рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Налоговая стратегия предприятия

Речь, по существу, идет о создании целостной системы управления эффективностью производства, развитии конкурентоспособной предприимчивости в условиях новых рыночных механизмов, в том числе действующей налоговой системы.

Сложность, подвижность и неопределенность налогового законодательства как фактора внешней среды серьезно усложняют разработку налоговой стратегии и тактики, проводимую субъектом управления в процессе выработки управленческих решений. В то же время, игнорировать необходимость стратегических и тактических действий нельзя, поскольку налоговая политика государства оказывает многостороннее воздействие на организацию.

Поэтому анализ влияния налоговой политики государства как фактора внешней среды в системе управления предприятием является актуальной и непростой задачей.

При рыночной системе хозяйствования субъект бизнеса реально может принять экономическое решение в виде увеличения масштабов своей деятельности с целью получения большего по абсолютной величине дохода после налогообложения, либо в виде отказа от занятия хозяйственной деятельностью, либо ведения ее в другой скрытой форме, например, выдача процентных ссуд и т.д., либо полное сокрытие, со всеми вытекающими отсюда последствиями [23, c. 54].

Увеличение налоговых поступлений от хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и обязательное сохранение и воспроизводство предпринимательской среды, как основы стабильной экономики, с другой стороны - сложно сочетаемые цели для налоговой составляющей государственной финансовой политики.

Налоговая стратегия направлена на установление позитивного баланса между организацией и фискальными целями налоговой политики государства

Авторы практических публикаций в области налогообложения, такие как Николаева С.А, Гладышева Ю.П., Галимзянов Р.Ф., Медведев М.Ю. признают, что условия налоговой стратегии в настоящий момент неструктурированны и тяжело применимы в текущей деятельности хозяйствующими субъектами. "При внимательном чтении нормативных актов по налогам и сборам, в первую очередь главы 25 НК РФ, каждый обратит внимание на то, что в них очень часто встречаются слова и словосочетания такие, как "налогоплательщик имеет право", "допускается ", "разрешается" и т.д. В данном случае было бы целесообразно привести перечень вариантов в структурированном виде".

Теоретически условия налоговой стратегии в законодательстве, требующие от предприятий налоговых решений, можно систематизировать в следующие группы:

·                   условия по добровольному отказу или выбору специального налогового режима;

·                   условия по выбору объекта обложения;

·                   условия по выбору способа формирования налоговой базы по отдельным видам налогов;

·                   условия по выбору момента определения налоговой базы;

·                   условия по выбору освобождения от обязанностей плательщика по отдельным видам налогов [22, c. 13].

Процесс разработки налоговой стратегии и тактики ее реализации производится хозяйствующим субъектом с момента начала производственной деятельности и до момента ее приостановления (или прекращения). Данный процесс непрерывен, не только в силу трансформируемости налогового законодательства, но и в силу непрерывности изменения финансово-хозяйственного положения предприятия. В текущей деятельности принимаются оперативные решения по отдельным хозяйственным сделкам или открывающимся проектам, требующие новых финансово-хозяйственных и налоговых решений.

Многие финансово-хозяйственные решения принимаются в момент учреждения собственниками конкретного хозяйствующего субъекта, а элементы налоговой стратегии фиксируются учетной политикой в области налогообложения на один календарный год.

Таким образом, налоговая стратегия и тактика обязательна для хозяйствующего субъекта в рамках налоговой вариантности действующего законодательства. Ее необходимо проводить непрерывно, с разной периодичностью фиксации отдельных финансово-хозяйственных и налоговых решений [24, c. 32].

Кроме того, мировой опыт в использования налоговой стратегии в законодательстве, так же разнообразен, как и особенности систем налогообложения отдельных стран. Но некоторые общие закономерности прослеживаются даже у стран, входящих в налоговые зоны в разным типом права: континентальным, англосаксонским и т.д.

Прежде всего, необходимо отметить, что элементы предоставления права налогового выбора больше присущи странам, выделяющих субъекты малого и среднего бизнеса в специальные налоговые режимы, позволяющие им "на равных" участвовать в экономической жизни своих стран наравне с крупных и транснациональным бизнесом. В российском законодательстве наиболее близка по смысловому наполнению данным налоговым режимам, глава 26 Налогового Кодекса Российской Федерации [1, c. 430].

На основе анализа зарубежного опыта можно сделать ряд заключений, позволяющих сделать выводы об особенностях использования налоговой стратегии в законодательстве за рубежом, так и отметить общие, объединяющие с российским законодательством черты:

·                   как правило, в налоговых законодательствах зарубежных стран наличествуют черты налогового выбора (в большей или меньшей степени);

·                   четко выраженной закономерности развития налоговой стратегии от степени развития налогового законодательства нет, уровень предоставляемой налоговой стратегии может колебаться у стран с примерно равным уровнем экономического развития (от почти "нулевого" в Дании, до очень развитого в Германии и Франции);

·                   сама стратегия и тактика в налоговом законодательстве может быть присуща как общеприменимым налогам, таким как НДС, так и иметь совершенно специфические для данной страны формы ("классифицированное малое предприятие" в США и льготы по налогу на доходы от прироста капитала при осуществлении его продажи и т.д.);

·                   пороговое количественное значение при определении освобождения от НДС в зависимости от объема деятельности за год, присутствует практически во всех странах, использующих данный налог. Эта мера часто используется в совокупности с разрешением на ведение упрощенной системы отчетности (но данная тема выходит за рамки нашего исследования);

·                   много вариантов предоставления льгот (особенно по подоходному налогу с корпораций) в развитых странах связано с инвестиционными условиями - вложение средств в активы компании, расширение производства, прием новых работников и т.д.;

·                   некоторые варианты таких решений отличаются от российской практики. Например, в Великобритании и Голландии ставка налога на прибыль предприятия ниже, чем ниже общая величина полученной прибыли. Вторая интересная особенность в том, что представление льготы по сниженной ставке налога на прибыль, обуславливается зачастую не одним и даже не двумя обязательными к выполнению условий - Франция, Бельгия (4 условия);

·                   существует вариантность в налогообложении, связанная с особыми видами деятельности хозяйствующего субъекта, как по предоставлению неких преференций - НИОКР (в Германии), так и по запрету их предоставления при осуществлении предприятием особых видов деятельности (Литва, Украина и т.д.);

·                   специальные условия для сельхозпроизводителей существуют довольно ограниченно, в нашем примере США и Литва.

Таким образом, на основе рассмотренных данных можно сделать вывод, что налоговая стратегия и тактика представляет собой неотъемлемый элемент финансово-хозяйственной деятельности организации. От правильности выбора налоговой стратегии и тактики на всех этапах жизненного цикла зависит эффективность функционирования организации в целом.



1.2 Проведение налоговой стратегии и тактики в хозяйственной деятельности организации

Расширение сферы действия налоговой стратегии и тактики есть неоспоримое свидетельство развития налоговой политики государства в целом. Но право выбора стратегии предполагает и ответственность за непродуманные решения, как тех, кто пользуется эти правом, так и тех, кто его предоставляет.

Для эффективного использования данного преимущества механизма налогообложения, от участников налоговых отношений требуется значительный уровень проработки предлагаемых и принимаемых финансово-хозяйственных и налоговых решений, с точки зрения их возможных преимуществ и последствий, как для отдельного хозяйствующего субъекта, так и для всей государственной экономики в целом.

Таким образом, сформулируем требования к хозяйствующему субъекту, выполнение которых поможет эффективно реализовать налоговую стратегию и тактику [2, c. 23].

1. Достаточный уровень реализации условий налоговой вариантности в законодательстве;

Предлагаемый спектр условий к финансово-хозяйственным и налоговым решениям предприятий, должен, с одной стороны, решать фискальную функцию государства, с другой стороны, дать возможность хозяйствующему субъекту эффективно реализовывать выбранную им стратегию.

2. Структурирование условий налоговой стратегии в законодательстве, оперативное информирование хозяйствующих субъектов о планируемых изменениях в данных условиях;

Налоговая вариантность, с одной стороны, реализуясь во все большем количестве выборов для предприятия, постоянно меняет свои проявления с целью оптимального совмещения разнонаправленных целей государства, как по наполнению бюджета, так и по развитию предпринимательского климата в стране. Это приводит к динамике предоставляемых для предприятий условий налоговой стратегии, что осложняет процесс формирования им комплекса мероприятий в налоговом направлении. Необходимо постоянное структурирование условий к финансово-хозяйственным и налоговым решениям предприятия, изложенных в законодательстве, а так же предварительное информирование об изменениях в налоговых проектах. Это позволяет предприятию осуществить самостоятельное движение в налоговых отношениях с государством и повысить эффективность своей деятельности.

С другой стороны, государство с рыночной экономикой, реализуя в своем законодательстве налоговую вариантность, определяет допустимый перечень самостоятельных решений предприятия, которые могут изменить величину налоговых платежей в бюджет.

3. Предприятие, производя финансово-хозяйственные и налоговые решения, осуществляет выбор в налоговом законодательстве элементов, формирующих его индивидуальную налоговую нагрузку. Принятия данных решений, независимо от уровня осмысления их воздействия на финансовое состояние предприятия, требует налоговое законодательство и сама производственно-хозяйственная деятельность.

4. Налоговая стратегия приводит хозяйствующий субъект к использованию отдельных элементов налогового законодательства, определению границ юридических норм, видов и элементов налогов, распространяющихся на деятельность данного предприятия. При рассмотрении налоговой среды, в которой функционирует экономический субъект, возникает понятие «режим налогообложения», как содержательная характеристика налоговой стратегии предприятия. Он описывает, какие налоги платит предприятие в связи с осуществлением хозяйственной деятельности, а также отдельные элементы этих налогов. По разным налогам постоянные и переменные элементы могут быть различные, но для большинства основных налогов к переменным элементам налогов относятся: налогоплательщик, ставка налога, периодичность уплаты налога, льготы. Режимы налогообложения предприятий могут различаться по переменным элементам всех уплачиваемых налогов [3, c. 65].

В связи с развитием налогового регулирования в законодательстве Российской Федерации, перечень управленческих решений, имеющих налоговые последствия, расширяется, как у самого налогоплательщика, так и его внешних партеров по хозяйственной деятельности.

Принимать данные решения без оценки налоговых последствий и мер по их оптимизации нельзя.

Многие работы, посвященные процессу практической оптимизации налоговой нагрузки на предприятии систематизируют управленческие решения, воздействующие на величину платежей в бюджет.

Тактические налоговые решения должны приниматься только с учетом действующих налогов, возможностей их оптимизации с учетом прогнозируемых изменений налогового законодательства.

Поэтому одной из целей налоговой стратегии является сокращение влияния налоговой системы на разработку стратегии и тактики организации и использование возможностей, ею предоставляемых, с выгодой для бизнеса.

Налоговая стратегия должна быть направлена не на простую минимизацию налогов, а на снижение их негативного влияния на процесс принятия и изменения стратегических и тактических предпринимательских решений.

В идеале налоги не должны занимать доминирующую позицию в принятии предпринимательских и управленческих решений хозяйствующими субъектами, не должны существенно менять философию бизнеса. Однако на практике налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, подчиняясь принципам корпоративных финансов, оказывают существенное влияние на принятие стратегических и тактических, решений [9, c. 43].

Организации необходимо понимание и того, что любые финансово-хозяйственные решения влекут за собой налоговые последствия, часто противодействующие друг другу, и вступающие в противоречие с первоначальными целями данных решений. Для организации, с точки зрения развития бизнеса, финансово-хозяйственные решения первичны, а их налоговые последствия вторичны. Именно поэтому для поддержания эффективности хозяйствования предприятия, важна систематизация данных решений по видам действий и их последствиям.

Наряду с условиями налогового выбора финансово-хозяйственных решений, законодательство содержит широкий перечень условий к самостоятельным налоговым решениям, также требующим систематизации.

Решения предприятия по выбору способов учета хозяйственных операций для целей налогообложения и бухгалтерского учета представляют собой значительную составляющую налоговой стратегии предприятия, предлагаемых законодательством.

Условия к финансово-хозяйственным и самостоятельным налоговым решениям формируются не только налоговым законодательством, но и законодательными актами гражданско-правового характера, нормативными документами бухгалтерского учета.

В работе С.Л. Любавского подчеркивается, что «...налоговым правом, регулируются льготы по налогам, порядок предоставления отсрочек, рассрочек по налоговым платежам и, соответственно, осуществляется воздействие на такие элементы налогов как налоговые льготы и срок уплаты налогов [6, c. 21].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.