Сообщение о государственной регистрации
небанковской кредитно-финансовой организации в срок не позднее двадцати дней с
момента принятия соответствующего решения публикуется Национальным банком в
республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными
изданиями. [5]
Однако
согласно Банковскому кодексу Республики Беларусь Национальный банк может
принять решение об отказе в государственной регистрации небанковской
кредитно-финансовой организации в следующих случаях:
- на момент
проведения государственной регистрации уставный фонд не сформирован полностью;
- в отношении
одного из учредителей небанковской кредитно-финансовой организации не исполнено
судебное решение об обращении взыскания на имущество;
- физическое
лицо – учредитель небанковской кредитно-финансовой организации имеет
непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и
(или) порядка осуществления экономической деятельности;
- учредитель
небанковской кредитно-финансовой организации имеет задолженность по заработной
плате, платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные
фонды либо является учредителем (участником, собственником имущества,
руководителем) юридического лица (простого товарищества (договора о совместной
деятельности), хозяйственной группы), имеющего такую задолженность;
- учредитель
небанковской кредитно-финансовой организации является учредителем (участником,
собственником имущества, руководителем) юридического лица, в отношении которого
принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен;
- учредитель
небанковской кредитно-финансовой организации является общественным
объединением, преследующим политические цели;
- для
государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации
представлены не все документы;
- в
документах, представленных для государственной регистрации небанковской
кредитно-финансовой организации, выявлены недостоверная информация,
несоответствие бизнес-плана критериям, установленным Национальным банком;
- установлены
факты использования привлеченных денежных средств и (или) направления доходов,
полученных незаконным путем, на формирование уставного фонда небанковской
кредитно-финансовой организации;
- устав
небанковской кредитно-финансовой организации или иные документы, представленные
для его государственной регистрации, не соответствуют законодательству
Республики Беларусь или нарушен порядок создания небанковской
кредитно-финансовой организации. [2]
Одним из
условий отказа в государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой
организации может стать несоответствие кандидатов на должности руководителя,
главного бухгалтера банка квалификационным требованиям и требованиям к деловой
репутации, предъявляемым к ним, или установления специальной квалификационной
комиссией Национального банка недостаточной квалификации указанных лиц.
Примеров
несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидатам, могут
служить:
- отсутствие
у кандидата, предлагаемого на должность руководителя небанковской
кредитно-финансовой организации, высшего юридического или экономического
образования и стажа работы не менее трех лет по руководству отделом или иным
подразделением банка;
- отсутствие
у кандидата, предлагаемого на должность главного бухгалтера небанковской
кредитно-финансовой организации, высшего экономического образования и стажа
работы не менее трех лет в должности бухгалтера банка.
Под
несоответствием руководителя, главного бухгалтера небанковской
кредитно-финансовой организации (кандидата на должность) требованиям к деловой
репутации, предъявляемым к ним, понимаются:
- наличие
непогашенной или неснятой судимости;
- привлечение
в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу на день принятия
решения о государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой
организации;
- совершение
в течение последнего года административного правонарушения в области финансов,
рынка ценных бумаг, банковской, предпринимательской деятельности и (или) против
порядка налогообложения, установленного вступившим в законную силу
постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных
правонарушениях;
- наличие в
течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового
договора (контракта) по инициативе нанимателя в случае совершения ими виновных
действий, являющихся основаниями для утраты доверия к ним со стороны
нанимателя;
Отказ в
государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации по
мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
Отказ в
государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации либо
непринятие Национальным банком в установленный срок решения о её
государственной регистрации могут быть обжалованы в хозяйственный суд.
Решение о государственной регистрации
небанковской кредитно-финансовой организации или об отказе в её государственной
регистрации принимается Правлением Национального банка.
Правление Национального банка вправе
делегировать право принятия решения об отказе в государственной регистрации
заместителю Председателя Правления. [5]
2.3
Лицензирование деятельности небанковских кредитно-финансовых организаций
В соответствии с Инструкцией о порядке
государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских
кредитно-финансовых организаций для получения лицензии в Национальный банк
представляется документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
На основании
решения о внесении изменений и дополнений в перечень банковских операций,
указанный в лицензии на осуществление банковской деятельности, Национальный
банк выдает небанковской кредитно-финансовой организации лицензию на новом
бланке с указанием в ней измененного перечня банковских операций, которые эта
организация вправе осуществлять.
Для внесения в лицензию изменений и
дополнений, не связанных с изменением указанного в ней перечня банковских
операций, или изменений и дополнений в перечень банковских операций, указанный
в выданной небанковской кредитно-финансовой организации лицензии, или для
выдачи дубликата лицензии небанковская кредитно-финансовая организация
представляет в Национальный банк соответствующее заявление за подписью
уполномоченного лица небанковской кредитно-финансовой организации.
Помимо заявления в Национальный банк
представляются документы, необходимые для государственной регистрации изменений
и дополнений, вносимых в учредительные документы небанковской
кредитно-финансовой организации (при необходимости их внесения), а также
поврежденная лицензия или копия объявления об утрате лицензии, размещенного в
одном из печатных средств массовой информации (в случае обращения за выдачей
дубликата лицензии).
Для получения
лицензии, оформленной на новом бланке, или дубликата лицензии небанковская
кредитно-финансовая организация представляет в Национальный банк документ,
подтверждающий уплату государственной пошлины. В некоторых случаях небанковская
кредитно-финансовая организация может быть освобождена от уплаты
государственной пошлины.
Документы, представленные небанковской
кредитно-финансовой организацией для получения лицензии либо внесения изменений
и дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной небанковской
кредитно-финансовой организации лицензии, рассматриваются в срок, не
превышающий двух месяцев со дня их представления.
В случае утраты лицензии небанковской
кредитно-финансовой организации выдается ее дубликат.
Для получения дубликата лицензии
небанковская кредитно-финансовая организация представляет в Национальный банк:
- заявление на получение дубликата;
- копию объявления об утрате лицензии,
размещенного в одном из печатных средств массовой информации;
- документ, подтверждающий уплату
государственной пошлины.
Лицензии учитываются в реестре лицензий,
в котором указываются: наименование небанковской кредитно-финансовой организации,
дата выдачи и номер выданной лицензии, перечень банковских операций.
Основаниями для отказа во внесении
изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в
выданной небанковской кредитно-финансовой организации лицензии, являются:
- несоответствие представленных
документов законодательству Республики Беларусь или выявление в них
недостоверной информации;
- непредставление документов,
запрашиваемых Национальным банком для подготовки заключения об устойчивом
финансовом положении небанковской кредитно-финансовой организации;
- несоблюдение банком требований,
установленных Национальным банком.
Решение об отказе во внесении изменений
и дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной небанковской
кредитно-финансовой организации лицензии, принимается Правлением Национального
банка, либо заместителем Председателя Правления.
Решение об отказе в выдаче лицензии на
осуществление банковской деятельности принимается только Правлением
Национального банка.
Предусмотрены
случаи отзыва лицензии Национальным банком, в том числе в части осуществления
отдельных банковских операций, в случае:
-
установления факта недостоверности сведений, на основании которых была выдана
лицензия на осуществление банковской деятельности либо были внесены изменения и
(или) дополнения в указанный в ней перечень банковских операций;
-
неосуществления банковских операций, указанных в выданной лицензии на
осуществление банковской деятельности, в течение одного года;
-
установления факта недостоверности отчетных данных, которые привели к нарушению
интересов вкладчиков и иных кредиторов небанковской кредитно-финансовой
организации;
-
неоднократного (не менее двух раз) нарушения в течение одного года требований,
установленных Национальным банком к порядку и срокам представления отчетности;
-
осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не указанных в
выданной лицензии на осуществление банковской деятельности;
-
неоднократного (не менее двух раз) неисполнения по вине небанковской
кредитно-финансовой организации в течение одного года исполнительных документов
судов о взыскании денежных средств со счетов клиентов при наличии средств на их
счетах;
- нарушения
иных требований банковского законодательства, если в течение одного года к
небанковской кредитно-финансовой организации неоднократно (не менее двух раз)
применялись меры воздействия, установленные Банковским Кодексом;
-
неудовлетворительного финансового положения небанковской кредитно-финансовой
организации, которое повлекло неисполнение им своих обязательств перед
вкладчиками и иными кредиторами;
- наличия
оснований для признания небанковской кредитно-финансовой организации банкротом
в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
- принятия
решения о ликвидации небанковской кредитно-финансовой организации. [5]
2.4
Ликвидация небанковских кредитно-финансовых организаций
Банковский кодекс устанавливает, что
ликвидация небанковской кредитно-финансовой организации по инициативе его
участников (собственника имущества) либо органа небанковской кредитно-финансовой
организации, уполномоченного учредительными документами, производится с
письменного согласия Национального банка. Для получения согласия на ликвидацию
необходимо предоставить в Национальный банк следующие документы:
- ходатайство на получение согласия с
указанием причин, повлекших необходимость ликвидации небанковской
кредитно-финансовой организации;
- решение участников (собственника
имущества) небанковской кредитно-финансовой организации либо органа
небанковской кредитно-финансовой организации, уполномоченного учредительными
документами, о его ликвидации.
Правление Национального банка в срок не
позднее двадцати дней после представления в Национальный банк необходимых
документов выносит решение о возможности предоставления согласия на ликвидацию
небанковской кредитно-финансовой организации по решению участников
(собственника имущества) небанковской кредитно-финансовой организации либо
органа небанковской кредитно-финансовой организации, уполномоченного
учредительными документами, и отзыве лицензии. [2]
В соответствии с Инструкцией о порядке
государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских
кредитно-финансовых организаций о создании ликвидационной комиссии (назначении
ликвидатора), назначении председателя ликвидационной комиссии участники
(собственник имущества) небанковской кредитно-финансовой организации
информируют Национальный банк в срок не позднее 5 дней с даты принятия
соответствующего решения.
Для внесения записи о ликвидации банка в
Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей ликвидационной комиссии необходимо представить в Национальный
банк:
- копию публикации в газете
«Рэспублiка»;
- печати и штампы небанковской
кредитно-финансовой организации либо заявление участников (собственника
имущества) небанковской кредитно-финансовой организации об их неизготовлении
или сведения о публикации в установленном порядке объявлений об их утрате;
- документ, подтверждающий закрытие
корреспондентских счетов небанковской кредитно-финансовой организации;
- отчет ликвидационной комиссии
(ликвидатора) и ликвидационный баланс, подписанные членами ликвидационной
комиссии (ликвидатором) и утвержденные общим собранием участников
(собственником имущества) небанковской кредитно-финансовой организации либо
органом небанковской кредитно-финансовой организации, уполномоченным
учредительными документами, принявшими решение о ликвидации;
- подлинник свидетельства о
государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации или
иного документа, подтверждающего государственную регистрацию небанковской
кредитно-финансовой организации, или заявление о его утрате с приложением
сведений о публикации в установленном порядке объявления об утрате;
- справку налогового органа о расчетах с
бюджетом и возврате извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;
- справку Фонда социальной защиты
населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о расчетах
с бюджетом Фонда;
- справку таможенного органа об
отсутствии задолженности по платежам, взимаемым таможенными органами;
- справку соответствующего
территориального (городского или районного) архива местного исполнительного и
распорядительного органа о сдаче на хранение документов, в том числе по личному
составу, подтверждающих стаж и оплату труда работников.
Решение об исключении небанковской
кредитно-финансовой организации из Единого государственного регистра
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей принимается Правлением
Национального банка.
Национальный банк в десятидневный срок
со дня принятия решения об исключении небанковской кредитно-финансовой
организации из Единого государственного регистра юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей представляет в Министерство юстиции Республики
Беларусь сведения для включения их в Единый государственный регистр юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей и сообщает о ликвидации небанковской
кредитно-финансовой организации:
- Министерству финансов Республики
Беларусь;
- Министерству статистики и анализа
Республики Беларусь;
- инспекции Министерства по налогам и
сборам по месту нахождения ликвидируемой небанковской кредитно-финансовой
организации;
- Фонду социальной защиты населения
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|