заработной платы, алиментов, возмещения ущерба, причиненного здоровью и жизни граждан, авторского вознаграждения, а также удовлетворение требований кредиторов, которые возникли в связи с обязательствами должника в процедурах распоряжения имуществом должника и санации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.