рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Мировой опыт налогообложения и его значимость для России

p> Но стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель.
Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых ею функций - регулирующей, стимулирующей и др. Опыт США и других развитых стран совершенно однозначно свидетельствует о том, что налоговая система в основном является функцией двух аргументов - экономической политики государства и состояния народного хозяйства в данный период. Если экономическое положение страны, решаемые в данном периоде задачи требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности - с нового хозяйственного года.

Глава II. Системы налогообложения в развитых странах

2.1. Действия налогового механизма регулирования рыночной экономики

В современных условиях налоги способны выполнять следующие основные функции в механизме государственного регулирования рыночной экономики: фискальную, стабилизирующую и регулирующую. При этом исторический опыт демонстрирует, что на протяжении XX в. роль регулирующей функции государственной налоговой политики возрастала и воплощалась во все более разнообразных формах.

Налоговые доходы становятся важнейшим фактором, определяющим масштабы государственного вмешательства в процесс общественного воспроизводства.
Именно из бюджетных налоговых доходов после Второй мировой войны осуществлялись: государственное финансирование строительства железных и автомобильных дорог, других средств транспорта и связи, гидротехнических и мелиорационных сооружений; разработка природных ресурсов; создание новых видов производства (например, авиационной, а затем и аэрокосмической промышленности во Франции); поддержка традиционных, с большим числом занятых, но малоэффективных отраслей (угольная промышленность в Англии); субсидирование сельского хозяйства, научных проектов, учебных учреждений, экспорта отечественной продукции; подготовка и переподготовка рабочей силы; участие государства в капитале частных корпораций.

В 50-70-х гг. бюджетная политика ведущих западных государств демонстрирует последовательную тенденцию использования системы налоговых поступлений в качестве действенного инструментария, способного квалифицированно обеспечить перераспределение ВВП. В законодательстве большинства стран - членов ЕС в 50-е гг. появляется положение о том, что налоги способны преследовать иные, кроме фискальных, цели, а именно - использоваться при осуществлении государственного регулирования экономики и внешнеэкономических отношений.

В этот период воплощались следующие направления экономического развития, на которые государства пытались активно воздействовать с помощью налогового механизма:

. развитие приоритетных отраслей промышленного производства и научно- технической деятельности;

. создание условий наибольшего благоприятствования частному предпринимательству в целом и крупным корпорациям, в частности;

. преодоление циклических спадов и стимулирование роста производства;

. регулирование внешнеэкономических и внешнеторговых отношений, повышение конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке;

. поддержка национального сельскохозяйственного производителя;

. создание в обществе благоприятного социального климата.

Другой не менее весомой причиной необходимости кардинального реформирования финансовой политики стал угрожающий рост и превращение в хронические бюджетных дефицитов. Начало 80-х гг. характеризовалось быстрым ростом во всех западных странах государственных расходов финансирования военно-политической, экономической и социальной деятельности и как следствие - крайним напряжением государственных бюджетов. А поскольку налоги оставались важнейшим источником государственных доходов, равно как и важнейшим средством перераспределения национального дохода, сложившаяся бюджетная ситуация стимулировала проведение налоговых реформ.

Основные функции в механизме государственного регулирования хозяйственных отношений выполняют на макроэкономическом уровне:

1) фискальную - отчуждение (прямой вычет) части дохода каждого индивида или предприятия в пользу государства;

2) стабилизирующую - использование налогов в качестве механизма, обеспечивающего стабильность функционирования национального рынка и поддержания существующей общественно-политической структуры;

3) регулирующую - использование налогов и сборов в качестве системы мер экономического воздействия на общественное производство, его структуру, динамику, темпы модернизации;

Для последних десятилетий характерно повышение роли регулирующей и стабилизирующей (прежде всего в сфере обеспечения социальной стабильности в обществе) функций государственной налоговой политики. Осуществление же налоговыми системами фискальной функции в странах с развитой рыночной экономикой неизменно координируется с необходимостью реализации двух других.

Существует неразрывная связь между качественными и структурными изменениями в развитии производства второй половины 50-х гг. (когда на основе появления принципиально новых направлений хозяйственной деятельности шел процесс углубляющейся дифференциации производства на отраслевом и подотраслевом уровнях) и проведением странами с развитой рыночной экономикой политики жесткого перераспределения ВВП с помощью налоговых рычагов в пользу наиболее важных, с точки зрения государства, сфер хозяйственной деятельности.

Сравнительный анализ опыта трансформации налоговых систем индустриально развитых стран мира во второй половине XX в. позволил определить два основных этапа, соответствующие различным концептуальным подходам к налоговому регулированию рыночной экономики: 1) 50-70-х гг. - отраслевая направленность на НТП требовала преимущественной реализации в налоговых системах фискальной и регулирующей функций налогообложения; 2) 80-
90-х гг. - межотраслевая направленность, процессы интернационализации, экологизации и ускорение темпов научно-технического развития производства потребовали комплексной реализации в современных налоговых системах фискальной, стабилизирующей (прежде всего в сфере обеспечения социальной стабильности и экологической безопасности) и регулирующей функции налогообложения.

Одним из важнейших направлений процесса преобразования налоговых механизмов является трансформация методов стимулирования инвестиций. В системе мер налогового регулирования стимулирование вложений в основной капитал и научно-техническое развитие производства являлось объектом особой заботы и пристального внимания правительств индустриально развитых стран.

Смена приоритетов в методах стимулирования инвестиционной активности в период налоговых реформ 80-90-х гг. явилась одним из направлений либерализации подоходного обложения, которая привела к общему снижению налоговых ставок и обеспечению более справедливого перераспределения налогового бремени на основе принципа «равный налог на равный доход». Такое выравнивание условий налогообложения доходов корпораций осуществлялось одновременно с применением аналогичной политики либерализации налогообложения доходов населения. Осуществляемые параллельно, эти налоговые корректировки выполняли одну задачу: максимально активизировать конкурентный потенциал рыночной экономики за счет поощрения развития производства, роста предложения товаров и услуг, с одной стороны, и спроса на них - с другой.

Реформирование методов подоходного обложения предпринимательской деятельности - налогов на производство - неизменно сопровождалось реформированием системы налогов на потребление. Сопоставление процессов эволюции систем прямого и косвенного налогообложения показало существование тесной связи между двумя приоритетными направлениями налоговой политики: трансформацией налоговых методов стимулирования инвестиционной активности предпринимателей и последовательным расширением сферы действия и возрастанием значимости налогов на потребление (в первую очередь НДС).
Стремясь поощрять рост производственных и научно-технических инвестиций, правительства стран с развитой рыночной экономикой на протяжении второй половины XX в. последовательно проводили политику ослабления налогового пресса на производителей и реформирования системы налоговых льгот для инвесторов. Компенсировать же неизбежные в этой ситуации потери бюджета позволяло постепенное повышение ставок и расширение базы косвенного налогообложения в целом и НДС в первую очередь. Последовательно снижая ставки налогов на производителя, расширяя сферу действия и увеличивая доходы бюджета за счет НДС и других косвенных налогов, государство создало мощный механизм роста потенциальных возможностей инвестирования национального капитала и стимулирования частной инициативы.

В начале 80-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой сложилась единообразная структура налоговых поступлений, включающая несколько основных составляющих: подоходный налог с граждан; налог на прибыль корпораций; взносы на социальное страхование; налоги на собственность; налоги на потребление; активно развивалась система налогообложения процентных доходов.

Принципиально новым направлением налогового регулирования на рубеже второго и третьего тысячелетия стал процесс формирования налоговых механизмов, способствующих переходу от централизованных к рыночным экономическим структурам.

Важнейшее принципиальное отличие налоговой системы до перехода к рынку и после включения хозяйственных объектов в систему рыночных отношений заключается в следующем:

. налоговая система социалистических стран действовала как фискальный механизм, обеспечивавший изъятие запланированной части доходов у государственных предприятий и населения с последующим перераспределением их через систему централизованного планового регулирования социалистической экономики;

. в переходный период налоговая система сама должна выступать регулятором экономических процессов в обществе, в ее рамках необходимо обеспечить реализацию и согласованность всех функций, присущих налоговой политике в условиях современной рыночной экономики - фискальной, стабилизирующей и регулирующей.

К концу XX в. в процессе реформирования налоговых систем для стран с развитой рыночной экономикой и индустриально развитых стран, завершающих процесс перехода к рынку, сформировался единый концептуальный подход к налоговым системам как к экономическому многофункциональному механизму, способному выполнять задачи:

. обеспечения необходимых объемов фискальных сборов;

. активизации конкурентных сил рыночной экономики;

. регулирования процессов расширения и модернизации производства;

. стимулирования инвестиционной активности предпринимателей;

. обеспечения социальной стабильности в обществе;

. экологизации производства;

. стимулирования развития интеграционных экономических процессов на межгосударственном уровне.

2.2. Общенациональные налоги

Налоговые системы развитых рыночных государств помимо фискальной функции наполнения бюджета успешно выполняют функции регулирования экономического и социального развития и внешнеэкономических связей.
Последнему способствуют таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость. Система налогов является обычно трехуровневой. При этом общегосударственные налоги играют ведущую роль, а местные налоги - вспомогательную роль. Хотя их значение и соотношение в разных странах весьма различно. Вспомним, например, США и Нидерланды. Общегосударственными обычно выступают прямые налоги, среди которых главными являются подоходный налог с физических лиц и налог на доходы корпораций.

Подоходные, или, как их еще называют, прямые, налоги традиционно вносят весомый вклад в доходы государственного бюджета развитых стран. В общих налоговых поступлениях государственных бюджетов стран - членов ОЭСР доля индивидуального подоходного налога в начале 90-х гг. составляла от 13 до 47%, налога на прибыль корпораций - от 4 до 21%, взносов в ФСС - от 9 до
44%, налогов на собственность - от 2 до 12%, на доходы от капитала
(процентные доходы) - от 1 до 7%. Реформы затронули в той или иной степени каждый из данных налогов, но максимальное внимание в ходе их осуществления было уделено подоходному и корпоративному налогам.

В основу реформирования этих видов налогов легли положения концепции
«экономики предложения», предусматривающей либерализацию фискальной политики.

В ходе неоконсервативных налоговых реформ, охвативших период с середины 80-х до середины 90-х гг., предельные (высшие) ставки подоходных налогов были действительно снижены и составляют в среднем для стран ОЭСР для налога на прибыль корпораций 36, 25%, а для индивидуального подоходного налога - 46,68% [29, 21]. За последние годы произошло также существенное снижение базовых ставок корпоративного налога:

. в Бельгии - с 45 до 39%;

. Великобритании - с 52 до 33%;

. Канаде - с 36 до 28% (федеральный налог);

. Дании - с 50 до 34%;

. Франции - с 45 до 34%;

. Германии - с 56 до 45% (на нераспределяемую прибыль);

. Японии - с 43 до 37% (государственный подоходный налог);

. Швеции - с 52 до 28%;

. США - с 46 до 34% [18, 6].

Регулирующая функция налогообложения в этих условиях выполняет роль стимулятора конкурентных сил в рыночной экономике, а низкие и нейтральные налоговые ставки призваны положительно воздействовать на:

. рост предпринимательской активности;

. увеличение производительности труда и эффективности производства в целом за счет его непрерывного технического обновления и модернизации;

. рост совокупного потребления за счет увеличения объемов необлагаемого дохода;

. уровень цен и инфляционные процессы;

. соотношение налогооблагаемого и теневого бизнеса.

Именно эти цели реформирования системы прямого налогообложения были провозглашены в 1981 г. в США в рамках финансовой программы, принятой
Конгрессом по инициативе администрации Рейгана.

Налоговая система Франции представляет особый интерес для нашей страны.

Налоги, взимаемые во Франции, можно подразделить на три крупные группы:

. подоходные налоги, которые взимаются в момент получения дохода;

. налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится;

. налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного дохода.

Налоговая система нацелена в основном на обложение потребления. Налоги на доходы (прибыль) и на собственность умеренные.

В табл. 1 показана структура государственного бюджета Франции в начале
90-х годов.

Таблица 1

Структура государственного бюджета Франции
|Вид налогов |% |Млн. франков |
|1 |2 |3 |
|Налог на добавленную стоимость |41,4 |669 962 |
|Подоходный налог на физических лиц |18,1 |293 110 |
|Налог на предприятия |10,6 |170 140 |
|Пошлины на нефтепродукты |7,3 |118 618 |
|Прочие налоги |15,2 |245 120 |
|Неналоговые поступления |7,4 |120 267 |
|Итого: |100 |1 617 217 |

[21, 31]

Среди подакцизных товаров в первую очередь следует назвать алкогольные напитки, табачные изделия, спички, зажигалки, изделия из драгоценных металлов, сахар и кондитерские изделия, пиво и минеральные воды, некоторые виды автомобильного транспорта, летательные аппараты. Косвенными налогами, помимо НДС, облагается также электроэнергия (налог в пользу местных органов управления), телевизионная реклама. В некоторых районах, например, туристических или расположенных возле природных источников, местные органы власти вводят туристический сбор.

К числу налогов на потребление следует отнести и таможенные пошлины.
Основная цель таможенных пошлин – не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства.
Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка. Как правило, таможенные пошлины взимаются с цены товара. Но иногда применяются специфические критерии: вес, площадь и т. п.
Такие виды пошлин применяются к напиткам, табачным изделиям, кинофильмам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.