рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Налоговый потенциал (на примере Орловской области)

все налоговые поступления принимаем за 100 единиц; налоговый потенциал по форме №5-НБН примем за 98 единиц; общий налоговый потенциал будет равен: НПР= 100x98:90= 109 единиц.

Наконец, еще одним приемом оценки отчетного налогового потенциала можно сделать так называемым «фактическим методом», где налоговый потенциал рассчитывается исходя из некоторых фактических значений налоговых сумм. В основе этого метода лежит простая мысль о том, что полному использованию налогового потенциала (в рамках легального сектора) препятствуют только две вещи: неплатежи (недоимка) и льготы. Следовательно,

НП=Ф+3+Л, (8)


Где Ф — фактические поступления налогов,

3 — прирост задолженности за отчетный период,

Л — сумма налога, приходящаяся на региональные и местные льготы.

К недостаткам данного метода можно отнести сложность планирования полученного показателя, поскольку здесь не используется налоговая база, тогда как первые два метода с достаточно высокой степенью надежности допускают перспективную оценку налогового потенциала именно через планирование налоговой базы.

Налоговый потенциал является важнейшей основой проведения какой бы то ни было политики, в том числе и финансовой, одной из составляющих которой является налоговая политика [5].

2. Налоговый потенциал Орловской области


Конституцией РФ 1993 г. закреплено федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и органов власти субъектов РФ.

В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система

РФ сострит из трех уровней:

—   федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;

—   бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

—   местных бюджетов Доходы территориального бюджета состоят из собственных и регулирующих.

Собственные доходы бюджета - это такие доходы, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К ним относятся налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.

Регулирующие доходы бюджета — это федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ на очередной финансовый год, а также на долговременной основе по разным видам таких доходов.

Помимо налогов, источниками доходов региональных бюджетов могут быть трансферты, субсидии, субвенции.

Сегодня все понимают, что без высококвалифицированной, четко отлаженной системы сбора налогов, невозможно достичь социальной стабильности, экономического подъема и процветания как отдельно взятого региона, так и государства в целом.

В соответствии с ч. I HK РФ ст. 14, к региональным налогам и сборам относятся:

1) Налог на имущество организаций;

2)  Налог на недвижимость;

3)  Дорожный налог;

4)  Транспортный налог;

5) Налог с продаж;

6) Налог на игорный бизнес;

7) Региональные лицензионные сборы.

В настоящее время на территории Орловской области взимаются следующие региональные налоги: налог на имущество организаций; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. С 01.01,2003 введен транспортный налог, а с введением налога на недвижимость прекращает действие налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог.

Данные налоги вводились на территории Орловской области в соответствии с Законами Орловской области, в которых в соответствии с ч. I НК РФ определялись налоговые ставки в пределах, установленных НК, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по данным налогам, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В Орловской области территориальным органом Федеральной налоговой службы (ФНС России) является Управление Федеральной налоговой службы Орловской области, которое входит в единую централизованную систему налоговых органов. Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно [21].

Таблица 1. – Консолидированный бюджет Орловской области в 2006-2008 гг., млн. руб.

Показатели

Годы

2006

2007

2008

Доходы

5884,0

7655,7

8642,3

из них:

Налоговые доходы

3748,5

4940,6

6227,5

Неналоговые доходы

164,6

208,3

295,9

Расходы

6109,3

7405,4

8675,9

Профецит(+), дефицит (-)

-225,3

+250,3

-33,6


Как уже отмечалось, к настоящему моменту вопрос об определении налогового потенциала региона остаётся предметом горячих споров, и до сих пор не выработано общепризнанного метода его расчёта.

В связи с этим можно попытаться с определённой доле точности рассчитать налоговый потенциал Орловской области за период 2006-2008 гг.

Для расчёта налогового потенциала Орловской области будем использовать методику И.В. Горского. Расчёты основаны на данных статистического ежегодника Орловской области.

В рамках данной методики рассмотрим «фактический метод», согласно которому налоговый потенциал рассматривается исходя из некоторых фактических значений налоговых сумм. В основе этого метода лежит простая мысль о том, что полному использованию налогового потенциала препятствуют только две вещи: неплатежи и льготы. Отсюда формула налогового потенциала: НП = Ф + З + Л, где Ф – фактические поступления налогов, З –задолженность по налогам за отчётный период, Л – сумма налога, приходящегося на льготы.

Исходя из вышеизложенного проведём расчёт налогового потенциала Орловской области фактическим методом с помощью таблицы 2.

По данным таблицы видно, что величина рассчитанного налогового потенциала за анализируемый период возросла в 1,6 раз. В первую очередь это связанно со значительным увеличением фактических поступлений налога на прибыль и акцизов.

Таблица 2. – Расчёт налогового потенциала Орловской области за 2006-2008 гг. по методике И.В. Горского («фактический метод»), млн. руб.

Показатели

2006г.

2007г.

2008г.

Факти-

ческие

посту-пления

Задол-жен-ность

Ль-

готы

Факти-

ческие

посту-пления

Задол-жен-ность

Ль-

готы

Факти-

ческие

посту-пления

Задол-жен-ность

Ль-

готы

Налог на прибыль

1330,5

426,1

12,4

1701,8

824,5

17,8

1719,8

936,7

18,1

Налог на добавленную стоимость

-

108,0

-

-

128,3

-

-

90,3

-

Налог на доходы физических лиц

1198,6

1554,5

2469,9

Акцизы

266,4

12,7

498,6

23,4

725,6

11,1


Платежи за пользование природными ресурсами

112,1

204,7

194,5

Налоги на имущество

460,9

8,2

380,8

5,4

521,2

9,7

Налоги на совокупный доход

160,1


113,7

287,9

Итого

3528,6

546,8

20,6

4454,1

976,2

13,2

5918,9

938,1

17,8

Величина налогового потенциала

4096,0

5443,5

6874,8


Уровни льгот и задолженности остаются примерно одинаковы в рассматриваемом интервале времени.

Данные таблицы и статистической отчётности позволяют сформировать структуру налоговых поступлений в консолидированный бюджет Орловской области.

Рисунок 1. – Структура налоговых поступлений в бюджет Орловской области в 2006 г.


Значительную долю в структуре занимают налоги на прибыль и на доходы физических лиц.

Так в структуре налоговых поступлений за 2006 год наибольших удельной вес занимал налог на прибыль (30,8%), затем НДФЛ (27,8%), на третьем месте налог на имущество (10,7%).

По итогам 2007 года структура поступлений остаётся практически неизменной. Единственное, что третье место в данной структуре занимают уже акцизы (10,1%), которые сдвинули налог на имущество лишь на четвёрное место (7,7%).

Значительно увеличился налог на доходы физических лиц в структуре налоговых поступлений за 2007 год, однако налог на прибыль продолжает занимать самую большую долю.

Рисунок 2. – Структура налоговых поступлений в бюджет Орловской области в 2007 г.


В 2008 году НДФЛ становится лидером в объеме поступлений. На его долю приходится 40% от общего объёма. Налог на прибыль в данной структуре занимает 27,8%, на третьем месте остаются акцизы (10,5%).


Рисунок 3. – Структура налоговых поступлений в бюджет Орловской области в 2008 г.


Для того чтобы подвести итог наших расчётов построим рисунок, отражающий динамику и структуру налогового потенциала Орловской области.

Рисунок 4. – Динамика и структура налогового потенциала Орловской области за 2006-2008 гг., млн. руб.


Из проведённого анализа можно сделать вывод, что в целом налоговый потенциал Орловской области используется рационально. С 2006 года наблюдается увеличение размера задолженности по налогам, но учитывая тенденцию роста самих налоговых поступлений, нельзя сказать, что это отрицательно сказалось на эффективности налогового потенциала.

Итак, налоговый         потенциал региона это максимально возможная сумма начисленных налогов и сборов с его территории в условиях действующего законодательства. Максимально возможная сумма начислений зависит от уровня собираемости налогов, эффективности мер по соблюдению налоговой дисциплины и предлагаемых мер по стимулированию деловой активности налогоплательщиков.

3. Направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона

3.1 Основные формы регулирования налоговой задолженности


Основная цель механизма регулирования налоговой задолженности — восполнение не осуществленных в установленные сроки налоговых платежей в бюджетную систему, снижение уровня налоговой задолженности за счет погашения задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам.

В отечественной практике можно выделить три формы реализации механизма регулирования задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также пеням и налоговым санкциям: добровольно-заявительная, уведомительно-предупредительная и принудительная.

Первая форма — добровольно-заявительная — применялась для урегулирования налоговой задолженности в период массовых неплатежей со стороны налогоплательщиков—юридических лиц, вызванных кризисом в платежно-расчетной системе страны, предусматривала заявительный характер процесса, основанного на указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, в которых были обозначены соответствующие методы: централизованный взаимозачет {двусторонний, многосторонний), предоставление отсрочки по уплате налоговой задолженности, реструктуризация налоговой задолженности. Эти методы применялись налогоплательщиками зачастую в срочном порядке без подготовительной работы (1993—2002 ГГ.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.