Налоги и сборы СССР
Федеральное агентство по образованию
ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы»
Экономический факультет
Кафедра налогообложения и аудита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»
НАЛОГИ И
СБОРЫ СССР
Выполнила:
Кучерова С. О.
Группа Н-200
Руководитель:
д-р экон. наук,
профессор
Гончаров А. И.
Волгоград – 2009
Содержание
история
налогообложение война перестройка
Введение
Глава 1. Налогообложение в СССР в
1922-1965 гг
1.1. Налоги и сборы в СССР в период с
1922 по 1930 гг
1.2. Реформы налоговых платежей в
период Великой Отечественной войны и после нее, до 1965 г
Глава 2. Налоги и сборы Союза ССР в 1965-1991
гг
2.1. Налоговая система СССР с 1965 по
1985 гг
2.2. Изменения в налоговой системе,
связанные с перестройкой
Глава 3. Особенности налоговой системы в
период существования СССР
3.1. Анализ налогов и сборов
1922-1965 гг
3.2. Характеристика налоговой системы
1965-1991 гг
Заключение
Список использованных источников и
литературы
Приложения
Введение
Понятие «налоги» как
конкретная реальность имеет столь же древнюю историю, как и само общество. Т.Ф.
Юткина отмечает: «Факт того, что налоги – наиболее древнее явление,
существующее как таковое во все времена и эпохи, бесспорен, независимо от того,
в какие формы ни облекало бы его сознание, и какие бы определения наука ни
формулировала понятию «налог». Налоги как социально значимые явления никто
персонально не изобретал и не основывал. Они возникли в результате естественноисторического
развития общества как социально значимого организма. Понятие «налог» в ассоциативном
научном сознании представляет собой общественно значимое явление, объективно
необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и
совершенствование»[1].
Рассмотрение темы «Налоги
и сборы в СССР» в настоящее время очень актуально. Это позволяет на основе
анализа налоговой системы 1922-1991 гг. сделать выводы о том, какие ошибки были
допущены в системе, что нужно изменить, а что, действительно, является
приемлемым и может быть применено на практике. Другими словами, изучение
истории налогов необходимо для разработки эффективной налоговой системы в
последующие периоды времени, для учета ошибок и восприятия положительного опыта
прошлых лет. Объектом изучения в нашей работе являются налоги эпохи новой
экономической политики, налоговая реформа 1930-1932 гг., налоговая система
периода Великой Отечественной войны, сельскохозяйственный налог 1953 г.,
налоговые реформы 1960-х гг., изменения в налоговой системе в период
перестройки и распада СССР. Цель работы – изучение и анализ налогов и сборов в
СССР.
Работа состоит из трех
глав, включающих шесть параграфов, введение, заключение, список литературы и
приложения. Объем работы 38 страниц текста, 2 приложения и 15 библиографических
источников.
Глава 1. Налогообложение
в СССР в 1922-1965 гг
1.1.
Налоги и сборы в
СССР в период с 1922 по 1930 гг
Начало данного периода
связано с введением новой экономической политики (нэп), которая была
разработана В. И. Лениным. Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой
системы. Характерной чертой налоговой системы периода нэпа являлась
множественность налогов и сборов и многократность обложения
торгово-промышленного оборота в различных его звеньях. Систему налогов и сборов
при нэпе составляли следующие виды:
1)
прямые налоги –
основной налоговый источник доходов государства. Они включали в себя:
а) промысловый налог,
который состоял из двух платежей: патентного сбора, уплачиваемого по твёрдым
ставкам в зависимости от разряда предприятия, а также пояса местности и
уравнительного сбора, который взимался в процентах от оборота. Поступления по
промысловому налогу к 1928 г. давали около ⅓ всех налоговых поступлений.
б) денежный подворный
налог, являвшийся основным видом налогообложения в сельском хозяйстве. Его
взимание было прекращено в 1923 г. при введении сельскохозяйственного налога.
в) единый натуральный
налог представлял собой вид обложения сельского населения в период Гражданской
войны, заменивший систему продразверстки.
г)
подоходно-имущественный налог, представлявший собой прямой налог, взимавшийся с
доходов и имущества физических и юридических лиц.
д) единовременный
общегражданский налог был введен для мобилизации дополнительных финансовых
ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбы с эпидемиями и улучшение жизни
детей, находящихся на государственном обеспечении.
е) военный налог, которым
облагались мужчины в возрасте от 21 года до 40 лет, не подлежащие призыву в
Красную Армию.
ж) квартирный налог,
который взимался с владельцев торговых и промышленных предприятий, строений в
городах и сдаваемых внаем помещений вне городов.
з) налог на сверхприбыль
вводился с целью изъять доходы частнокапиталистических элементов, полученных в
результате применения спекулятивных цен.
и) налог с имущества,
переходящего в порядке наследования и дарения. Им облагалась вся стоимость
наследства или дарения по резко прогрессивной шкале ставок, которые колебались
от 1 до 90% в зависимости от стоимости имущества.
к) индивидуальное
обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом. Данным налогом
облагались доходы от всех источников сельского хозяйства и от всех видов
неземледельческих заработков[2].
2)
косвенные налоги
в период нэпа взимались в форме акцизов на потребительские товары и
обеспечивали 11-20% всех доходов государства. К косвенным налогам относились:
а) акцизы, уплачиваемые с
некоторых товаров (вино, спички, табачные изделия, гильзы, спирт, мед, соль,
сахар, кофе, галоши) предприятиями-производителями.
б) налог от демонстрации
кинофильмов, уплачивавшийся с валового сбора (оборота) от продажи билетов на
киносеансы[3].
3) пошлины и сборы.
а) патентная пошлина
представляла собой плату за предоставление исключительного права на
использование изобретений в соответствии с выдаваемым патентом.
б) судебная пошлина,
являвшаяся платой за различные судебные документы.
в) патентный сбор –
платеж в бюджет в составе промыслового налога, взимавшийся с торговых и
промышленных предприятий, а также с граждан, имевших доходы от занятия
промыслами.
г) прописочный сбор
взимался в виде платы за прописку документов.
д) канцелярский сбор –
плата за выдаваемые гражданам СССР предприятиям документы и копии.
е) гербовый сбор взимался
с отдельных лиц и организаций в качестве платы при оформлении
гражданско-правовых сделок, выдаче документов[4].
Следующий этап налоговых
преобразований – это налоговая реформа 1930-1932 гг. основные задачи налоговой
реформы заключались в устранении множественности платежей в бюджет;
реорганизация налоговой формы платежей государственных и кооперативных
предприятий и организаций в плановое рапределение и перераспределение
национального дохода в соответствии с целями государства.
В обобществленном секторе
был введен налог с оборота, заменивший прежде существовавшие 53 платежа,
отчисления от прибыли госпредприятий включили в себя 5 ранее существовавших
платежей[5]. В частном секторе промысловый
налог объединил 32 существовавших платежа. Упразднение акцизов и введение
налога с оборота фактически усложнило систему косвенного налогообложения.
Существенная особенность налоговой реформы 2 сентября 1930 г. – разграничение
системы обложения обобществленного и частного секторов, наиболее резко
выразившееся в разделении ранее единого промыслового налога на налог с оборота
государственных предприятий и промысловый налог с частных предприятий и
промыслов. Им облагалась выручка от реализации по розничным или оптовым ценам
промышленности товаров собственного производства или собственной закупки всем
покупателям, а также при отпуске по указанным ценам отдельных товаров внутри объединения
или предприятия. Устанавливался разный уровень ставок для государственных
предприятий и предприятий промкооперации (Прил. 1). С налогом с оборота
связанны введенные в середине 1931 г. бюджетные наценки, устанавливавшиеся для
отдельных видов и подвидов товаров и различающиеся для товаров в зависимости от
места их реализации[6]. Наценки не входили в
состав отпускной цены товаров, а начислялись на эту цену, тогда как налог с
оборота входил в отпускную цену. К другим налогам, взимаемым с товарооборота
предприятий обобществленного сектора, относились налог с оборота кинотеатров
(был объединен с налогом со зрелищ), налог с нетоварных операций предприятий обобществленного
сектора, налог с совхозов[7].
В ходе налоговой реформы
были введены новые массовые целевые платежи. Была отменена попенная плата
(плата за древесину). Создается система областных, районных и городских
налоговых инспекций.
Помимо вышеперечисленных
налогов существовали и другие платежи. Платежи из прибыли государственный
объединений, предприятий, организаций представляли собой форму распределения
прибыли между хозрасчетными предприятиями и государством и являлись одним из
основных источников формирования доходов госбюджете СССР. Дополнительным видом
косвенного налогообложения в СССР был налог с нетоварных операций, представлявший
собой изъятие части денежных доходов государственных, кооперативных,
общественных предприятий и организаций от реализации услуг и нетоварных работ.
Что касается налогов,
взимавшихся с частного сектора, то к ним относились:
а) косвенный промысловый
налог;
б) налоги, взимаемые с
доходов, - подоходный налог с частных лиц, сельскохозяйственный налог, налог на
сверхприбыль др.
в) поимущественные налоги
– налог со строений (им облагались жилые дома, фабрики, склады и разного рода
строения и сооружения), земельная рента (данный налогом облагались застроенные
и незастроенные земельные участки, если только за эти участки не взималась
арендная плата) и др.
Систему пошлин и сборов в
рассматриваемый нами период составляли: единая государственная пошлина,
таможенные пошлины, сбор с грузов, разовый сбор на колхозных рынках,
паспортный, прописочный, курортный, билетный, рыболовный, водный, консульский
сборы[8].
Таким образом, изменения
затронули все сферы государственного устройства, в том числе и налоговую систему,
комплексное реформирование которой, на наш взгляд, началось в годы нэпа, т.е.
когда Советская власть полностью стала управлять государством. «Результаты
налоговой реформы были официально представлены как крупное достижение
финансовой политики»[9]. Были выполнены основные
задачи: устранена прежняя запутанная система, были преобразованы виды платежей
в бюджет.
1.2. Реформы налоговых платежей в период
Великой Отечественной войны и после нее, до 1965 г
В период Великой
Отечественной войны продолжала действовать система обязательных платежей из
прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период, но
дополнительные потребности бюджета обеспечивались рядом новых налогов и сборов
с населения и увеличением размеров налогов.
В качестве чрезвычайного
налога периода войны вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных
граждан, установленный с целью привлечения средств бездетных граждан к расходам
государства на общественное воспитание и содержание детей в детских домах,
оказание помощи многодетным семьям и одиноким матерям. Указом Президиума
Верховного Совета (ВС) СССР от 29 декабря 1941 г. вводится военный налог,
который уплачивался по твердым ставкам в размере от 150 руб. до 600 руб. в
зависимости от района[10]. Производится также
реформирование системы подоходного налогообложения населения в соответствии с
Указом Президиума ВС СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с
населения». Его уплачивали советские и иностранные граждане, имевшие на
территории СССР источники доходов. Плательщики в зависимости от них
подразделялись на несколько групп. Объектом обложения являлся совокупный доход,
включавший основную заработную плату, выплаты за сверхурочные и сдельные
работы, премии и т.д. Подоходный налог взимался по прогрессивным ставкам. Была
установлена 100%-ная надбавка к подоходному и сельскохозяйственному налогам.
Необлагаемый минимум доходов не устанавливался. Ставки налога дифференцировались
в зависимости от категории плательщиков и размеров доходов. В годы Великой
Отечественной войны в связи с ростом цен были увеличены ставки
сельскохозяйственного налога. Введен сбор за регистрацию охотничье-промысловых
собак, единый налог со зрелищ (Указ Президиума ВС СССР от 10 сентября 1942г.) .
В городах и поселках местными Советами вводится сбор с владельцев скота (Указ
Президиума ВС СССР от 10 апреля 1942г.). Некоторые платежи в государственный
бюджет были заменены или объединены с другими. Единая государственная пошлина
была заменена государственной пошлиной (Указ Президиума ВС СССР от 10 апреля
1942г.) – денежными суммами, взимавшимися специально уполномоченными учреждениями
за совершение действий и выдачу документов. Был отменен налог с наследств и
дарений (за предоставление данного вида услуг взималась госпошлина). В 1943 г.
был отменен сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства (этот
сбор был объединен с подоходным налогом). В годы Великой Отечественной войны
были широко распространены добровольные взносы – сборы средств населения в Фонд
Обороны и Фонд Красной Армии.
В послевоенный период (до
1953 г.) налоговая система в СССР оставалась практически неизменной. Новая
система была заложена Законом о сельскохозяйственном налоге от 8 августа 1953
г. Плательщиками налога становятся хозяйства членов колхозов, а также хозяйства
других граждан, которым были выделены приусадебные земельные участки и
служебные наделы пахотной земли на территории сельских Советов народных депутатов.
Сельскохозяйственный налог исчислялся с каждого хозяйства по площади выделенного
в пользование земельного участка, но в расчет не принимались земли, занятые
постройками, кустарником, лесом, дорогами общественного пользования и т. д.
Налог не взимался с участка площадью менее 50 м² и исчислялся по твердым
ставкам с 0,01 га земельной площади. По этому налогу бала установлена широкая
система льгот. Освобождались от уплаты налогов учителя, агрономы, зоотехники,
гидротехники и др[11].
В 1953 г. были снижены
ставки разового сбора на колхозных рынках и освобождены от его уплаты колхозы,
колхозники и другие граждане за торговлю отдельными видами продуктов. В 1957 г.
отменяется взимание патентного сбора, размер которого определялся исходя из
разряда предприятия, который устанавливался для производственных предприятий в
зависимости от годового объема валовой продукции, а для торговых – в
зависимости от плана товарооборота. С 1958 г. сельское население было
освобождено от дорожных повинностей, а строительство и ремонт местных
автомобильных дорог было возложено на колхозы, совхозы, промышленные,
транспортные, строительные и другие предприятия и хозяйственные организации.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|