рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Организации налично-денежных оборотов субъектов хозяйствования и основные направления ее совершенствования (на материалах Ивацевичского РАЙПО)

В наличном денежном обороте функционируют следующие потоки движения наличных денег:

первый поток, по которому деньги из касс банков при выдаче наличных денег на выплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий попадают в сферу обращения;

второй поток, по которому деньги возвращаются в виде выручки торговых организаций от продажи товаров населению , коммунально-бытовых предприятий, от организаций, оказывающих населению различные платные услуги, из сферы денежного обращения в кассы банков [25,c.66].

Эти потоки движения наличных денег являются основными. Они обеспечивают нормальную циркуляцию наличных денег через кассы банка и бесперебойное обслуживание хозяйства наличными деньгами. Кроме того, в сфере обращения есть еще два потока: это движение наличных денег между группами населения, связанное главным образом, с рыночной торговлей и, весьма ограниченное по объему, движение наличных денег между предприятиями. С развитием индивидуально-трудовой и частной деятельности движение наличных денег между группами населения возрастает, что может повлиять на скорость оборота денег через кассы банка.

Фактически наличные деньги представляют собой банкноты и монеты, выпущенные центральным банком и находящиеся в кассах банков, а также обращающиеся вне банковской сферы. Свое движение наличные деньги начинают из касс центрального банка, которому предоставлено монопольное право выпуска денег в обращение. [25;c.68]

Субъекты хозяйствования за счет имеющихся денежных средств на своих счетах или предоставленного банком кредита получают наличные деньги в кассе обслуживающего банка. Данные денежные суммы предназначены для выплаты работникам заработной платы, осуществления других платежей и поэтому не должны задерживаться в кассах субъектов хозяйствования. В дальнейшем наличные деньги используются для оплаты покупаемых товаров и оказанных услуг, а также для других платежей в пользу государства, предприятий и отдельных лип. В связи с тем, что расходование части наличных денег может быть отложено, то она становится средством накопления (сбережения) и хранится у населения или помещается в банк.

Общая сумма платежей, осуществляемая наличными деньгами за определенный период времени, характеризует величину налично-денежного оборота, в который включаются выдачи наличных денег из касс банков, поступления денег в кассы банков, оборот наличных денег через почту, выплаты из касс предприятий, организаций и учреждений населению, платежи населения предприятиям, организациям и учреждениям, оборот наличных денег между гражданами.

Основной оборот наличных денег проходит через кассы банков, которые осуществляют кассовое обслуживание экономики. Обращение наличных денег происходит непрерывно. У участников налично-денежного оборота (в кассах банков, субъектов хозяйствования, у населения) постоянно в тех или иных размерах находятся денежные остатки, которые постепенно расходуются, а на смену им поступают новые денежные суммы. Вследствие разграничения единого денежного оборота на безналичный оборот и налично-денежное обращение в сфере последнего постоянно находится определенный остаток наличных денег. Он складывается из остатков наличных денег на руках у населения, остатков наличных денег в кассах предприятий и организаций и в оборотной кассе банков.

Величина остатка наличных денег, находящихся в обращении, постоянно колеблется, так как зависит от многих факторов - экономических и организационных: от уровня доходов населения, от деятельности торговых, коммунальных и бытовых организаций, банковской системы, от степени соблюдения кассовой дисциплины предприятиями. Регулирование оборота наличных денег через кассы субъектов хозяйствования осуществляется банками в ходе выполнения ими операций по организации денежного обращения в стране и кассовому обслуживанию экономики. Банковской практикой выработаны такие методы регулирования налично-денежного оборота, как ограничение кассовых остатков субъектов хозяйствования, определение норм расходования из выручки наличными деньгами, установление способов и сроков сдачи выручки в банк, ограничение предельных сумм расчетов между субъектами хозяйствования наличными деньгами, расходование наличных денег по целевому назначению и др.

Государство должно постоянно изучать действие этих факторов и воздействовать на них в направлении уменьшения наличных денег в сфере обращения. Уменьшение массы денег в обращении достигается посредством ускорения их движения через кассы банков, что позволяет обслужить больший денежный оборот с меньшей суммой наличных денег. Это в свою очередь позволяет сэкономить на издержках обращения, связанных с изготовлением и хранением наличных денег, а также укрепляет их покупательную способность, поскольку в этом случае за каждой единицей стоит относительно большая масса товарно-материальных ценностей и платных услуг [25,c.69].

Большое влияние на налично-денежный оборот оказывает денежно-кредитная политика, проводимая в государстве.

Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2004 год и задачи банковской системы по реализации основных направлений денежно-кредитной политики.

Следует отметить, что денежно-кредитная политика в 2004 году проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2004 год с учетом складывающихся макроэкономических условий и содействовала достижению параметров экономического и социального развития страны, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 2003 г. N 555 "Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2004 год", Законом Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год". Важнейшие мероприятия денежно-кредитной политики вырабатывались и осуществлялись Национальным банком Республики Беларусь совместно с Правительством Республики Беларусь[9,c.15].

Целевые ориентиры денежно-кредитной политики, предусмотренные Основными направлениями на 2004 год, выполнены. Основными итогами денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2004 году явились: обеспечение устойчивости курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам, замедление инфляционных процессов, поддержание процентных ставок на уровнях, способствовавших увеличению сбережений в банковской системе и расширению кредитной поддержки банками экономики, развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь, рост ресурсов, собственного капитала и уставного фонда банков, эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы [9,c.16].

Главным управлениям центрального аппарата Национального банка, главным управлениям Национального банка по областям и г.Минску и организациям Национального банка, банкам совместно с республиканскими органами государственного управления в 2005 году следует:

- продолжить работу по оптимизации активов и пассивов банков по следующим направлениям:

-диверсификация источников формирования ресурсов банков за счет повышения доли средств предприятий и населения в национальной и иностранных валютах, средств нерезидентов Республики Беларусь;

-осуществление долгосрочных кредитных проектов только при условии соблюдения норм ликвидного функционирования, в частности путем определения источников денежных средств, за счет которых будет осуществляться финансирование проектов;

-снижение удельного веса привлеченных средств с повышенным риском досрочного снятия;

-повышение доли активов, приносящих доход;

-снижение доли проблемных активов;

-расширение перечня современных банковских операций и услуг как в части привлечения средств в банки, так и в части их размещения;

-обеспечить рост уставного фонда и собственного капитала на 20 процентов, ресурсной базы - на 37 процентов;

-поддерживать долю проблемных (субстандартных, сомнительных и безнадежных) активов в активах, подверженных кредитному риску, на уровне, не превышающем 4,5 процента;

-содействовать привлечению банками иностранных инвестиций в экономику в размерах, определенных органами управления банков, с учетом рекомендаций Министерства экономики Республики Беларусь;

-обеспечить прирост валовых кредитов банков экономике на 35 процентов с учетом необходимости выполнения экономических нормативов ликвидного функционирования;

-принять необходимые меры по обеспечению роста средств физических лиц не менее чем в 1,4 раза и внести соответствующие изменения в комплексные программы по привлечению денежных средств населения и расширению спектра розничных банковских услуг на 2004 - 2005 годы [9,c.16].

 В целом же на долю налично-денежного оборота приходится малая часть всего денежного оборота. Однако научная и рациональная организация налично-денежного оборота имеет важное значение для решения многих социально-экономических проблем, так как сфере денежных отношений происходит окончательная реализация стоимости совокупного общественного продукта, произведенные товары получают общественное признание. В процессе реализации товаров устанавливается, на сколько производство удовлетворяет запросы личного потребления, что во многом определяет нормальную циркуляцию денег в стране и устойчивость их покупательной способности, т.е. оптимизирует количество наличных денег.


2. Организация обращения наличных денег в Республике Беларусь


Организация обращения наличных денег в Республике Беларусь осуществляется следующим образом.

Банк устанавливает по согласованию с исполнительным (или иным) органом управления (далее - руководитель) предприятия, предпринимателями, частными нотариусами ежегодно, как правило, в течение I квартала исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в банки порядок и сроки сдачи наличных денег, порядок использования наличных денег из выручки предприятиям, предпринимателям, частным нотариусам, лимит остатка касс предприятиям [19,c.66].

Лимит остатка кассы не устанавливается предприятиям с круглосуточным режимом работы, религиозным организациям, предпринимателям, частным нотариусам, а также специализированным кооперативам, общественным организациям (объединениям), осуществляющим предпринимательскую деятельность, направленную только на решение уставных целей и задач в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Вся выручка (за исключением остатка фактической потребности в разменных наличных деньгах, но не более пяти базовых величин в расчете на одно рабочее место кассира) сдается в кассу этих предприятий, предпринимателям либо в банк, эксплуатационным предприятиям Министерства связи Республики Беларусь в порядке и сроки, установленные банком [14,c.35].

Порядок и сроки сдачи выручки не устанавливаются предпринимателям-плательщикам единого налога в соответствии с законодательством Республики Беларусь независимо от использования ими наемного труда, осуществляющим деятельность с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем и ежемесячный размер выручки которых от деятельности, по которой уплачивается единый налог, не превышает сумму, эквивалентную 1000 (одной тысяче) базовых величин.

Банки не вправе отказать при обращении указанных предприятий, предпринимателей, частных нотариусов в установлении им лимитов остатков касс, порядка и сроков сдачи выручки, размера расходования наличных денег из выручки. Предприятия, предприниматели, частные нотариусы несут ответственность за превышение установленных лимитов остатков касс, порядка и сроков сдачи выручки, размера расходования наличных денег из выручки в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Для установления порядка и сроков сдачи наличных денег, размеров расходования выручки предприятиям, предпринимателям, частным нотариусам, а также лимитов остатка касс предприятиям в обслуживающий их банк представляется заявка (приложение В ) [14,c.35].

Заявка на установление лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки действительна в течение срока действия, указанного в решении банка.

Устанавливаются следующие сроки сдачи наличных денег:

ежедневно независимо от дня поступления выручки - для предприятий, предпринимателей, частных нотариусов, расположенных в населенном пункте, где имеются банки или эксплуатационные предприятия Министерства связи Республики Беларусь;

один раз в несколько дней, но не реже одного раза в 7 календарных дней - для предприятий, предпринимателей, частных нотариусов, расположенных в населенном пункте, где нет банков или эксплуатационных предприятий Министерства связи Республики Беларусь, а также находящихся на отдаленном расстоянии от них, и для предприятий, предпринимателей, частных нотариусов, имеющих незначительные ежедневные либо периодические поступления наличных денег в кассы предприятий, предпринимателям, частным нотариусам [19,c.68].

В отдельных случаях, исходя из особенностей деятельности предприятия, предпринимателя, частного нотариуса по их обоснованному ходатайству решением руководителя банка устанавливаются другие сроки сдачи выручки. При этом учитывается необходимость ускорения оборачиваемости и своевременного поступления денег в банки, обеспечение сохранности, специфика работы предприятия, предпринимателя, частного нотариуса.

При образовании сверхлимитного остатка кассы наличные деньги должны быть сданы в банки независимо от установленного срока сдачи наличных денег.

В кассе предприятия, частного нотариуса, предпринимателя, которым установлен лимит остатка кассы, могут храниться наличные деньги в пределах лимитов остатка кассы независимо от установленного обслуживающим банком срока сдачи наличных денег [14,c.37].

При несовпадении дней работы предприятия, предпринимателя, частного нотариуса и банка (эксплуатационного предприятия Министерства связи Республики Беларусь) срок сдачи наличных денег не считается нарушенным при условии сдачи наличных денег в первый рабочий день банка (эксплуатационного предприятия Министерства связи Республики Беларусь).

Лимит остатка кассы устанавливается с учетом особенностей деятельности, режима работы, порядка и сроков сдачи наличных денег в банк, времени заезда инкассации, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок наличных денег, среднедневной выручки, среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, дивидендов).

Лимит остатка кассы устанавливается либо в пределах среднедневного прихода, либо среднедневного расхода, либо среднедневного прихода и среднедневного расхода наличных денег исходя из целесообразности, по усмотрению руководителя банка, с учетом специфики работы предприятия.

При установлении лимита остатка кассы не учитывается сумма выручки, поступившей от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), оплаченных в безналичном порядке посредством чеков из чековых книжек, расчетных чеков, банковских пластиковых карточек и других форм безналичных расчетов.

При этом для предприятий устанавливается следующий лимит остатка кассы:

имеющих выручку и сдающих наличные деньги в банки или эксплуатационные предприятия Министерства связи Республики Беларусь ежедневно в конце рабочего дня - в размерах, необходимых для обеспечения работы предприятия с начала следующего рабочего дня;

имеющих выручку и сдающих наличные деньги в банки или эксплуатационные предприятия Министерства связи Республики Беларусь в течение рабочего дня либо не ежедневно - в зависимости от установленных порядка, сроков сдачи и суммы выручки;

не имеющих выручки - в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, дивидендов);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.