Налогообложение доходов ЖКХ
Содержание
Реферат
Введение
1.
Теоретические основы понятия налогообложения, его структура и характерные черты
2. Понятие, функции
и роль жилищно-коммунального хозяйства в национальной экономике Республики
Беларусь
3.
Особенности налогообложения доходов жилищно-коммунального хозяйства в
Республике Беларусь и направления усовершенствования
Заключение
Список
использованных источников
Объем работы ____ с., 15 наим.
лит.
Ключевые слова: налогообложение,
жилищно-коммунальное хозяйство, тарифы, налоги на доходы, налоговые льготы.
В курсовой работе исследуется
понятие, принципы и особенности налогообложения доходов организаций
жилищно-коммунального хозяйства в Республике Беларусь.
Раскрыта роль, механизмы и
принципы налогообложения доходов ЖКХ.
В ходе исследования было
установлено, что налогообложение представляет собой процесс установления и
взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также
порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых
налогами. Налогообложение в структуре общественных отношений выполняет ряд
чрезвычайно важных и сложных задач: фискальная, регулирующая, стимулирующая.
Принципы и задачи налогообложения базируются на налоговом законодательстве. Жилищно-коммунальное
хозяйство представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть
территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности
человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство,
качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от
которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в
населенных пунктах. Организации жилищно-коммунального хозяйства Республики
Беларусь уплачивают налог на прибыль, налог на доходы, НДС (в большинстве
случаев на льготной основе), налог на землю и недвижимость.
Жилищно-коммунальное хозяйство
представляет собой комплекс подотраслей, призванных обеспечивать условия
нормальной жизнедеятельности населения и функционирования городских структур. ЖКХ
в значительной степени формирует среду жизнедеятельности человека - комфортность
города, района, микрорайона, жилища. Эта отрасль, с одной стороны, испытывает
влияние развивающихся рыночных отношений, а с другой является важным звеном
системы социальной защиты населения. Это порождает серьезные проблемы и
противоречия, как негативные социальные процессы и явления, ухудшение состояния
жилья, качества коммунальных услуг и т.д.
На протяжении десятилетий в жилищно-коммунальной
сфере господствовали экстенсивные подходы и административные методы
хозяйствования, вытекающие из жестко централизованного управления и
патерналистской политики государства. Материальная база отрасли, развивавшаяся
на основе остаточного принципа ресурсообеспечения, находилась в неудовлетворительном
состоянии в доперестроечные времена, и очень медленно развивается в последние
годы, несмотря на то, что на жилищно-коммунальное хозяйство уходит примерно 25%
расходов местных бюджетов. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства,
которое должно включать также снижение и оптимизацию налоговой нагрузки на
данный сектор на начальном этапе, является одной из важнейших задач
национальной экономики.
Поэтому актуальной
представляется цель данной курсовой работы - анализ особенностей налогообложения
организаций ЖКХ в Республике Беларусь, учитывая теоретические предпосылки, а
также выявление возможных направлений и методов его оптимизации.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить ряд задач:
определить сущность и механизм
налогообложения;
рассмотреть понятие ЖКХ и его
роль в национальной экономике;
проанализировать особенности налогообложения
в Республике Беларусь и направления его улучшения.
Автор работы подтверждает, что
приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние
исследуемого вопроса, а все использованные в работе цитаты сопровождаются
ссылками на литературные источники.
Обширные функции современного
государства в экономической сфере и высокий уровень социальных обязательств,
наряду с традиционными задачами государственной власти по поддержанию внешней
обороноспособности и внутреннего правопорядка, требуют прочной финансовой базы,
основным средством обеспечения которой являются налоги.
Основными элементами
налогообложения являются:
Налоги - это обязательные
платежи юридических и физических лиц в бюджет, установленные и принудительно
изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта,
используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.
Налогообложение - это процесс
установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их
ставок, а также порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц,
облагаемых налогами.
Субъект налога (плательщик) -
это юридическое или физическое лицо, которое обязано платить налог.
Объект налога - это предмет,
действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость и так
далее), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.
Источник налога - это доход
субъекта (прибыль, заработная плата, проценты, дивиденды и так далее), из
которого уплачивается налог.
Налоговая база - это часть
объекта обложения, которая образуется в результате учета всех льгот и изъятий и
служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.
Налоговая ставка - это величина
налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается в процентах,
либо в твердых суммах.
Налоговая нагрузка - это общая
величина налоговой суммы.
Налоговая льгота - это
предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии возможностей
не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими
налогоплательщиками размере, установленных законодательно.
Уплата налога - это совокупность
действий налогоплательщика по фактическому внесению суммы налога в бюджет или
во внебюджетный фонд.
Налоговая система государства - это
совокупность действующих в данном государстве существенных условий
налогообложения.
Сущность налогов выражается в
отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и
отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на
общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в том, что они
не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим
лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение
части доходов населения на условиях безвозвратности. По своей сути налог - это
одностороннее движение средств в бюджет, а приводным механизмом к его
осуществлению служит принудительный и бесспорный характер взимания [10, c.35].
Налогообложение в структуре
общественных отношений выполняет ряд чрезвычайно важных и сложных задач. Принципиально
их можно свести к трем основным функциям:
1) фискальная -
обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу
государственной политики. Мобилизуя через налоги часть национального дохода,
государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса
производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие
экономики в нужном направлении,
2) регулирующая - состоит
в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей
устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и
платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм
налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного
воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия
доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня
налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность
в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны,
3) стимулирующая - ориентирует
налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради
достижения необходимого ему эффекта государство может предоставлять льготы,
отсрочки платежей, налоговых каникул. Задача стимулирующей функции состоит в
том, чтобы на ряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы
для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический
прогресс общества.
Система налогообложения
государства базируется на определенных принципах, основными из которых являются:
каждое лицо обязано уплачивать
законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается
плательщиком.
ни на кого не может быть
возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) и иные взносы и
платежи.
налогообложение в Республике
Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.
не допускается установление
налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной
безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической
и экономической стабильности.
допускается установление особых
видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в
зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с налоговым кодексом
и таможенным законодательством.
Принципы и задачи
налогообложения базируются на налоговом законодательстве, которое включает в
себя: Налоговый Кодекс РБ; Декреты, указы и распоряжения Президента РБ, Постановления
Правительства РБ, нормативные правовые акты республиканских органов
государственного управления, органов местного управления и самоуправления,
регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.
Налоговая система государства
складывается в результате его исторического развития под влиянием множества
факторов. Характеристика налоговой системы прежде всего основывается на таких экономических
показателях, как налоговое бремя (налоговый гнет), соотношение и структура
прямых и косвенных налогов. В то же время определяющее значение имеют
политико-правовые факторы, определяющие распределение
хозяйственно-экономических функций и степень контроля центральных и местных органов
государственной власти.
Налоговая система Республики
Беларусь представляет собой совокупность предусмотренных налоговым законодательством
налогов РБ, сборов (пошлин); порядка их установления, введения и отмены; установления
прав и обязанностей плательщиков, налоговых органов и других участников
отношений, регулируемых актами налогового законодательства; а так же форм и методов
налогового контроля.
Множество объектов
налогообложения требует классификации налогов по различным признакам. Основными
классификационными признаками являются:
I. в
зависимости от каналов поступления различают:
1) республиканские или
общегосударственные налоги (взимаются центральным правительством на основании
государственного законодательства РБ и направляются в государственный бюджет),
к которым относятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на прибыль;
налоги на доходы;
подоходный налог с физических
лиц;
экологический налог;
налоги с пользователей природных
ресурсов;
налоги на имущество;
земельный налог;
дорожные налоги и сборы;
таможенная пошлина и таможенные
сборы;
гербовый сбор;
оффшорный сбор;
консульский сбор;
экологический сбор за проезд
автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников;
государственная пошлина;
регистрационные и лицензионные
сборы;
патентные пошлины.
2) местные или
региональные налоги (взимаются местными органами управления на соответствующей
территории и поступают в местный бюджет), к которым относятся:
налог с розничных продаж;
налог за услуги;
налог на рекламу;
сборы с пользователей.
II. по
видам плательщиков:
взимаемые с юридических лиц,
взимаемые с физических лиц.
III. по
способу изъятия:
прямые - направлены на
имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц, к которым
относятся:
реальные - взимаются с
отдельных видов имущества налогоплательщиков на основе перечня, учитывающего
среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика. К ним относятся:
земельный налог,
налог с объектов строений,
налог с владельцев транспортных
средств,
сельскохозяйственный налог.
личные - это налоги на
доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источников дохода
или по декларации, при исчислении которых принимается во внимание финансовое
положение налогоплательщика. К ним относятся:
подоходный налог с населения,
налог на прибыль предприятий,
налог на прибыль иностранных
юридических лиц от деятельности на территории РБ,
налог на доходы.
косвенные - это платежи,
включаемые в цену товара. К ним относятся:
акциз - налог с оборота,
взимаемый со стоимости товаров массового производства,
налог на добавленную
стоимость, который является частью вновь созданной стоимости,
таможенная пошлина -
косвенный налоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход
бюджета государства.
IV. по
объекту обложения:
1) платежи, уплачиваемые из
выручки от реализации:
НДС,
Акцизы,
Платежи по общему нормативу 3,9%
(сельскохозяйственный сбор, отчисление в жилищно-инвестиционный фонд),
Налог на продажу в розничной
торговле,
Налог с продаж автомобильного
топлива,
Таможенные сборы.
2) платежи, включаемые в
себестоимость продукции, работ, услуг:
единый платеж от фонда оплаты
труда,
отчисления в Фонд социальной
защиты населения,
платежи за землю,
экологический налог,
отчисления в центральные
инновационные фонды,
сбор на содержание и размещение
отходов,
государственная пошлина.
3) платежи, уплачиваемые из
прибыли:
налог на недвижимость,
налог на доходы,
налог на прибыль,
транспортный сбор,
сбор на содержание и развитие
инфраструктуры города.
4) сборы, относимые
юридическими лицами на финансовый результат:
оффшорный сбор - объектом
налогообложения является перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту,
зарегистрированному в оффшорной зоне [10, c.47].
Одно из важнейших условий
стабилизации финансовой системы любого государства - это обеспечение
устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата
налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на жизнь общества.
В начале рыночных преобразований
в Республике Беларусь отсутствовали традиции рыночного хозяйствования, в том
числе и в области налогообложения. Большинство государственных контролирующих
органов и налогоплательщиков оказалось не готовым к принципиально новой
экономической ситуации. Прежде платежи в бюджет осуществлялись автоматически и
граждане считали, что перечисление налогов в бюджет - обязанность, скорее,
самого государства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|