p> С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы
стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала
ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью
противодействия национально-освободительной борьбе и стимулирования
развития их экономики. Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как
исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило,
представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из
министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в
год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса
также определяются квотой страны в капитале МБРР (85,2 млрд долл.). Хотя
членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит семерке:
США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии. Источниками ресурсов банка, помимо акционерного капитала, являются
размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и
средства, полученные от продажи облигаций. МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения
производственных мощностей стран — членов банка, которые выдаются под
гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным
кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления
информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и
содержании миссии банка, обследующей эти объекты. Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30%
стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли
инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР
увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в
здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15%
кредитов банка.[29] В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего
долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого
совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для
регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса. В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты:
Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация,
Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. В начале 1991 г. в состав
членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования
банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245
млрд долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР. Международная ассоциация развития (MAP) была образована в 1960 г. с
целью предоставления льготных кредитов развивающимся странам (на срок до 50
лет с уплатой 0,75% годовых). В год MAP выдает кредитов на сумму до 5 млрд
долл. Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в
1956 г. для поощрения помещения частного капитала в промышленность
развивающихся стран. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным
предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии правительства. Кредиты
выдаются на срок до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта. Таким
образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов,
создаваемых частным сектором. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) осуществляет
страховку капиталовложений от политического риска на случай экспроприации,
войны, гражданских волнений и срыва контрактов. МАГИ создана в 1988 г. Таким образом, создана группа МБРР с едиными органами управления и
президентом, которая получила название «Всемирного банка» и является
ведущей в сфере международного кредита. С 1992 г., Россия является членом
МВФ и Всемирного банка. Кроме того, в 60-х гг. возникли региональные банки развития, а именно:
в 1949 г. — Межамериканский банк развития (МаБР), в котором представлено 27
участников развивающихся стран региона и 16 представителей развитых стран;
в 1964 г. — Африканский банк развития (АфБР) с участием развивающихся стран
региона и развитых стран (соответственно 50 и 25); в 1966 г. — Азиатский
банк развития (АзБР) с соответствующим участием стран в соотношении 31 и
14. Общими чертами региональных банков являются цели и методы
финансирования, а объектами кредитова-ния — отрасли инфраструктуры:
строительство или модернизация автострад, гаваней, причалов, аэропортов и
т.д., а также добывающая и обрабатывающая промышленность. Основная цель региональных банков развития — совершенствование
экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран, преодоление
внешней зависимости. Необходимо также сказать и о региональных валютно-кредитных
организациях «Европейского союза». Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) был создан в 1958 г. с целью
предоставления кредитов сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых
районов, осуществление межгосударственных проектов, модернизацию отраслевой
структуры производства. Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 г. в
рамках Европейской валютной системы, с 1994 г. — Европейский валютный
институт (ЕВИ). Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного
баланса стран — членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабилизации
экономики. На ЕВИ в рамках ЕВС возложены функции кредитно-расчетного
обслуживания стран-членов. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в
соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания
содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с
переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике.
Учредителями банка являются 40 стран — все страны Европы, кроме Албании, а
также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония,
Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации —
Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка
принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне Российская
Федерация. ЕБРР начал свою деятельность с апреля 1991 г., его капитал в размере 70
млрд франков распределяется следующим образом: 50% принадлежит Комиссии
европейских сообществ и 12% — странам ЕС; 11,3% — другим европейским
странам; 24% — неевропейским государствам, в том числе: США — 10% капитала,
Японии — 8,52%, странам Восточной и Центральной Европы — 13,7%, бывшему
СССР, а ныне Российской Федерации, — 6%.[30] Цель ЕБРР — сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения
капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы.
Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на
необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать
скорейшему переходу восточноевропейских стран к экономической стабильности
и введению конвертируемости своих валют. Глава 4: Международный рынок ссудных капиталов §1. Иностранные банки в России В последнее время проблема более активного участия иностранного
банковского капитала в России интенсивно обсуждается в различных
аудиториях. Безусловно, это связано с кризисом банковской системы,
разразившимся в нашей стране летом 1998 г. и непреодоленным до настоящего
времени. Больше того, сегодня никто из сторонних наблюдателей не знает
ответа на вопрос, каким образом этот кризис будет преодолеваться. В такой
ситуации тезис о возможности расширения присутствия иностранных банков в
России как один из рецептов преодоления банковского кризиса стал достаточно
популярным даже в тех кругах, которые раньше активно выступали против
подобных процессов. Для того чтобы понять, насколько оправданными могут быть надежды на
существенное возрастание роли банков с иностранным капиталом (в дальнейшем
- инобанки) в российской банковской системе, на мой взгляд, необходимо
последовательно ответить на такие вопросы: Что представляли собой инобанки
в России к середине 1998 г.? Какими потенциальными преимуществами обладают
инобанки по сравнению с российскими банковскими институтами и какие
недостатки им присущи? Каковы основные причины и последствия банковского
кризиса в России и что могут сделать инобанки для их устранения? Как
изменились позиции инобанков в России после банковского кризиса 1998 г.? Для России традиционным показателем, характеризующим участие
иностранного капитала в ее банковской системе, является наличие в уставном
капитале кредитной организации доли, принадлежащей к резидентам. В
совокупном уставном капитале российской банковской системы эта доля
несколько превышает 4%. По состоянию на 1 июля 1998 г. нерезиденты
Российской Федерации принимали участие в капиталах 146 кредитных
организаций, зарегистрированных на ее территории (на 1.05.99 их количество
сократилось до 139). При этом 17 кредитных организаций принадлежали
нерезидентам на 100% (на 1.05.99 - 20), а в капиталах еще 11 кредитных
организаций нерезиденты имели более половины уставного капитала (на 1.05.99
- 13).[31] На мой взгляд, говоря об иностранном участии в российской банковской
системе, правильнее было бы анализировать деятельность российских банков,
находящихся под контролем нерезидентов, то есть тех, где нерезиденты имеют
свыше 50% капитала. Однако для России более устоявшимся является анализ
деятельности только тех банков, которые принадлежат нерезидентам полностью.
Этому есть объяснение. Во-первых, именно в такой форме существуют дочерние
структуры крупнейших международных банков на территории России и,
безусловно, их влияние на развитие ситуации в дальнейшем будет
определяющим. Во-вторых, статистические данные по рассматриваемой группе
банков наиболее доступны для анализа. По изложенным причинам в дальнейшем
тексте все статистические данные будут приводиться только по этой группе
банков, хотя, как мне представляется, качественные проблемы, обсуждаемые
ниже, свойственны всем российским банкам, контролируемым иностранным
капиталом. К середине 1998 г. доля инобанков в активах и пассивах российской
банковской системы составляла 5-5,5%, что, казалось бы, дает возможность
говорить о незначительном влиянии указанной группы банков на общее
положение дел, хотя по этим показателям оно выше, нежели по "официальным"
критериям. Вместе с тем более детальный анализ структуры активов и пассивов
инобанков позволяет сделать определенные выводы об их специализации. Так,
около 90% их обязательств являлись валютными, около 80% - обязательствами
перед нерезидентами, примерно 80% привлеченных средств были получены от
банковских учреждений. В то же время в целом у российских банков эти
показатели составляли соответственно около 38%, 16 и 38%.[32] Приведенные
цифры наглядно свидетельствуют о том, что привлеченные средства инобанков
формируются главным образом за счет получения ресурсов от материнских
банков. Доля текущих счетов клиентов в привлеченных средствах у инобанков
составляла меньше 14%, а доля депозитов - около 3% совокупных обязательств.
У российских банков в целом эти показатели достигали соответственно 22 и
38%. Следовательно, можно предположить, что инобанки не ставят перед собой
задачи привлечения российских финансовых ресурсов. У инобанков доля
валютных активов приближалась к 60% по сравнению с 30% у российских банков.
Менее 1,5% кредитов, предоставленных инобанками предприятиям нефинансового
сектора, были номинированы в рублях против 58% у российских банков.[33]
Это, на мой взгляд, свидетельствует о нежелании инобанков осуществлять
банковские операции в российской валюте и об их стремлении концентрировать
активность на валютном сегменте". Приведенные оценки вполне согласуются с известными качественными
сторонами деятельности инобанков, которые, приходя в Россию, в основном
занимались: - обслуживанием крупных иностранных компаний - своих постоянных
клиентов, начинающих бизнес в России, и с некоторых пор - крупнейших
российских экспортеров главным образом в иностранной валюте; - или операциями на российском финансовом рынке, в основном на рынке
государственных долговых обязательств (ГКО-ОФЗ), выступая на нем как от
своего имени (за свой счет или за счет материнского банка), так и в
значительно большей степени от имени своих клиентов. Вышеизложенное означает, что инобанки, безусловно, заняли в российском
банковском бизнесе достаточно устойчивую, но крайне ограниченную по своим
масштабам нишу и что они не являлись в полном смысле слова универсальными
банками, то есть стремящимися и способными оказывать клиентам весь спектр
банковских услуг.
Вместе с тем события второй половины 1998 г. резко изменили ситуацию на
российском рынке банковских услуг: некоторые крупнейшие банки оказались
неплатежеспособными, финансовый кризис государства подтолкнул банки
перевести свои активы в иностранную валюту, что спровоцировало платежный
кризис, подорвало доверие к надежности российских банковских институтов,
"набег на банки" привел к массированному изъятию депозитов населения из
банковской системы. §2. Возможности и недостатки инобанков для российского клиента Потенциальные преимущества инобанков хорошо известны и активно
обсуждаются сторонниками расширения их участия в российской банковской
системе. К таким преимуществам относят: - надежность и стабильность, длительное время деятельности; - оказание квалифицированной помощи при выходе на международные
финансовые рынки в части не только предоставления средств, но, что порой
более важно, консультирования и оказания всего спектра сопровождающих
услуг; - способность поиска и привлечения внешних партнеров для развития
бизнеса в России; - возможность практически неограниченного обслуживания международных
операций российских компаний. Однако при внимательном анализе приведенного перечня преимуществ
нетрудно заметить, что все перечисленное относится и может быть приписано
не самим инобанкам, а исключительно их материнским банкам. Таким образом,
главным и единственным достоинством инобанков является их связь с
материнским банком. Но, как хорошо известно, "наши недостатки есть
продолжение наших достоинств". Это в полной мере применимо и к инобанкам. Инобанки, как правило, не могут предоставить своим клиентам "нормальное"
банковское обслуживание. Одним из основных ограничений их деятельности
является практически полное отсутствие у руководства инобанков права на
принятие самостоятельных управленческих решений - все стратегические, а
порой и многие вопросы тактического характера должны обязательно
рассматриваться и утверждаться материнскими банками в рамках
общеустановленных процедур и внутренних лимитов. Это - нормальная позиция
материнского банка, стремящегося консолидировать информацию, принятие
решений и контроль за своими рисками. Но для российского клиента такая
ситуация означает неготовность инобанков быстро реагировать на запросы и
потребности российской клиентуры, медлительность в принятии решений даже по
несложным вопросам. Существенным ограничением для работы с российскими клиентами,
безусловно, выступает отсутствие достаточного объема собственных средств у
инобанков (эта проблема является одной из наиболее острых для всей
российской банковской системы), то есть сравнительно небольшой размер их
капиталов. Этот недостаток особенно ощущается, когда речь заходит о
банковском обслуживании крупнейших российских компаний, чьи потребности в
финансировании превышают совокупные возможности банковской системы. Нельзя
забывать и о том, что действующие надзорные нормы Банка России, как
правило, привязаны к размеру капитала банка и таким образом ограничивают
масштабы расширения его активности. Безусловным ограничителем деятельности инобанков в России является
отсутствие у них региональной и филиальной сети, необходимой для работы с
растущей клиентурой, особенно если речь идет об обслуживании физических
лиц. Неприспособленность офисных помещений инобанков для работы с большим
количеством клиентов стала притчей во языцех осенью прошлого года, но
ничего не было предпринято за последнее время в этой части.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|