Налогоплательщики,
уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не
позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом по форме,
утвержденной приказом ФНС России от 28.12.2005 № 1бЗн.
Налог на имущество.
Порядок налогообложения по налогу на имущество определен гл.
30 «Налог на имущество организаций» НК РФ и законами субъектов Российской
Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения
для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая
имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или
доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на
балансе в качестве объектов основных средств согласно порядку ведения
бухгалтерского учета.
Не признаются объектами налогообложения:
-земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и
другие природные ресурсы);
-имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного
управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно
предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими
органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и
охраны правопорядка в РФ (п. 4 ст. 374 НК РФ).
Налоговая база по налогу на имущество определяется как
среднегодовая стоимость этого имущества, учитываемого по остаточной стоимости
(п. 1 ст. 375 НК РФ).
В случае если для отдельных объектов основных средств
начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей
налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и
величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных
отчислении для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового
(отчетного) периода.
В соответствии с п. 48 Положения по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом
Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее - Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности), объекты основных средств бюджетных организаций
не подлежат амортизации.
Вместе с тем решением Верховного Суда РФ от 23.08.2000 № ГКПИ
00-645 дополнения, внесенные в п. 48 Положения по ведению бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчетности приказом Минфина России от 24.03.2000 № 31н,
признаны недействительными (недействующими), не влекущими правовых последствий
с момента его издания.
Кроме того, согласно п. 17 ПБУ 6/01, по объектам основных
средств бюджетных организаций в конце отчетного года производится начисление
износа по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа
по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете. А налог на
имущество исчисляется и уплачивается ежеквартально с учетом остаточной
стоимости имущества на конец каждого месяца, поэтому износ все-таки должен
рассчитываться ежемесячно. Для обоснованности сумм остаточной стоимости следует
составить ведомость по учету стоимости основных средств и их износу,
начисленному по соответствующим нормам.
Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества,
подлежащего налогообложению по месту нахождения организации, в отношении
имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный
баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне
местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего
отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого по разным ставкам
(п. 1 ст. 376 НК РФ). [30. С.141]
Среднегодовая стоимость имущества за налоговый (отчетный)
период определяется как частное от суммы величин остаточной стоимости имущества
на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число
следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в
налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).
Налог на имущество введен
Законом Сахалинской области от 24.11.2003 № 442 «О налоге на имущество
организаций» (в редакции от 26.04.2004 № 496).
Налоговые ставки:
-2% для организаций пищевой
промышленности (за исключением предприятий, занятых в сфере производства
подакцизной продукции и переработки рыбы);
-2,2% для остальных организаций.
Уплата авансовых платежей
и налога.
В течение налогового периода
налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу ежеквартально не
позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
По истечении налогового
периода налогоплательщики уплачивают налог не позднее 30 марта года, следующего
за истекшим налоговым периодом.
Налогом не облагается
имущество:
-бюджетных
учреждений, финансируемых из областного и местных бюджетов на основе сметы
доходов и расходов;
-органов государственной власти
Сахалинской области;
-органов представительной и исполнительной
власти муниципальных образований и иных органов местного самоуправления
Сахалинской области;
-товариществ собственников жилья;
-религиозных организаций, используемое
для осуществления благотворительной и иной деятельности, не приносящей доход;
-жилищно-строительных,
дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;
-используемое (предназначенное)
исключительно для оздоровления детей в возрасте до 18 лет;
- предназначенное для выращивания,
лова и переработки рыбы и морепродуктов, при условии, что выручка организации
от указанного вида деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от
реализации продукции;
-предназначенное для производства,
переработки и хранения сельскохозпродукции, при условии, что выручка организации
от указанного вида деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от
реализации продукции
Единый социальный налог.
На
бюджетных учреждениях лежит обязанность уплачивать единый социальный налог.
Порядок и условия его уплаты установлены гл. 24 НК РФ.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ налогоплательщиками ЕСН
признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе бюджетные
организации.
Пунктом 1 ст. 236 гл. 24 НК РФ определено, что в объект
налогообложения по ЕСН включаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым
договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за
исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а
также по авторским договорам.
В соответствии с п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой
базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных
в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные
выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг,
имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника
или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения
в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования
(за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 236 НК
РФ указанные в п. 1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от
формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения по
ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к
расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем
отчетном (налоговом) периоде (см. письмо МНС России от 22.07.2003 №
05-1-11.1143 «О едином социальном налоге»).
Налогоплательщики,
производящие выплаты физическим лицам, — бюджетные организации применяют с
1.01.2005 г. базовую ставку 26,0% при налоговой базе на каждого отдельного
работника нарастающим итогом с начала года до 280 тыс. руб. С 1.01.2002 по
31.12.2004 г. применялась базовая ставка 35,6% при налоговой базе на каждого
отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 100 тыс. руб. До 2001 г. отчисления предприятий во все бюджетные фонды составляли до 38,5% фонда оплаты труда; таким
образом, четко прослеживается тенденция снижения налоговых ставок.
При исчислении ЕСН
используются регрессивные ставки: чем выше сумма налогооблагаемого дохода, тем
ниже применяемая ставка налога.
Налоговая база на каждое
физическое лицо разделена на интервалы (до 280 тыс. руб.; от 280 001 руб. до
600 тыс. руб.; свыше 600 тыс. руб.), и для каждого интервала установлена
отдельная ставка. Такие же интервалы установлены и для применения регрессивного
размера тарифа страховых взносов.
С 1.01.2005 г. сокращено
количество интервалов налоговой базы, а также изменены размеры ставок,
применяемые к соответствующим интервалам, и их распределение между федеральным
бюджетом и фондами социального и медицинского страхования.
Транспортный налог.
Транспортный налог является региональным налогом,
обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, на территории которого он
введен законом данного субъекта РФ.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы Российской
Федерации определяют его ставку в пределах, установленных НК РФ, а также
устанавливают порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу
(ст. 356 НК РФ). [33. С.107]
Согласно п. 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки, указанные в п.
ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской
Федерации, но не более чем в пять раз.
Так например, в
Сахалинской области транспортный налог введен Законом Сахалинской области от
29.11.2002 № 377 «О транспортном налоге» (в редакции от 24.02.2004 № 481).
Уплата авансовых платежей
и налога.
Организации исчисляют и
уплачивают авансовые платежи по итогам отчетного периода в сроки не позднее 20
апреля, 20 июля и 20 октября текущего года.
Сумма авансового платежа
за отчетный период устанавливается в размере 1/4 суммы, исчисленной как
произведение налоговой базы по состоянию на 1-е число первого месяца отчетного
периода и налоговых ставок.
Разница между суммами
авансовых платежей и суммой налога, исчисленного за налоговый период с учетом
приобретенных в течение года и (или) снятых с регистрации транспортных средств,
подлежит уплате не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым
периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу, либо возврату налогоплательщику
в порядке, установленном налоговым законодательством.
Физические лица
уплачивают налог в срок до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым
периодом, на основании налогового уведомления.
При установлении налога законами субъектов РФ могут также
предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиком (ст. 356 НК РФ).
От уплаты транспортного
налога в Сахалинской области освобождаются:
-Герои Советского Союза, Герои РФ,
лица, награжденные орденом Славы трех степеней, — по одному транспортному
средству (легковой автомобиль), а также их общественные объединения
(организации) — по автотранспортным средствам, используемым для выполнения
своей уставной деятельности;
-физические лица, подвергшиеся
воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, владеющие и
самостоятельно управляющие транспортным средством, — на одно транспортное
средство (легковой автомобиль). Основание — Закон РФ «О социальной защите
граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
-инвалиды всех категорий, владеющие и
самостоятельно управляющие транспортным средством, или в случае управления
данным транспортным средством супругой инвалида (супругом), — на одно
транспортное средство (легковой автомобиль или мотоколяску);
-общественные организации инвалидов,
использующие транспортные средства для осуществления своей уставной
деятельности;
-организации (предприятия)
пассажирского автомобильного транспорта, осуществляющие перевозки всех льготных
категорий пассажиров в соответствии с законодательством (кроме такси), — по
автобусам, осуществляющим перевозки пассажиров;
-профессиональные
аварийно-спасательные службы и формирования;
-родители, имеющие детей-инвалидов,
пользующихся правом на обеспечение автотранспортом на основании заключения
медико-социальной экспертизы, — на одно транспортное средство (легковой
автомобиль или мотоколяску);
-граждане, получающие пенсии по
старости и имеющие трудовой стаж не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для
женщин, владеющие транспортным средством, — на одно транспортное средство
(легковой автомобиль, мотоцикл или мотороллер);
-ветераны Великой Отечественной войны,
ветераны боевых действий и ветераны труда — на одно транспортное средство
(легковой автомобиль, мотоцикл или мотороллер);
-учреждения интернатского типа,
детские дома, дома ребенка, приюты, стационарные учреждения социальной защиты
населения, учреждения социального обслуживания семьи и детей органов социальной
защиты населения, стационарные детские оздоровительные лагеря независимо от
форм собственности;
-многодетные семьи, состоящие на учете
в органах социальной защиты как «малообеспеченные», — на одно транспортное
средство (легковой автомобиль)
Налогоплательщики, а также конкретные элементы
налогообложения такие, как объект налогообложения, налоговая база, налог вый
период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно главой 28 НК
РФ.
Плательщиками налога являются лица, на которых в соответствии
с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные
средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ
(п. 11 Методических рекомендация по применению главы 28 «Транспортный налог» НК
РФ, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177. [34. С.188]
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих
двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во
внесистемных единицах мощности — лошадиных силах (ст. 359 НК РФ). Мощность
двигателя определяется из технической документации на транспортное средство и
указывается в регистрационных документах (п. 18 Методических рекомендаций по
применению главы 28 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов
РФ. При этом субъекты РФ вправе проводить собственную дифференциацию налоговых
ставок в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории
транспортных средств, а также года выпуска транспортных средств (срока
полезного использования — срока эксплуатации).
Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период,
исчисляется по итогам каждого налогового периода на основании документально
подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению.
Сумма налога определяется как разница между исчисленной
суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в
течение налогового периода (п. 2 ст. 362 НК РФ).
Земельный налог.
Согласно Земельному кодексу РФ использование земли в
Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли
являются земельный налог и арендная плата.
Порядок исчисления и
уплаты земельного налога регламентируется главой 31 «Земельный налог» НК РФ. До
1 января 2005 г. порядок платы за землю регулировался Законом РФ от 11.10.91 №
1738-1 «О плате за землю» и издаваемыми в соответствии с ним правовыми актами.
Бюджетные организации, в отношении земельных участков,
находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных
им по договору аренды, не признаются плательщиками земельного налога (ст. 388
НК РФ).
Объектами налогообложения земельным налогом являются
земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (города
федерального значения), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|