рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Налоги и сборы СССР

В середине 60-х годов в СССР планировалось осуществление коренной хозяйственной реформы. Целями реформы были совершенствование системы управления народным хозяйством и усиление экономического стимулирования производства. В сфере налогообложения к важнейшим мероприятиям по реформированию хозяйственного механизма следует отнести:

-изменение порядка распределения прибыли государственных предприятий. Были введены плата за производственные фонды, рентные платежи и взносы свободного остатка прибыли в целях усиления хозяйственного расчета;

- введение платы за фонды (постановление ЦК КПСС и Совета Министров (СМ) СССР от 4 октября 1965г.), которая представляла собой форму распределения прибыли. Была введена в целях повышения заинтересованности предприятий в лучшем использовании производственных основных фондов и оборотных средств. Плата за производственные фонды взималась с первоначальной стоимости основных производственных фондов, что должно повышать заинтересованность предприятий в их своевременном обновлении и повышении технического уровня производства;

- введение фиксированных (рентных) платежей являвшиеся формой изъятия в доход государства части прибыли объединений, предприятий, получение которой было обусловлено факторами, не зависящими от деятельности коллектива. Фиксированные платежи были установлены для объединений, предприятий, у которых образовывался дифференциальный чистый доход, имевших рентабельность выше, чем в среднем по отрасли, вследствие благоприятных природных, транспортных, технико-экономических условий производства и не использующих расчетные цены. Платежи исчисляли сами плательщики и вносили в бюджет со своих расчетных счетов;

-реформирование системы подоходного обложения колхозов, который был установлен в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965г. Плательщиками налога выступали колхозы. Подоходным налогом облагался чистый доход за вычетом части дохода, соответствовавшей рентабельности в 25% и часть фонда оплаты труда колхозников. Чистый доход колхоза определялся в виде разницы между суммой выручки от реализации продукции, оказания услуг, стоимости продукции, выдаваемой в порядке оплаты труда колхозникам и лицам, привлеченным для работы в колхозе со стороны, и себестоимостью этой продукции и услуг. Уровень рентабельности хозяйства исчислялся в процентах как отношение суммы чистого дохода к себестоимости реализованной продукции, оказанных услуг и стоимости продукции, предусмотренной к выдаче колхозникам и другим лицам в порядке оплаты труда. Облагаемая часть фонда оплаты труда определялась как разность между суммой, выделенной для оплаты труда колхозников и необлагаемой суммой фонда, рассчитываемой на среднегодовое число колхозников, работающих в общественном хозяйстве[12].

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны роль налогов была весьма значительна. В общем, существовавшая система налоговых платежей оказалась устойчивой. В послевоенные годы были снижены некоторые налоги, в отношении сельского хозяйства значительных изменений не произошло. В 1953 – 1964 гг. проводились реформы, стимулирующие сельскохозяйственные отрасли к дальнейшему развитию. Сокращались налоги на зарплаты рабочих и служащих.

Завершая первую главу, сформулируем общие выводы. Налоговая система в 1920-х гг. в некоторой мере позволила выполнить поставленные задачи, но она была очень сложной и запутанной, что позволяло облагать налогами несколько раз один и тот же объект. Налоговая реформа в СССР (1930-1932 гг.) коренным образом изменила предыдущую налоговую политику. Большая часть налогов превратилась в обязательные платежи госпредприятий в бюджет страны. В период с 1941 г. по 1945 г. для пополнения бюджетов вводились новые виды налоговых платежей, но в послевоенный период сокращалась доля налоговых поступлений от населения в бюджет. Итогом сельскохозяйственной реформы 1953 г. стало снижение налоговых ставок и увеличение личного подсобного хозяйства граждан.

Глава 2. Налоги и сборы Союза ССР в 1965-1991 гг


2.1. Налоговая система СССР с 1965 по 1985 гг


Бюджетное устройство страны регулировалось Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик от 30 октября 1959 г. Союзный бюджет являлся ведущим звеном бюджетной системы страны, он обеспечивал необходимыми денежными средствами финансирование имеющих общесоюзное значение мероприятий в области экономического и социального развития, обороны страны, содержания центральных органов государственной власти и управления посредством союзного бюджета перераспределялась часть общегосударственных финансовых ресурсов между отраслями народного хозяйства, внутри этих отраслей и между союзными республиками в целях планомерного, пропорционального их развития. Рассмотрим, какие виды налогов входили в доходы бюджетов и охарактеризуем некоторые из них.

В доходы союзного бюджета поступали следующие общесоюзные государственные налоги и доходы:

- налог с оборота предприятий и хозяйственных организаций. В него не входила та часть, которая передавалась в государственные бюджеты союзных республик. По каждому отраслевому объединению устанавливалась единая ставка налога в процентах к плановому обороту;

- платежи из прибыли государственных предприятий  и хозяйственных организаций союзного подчинения;

- подоходный налог с кооперативных и других общественных организаций, включавший в себя подоходный налог с колхозов и подоходный налог с потребительской кооперации и хозяйственных органов общественных организаций. Он представлял собой прямой налог, взимавшийся в виде части прибыли предприятий и хозяйственных органов потребительской кооперации и общественных организаций;

- подоходный налог  с населения, кроме части, передаваемой в государственные бюджеты республик. Он делился на подоходный налог с рабочих и служащих, занятых на социалистических предприятиях, в учреждениях, организациях, а также с лиц, работающих не по найму, и сельскохозяйственный налог;

- доходы от внешней торговли[13]

В бюджеты союзных республик поступали следующие доходы

(Прил. 2):

- платежи из прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций республиканского и местного подчинения;

- подоходный налог с колхозов;

- подоходный налог с кооперативных и других общественных организаций, уплачиваемый их республиканскими и местными органами и подчиненными им предприятиями им предприятиями и организациями;

- сельскохозяйственный налог;

- отчисления от подоходного налога с населения в размере 50%;

- отчисления от поступлений по реализации государственных внутренних выигрышных займов в размере 50%;

- государственная пошлина;

- налог с доходов от демонстрации кинофильмов. Ставки этого налога дифференцировались в зависимости от местонахождения плательщика: в городах и поселках городского типа – 55%, в сельских местностях – 10%;

- местные налоги[14];

В местные бюджеты поступали:

- платежи из прибыли предприятий, хозяйственных организаций местного подчинения;

- налог с доходов от демонстрации кинофильмов;

- государственная пошлина;

- налог с владельцев строений. Он взимался со всех, кто владел какими-либо строениями в размере 0,5% стоимости строений за строения жилищного фонда кооперативных предприятий, учреждений, организаций и иностранных юридических лиц и 1% стоимости строений за остальные строения;

- земельный налог. Налог взимался с кооперативных предприятий, учреждений и организаций, а также с граждан СССР, иностранных юридических и физических лиц и лиц без гражданства по выделенным им в установленном порядке земельным участкам. Исчисление налога производилось с квадратного метра земельной площади;

- налог с владельцев транспортных средств. Налог взимался с граждан СССР, иностранных юридических и физических лиц, лиц без гражданства за принадлежащие им автомобили, мотоциклы, мотосани, моторные лодки. Ставки налога были установлены в копейках с каждой лошадиной силы или киловатта мощности в зависимости от вида транспортного средства и административного значения местности, в которой проживает его владелец[15].

Кроме налоговых платежей в Советском Союзе в период с 1965г. по 1985г. существовали пошлины и сборы.

Пошлина представляет собой плату, взимаемую учреждениями за определенные действия или услуги, оказываемые отдельным физическим и юридическим лицам.

В 1979г. была изменена система взимания государственной пошлины, было установлено два вида пошлины: простая, которая взималась в твердых ставках, и пропорциональная, взимаемая в проценте от суммы договора, иска и др. уплата пошлины производилась специальными пошлинными марками, наличными деньгами путем их взноса в кредитные учреждения либо путем перечисления со счета налогоплательщика в кредитном учреждении. Таможенные пошлины в СССР применялись при ввозе товаров из капиталистических стран. Ввозные пошлины взимались с предметов личного потребления, поступавших в международных почтовых отправлениях в адрес отдельных лиц, проживавших в СССР, или ввозимых лицами, прибывавшими в СССР. Вывозные пошлины применялись лишь к предметам произведений искусства и старины, вывозившихся по особому разрешению Министерства культуры СССР. Транзитные пошлины взимались при переходе иностранного груза через границу данной страны, следующего через ее территорию для потребления в третьей стране. С 1968г. была установлена патентная пошлина за подачу заявки на промышленный образец, заявлений на регистрацию товарного знака и о продлении срока действия свидетельства на товарный знак.

Сборы в СССР представляли собой обязательные платежи предприятий, организаций, учреждений и отдельных лиц за услуги, оказываемые им государственными органами.

Портовые сборы в стране взимались со всех судов, посещавших советские порты.  Внешнеторговые сборы представляли собой денежные сборы, взимаемые правомочными государственными органами сверх внешнеторговых пошлин при экспортно-импортных сделках и транзитных перевозках. Сбор за государственную проверку мер и измерительных приборов взимался за проверку вновь изготовленных, отремонтированных или находившихся в эксплуатации мер и измерительных приборов, подлежащих  обязательной государственной проверке и клеймлению органами Государственного комитета СССР по стандартам. Сборы, взимаемые Государственной автомобильной инспекцией подразделялись на сборы за технический осмотр транспортных средств, сборы за выдачу номерных знаков и технических паспортов, сбор за прием экзамена по правилам движения и навыкам вождения. Разовый сбор на колхозных рынках взимался в виде платы за право торговли на рынках и других отведенных для этих целей местах. Рыболовный сбор взимался за осуществление промысловой добычи рыбы, морского зверя, морепродуктов, уплачивался с доходов от их продажи в счет установленного плана государственными и кооперативным предприятиям, организациям. Консульские сборы представляли собой плату, взимаемую с граждан, учреждений и организаций за официальные действия, выполняемые по их просьбе консульствами и другими органами Министерства иностранных дел, по тарифам, устанавливаемым в соответствии с внутренним законодательством страны, назначающей консула[16].

Помимо отчислений из прибыли предприятий и организаций, налогов, взимавшихся с физических и юридических лиц, пошлин и сборов в бюджет поступали также платежи за использование различного рода ресурсов. Такими платежами являлись лесной доход - платеж в государственный бюджет за лесные пользования, установленный в целях рациональной эксплуатации и воспроизводства лесных ресурсов; плата за воду – один из видов платежей за пользование природными ресурсами, а именно за рациональное использование воды, забираемой из водохозяйственных систем; плата за разработку и добычу торфа на топливо – платеж предприятий, организаций за разработку торфяных залежей[17].

В СССР существовала система самообложения. Она представляла собой форму добровольного участия граждан денежными средствами либо безвозмездным трудом в мероприятиях местного характера по социально-культурному строительству и благоустройству. Право вводить и определять порядок самообложения было предоставлено союзным республикам Указом Президиума ВС СССР от 5 марта 1983 г.

Таким образом, предпринимались попытки усовершенствовать налоговую систему путём внедрения рыночных элементов в экономику, но на практике сделать этого не удалось, так как в СССР продолжала господствовать административно-командная система. В сельском хозяйстве реформирование не было успешным. По мнению Петуховой Н.Е., «позитивной оценки заслуживает возобновление курса на постепенное сокращение налогов с населения»[18].


2.2. Изменения в налоговой системе, связанные с перестройкой


В связи с перестройкой, начавшейся в 1985 г., система платежей в бюджет была подвергнута коренному реформированию. К основным мероприятиям налоговой реформы этого периода следует отнести принятие указа Президиума ВС СССР об индивидуальной трудовой деятельности, согласно которому любой гражданин мог заниматься кустарным промыслом или создавать предприятия бытового обслуживания, но только при наличии патента[19], и принятие Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)». В 1986 г. государство расширило разрешенные масштабы индивидуальной трудовой деятельности граждан. Доходы, получаемые от занятия этой деятельностью, облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Реформирование системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет началось с принятием вышеуказанного Закона «О государственном предприятии (объединении)». Он был призван усилить централизованное начало развития народного хозяйства, повысить значение экономических методов управления, создать механизм реального хозяйственного расчета и самофинансирования на предприятиях. Изменения в статусе государственных предприятий обусловили преобразование системы обязательных платежей. За государственными предприятиями закреплялась обязанность вносить плату за производственные фонды, за трудовые и природные ресурсы, а также устанавливалась система налогообложения прибыли, остающейся после платежей за ресурсы и уплаты процентов за кредит. Фактически система платежей в бюджет для государственных предприятий заменялась налоговой системой[20].

Наряду с реформированием системы платежей государственных предприятий в бюджет создавалась система налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988г. устанавливается налог с владельцев транспортных средств, обязанность по уплате которого возлагается как на граждан, так и на государственные, кооперативные и другие общественные предприятия и организации, при этом отменяется аналогичный местный налог, взимавшийся с граждан – владельцев транспортных средств.

В последующие годы издается ряд актов законодательства по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в едином законодательном акте – Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот закон установил обязанность предприятий, объединений, организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.