рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Накопительная пенсионная система в республике Казахстан

На 1 января 2010 года функционировало 14 накопительных пенсионных фондов, а на 1 ноября 2010 года их количество на пенсионном рынке уменьшилось до 13.

НПФ в процессе осуществления своей деятельности могут производить сбор пенсионных взносов, получать комиссионные вознаграждения за свою деятельность и осуществлять иные права согласно условиям пенсионного договора, заключать договора с организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами. В то же время, накопительные пенсионные фонды обязаны:

- производить пенсионные выплаты получателям;

- проводить индивидуальный учет пенсионных накоплений и выплат;

- предоставлять вкладчику и получателю информацию о состоянии его пенсионных накоплений не реже одного раза в год, а также по его запросу;

- обеспечивать конфиденциальность информации о состоянии пенсионных накоплений получателя;

- нести ответственность за нарушение пенсионного законодательства и условий пенсионного договора;

- по заявлению получателя переводить его пенсионные накопления из одного фонда в другой;

- публиковать статистическую и иную информацию о своей деятельности за стандартные периоды времени в один, три, пять, десять календарных лет, при этом не допускается публикация информации, содержащей гарантии или обещания доходов по вкладам в накопительные пенсионные фонды;

- обеспечивать равные условия гражданам, заключившим пенсионный договор;

- выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством РК.

Они законодательно обязаны ежегодно проводить аудит и определять соответствие размеров пенсионных резервов текущей стоимости обязательств.

Инвестиционное управление пенсионными активами пенсионных фондов осуществляется организациями, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами или пенсионным фондом самостоятельно при наличии у него соответствующей лицензии. Организация, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами накопительных пенсионных фондов, является юридическим лицом, профессиональным участником рынка ценных бумаг и создается в форме акционерного общества в установленном законодательством Республики Казахстан порядке /7/. В своей деятельности накопительные пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами и банк-кастодиан по отношению друг к другу руководствуются положением трехстороннего кастодиального договора, в котором подробно оговариваются права и обязанности каждой из сторон и все возникающие правоотношения. Взаимодействие между этими тремя юридическими участниками пенсионного обслуживания происходит по следующей схеме: в соответствии с договором о пенсионном обеспечении между пенсионным фондом и вкладчиком взносы вкладчика-получателя поступают в банк-кастодиан, с которым у фонда заключен кастодиальный договор, на специально открытый для этого инвестиционный пенсионный счет фонда.

ООИУПА, как следует из их названия, управляют пенсионными активами, инвестируя их в различные инструменты, разрешенные законодательством. Пенсионный фонд заключает договор с управляющей компанией, и та, исходя из собственного опыта и собственной стратегии, заставляет пенсионные накопления работать за счет покупки и продажи финансовых инструментов.

У этих игроков рынка две основные задачи: инвестировать пенсионные активы и регулярно производить их оценку. Помимо этого, ООИУПА должна регулярно отчитываться о своей деятельности перед АФН и НПФ, а также через СМИ – перед вкладчиками фондов. ООИУПА значительно отличаются от других инвестиционных компаний. Во-первых, они ограничены в выборе направлений для инвестирования. Перечень инструментов, в которые ООИУПА могут вкладывать пенсионные накопления, определяется Агентством финансового надзора. Это наиболее надежные инструменты с невысокой доходностью, но зато с минимальной степенью риска. Во-вторых, если клиент обычной инвестиционной компании разделяет вместе с этой компанией риски инвестирования, то в случае с ООИУПА пенсионный фонд вправе потребовать от нее возмещения убытков, вызванных ненадлежащим управлением пенсионными активами. ООИУПА несет ответственность по своим обязательствам перед накопительным пенсионным фондом и перед вкладчиками всем принадлежащим ей имуществом. В-третьих, законодательство предъявляет к самой ООИУПА, а также к ее акционерам и руководителям целый ряд требований и ограничений, которые не действуют для других инвестиционных компаний /12/.

Третий элемент системы – банк-кастодиан, который не может быть аффилированным с НПФ либо ООУИПА, хранит пенсионные деньги и контролирует их целевое размещение. Ежемесячно он информирует НПФ о состоянии его счетов и о деятельности ООИУПА. У накопительного пенсионного фонда должен быть только один банк-кастодиан. Но банк может обслуживать одновременно несколько фондов. Банк-кастодиан – банк, осуществляющий деятельность по фиксации и учету прав по ценным бумагам, хранению документарных ценных бумаг и учету денег клиента. Банк-кастодиан контролирует целевое размещение пенсионных активов НПФ и обязан блокировать (не исполнять) поручения ООИУПА или НПФ в случае их несоответствия законодательству РК. Более того, закон предусматривает, что кастодиан в таком случае должен незамедлительно уведомить об этом уполномоченный орган и НПФ.

Эта система независимых элементов позволяет поддерживать высокий уровень надежности работы пенсионного капитала.

Помимо трех основных элементов рынка большую роль в работе пенсионной системы играют Агентство Республики Казахстан по финансовому надзору (АФН) и Казахстанская фондовая биржа (KФБ) /12/.

Роль государственного регулятора осуществляет Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. АФН регулирует и контролирует деятельность банков, пенсионных фондов и ООИУПА, профессиональных участников фондового рынка, страховых компаний и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. АФН ежемесячно на своем сайте предоставляет сведения о собственном капитале, обязательствах и активах НПФ, о коэффициенте номинального дохода НПФ, по пенсионным накоплениям и количеству пенсионных счетов вкладчиков в НПФ, по процентному, кредитному, фондовому и валютному рискам, инвестиционную структуру портфелей НПФ, а также текущее состояние фондов. Также в его работу входит составление сводных отчетов по балансу и отчету о прибылях и убытках НПФ. В соответствии с Законом РК от 4 июля 2003 года «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» в перечень функций АФН входит:

1) в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, выдавать и отзывать разрешения на открытие (создание) финансовых организаций, их добровольную реорганизацию и ликвидацию, давать согласие на открытие подразделений финансовых организаций, а также определять порядок выдачи указанных разрешений и согласия;

2) в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, давать согласие либо отказывать в даче согласия на избрание (назначение) лиц на должности руководящих работников финансовых организаций, а также определять порядок дачи указанного согласия либо отказа в даче согласия;

3) устанавливать порядок выдачи, приостановления и отзыва лицензий на осуществление профессиональной деятельности на финансовом рынке в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, выдает, приостанавливать и отзывать указанные лицензии;

4) издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения финансовыми организациями, потребителями финансовых услуг, другими физическими и юридическими лицами на территории Республики Казахстан;

5) утверждать пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты для финансовых организаций, в том числе на консолидированной основе;

6) устанавливать перечень, формы, сроки и порядок представления отчетности (за исключением финансовой и статистической отчетности) финансовыми организациями и их аффилированными лицами;

7) осуществлять контроль за соблюдением финансовыми организациями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и стандартов бухгалтерского учета, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;

7-1) направлять своего представителя для участия в общем собрании акционеров финансовых организаций;

8) проверять деятельность финансовых организаций и их аффилированных лиц в случаях и в пределах, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, в том числе с привлечением аудиторской организации;

9) определять порядок применения и применять к финансовым организациям ограниченные меры воздействия и санкции, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан;

10) по согласованию с Правительством Республики Казахстан принимать решение о принудительном выкупе акций финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;

11) осуществлять контроль за деятельностью ликвидационных комиссий финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;

12) публиковать в средствах массовой информации сведения о финансовых организациях (за исключением сведений, составляющих служебную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну), в том числе информацию о мерах, принятых к ним.

В целом деятельность АФН направлена на повышение уровня защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, а также формирования стабильного отечественного финансового рынка.

Биржа работает как специализированный торговый центр, где продают и покупают различные финансовые инструменты, а также валюту. Это та площадка, где НПФ осуществляют операции с пенсионными накоплениями. При вложении денег в различные инвестиционные инструменты, в основном это ценные бумаги, пенсионные накопления превращаются в пенсионный актив. Биржа является ведущим региональным финансовым рынком, на котором инвесторы со всего мира имеют возможность торговать финансовыми инструментами широкого спектра с минимальными расчетными рисками и в соответствии с наилучшей международной практикой, а также пользоваться многообразными и качественными сопутствующими услугами биржи /12/.

Стратегия развития АО «Казахстанская фондовая биржа» на 2007–2010 годы. В 2006–2008 годах в Казахстане действовали две биржевые площадки: основная (KФБ) и специальная торговая площадка (СТП) под эгидой регионального финансового центра Алматы (РФЦА), причем последняя отличалась упрощенными процедурами доступа. В 2008 году было решено объединить две торговые площадки, соединив преимущества каждой из них. Процесс объединения площадок был распределен на несколько этапов: разработку новых единых листинговых требований для обеих площадок, реклассификацию списков обеих площадок и объединение двух списков. При этом налоговые льготы, предусмотренные для участников РФЦА, будут распространены на весь рынок. Для новой объединенной площадки разработаны единые правила, которые регламентируют права и обязанности эмитентов, биржи и финансовых консультантов, листинговые процедуры и сборы, раскрытие информации, торги и другое. В Казахстане доступ к торговле на организованном рынке имеют только члены биржи – 101 организация. Это профессиональные брокерско-дилерские конторы и компании, управляющие инвестиционными портфелями. Инвесторы (как частные, так и юридические лица) могут покупать и продавать ценные бумаги, а также другие финансовые инструменты на бирже только через профессиональных участников рынка. То есть, если вы, как частное лицо, захотите купить акции или облигации, вы должны будете обратиться в брокерско-дилерскую контору и подать соответствующую заявку на покупку. ООИУПА являются членами биржи и совершают сделки по купле-продаже финансовых инструментов на KФБ без посредников, напрямую /12/.

KФБ обслуживает рынки:

- прямого и автоматического РЕПО с государственными и корпоративными ценными бумагами;

- иностранных валют (доллар США, евро, российский рубль); - государственных ценных бумаг, выпущенных Национальным банком, Министерством финансов (включая казахстанские международные облигации) и местными исполнительными органами Республики Казахстан;

- облигаций МФО и иностранных государственных ценных бумаг;

- векселей;

- акций;

- корпоративных облигаций /12/.

Биржевой рынок корпоративных ценных бумаг делится на первичный и вторичный. На первичном рынке компании-эмитенты выпускают в обращение свои ценные бумаги. На вторичном рынке происходит торговля ценными бумагами между инвесторами – членами биржи. Иногда в течение дня ценные бумаги, выпущенные одной компанией, могут быть перепроданы несколько раз. И многие инвесторы зарабатывают на колебаниях цен на акции. Поэтому для инвесторов очень важно следить за котировками ценных бумаг. Накопительные пенсионные фонды являются крупными институциональными инвесторами на отечественном фондовом рынке. Наибольшая доля пенсионных активов (43%) вложена в негосударственные ценные бумаги эмитентов РК. 26% активов вложены в государственные ценные бумаги. По 14% – в бумаги иностранных эмитентов и вклады в банках второго уровня /12/.

Хотя новая накопительная пенсионная система начала работать с января 1998 года, только в феврале были полностью созданы и определены администраторы всех звеньев накопительной пенсионной системы.

Введение накопительной пенсионной системы стало первым шагом государства по сокращению обязательств государства в социальной сфере и созданию особого класса институциональных инвесторов /6/.


1.2 Этапы становления накопительной пенсионной системы в республике Казахстан


Современная пенсионная система Казахстана начинает свой отсчет с 1997 года, когда Правительство Республики Казахстан одобрило Концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения в стране, и был принят Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Нововведения заключались в создании основ накопительной пенсионной системы при постепенном отказе от солидарной системы.

В конце прошлого столетия проблемы пенсионного обеспечения приобрели особую остроту. Причиной тому стали с одной стороны переход к механизмам рыночной экономики, с другой — социально-демографические факторы, присущие Казахстану в 90-х годах прошлого столетия. В условиях действовавшей солидарной пенсионной системы высокие темпы роста инфляции и безработицы среди населения, падение объёмов ВВП, острый бюджетный дефицит стали причинами появления и увеличения задолженностей по выплате пенсий и невозможности обеспечить даже минимального уровня социальных гарантий. Таким образом, становилась очевидной неустойчивость распределительной системы пенсионного обеспечения, основанной на солидарности поколений. На проблемы, связанные с недостаточным финансированием необходимых пенсионных расходов, наслаивались демографические. Некоторые из них были связаны с деформированием возрастной структуры населения и ускорением процессов старения населения в результате сокращения рождаемости на фоне увеличения средней продолжительности жизни казахстанцев.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.