p> Для того чтобы поддержать отрасли добывающей промышленности, в 80–х
годах была установлена налоговая скидка на истощение недр, которая
позволяет снижать налог на прибыль корпораций, работающих по добыче
ресурсов. С помощью данной скидки налог может быть уменьшен в пределах 50%. При исчислении налога на прибыль не учитывается удорожание стоимости
активов, если только оно не реализуется путем продажи. Действуют и другие
налоговые льготы. Налог на доходы от продажи капитальных активов взимается по той же
ставке, что и в целом с дохода корпораций, (максимально – 34%). Но если при
этой операции вместо дохода образуются убытки, то сумма убытков не может
вычитаться из налогооблагаемого дохода. Федеральные акцизные сборы имеют ограниченное значение и скромное
место в доходах государственного бюджета. Федеральные акцизы установлены на
товары – алкогольные и табачные изделия, бензин, нефть, драгоценности,
меха, дорогие автомобили, личные самолеты, на услуги – дороги и воздушные
перевозки. Основную часть акцизов взимают штатные и местные органы. Ставки
федеральных акцизов в середине 90–х годов были следующие: на спиртные
напитки – 12,5 долл. на галлон, пиво – 9 долл. на баррель, сигареты – в
зависимости от качества 8 или 16,8 долл. на 1 тыс. штук, бензин – 9 центов
на галлон, пассажирские авиалинии – 8% стоимости услуг. Ставки акциза на
нефть дифференцированы. По вновь открытым месторождениям – 15% стоимости,
действующие месторождения разделены по трем налоговым уровням со ставками
30, 60 и 70%. Кроме указанных, есть незначительные акцизы на огнестрельное
оружие, рыболовные снасти, спички. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения,
имеет необлагаемый минимум в размере 10 тыс. долл. Более дорогой подарок
или наследство облагается налогом по прогрессивной шкале от 18 до 50%.
Самая высокая ставка применяется, если стоимость наследства превышает 2,5
млн. долл., при этом учитывается степень родства. Великобритания. На родине науки о налогообложении налоговая система в
основном сформировалась еще в XIX столетии. Однако и она подвергается
переменам. Налоговые реформы проходили в 1965, 1973 гг., серьезные
изменения, особенно в местном налогообложении, были в 90–х годах. Налоговая
система Великобритании двухступенчата: состоит из общегосударственных и
местных налогов. Основные общегосударственные налоги: подоходный с
физических лиц, на прибыль корпораций, на прирост капитала, на доходы от
нефти, с наследства, на добавленную стоимость, пошлины, акцизы, гербовый
сбор. Они дают более 90% налоговых поступлений. Почти две трети прямых
налогов в государственный бюджет Великобритании дает подоходный налог с
населения. Впервые он был введен в 1799 г. как временная мера в целях
финансирования войн против Наполеона, а с 1842 г. окончательно утвердился в
английской налоговой практике. В Великобритании принята шедулярная форма построения подоходного
налога, которая предполагает деление дохода на части (шедулы) в зависимости
от источника дохода (жалованье, дивиденды, рента и т. п.), каждая шедула
облагается особым порядком. Такое раздельное обложение доходов преследует
цель «настигнуть доход у источника». Действуют шесть шедул, причем некоторые из них имеют еще и внутреннюю
градацию доходов. Шедула «А» – включает доходы от имущества: от собственности на землю,
от строений и сооружений, квартирную плату за сдаваемые в наем жилые дома
или квартиры. Шедула «В» – доходы от лесных массивов, используемых в коммерческих
целях. Шедула «С» – доходы от государственных ценных бумаг. Шедула «Д» – доходы от производственной коммерческой деятельности. В
данную шедулу входит много разных видов доходов, поэтому она разделена на
шесть частей: 1) доходы, получаемые от торговли или деловых операций (бизнеса), например, прибыль владельца магазина; 2) доходы, полученные в результате предоставления профессиональных услуг, например, доходы врача или адвоката; 3) полученные проценты и алименты, подлежащие налогообложению; 4) доходы от ценных бумаг, находящихся за рубежом, не входящие в шедулу Е; 5) доходы от имущества, находящегося за рубежом; 6) все доходы, не включенные ни в одну из вышеупомянутых частей (например, гонорар). Шедула «Е» – заработная плата, пенсии, пособия и прочие трудовые
доходы. Шедула «F» – включает дивиденды и другие выплаты, осуществляемые
компаниями Великобритании. Подоходный налог удерживается с облагаемого дохода, представляющего
собой совокупный годовой доход за вычетом разрешенных законом скидок и
льгот. При этом он подразделяется на заработанный и инвестиционный (не
заработанный). Удержание подоходного налога с заработной платы и жалований
производится у источника. При этом отпадает необходимость заполнения
налоговой декларации для лиц наемного труда, живущих на доход только от
заработной платы. В остальных случаях налогообложение доходов производится
на основе декларации, предъявляемой налогоплательщиками в установленные
законом сроки. Современная организация британского подоходного налогообложения
сложилась в решающей степени благодаря реформам 1965 и 1973 гг. До 1965 г.
подоходный налог платили как физические, так и юридические лица, в том
числе корпорации. С введением отдельного налога на прибыль корпораций сфера
его действия сузилась до личных доходов граждан, включая тех, кто
занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью или выступает
партнером делового товарищества. Еще более серьезные изменения в подоходное
налогообложение были внесены реформой 1973 г., в результате которой
заработанный и инвестиционный доходы стали облагаться по единой шкале
ставок. Это не только упростило технику взимания налога, но и коренным
образом изменило назначение шедул, которые в настоящее время служат для
начисления скидок и льгот. Наиболее универсальными и поэтому наиболее важными из них являются
личная скидка, право на которую имеют все налогоплательщики независимо от
источника дохода, и дополнительная семейная скидка, засчитываемая при
обложении главы семьи. Размеры личной и семейной скидок автоматически
пересматриваются каждый финансовый год с учетом роста индекса розничных цен
(в то же время Парламент по предложению правительства имеет право
замораживать размеры скидок в связи с особыми экономическими
обстоятельствами). В настоящее время личная скидка в Великобритании
определена в размере 3 445 фунтов стерлингов. Действуют три ставки подоходного налога. Таблица 5
Облагаемый доход (после учета всех льгот)
|до 2 500 фунтов стерлингов |20%, |
|от 2 501 до 23 700 фунтов стерлингов |25% |
|и свыше 23 700 фунтов стерлингов |40%. | [25, 204] Ставка налога на прибыль составляет 33%. Причем 10 лет назад она была
52%, а в начале 90-х годов – 35%. При определении облагаемой прибыли из валового дохода вычитаются
помимо обычных затрат представительские расходы, расходы развлекательного
характера на сотрудников компании, расходы на юридическую консультацию по
вопросам финансов компании, убытки коммерческого и некоммерческого
характера, все затраты на научно–исследовательские работы. Малому бизнесу предоставляется льгота в виде уменьшенной ставки – 25%.
Критерием выступает не численность работающих в компании, а полученная
прибыль. К малым относится предприятие с размером прибыли 250 тыс. фунтов
стерлингов в год. В особую категорию выделены нефтедобывающие компании. Они вносят в
бюджет 50% дохода, остающегося после уплаты налога по обычной ставке.
Несколькими годами ранее они вносили 75%. Налог на прирост капитала взимается при реализации определенных видов
капитальных активов, которая приносит прибыль (частные автомобили, жилье,
национальные сберегательные сертификаты и облигации и др.). Цель этого
налога – ограничить размеры и прибыльность спекулятивных сделок. Доходы
определяются как разница между рыночной ценой данного имущества и ценой его
приобретения. Налог уплачивается по высшей из действующих ставок
подоходного налога, если плательщиком выступает физическое лицо, и по
основной ставке налога на прибыль корпораций, если плательщик – компания. Налогом на наследство не облагаются первые 150 тыс. фунтов стерлингов
стоимости передаваемого имущества. Затем применяется ставка 40%. Действует
система налоговых льгот и скидок, которые могут составлять от 20 до 80%. Важное место занимают взносы на нужды социального страхования,
расходуемые на выплату пенсий и пособий. Эти взносы уплачиваются по одному
из четырех классов. К первому (основному) относятся лица наемного труда и
их работодатели. Ко второму классу принадлежат так называемые «само
занятые» (т.е. лица, не состоящие в отношениях найма). По третьему классу
взносы добровольно перечисляются неработающими гражданами или гражданами,
которые не могут быть причислены к первым двум классам. Наконец, к
четвертому классу относятся лица, уплачивающие взносы по второму классу
(само занятые), если их доход превышает определенную сумму. Класс взносов
дает право на соответствующие выплаты. Для лиц наемного труда и их работодателей размер взносов
дифференцирован. Зарабатывающие менее 54 фунтов стерлингов в неделю
полностью освобождены от уплаты взносов. Если же заработанный доход
превышает эту сумму, то размер взносов составляет 2% от первых 54 фунтов и
9% с оставшейся части, но не свыше 405 фунтов стерлингов в неделю. Взносы
по второму и третьему классам уплачиваются по твердым ставкам
соответственно в 5,35 и 5,25 фунтов в неделю. По четвертому классу взносы
уплачиваются по ставке в 6,3%. Среди косвенных налогов второе место занимают акцизы. Подакцизными
товарами являются алкогольные напитки, горючее, табачные изделия,
транспортные средства. Акциз на спиртные напитки и горючее взимается в
твердых суммах с единицы товара (с литра). Акциз на табачные изделия
устанавливается в виде процентной надбавки к цене товара. Ставка акцизных
сборов колеблется в пределах от 10 до 30%. К косвенным налогам относятся таможенные пошлины, гербовый сбор, налог
с игорного бизнеса, сборы с бегов (конные скачки, собачьи бега). В целом во всех государствах, осуществлявших в 80-е и в начале 90-х
гг. перестройку своих фискальных систем, ключевым направлением налоговых
реформ стала либерализация подоходного налогообложения юридических и
физических лиц. Она развивалась в двух направлениях: 1) активизация
предпринимательской деятельности за счет снижения ставок корпоративного
налога и ориентация системы налоговых льгот на доходы, инвестируемые в
производство и научно-технические исследования; 2) снижение и новая
дифференциация налогов на трудовые доходы как источника роста
благосостояния населения и создание дополнительных стимулов активизации
трудовой деятельности. В заключение приведем (табл. 6) ставки налога на доходы корпораций в
некоторых, не упомянутых западноевропейских странах: Таблица 6 Ставки налога на доходы корпораций
|Страна |Стандартная|Дополнительные ставки |
| |ставка | |
|Бельгия |39% |28% (до 1 млн. б. фр.), 36% (1-3,6 млн.), |
| | |41% (3,6-13 млн.) |
|Греция |35% | |
|Дания |34% |16% - производственные и сбытовые ассоциации|
|Испания |35% |20% - кооперативы; 7% - бесприбыльные |
| | |организации; 35% - доходы нерезидентов от |
| | |капитала в Исп. |
|Португалия |36,5% |20% - предприятия-резеденты (не в торговле, |
| | |промышленности, или С/Х); 25% - |
| | |предпр.-нерезед. |
|Финляндия |28% | | [сост. по 25, 203 - 221] 2.3. Местные налоги Региональные налоги и местные налоги - преимущественно косвенные.
Местные органы управления имеют в виде основных собственных источников
доходов поимущественное и поземельное обложение, промысловые налоги.
Законодательство в области налогообложения, в том числе местных налогов,
сохраняет в своих руках государство. При всей множественности налогообложения правительства развитых
государств стремятся к минимизации налогов или, точнее, к оптимизации их.
Таковы, по крайней мере, основные тенденции во второй половине 80-х -
начале 90-х годов. Опыт западных государств вполне применим в современных условиях
России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к
конкретным особенностям экономики Российской Федерации. В регулирование экономики активно вовлекаются местные органы
управления. Во второй половине 80-х годов в США был проведен опрос мэров
326 крупнейших городов. Среди наиважнейших проблем около 90% мэров выделили
экономическое развитие и обеспечение безопасности граждан. При этом каждый
четвертый мэр поставил проблему увеличения занятости на первое место по
значению и важности, а 70% назвали в качестве одной из трех первоочередных
задач. Местные органы управления дополняют это косвенной помощью. Сюда
относятся скидки с продажной цены или арендной платы при покупке или найме
земельных участков и зданий, обеспечение займов, участие в гарантийных
фондах, создание промышленных зон. Территории и здания в промышленных зонах
зачастую предоставляются предприятиям на благоприятных финансовых условиях.
Нередко за муниципальный счет осуществляется строительство специальных
производственных помещений, позволяющих развить новые виды хозяйственной
деятельности. И конечно, к стимулирующим мерам относится постоянное или
временное освобождение от местных налогов. Для оживления экономической деятельности используются такие формы
финансового воздействия, как субсидирование капитальных вложений в
промышленность, субсидирование цен в виде льготных тарифов на
электроэнергию и воду для отдельных районов, льготные условия кредитования
- займы под низкий процент, долгосрочные займы, дотации по кредитам. В некоторых странах, например в Германии, во Франции, на территориях
ряда муниципалитетов введена специальная бюджетная надбавка за каждое вновь
созданное рабочее место наряду с применением налоговых льгот. Местные
органы управления несут немалую долю расходов по подготовке рабочей силы
для новых отраслей хозяйства. Кроме того, предприятия, самостоятельно
организующие подготовку и переподготовку своих рабочих, служащих и
специалистов, пользуются налоговыми льготами. Во многих странах местные органы управления регулируют цены на
продукцию отраслей общественного пользования. Необходимость регулирования
цен даже при свободе рынка обусловливается потребностями общественного
производства, нуждающегося в данной продукции по умеренным тарифам.
Основной принцип регулирования заключается в ограничении нормы прибыли
предприятий отраслей общественного пользования до 5-7% на основной капитал.
В США, например, комиссии штатов могут вводить новые тарифы на подобную
продукцию, куда, в частности, входят вода, электроэнергия и прочие, если
норма прибыли компании превышает установленный уровень. Аналогичное
положение в Германии, Японии. Местные органы управления регулируют цены на
коммунальные услуги, устанавливая их предельный размер по отдельным
регионам. Важное место в налоговой системе Франции занимают местные налоги. Местные органы власти (коммуны, объединения коммун, департаменты и т.
д.) – важные субъекты экономической жизни. Общие затраты местных
административных органов в начале 90–х годов составляли более 10% валового
внутреннего продукта. Для сравнения заметим, что в 1970 г. эта величина
была в пределах 7,3%. Общая величина местных бюджетов доходит до 60%
государственного бюджета страны. Их динамика характеризуется быстрым
ростом. Из системы местных налогов следует выделить четыре основных: . земельный налог на застроенные участки; . земельный налог на незастроенные участки;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|