рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Налоговые доходы бюджета Кыргызстана

Переход от коммунистической, жестко централизованно планируемой системы к рыночным отношениям, прежде всего, предусматривает изменение бюджетной системы и бюджетной политики государства. Это связано с тем, что при разгосударствлении и приватизации государство фактически теряет прямой контроль над деятельностью хозяйствующих субъектов. Связь государства с хозяйствующими субъектами осуществляется косвенно – через бюджетно-налоговую политику. Так, расширяя объем государственных капиталовложений, государство вызывает повышение спроса на оборудование, материалы, рабочую силу, что в свою очередь обычно дает импульс росту промышленного производства, расширению частых инвестиций, оживлению хозяйственной конъюнктуры и т.д., или увеличивая, или уменьшая расходы государства на образование и здравоохранение можно стимулировать социальный прогресс, развивать социальную инфраструктуру, что имеет огромное значение дальнейшего развития общества в целом. Поэтому в условиях рыночной экономики, особенно в переходный период, возрастает значение правильной, глубоко продуманной бюджетной политики.

Переход к рыночной системе экономики Кыргызской Республики и других стран СНГ привнесла немало нового в государственные финансы. Изменение экономической системы этих стран сопровождается поисками нового и даже полностью трансформацией системы развитых западных стран в экономику. Все это ведет к новым особенностям в механизме распределения и перераспределения национального дохода, новым формам воздействия государства на процесс воспроизводства, с более или менее широким использованием государственных финансов, и подчеркивает роль финансовых проблем как важнейших политических, экономических и социальных.

В государственной системе управления Кыргызской Республики в осуществлении регулирующих мероприятий в области экономики государственный бюджет, прежде всего, республиканский, занимает важнейшее место.

В связи с приобретением независимости Кыргызская Республика и независимого бюджета вынуждена проводить самостоятельную бюджетную политику, перестраивать бюджетную систему адекватную требованиям рыночной экономики. Бюджет переходного периода призван укрепить рыночную систему, способствовать развитию частного сектора и предпринимательства. Все больше необходимость вмешательства государства в процесс распределения и перераспределения национального дохода, приватизация и разгосударствление всей хозяйственной системы страны повысили значение бюджетов в экономике и политике Кыргызской Республики. Государственный бюджет приобрел следующие новые черты:

Бюджет становиться одним из важнейших каналов, через который государство может оказывать определенное воздействие на различные сферы хозяйственной деятельности в условиях переходного периода к рыночным отношениям.

Возрастают масштабы государственного бюджета в связи с ростом доли национального дохода, перераспределяемого через него.

Усиление роли бюджета в экономическом регулировании требовало пересмотра прежней бюджетной системы. Первый закон о бюджете Кыргызской Республики как суверенного государства был принят 30 января 1991 года. Впервые в этом законе государственный бюджет республики подразделяется на автономные республиканский и местные бюджеты. Нижестоящие бюджеты не входят в состав бюджета вышестоящих уровней.

Республиканский бюджет обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через республиканский бюджет регулируется процесс распределения и перераспределения национального дохода между субъектами и регионами республики. А через местные бюджеты обеспечивается финансирование объектов местного самоуправления и администрации.

Однако в виду многочисленных недоработок закона «О бюджете» 1991 года 10 января 1994 года принимается новый, более усовершенствованный закон «Об основах бюджетного права в Кыргызской Республике». В этом законе учитываются все изменения и дополнения, вынесенные по другим принятым экономическим законам республики за прошедший период, адекватные требованиям переходного периода.

11 июня 1998 года принимается третий по счету новый закон Кыргызской Республики «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике», дополненный некоторыми новыми положениями.

Бюджетная система Кыргызской Республики в соответствии с новым бюджетным законодательством базируется на следующих основных принципах: единство бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; прозрачность и гласность бюджетов.

Бюджетная классификация представляет собой определенную группировку расходов и доходов, основанную на однородных признаках. Правильная, научно обоснованная бюджетная классификация позволяет определить цели расходования бюджетных средств, установить задачи курс финансовой политики правительства. В то же время она показывает источники бюджетных ресурсов, степень участия отдельных общественных групп в их формировании.

Доходы бюджета в большинстве стран подразделяются по источникам: поступления от налогов и сборов, от государственных предприятий и имуществ, от займов. В то же время налоговые поступления подразделяются далее по видам. Например, в Великобритании – подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог на прирост капитала, налог с наследств и дарений, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и т.д. Доходы от государственных предприятий и имуществ обычно проходят по сметам различных ведомств. В ряде государств они включаются в бюджет отдельной статьей или как сальдо чистого дохода предприятий. Отдельной статьей входят в бюджет займы.

Итак, Доходы бюджетов – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Согласно действующей бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся на следующие виды:

1. Налоговые доходы, которые включают в себя:

– прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

– налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;

– налоги на товары и услуги;

– налоги на имущество;

– платежи за использование природных ресурсов;

– налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

– прочие налоги, сборы и пошлины.

2. Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:

·                   доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

·                   доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно государственных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов КР органов местного самоуправления;

·                   средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного КР, муниципальным образованьям, и иные суммы принудительного изъятия;

·                   доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы КР, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

·                   иные неналоговые доходы (прибыль НацБанка КР, доходы от внешнеэкономической деятельности).

3. Безвозмездные перечисления включают следующие поступления:

– От нерезидентов;

– От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);

– От государственных внебюджетных фондов;

– От государственных предприятий и учреждений;

– От наднациональных организаций.

Основная часть доходного потенциала государственного бюджета на 2008 год формируется за счет налоговых доходов, которые составляют около 81% от общей суммы поступлений в казну. И только 4,91% составили неналоговые доходы. В целом это свидетельствует о крайне неэффективном использовании государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой – около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляют всего лишь 2,37% от доходов государственного бюджета.

В доходах государственного бюджета основные налоговые поступления – это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Доля этих налоговых платежей составляет около 62% от всех налоговых доходов. Это также свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге, чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.

Необходимо отметить, что ряд государственных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляется в бюджеты субъектов КР и местные бюджеты. Полностью в государственный бюджет поступают такие налоги, как, например, налог на добавленную стоимость на товары, вводимые на территорию КР; акцизы на природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением пищевого); налоги па операции с ценными бумагами; таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.

Республиканский закон о государственном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных государственных налогов и платежей субъектов КР.

Таковы основные составляющие, характеризующие доходную часть государственного бюджета.

 

1.3 Особенности формирования республиканского бюджета


В государственной системе Кыргызской Республики в осуществлении регулирующих мероприятий в области экономики государственный бюджет, прежде всего консолидированный, республиканский, занимает важнейшее место.

Самостоятельной частью бюджетной системы Кыргызстана являются местные бюджеты (бюджеты 7 областей, города Бишкек, районные, сельские, поселковые, городские, областного и районного подчинения). Бюджетная система Кыргызской Республики в соответствии с новым бюджетным законодательством базируется на двух основных принципах, единстве бюджетной системы и самостоятельности бюджетов. Принцип единства по своему содержанию отличается от ранее действовавшего аналогичного принципа' он обеспечивает единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций (начиная с 1995 г. введена новая классификация бюджета по образцу бюджетной классификации США), единством форм документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной документации с одного Уровня на другой для составления консолидированного бюджета страны. Принцип единства бюджетной системы основан на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую политику, включая налоговую политику. Самостоятельность бюджетов всех уровней обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления, их использование и расходование. Изменение экономической роли государства в условиях перехода к смешанной экономической системе, либерализации цен, инфляции, глубокого экономического кризиса, возрастающего дефицита бюджета, обнищания населения и роста безработицы – все это отразилось на объеме государственного бюджета и распределяемой через него доли доходов. Доходная часть государственного бюджета образуется за счет поступлений налоговых и таможенных платежей и сборов, специальных платежных средств бюджетных учреждений и поступлений из внешних источников



2. Налоговые доходы республиканского бюджета Кыргызской Республике

 

2.1 Особенности формирования бюджета Кыргызской Республики


В КР двухуровневая система государственного бюджета:

1 уровень – республиканский бюджет

2 уровень – местные бюджеты

Двухуровневый бюджет даст положительный импульс для богатых органов местных самоуправлений. К примеру, бюджеты городов Канта, Шопокова, Чолпон-Аты и села Бостери возрастут в несколько раз. Пансионаты, находящиеся на территории села, ежегодно в виде налогов в местную казну перечисляют около 10 миллионов сомов. Из них 2–3 миллиона предназначались для нужд села, оставшиеся средства район распределял среди дотационных сел. При введении двухуровневой системы все местные налоги (стопроцентно) распределяются по усмотрению МСУ.


При двухуровневой системе бюджет столицы республики не пострадает, поскольку она всегда жила по данному принципу. В год Бишкек собирает свыше шести миллиардов сомов в виде налогов. Вся денежная масса республики сосредоточена в столице. По причине того, что многие крупные организации, в том числе «Кыргызтелеком», «Бител», несмотря на то, что ведут коммерческую деятельность по всей территории страны, а «Кумтор» – в Иссык-Кульской области, налоги платят по месту регистрации. Что касается целевых показателей по бюджету Бишкека на 2008 год, то первоначальные параметры были на уровне 1,5 миллиарда сомов. После согласования с городскими властями целевые показатели достигли примерно 1,9 миллиарда сомов.

До перехода на двухуровневый бюджет, в республике действовала четырехуровневая система, при которой средства из госбюджета перечислялись сначала в областные, потом в районные бюджеты и оттуда распределялись на местах. Переход к новому бюджету был призван ускорить административно-территориальную реформу в стране.


2.2 Анализ налоговых доходов республиканского бюджета КР


За 2008 г. в бюджет фактически поступило 13986,6 млн. сомов налогов и платежей, или 100,7% к плановому заданию При этом при сравнении с прошлым годом номинальный рост доходов составил 117,4%, или поступление налогов и платежей возросло на 2074,6 млн. сомов. В объеме ВВП доходная часть бюджета составила 18,7%, что ниже на 0,2 процентных пункта прошлогоднего показателя.

Налоговые поступления. В 2008 г. удельный вес налоговых поступлений в ВВП по сравнению с 2007 г. увеличился на 0,6 процентных пункта. При этом удельный вес налоговых поступлений в структуре общих доходов с грантами снизился на 0,4 процентных пункта.

Сборы подоходного налога по данным Комитета по доходам за 2008 г. составили 1442,9 млн. сомов, или 102,5% к плану по сравнению с прошлым годом сборы увеличились на 19,4 несмотря на снижение ставок подоходного налога в 2008 г. и установление их в размере 10% и 20%, в отличие от прежней прогрессивной системы ставок (от 5% до 33%), и увеличения размера необлагаемого подоходным налогом минимума с 400 до 650 сомов в месяц. Это объясняется увеличением среднемесячной заработной платы и улучшением администрирования. Доля подоходного налога в структуре налоговых поступлений по сравнению с прошлым годом снизилась с 10,5% до 10,3%, а в объеме ВВП увеличилась на 0,1 процентных пункта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.