По дебету субсчета 68-1
отражается зачет (вычет) налога, уплаченного организацией при приобретении
ценностей, оплате работ, услуг, а также перечисление денежных средств бюджету
со счетов в банке.
Налог на добавленную стоимость,
подлежащий уплате и уплаченный поставщикам или подрядчикам, учитывается на
счете 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам
и услугам". К счету 18 открываются субсчета: 18-1 "Причитающийся к
уплате налог"; 18-2 "Уплаченный налог". Налог на добавленную
стоимость при реализации товаров (работ, услуг) исчисляется по итогам каждого
налогового периода (календарный месяц) по всем операциям по реализации товаров
(работ, услуг), а также по всем изменениям налоговой базы в соответствующем
налоговом периоде.
На счете 18 "Налог на
добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам и услугам" учитывается
налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате и уплаченный поставщикам или
подрядчикам. К счету 18 открываются субсчета:
18-1 "Причитающийся к
уплате налог";
18-2 "Уплаченный налог".
Записи на счете 18
осуществляются при оприходовании ценностей, отражении в учете выполненных
подрядчиками работ, а также после их оплаты. На сумму уплаченного налога
осуществляется бухгалтерская запись внутри счета 18: по дебету субсчета 18-2 и
кредиту субсчета 18-1. Суммы налогов, учтенные на субсчете 18-2, подлежат
вычету, если соответствующие ценности (работы, услуги) приобретаются
предприятием своих производственных целей, а расходы по их приобретению
полностью относятся в дальнейшем на затраты по производству, реализации
продукции (работ, услуг). Ежемесячно производится бухгалтерская запись: дебет
субсчета 68-1, кредит субсчета 18-2 - на сумму, не превышающую задолженность по
НДС.
Не подлежащие вычетам суммы
налога, предъявленные продавцом и уплаченные предприятием, списываются с
кредита субсчета 18-2 в следующем порядке:
по материалам (работам, услугам),
использованным при производстве продукции (работ, услуг), освобожденных от
налогообложения, включается в себестоимость продукции (работ, услуг) - в дебет
счетов 20, 23, 25, 26, 29, 97, 44 и др.;
по товарам (работам, услугам),
использованным на непроизводственные нужды, - в дебет счетов 29, 91, 86, 84 и
др.;
по обнаруженным недостачам - в
дебет счета 94 в сумме налога, относящегося к недостающим товарам. В случае
обнаружения недостачи после списания суммы налога с субсчета 18-2 сумма
зачтенного налога должна быть восстановлена сторнировочной записью по дебету
счета 68 и кредиту субсчета 18-2 "Уплаченный налог";
При оплате по договорам перевода
долга за приобретенный товар вычет НДС производится в том периоде, в котором
произведен расчет с поставщиком, при наличии акта сверки расчетов. При оплате
поставщикам путем перевода долга производится запись по дебету счета 60 и
кредиту счетов 62, 76; отражение уплаченного НДС - по дебету субсчета 18-2 и
кредиту 18-1.
Сумма зачтенного НДС в данном
отчетном периоде отражается по дебету субсчета 68-1 и кредиту субсчета 18-2. Сумма
превышения уплаченного НДС над начисленной за отчетный период подлежит возврату
либо зачету в счет платежей НДС следующего отчетного периода.
На субсчете 68-1 отражается
также единый налог.
Расчеты по подоходному налогу с
граждан и отчислениям, удерживаемым из заработной платы работников в фонд
социальной защиты населения, учитываются на субсчете 68-2. Суммы удержанного
подоходного налога отражаются по дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по
оплате труда" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Суммы
перечисленного подоходного налога отражаются по дебету 51 счета "Расчетный
счет" и кредиту 68 счета.
Суммы штрафных и финансовых
санкций, уплаченные в доход государственного бюджета, отражают по дебету счета
99 "Прибыли и убытки".
Для аналитического учета по
счетам 68 "Расчеты по налогам и сборам" и 18 "Налог на
добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам" предназначен
журнал-ордер формы № 8-АПК, где отражаются суммы дебиторской и кредиторской
задолженности на начало и конец отчетного периода, а также кредитовых оборотов
по счетам в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов. Записи по дебету
в разрезе видов платежей записываются общей суммой.
Так как на предприятии не
ведется ведомость № 32-АПК "Ведомость аналитического учета операций по
налогу на добавленную стоимость (сч.18, субсчет 68-2)", данные по кредиту
счетов 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам,
работам, услугам" и 68 "Расчеты по налогам и сборам" за отчетный
месяц в разрезе корреспондирующих счетов переносят в журнал-ордер № 8-АПК
непосредственно из первичных документов, бухгалтерских справок (листков -
расшифровок).
Аналитический учет расчетов по
налогам и сборам (кроме НДС) ведется в ведомости формы № 37-АПК (приложение Е).
Учет расчетов в ведомости формы № 37-АПК организуется по каждому виду налогов и
сборов в разрезе субсчетов, открываемым к счету 68 "Расчеты по налогам и
сборам" в соответствии с источниками их возмещения (себестоимость, выручка
от реализации, прибыль и др.). В ведомости формы № 37-АПК указываются дебетовые
или кредитовые остатки на начало месяца по каждому виду налогов и сборов и по
субсчетам, отражаются дебетовые и кредитовые обороты в корреспонденции с
соответствующими счетами, а также остатки по каждому аналитическому счету и
субсчету на конец отчетного периода. Записи в ведомости осуществляются на
основании соответствующих первичных документов, расчетов по начислению налогов
и платежей или же по данным бухгалтерских справок (листков-расшифровок). Итоговые
данные за месяц по кредиту аналитических счетов и субсчетов из ведомости формы
№ 37-АПК с расшифровкой по корреспондирующим счетам переносят в журнал-ордер
формы № 8-АПК (прилож. Ж).
Сверку расчетов по налогу на
добавленную стоимость производят с регистрами по учету расчетов с поставщиками
и подрядчиками, с покупателями продукции, товаров, работ, услуг.
Записи по кредиту счета 68
"Расчеты по налогам и сборам" сверяют с данными различных регистров: с
дебетом счетов 20, 23,25,26,29 - с данными производственных отчетов; с дебетом
счетов 90, 91 - с данными ведомостей форм № 62-АПК, 63-АПК; с дебетом счетов
51, 52 - с данными дебетовых оборотов журнала-ордера формы № 2-АПК и др. Суммы
дебетовых оборотов по счету 68 сверяются с данными журналов-ордеров форм №
1-АПК, 2-АПК, 3-АПК, 6-АПК и т.д. После подсчета итогов оборотов и остатков по
каждому субсчету на конец отчетного периода и сверки с другими регистрами их
переносят из журнала-ордера формы № 8-АПК в Главную книгу (прилож. И).
Законом, методическими
указаниями, инструкциями предусмотрены сроки уплаты налогов в бюджет, порядок
предоставления отчетности налоговой инспекции и соответствующим органам,
нарушение которых влечет наложение финансовых санкций. Платежи и отчисления в
бюджет производятся согласно инструкциям Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь и других органов государственного управления Республики
Беларусь.
Бухгалтерский учет приобретает в
условиях переходной экономики первостепенное значение для предприятий всех форм
собственности и размеров: обеспечивает регистрацию, xpанение и обработку
информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях
экономической нестабильности и частой смены нормативных актов государства,
правил ведения бухгалтерского учета профессия бухгалтера становится все более
престижной, а его роль в управлении предприятием - ключевой. Сложности
настоящего времени вынуждают бухгалтеров постоянно совершенствовать
квалификацию, отслеживать последние изменения и дополнения к действующим
законам и учитывать их в практической деятельности. Бухгалтерский учет в таких
условиях гораздо менее формализуется, чем при стабильной экономической
ситуации, и от бухгалтера подчас требуется настоящее искусство, чтобы, с одной
стороны, не загнать предприятие в угол из-за уплаты налогов, а с другой - формально
не нарушить закон и избежать штрафных санкций.
Исходя из специфических свойств
предмета и объектов сельскохозяйственного бухгалтерского учета его следует
автоматизировать, но не только на уровне АРМ бухгалтеров, но и в региональных
масштабах. Это сделает бухгалтерский учет более гибким, современным, а также
активно и положительно влияющим на эффективность функционирования региональных
агропромышленных структур, успешно решающих не только производственные задачи,
но и оптимально развивающих свою социально-экономическую сферу.
На специфику
сельскохозяйственных организаций могут быть настроены бухгалтерские программы:
"Анжелика+", "Ветразь" "1С: Предприятие. Белорусская
адаптация", "БухИнфо", Типовой программный комплекс
автоматизации учета и отчетности сельскохозяйственной организации,
разработанный специально для сельскохозяйственных организаций "Нива СХП".
ТПК "Нива СХП" позволяет
учитывать отраслевую специфику сельского хозяйства: предоставлять комплексное
решение управленческих задач, возможность поэтапного внедрения модулей
комплекса; автоматизировать специфические участки учета - учет продукции
растениеводства и животноводства; реализовать многоуровневый учет,
иерархическую модель аналитического учета, а также количественный учет по
нескольким видам единиц измерения; иметь сетевой вариант для получения и
обработки данных удаленных подразделений, передачи статистической и финансовой
отчетности вышестоящим организациям по каналам связи; автоматизировать широкий
перечень функций по учету труда и заработной платы, учета расчетов с бюджетом
по налогам и сборам; включать генератор отчетов для возможности построения
специализированных сельскохозяйственных отчетов; иметь ряд успешных внедрений в
сельскохозяйственных организациях.
Использование персональных
компьютеров для автоматизации бухгалтерского учета является важной составной
частью системы информационного обеспечения всей деятельности предприятия. Сам
по себе бухгалтерский учет состоит из множества рутинных операций, связанных с
многократным выполнением одних и тех же арифметических действий, подготовкой
разнообразных по форме отчетных и платежных документов и переносом данных из
одних документов в другие.
Все большее количество
организаций переходит на автоматизированную форму ведения бухгалтерского учета.
Она позволит сэкономить время и силы за счет автоматизации рутинных операций,
найти арифметические ошибки в учете и отчетности, оценить текущее финансовое
положение предприятия и его перспективы. Кроме того, автоматизированные системы
бухгалтерского учета способны помочь подготовить и сохранить в электронном виде
первичные и отчетные документы, а также бланки часто повторяющихся форм (платежные
поручения, счета-фактуры, приходные и расходные ордера, авансовые отчеты и др.)
с уже сформированными реквизитами предприятия.
При автоматизированной форме
учета достигается не только более качественный уровень ведения бухгалтерского
учета, но и составление отчетности в более сжатые сроки, наиболее развернутая
его аналитика по всем параметрам. При использовании бухгалтерских программ по
автоматизации учета, как правило, большинство расчетов по налогам и сборам
составляется автоматизировано, автоматизированы, как правило, и типовые формы
бухгалтерской отчетности.
Таким образом, другого выхода,
кроме использования программ, автоматизирующих бухгалтерский учет, не
существует. Вручную вести учет в современной бухгалтерии если и возможно, то уж
точно нерационально.
На современном этапе для
автоматизации учетного процесса на исследуемом предприятии рекомендуется
использовать типовой программный комплекс бухгалтерского учета и отчетности
сельскохозяйственной организации "Нива СХП", разработанный УП "ГИВЦ
Минсельхозпрод".
Охрана труда - это
отрасль науки, призванная обеспечить безопасные и безвредные условия труда на
производстве. В соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь понятие
"охрана труда" трактуется следующим образом: "... это система
обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой
деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные,
технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические,
лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства" [22, с.17].
Основными принципами
государственной политики в этой области можно определить следующее: приоритет
жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной
деятельности; обеспечение гарантий права работников на охрану труда; установление
обязанностей и прав всех субъектов правоотношений в области охраны труда; ответственность
нанимателей за обеспечение требований охраны труда [25, с.4-5].
Важнейший социальный эффект от
реализации мер по охране труда - это сохранение жизни и здоровья работающих,
сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве. Здоровые
и безопасные условия труда способствуют повышению производительности,
удовлетворенности работников своим трудом, созданию хорошего психологического
климата в трудовых коллективах, что ведет к снижению текучести кадров, созданию
стабильных трудовых коллективов. И, напротив, недостатки в работе по охране
труда обусловливают значительные экономические потери. Заболеваемость и
травматизм работников, затраты на компенсации за работу в неблагоприятных
условиях труда приводят к ухудшению экономических результатов работы
организации [33, с.135].
Систему законодательных актов,
регулирующих вопросы охраны труда в республике, составляют: Конституция
Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, ряд Законов
Республики Беларусь.
Конституция Республики Беларусь
(ст.41, 45) гарантирует право граждан на здоровые и безопасные условия труда,
охрану их здоровья.
Трудовой кодекс Республики
Беларусь дает право работникам на здоровые и безопасные
условия труда (ст.222 ТК), на рабочее место, соответствующее правилам по охране
труда, защищенное от воздействия опасных и (или) вредных производственных
факторов; обучение (инструктирование) безопасным методам и приемам труда и др.
ТК регламентирует
и другие сферы трудовых отношений, касающиеся вопросов охраны труда: определяет
основные обязанности, права и ответственность нанимателей и работников по
вопросам охраны труда; устанавливает гарантии права работников на охрану труда;
регламентирует деятельность службы охраны труда; устанавливает функции
государства в этой области; предусматривает систему государственного надзора и
контроля за соблюдением законодательства об охране труда и общественный
контроль в этой области.
Согласно ТК на нанимателя
возлагаются обязанности по созданию работникам здоровых и безопасных условий
труда, внедрению новейших средств и технологий, обеспечивающих соблюдение
санитарно-гигиенических норм и требований стандартов по охране труда. Наниматель
обязан также обеспечивать все рабочие места техническим оборудованием, соответствующим
требованиям по охране труда, улучшать условия труда и быта работающих,
соблюдать законодательство о труде.
Конкретные обязанности
должностных лиц в области охраны труда устанавливаются должностными
инструкциями в соответствии с системой управления охраной труда на предприятии.
В ОАО "Акр-Агро"
специалист по охране труда проводит вводный инструктаж с
работниками, принятыми на работу, а также с работниками других организаций,
участвующих в производственном процессе предприятия. В случае выполнения
работниками различных работ, не связанных с выполнением их прямих обязанностей,
а также в случае ликвидации последствий аварий, с работниками проводится
целевой инструктаж. В случае возникновения такой необходимости, с работниками
проводится внеплановый инструктаж (принятие новых нормативно-правовых актов по
охране труда и внесение изменений и дополнений к ним; изменение
технологического процесса; замена (модернизация оборудования); перерыв в работе
по профессии более 6 месяцев).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|