p> Таким образом, введение моратория в значительной мере облегчает (хоть
и временно) текущую хозяйственную деятельность. При этом любое
исполнительное производство в отношении предприятия автоматически
приостанавливается на основании п. 8 статьи 34 Закона Украины«Об исполнительном производстве» от 21 апреля 1999 года № б06-Х1У, а также «размораживается» текущий счет предприятия. Основным инструментом (видом судебной процедуры), который следует
использовать при ведении дела о банкротстве является мировое соглашение,
представляющее собой договоренность между должником и кредитором (группой кредиторов) об отсрочке и (или) рассрочке платежей
или прекращении обязательства по соглашению сторон (прощение долгов).
Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии ведения дела о банкротстве. Решение о заключении мирового соглашения от имени кредиторов
принимается комитетом кредиторов большинством голосов кредиторов – членов
комитета, и считается принятым, если все кредиторы, требования которых
обеспечены залогом имущества должника, высказали письменное согласие на
заключение мирового соглашения. Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения
хозяйственным судом и является обязательным для должника (банкрота),
кредиторов, требования которых обеспечены залогом, кредиторов второй и следующих очередей. В случае если по условиям мирового соглашения
предполагается значительное списание (либо прощение) задолженности, а также при реструктуризации долга на длительный срок, необходимо
учитывать, что для кредиторов, которые не принимали участия в голосовании или проголосовали против заключения мирового соглашения, не
могут быть установлены условия худшие, чем для кредиторов, высказавших
согласие на заключение мирового соглашения, требования которых отнесены к
одной очереди. Поэтому при составлении и заключении мирового соглашения
необходимо придерживаться однообразного подхода в вопросе определения условий, для кредиторов одной очереди. В мировом
соглашении может содержаться условие об исполнении обязательств должника
третьими лицами (то есть, фактически условие о переводе долга). Мировое соглашение подлежит утверждению хозяйственным судом и вступает в силу только после такого утверждения. Для этого арбитражный
управляющий суда подает в хозяйственный суд заявление об утверждении
мирового соглашения в течение пяти дней со дня его заключения. Существует два случая, когда хозяйственный суд имеет право отказать в
утверждении мирового соглашения, а именно: при нарушении порядка заключения
мирового соглашения, установленного Законом; если условия мирового
соглашения противоречат законодательству. Утверждение хозяйственным судом мирового соглашения является
основанием для прекращения дела о банкротстве. Выводы по разделу 1 Процедура банкротства является достаточно эффективным инструментом для
восстановления платежеспособности предприятия, которая во многих случаях
позволяет достаточно успешно избавиться от долгов и фактически начать работу с «чистого листа», не растеряв при
этом активы предприятия после проведения кредиторами исполнительного
производства против должника, а также сохранив за собой контроль над
предприятием. Более того, проведение такой процедуры во многих случаях
является также достаточно выгодным и для кредиторов (в том числе
государства). Как показывает практика рассмотрения дел о банкротстве, в случае ликвидации предприятия государство получает в среднем 15 – 30%
причитающихся ему налогов (обязательных платежей). Что касается кредиторов
следующих очередей, их требования, как правило, удовлетворяются даже в
меньшем объеме. Это объективно связано с отсутствием рынка на «старое» оборудование и производственные активы, а
следовательно, с незначительными денежными поступлениями в результате
реализации ликвидационной массы на открытом рынке. Основным инструментом при ведении дела о банкротстве является мировое
соглашение, представляющее собой договоренность между должником и
кредитором об отсрочке и (или) рассрочке платежей или прекращении
обязательства по соглашению сторон (прощение долгов). Мировое соглашение
может быть заключено на любой стадии производства по делу о банкротстве. Наиболее действующим способом предотвращения банкротства предприятия
является финансовая санация. Санация – система финансово-экономических, производственно-
технических, организационно-правовых мероприятий, направленных на достижение или восстановление платежеспособности, прибыльности и конкурентоспособности предприятия-должника в долгосрочном периоде. То
есть, санация – это совокупность всех возможных мероприятий, которые
способны привести предприятие к финансовому оздоровлению. Процесс организации финансовой санации предприятий можно разделить на
три основных функциональных блока: разработка санационной концепции и плана
санации; проведение санационного аудита; менеджмент санации. Проведение процедуры санации и подписание мирового соглашения позволят
в значительной мере учесть интересы кредиторов, которые получат в данном
случае удовлетворение своих требований в большем объеме, хотя и на протяжении более длительного времени (в случае реструктуризации
задолженности). Государство также заинтересовано даже в полном списании
всей налоговой задолженности по условиям мирового соглашения для сохранения
предприятия, которое в дальнейшем будет осуществлять текущие налоговые
платежи. РАЗДЕЛ 2 РАЗРАБОТКА ПЛАНА САНАЦИИ. КОНТРОЛИНГ И ЕГО РОЛЬ В САНАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ 2.1 Разработка плана санации План финансового оздоровления разрабатывают, как правило, финансовые и
контролинговые службы предприятия, которое пребывает в финансовом кризисе, представители потенциального санатора, независимые
аудиторские и консалтинговые фирмы. Необходимость привлечения внешних
консультантов во время разработки плана обусловлена тремя основными
причинами: затратами рабочего времени, необходимого для разработки плана; потребностью в соответствующих знаниях и опыте; потребностью в объективности. Для разработки плана санации используют весь методический и функциональный арсенал контролинга. При этом следует руководствоваться
следующими принципами: завершенность – учет всех наиболее важных обстоятельств дела (все позиции плана должны базироваться на целиком проверенных данных); содержательность – рассмотрение только тех обстоятельств, которые
относятся к процессу санации; правильность – правдивое освещение проблематики кризиса с отображением всех предпосылок и беспрерывной логической цепочки
аргументов; ясность – правдивое и однозначное освещение и отображение информации; объективность – четкая граница между фактическими данными, собственным
взглядом контролера и выводами. На основе изучения зарубежного опыта и его синтеза с отечественной
практикой были разработаны методические рекомендации по составлению
ориентировочного плана санации. Планирование охватывает финансовые,
производственные и трудовые ресурсы предприятия, процессы хозяйственной
деятельности. Общая структурно-логическая схема плана санации представлена
на рис. 2.1. План санации может состоять из введения и четырех разделов. Рис. 2.1 Структурно-логическая схема плана санации Введение содержит общую характеристику объекта планирования. Здесь
приводятся сведения о правовой форме организации бизнеса, форме
собственности, организационной структуре, сфере деятельности, а также
краткая историческая справка о развитии предприятия. Кроме того
определяется цель составления плана, его заказчик и методы разработки. Первый раздел отображает исходную ситуацию на предприятии. Оценка
внешних условий, в которых функционирует предприятие, является основой
стратегического планирования и включает в себя изучение общих политико-
экономических тенденций, анализ отрасли и рыночного сегмента. Во время
изучения общей политико-экономической ситуации учитывается развитие
экономики в целом, демографическая ситуация, технологические новации,
изменение политической среды. Соответствующая оценка дает возможность
выяснить возможности адаптировать стратегию развития предприятия к
изменениям в общественно-политической жизни страны. Анализ финансово-хозяйственного положения охватывает два аспекта:
производственно-хозяйственную деятельность и финансовое положение.
Приводятся данные о фактическом финансовом и имущественном положении
предприятия (фактический объем реализации, величина прибыли или убытка,
уровень задолженности, коэффициенты платежеспособности, ликвидности,
финансового левериджа). Анализ причин финансового кризиса и слабых сторон заключается в систематизации и оценке определенных факторов и их влиянии на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Цель такого анализа –
локализировать и устранить указанные факторы. Симптомы кризиса выявляются в
результате анализа слабых сторон предприятия, которые могут проявляться в
таких сферах как привлечение капитала, рынок, персонал, законодательство. Существующий потенциал. Здесь характеризуются сильные стороны
предприятия, его возможные шансы на существующий потенциал в кадровой, производственной, технологической, маркетинговой и других
сферах. Потенциал развития предприятия характеризуется следующими главными
факторами: финансовое обеспечение и возможности привлечения дополнительного
капитала; существование квалифицированного персонала; существование надежных и дешевых источников поставки сырья и материалов; существование рынков сбыта продукции; производственный потенциал; эффективная организационная структура; высокое качество менеджмента. В случае продолжительного финансового кризиса факторы, которые
определяют потенциал предприятия, постепенно утрачивают силу, то есть
позиции предприятия ослабляются. Эффективную санацию можно обеспечить
благодаря планомерному развитию и использованию существующего у предприятия
потенциала, а также ослаблению факторов, которые ограничивают возможности
санации. На основании анализа исходной ситуации приходят к выводу о
целесообразности и возможности санации предприятия или о необходимости его
ликвидации. Второй раздел должен характеризовать стратегические цели санации
предприятия, целевые ориентиры и разработку стратегии. Здесь приводится
также оперативная (Crach-) программа, которая отражает мероприятия,
направленные на покрытие текущих убытков, восстановление платежеспособности
и ликвидности предприятия. Только при условии удачного выполнения этой
программы предприятие будет способно реализовать план санации, то есть
реализовать мероприятия по восстановлению прибыльности и достижению стратегических конкурентных
преимуществ. В каталог санационных мероприятий согласно Crach-программы
могут входить: рефинансирование дебиторской задолженности (форфейтинг, факторинг,
обращение в хозяйственный суд); мобилизация скрытых резервов благодаря продаже отдельных позиций
активов; увеличение и уменьшение уставного капитала; реструктуризация кредиторской задолженности; замораживание инвестиционных вложений; возвратный лизинг; распродажа по сниженным ценам товаров, спрос на которые низкий. Третий раздел включает в себя конкретный план мероприятий по восстановлению прибыльности и конкурентоспособности предприятия в долгосрочном периоде: план маркетинга и оценка рынков сбыта; план
производства и капиталовложений; организационный план; финансовый план. В плане маркетинга и оценки рынков сбыта продукции определяются:
рыночные факторы, которые влияют на сбыт продукции и вместимость рынка;
мотивацию потребителей; степень эластичности спроса на уровень
платежеспособности спроса на продукцию предприятия; условия сбыта;
отраслевые риски; ситуацию на смежных товарных рынках. Количественная
оценка части рынка, принадлежащей предприятию, осуществляется по основным потребителям готовой продукции со ссылкой на текущие объемы
реализации и перспективы ее увеличения. Приводится список возможных
конкурентов, выясняются их преимущества и недостатки; приводится схема
реализации продукции; рассматриваются методы стимулирования реализации и
предложения с целью достижения оптимального соотношения реализационной цены
и себестоимости. Определяются возможности и пути расширения рынков сбыта.
Оценивается деятельность предприятия с точки зрения антимонопольного
законодательства. В плане производства и капиталовложений приводятся сведения об использовании оборудования, его износ, затраты, связанные с обновлением (приобретение нового оборудования, ремонт и реконструкция), возможности аренды или лизинга. Дается характеристика
производственного процесса, определяются его «узкие» места, коммерческие
связи с поставщиками сырья. Конкретные мероприятия по расширению
ассортимента продукции и повышению ее качества с целью достижения
конкурентных преимуществ. Указывается, какое именно оборудование,
техническую документацию, технологию, «ноу-хау» у кого и на каких условиях,
в какой срок и на какую сумму необходимо приобрести. На этом основании
оценивается потребность в инвестициях. План производства и соответствующих капиталовложений составляется в форме бюджета. В организационном плане дается характеристика организационной
структуры предприятия, рассматриваются возможности реструктуризации
(реорганизации) и перепрофилирования, анализируется управленческий и кадровый состав, приводится фактическое количество работающих и вносятся предложения по его уменьшению, намечаются мероприятия по усилению мотивации работников и усовершенствованию организации
менеджмента. В случае необходимости выясняются возможности слияния,
присоединения или разукрупнения с учетом требований антимонопольного
законодательства. Финансовый план должен содержать в себе: прогноз объемов выпуска и реализации продукции; баланс денежных поступлений и расходов; сводный баланс активов и пассивов (до начала санации, в отдельные
периоды, во время санации и после ее проведения); анализ путей достижения безубыточности предприятия; формы и источники мобилизации финансовых ресурсов; графики освоения, окупаемости и возврата финансовых ресурсов (если они были привлечены на возвратной основе). В финансовом плане приводится также сумма расходов на разработку плана
санации и, возможно, проведение санационного аудита. На основании
финансового плана определяется общая потребность предприятия в финансовых ресурсах из внешних источников. Объем внешнего финансирования
равен разнице между общей потребностью предприятия в финансовых ресурсах (инвестиции в основные и оборотные средства) и прогнозированной выручкой от реализации отдельных объектов, входящих в
активы, продажа которых осуществляется в рамках санации. Полученное
значение корректируется на положительный или отрицательный Cash-Flow,
который ожидается в период проведения санации. Четвертый раздел содержит расчет эффективности санации, а также список
мероприятий по организации реализации плана и контроля за его выполнением.
Детализируются ожидаемые результаты выполнения проекта, а также
прогнозируются возможные риски и убытки. Основные критерии оценки эффективности санации следующие: ликвидность
и платежеспособность; прибыльность; дополнительная стоимость, созданная в
результате санации; конкурентные преимущества. Если за основу брать
критерий прибыльности, то эффективность санации определяется отношением
прогнозированного объема дополнительной прибыли к размеру вложений на
проведение санации. Результаты санации (кроме преодоления неплатежеспособности и восстановления конкурентоспособности) можно оценить, зная дополнительную
прибыль предприятия, то есть разницу между суммой прибылей после санации и
размером прибылей (убытков) до ее проведения. Для более объективной оценки
эффективности прогнозируемый объем прибыли приводится к настоящей
стоимости. Вложения в проведение санации рассматриваются как инвестиции
санатора в предприятие, находящееся в финансовом кризисе, с целью получения
прибыли
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|