Речь, по
существу, идет о создании целостной системы управления эффективностью
производства, развитии конкурентоспособной предприимчивости в условиях новых
рыночных механизмов, в том числе действующей налоговой системы.
Сложность,
подвижность и неопределенность налогового законодательства как фактора внешней
среды серьезно усложняют разработку налоговой стратегии и тактики, проводимую
субъектом управления в процессе выработки управленческих решений. В то же
время, игнорировать необходимость стратегических и тактических действий нельзя,
поскольку налоговая политика государства оказывает многостороннее воздействие
на организацию.
Поэтому
анализ влияния налоговой политики государства как фактора внешней среды в
системе управления предприятием является актуальной и непростой задачей.
При рыночной
системе хозяйствования субъект бизнеса реально может принять экономическое
решение в виде увеличения масштабов своей деятельности с целью получения
большего по абсолютной величине дохода после налогообложения, либо в виде
отказа от занятия хозяйственной деятельностью, либо ведения ее в другой скрытой
форме, например, выдача процентных ссуд и т.д., либо полное сокрытие, со всеми
вытекающими отсюда последствиями [23, c. 54].
Увеличение
налоговых поступлений от хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и
обязательное сохранение и воспроизводство предпринимательской среды, как основы
стабильной экономики, с другой стороны - сложно сочетаемые цели для налоговой
составляющей государственной финансовой политики.
Налоговая стратегия
направлена на установление позитивного баланса между организацией и фискальными
целями налоговой политики государства
Авторы
практических публикаций в области налогообложения, такие как Николаева С.А,
Гладышева Ю.П., Галимзянов Р.Ф., Медведев М.Ю. признают, что
условия налоговой стратегии в настоящий момент неструктурированны и тяжело
применимы в текущей деятельности хозяйствующими субъектами. "При
внимательном чтении нормативных актов по налогам и сборам, в первую очередь
главы 25 НК РФ, каждый обратит внимание на то, что в них очень часто
встречаются слова и словосочетания такие, как "налогоплательщик имеет
право", "допускается ", "разрешается" и т.д. В данном
случае было бы целесообразно привести перечень вариантов в структурированном
виде".
Теоретически
условия налоговой стратегии в законодательстве, требующие от предприятий
налоговых решений, можно систематизировать в следующие группы:
·
условия
по добровольному отказу или выбору специального налогового режима;
·
условия
по выбору объекта обложения;
·
условия
по выбору способа формирования налоговой базы по отдельным видам налогов;
·
условия
по выбору момента определения налоговой базы;
·
условия
по выбору освобождения от обязанностей плательщика по отдельным видам налогов
[22, c.
13].
Процесс разработки
налоговой стратегии и тактики ее реализации производится хозяйствующим
субъектом с момента начала производственной деятельности и до момента ее
приостановления (или прекращения). Данный процесс непрерывен, не только в силу
трансформируемости налогового законодательства, но и в силу непрерывности
изменения финансово-хозяйственного положения предприятия. В текущей
деятельности принимаются оперативные решения по отдельным хозяйственным сделкам
или открывающимся проектам, требующие новых финансово-хозяйственных и налоговых
решений.
Многие
финансово-хозяйственные решения принимаются в момент учреждения собственниками
конкретного хозяйствующего субъекта, а элементы налоговой стратегии фиксируются
учетной политикой в области налогообложения на один календарный год.
Таким
образом, налоговая стратегия и тактика обязательна для хозяйствующего субъекта
в рамках налоговой вариантности действующего законодательства. Ее необходимо
проводить непрерывно, с разной периодичностью фиксации отдельных финансово-хозяйственных
и налоговых решений [24, c. 32].
Кроме того, мировой
опыт в использования налоговой стратегии в законодательстве, так же
разнообразен, как и особенности систем налогообложения отдельных стран. Но некоторые
общие закономерности прослеживаются даже у стран, входящих в налоговые зоны в
разным типом права: континентальным, англосаксонским и т.д.
Прежде всего,
необходимо отметить, что элементы предоставления права налогового выбора больше
присущи странам, выделяющих субъекты малого и среднего бизнеса в специальные
налоговые режимы, позволяющие им "на равных" участвовать в
экономической жизни своих стран наравне с крупных и транснациональным бизнесом.
В российском законодательстве наиболее близка по смысловому наполнению данным
налоговым режимам, глава 26 Налогового Кодекса Российской Федерации [1, c. 430].
На основе
анализа зарубежного опыта можно сделать ряд заключений, позволяющих сделать
выводы об особенностях использования налоговой стратегии в законодательстве за
рубежом, так и отметить общие, объединяющие с российским законодательством
черты:
·
как
правило, в налоговых законодательствах зарубежных стран наличествуют черты
налогового выбора (в большей или меньшей степени);
·
четко
выраженной закономерности развития налоговой стратегии от степени развития
налогового законодательства нет, уровень предоставляемой налоговой стратегии
может колебаться у стран с примерно равным уровнем экономического развития (от
почти "нулевого" в Дании, до очень развитого в Германии и Франции);
·
сама стратегия
и тактика в налоговом законодательстве может быть присуща как общеприменимым
налогам, таким как НДС, так и иметь совершенно специфические для данной страны
формы ("классифицированное малое предприятие" в США и льготы по
налогу на доходы от прироста капитала при осуществлении его продажи и т.д.);
·
пороговое
количественное значение при определении освобождения от НДС в зависимости от
объема деятельности за год, присутствует практически во всех странах,
использующих данный налог. Эта мера часто используется в совокупности с
разрешением на ведение упрощенной системы отчетности (но данная тема выходит за
рамки нашего исследования);
·
много
вариантов предоставления льгот (особенно по подоходному налогу с корпораций) в
развитых странах связано с инвестиционными условиями - вложение средств в
активы компании, расширение производства, прием новых работников и т.д.;
·
некоторые
варианты таких решений отличаются от российской практики. Например, в
Великобритании и Голландии ставка налога на прибыль предприятия ниже, чем ниже
общая величина полученной прибыли. Вторая интересная особенность в том, что
представление льготы по сниженной ставке налога на прибыль, обуславливается
зачастую не одним и даже не двумя обязательными к выполнению условий - Франция,
Бельгия (4 условия);
·
существует
вариантность в налогообложении, связанная с особыми видами деятельности
хозяйствующего субъекта, как по предоставлению неких преференций - НИОКР (в
Германии), так и по запрету их предоставления при осуществлении предприятием
особых видов деятельности (Литва, Украина и т.д.);
·
специальные
условия для сельхозпроизводителей существуют довольно ограниченно, в нашем
примере США и Литва.
Таким образом,
на основе рассмотренных данных можно сделать вывод, что налоговая стратегия и
тактика представляет собой неотъемлемый элемент финансово-хозяйственной
деятельности организации. От правильности выбора налоговой стратегии и тактики
на всех этапах жизненного цикла зависит эффективность функционирования
организации в целом.
1.2
Проведение налоговой стратегии и тактики в хозяйственной деятельности организации
Расширение
сферы действия налоговой стратегии и тактики есть неоспоримое свидетельство
развития налоговой политики государства в целом. Но право выбора стратегии предполагает
и ответственность за непродуманные решения, как тех, кто пользуется эти правом,
так и тех, кто его предоставляет.
Для
эффективного использования данного преимущества механизма налогообложения, от
участников налоговых отношений требуется значительный уровень проработки
предлагаемых и принимаемых финансово-хозяйственных и налоговых решений, с точки
зрения их возможных преимуществ и последствий, как для отдельного
хозяйствующего субъекта, так и для всей государственной экономики в целом.
Таким
образом, сформулируем требования к хозяйствующему субъекту, выполнение которых
поможет эффективно реализовать налоговую стратегию и тактику [2, c. 23].
1. Достаточный
уровень реализации условий налоговой вариантности в законодательстве;
Предлагаемый
спектр условий к финансово-хозяйственным и налоговым решениям предприятий,
должен, с одной стороны, решать фискальную функцию государства, с другой
стороны, дать возможность хозяйствующему субъекту эффективно реализовывать
выбранную им стратегию.
2. Структурирование
условий налоговой стратегии в законодательстве, оперативное информирование
хозяйствующих субъектов о планируемых изменениях в данных условиях;
Налоговая
вариантность, с одной стороны, реализуясь во все большем количестве выборов для
предприятия, постоянно меняет свои проявления с целью оптимального совмещения
разнонаправленных целей государства, как по наполнению бюджета, так и по
развитию предпринимательского климата в стране. Это приводит к динамике
предоставляемых для предприятий условий налоговой стратегии, что осложняет
процесс формирования им комплекса мероприятий в налоговом направлении.
Необходимо постоянное структурирование условий к финансово-хозяйственным и
налоговым решениям предприятия, изложенных в законодательстве, а так же
предварительное информирование об изменениях в налоговых проектах. Это позволяет
предприятию осуществить самостоятельное движение в налоговых отношениях с
государством и повысить эффективность своей деятельности.
С другой
стороны, государство с рыночной экономикой, реализуя в своем законодательстве
налоговую вариантность, определяет допустимый перечень самостоятельных решений
предприятия, которые могут изменить величину налоговых платежей в бюджет.
3. Предприятие,
производя финансово-хозяйственные и налоговые решения, осуществляет выбор в
налоговом законодательстве элементов, формирующих его индивидуальную налоговую
нагрузку. Принятия данных решений, независимо от уровня осмысления их
воздействия на финансовое состояние предприятия, требует налоговое
законодательство и сама производственно-хозяйственная деятельность.
4. Налоговая
стратегия приводит хозяйствующий субъект к использованию отдельных элементов
налогового законодательства, определению границ юридических норм, видов и
элементов налогов, распространяющихся на деятельность данного предприятия. При рассмотрении
налоговой среды, в которой функционирует экономический субъект, возникает
понятие «режим налогообложения», как содержательная характеристика налоговой
стратегии предприятия. Он описывает, какие налоги платит предприятие в связи с
осуществлением хозяйственной деятельности, а также отдельные элементы этих
налогов. По разным налогам постоянные и переменные элементы могут быть
различные, но для большинства основных налогов к переменным элементам налогов
относятся: налогоплательщик, ставка налога, периодичность уплаты налога,
льготы. Режимы налогообложения предприятий могут различаться по переменным элементам
всех уплачиваемых налогов [3, c. 65].
В связи с
развитием налогового регулирования в законодательстве Российской Федерации,
перечень управленческих решений, имеющих налоговые последствия, расширяется,
как у самого налогоплательщика, так и его внешних партеров по хозяйственной
деятельности.
Принимать
данные решения без оценки налоговых последствий и мер по их оптимизации нельзя.
Многие
работы, посвященные процессу практической оптимизации налоговой нагрузки на предприятии
систематизируют управленческие решения, воздействующие на величину платежей в
бюджет.
Тактические
налоговые решения должны приниматься только с учетом действующих налогов,
возможностей их оптимизации с учетом прогнозируемых изменений налогового
законодательства.
Поэтому одной
из целей налоговой стратегии является сокращение влияния налоговой системы на
разработку стратегии и тактики организации и использование возможностей, ею
предоставляемых, с выгодой для бизнеса.
Налоговая
стратегия должна быть направлена не на простую минимизацию налогов, а на
снижение их негативного влияния на процесс принятия и изменения стратегических
и тактических предпринимательских решений.
В идеале
налоги не должны занимать доминирующую позицию в принятии предпринимательских и
управленческих решений хозяйствующими субъектами, не должны существенно менять
философию бизнеса. Однако на практике налоги, являясь мощнейшим инструментом
экономического регулирования, подчиняясь принципам корпоративных финансов,
оказывают существенное влияние на принятие стратегических и тактических,
решений [9, c.
43].
Организации
необходимо понимание и того, что любые финансово-хозяйственные решения влекут
за собой налоговые последствия, часто противодействующие друг другу, и
вступающие в противоречие с первоначальными целями данных решений. Для организации,
с точки зрения развития бизнеса, финансово-хозяйственные решения первичны, а их
налоговые последствия вторичны. Именно поэтому для поддержания эффективности
хозяйствования предприятия, важна систематизация данных решений по видам
действий и их последствиям.
Наряду с
условиями налогового выбора финансово-хозяйственных решений, законодательство
содержит широкий перечень условий к самостоятельным налоговым решениям, также
требующим систематизации.
Решения
предприятия по выбору способов учета хозяйственных операций для целей
налогообложения и бухгалтерского учета представляют собой значительную
составляющую налоговой стратегии предприятия, предлагаемых законодательством.
Условия к
финансово-хозяйственным и самостоятельным налоговым решениям формируются не
только налоговым законодательством, но и законодательными актами
гражданско-правового характера, нормативными документами бухгалтерского учета.
В работе С.Л. Любавского
подчеркивается, что «...налоговым правом, регулируются льготы по налогам,
порядок предоставления отсрочек, рассрочек по налоговым платежам и,
соответственно, осуществляется воздействие на такие элементы налогов как налоговые
льготы и срок уплаты налогов [6, c. 21].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|