рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Организация финансирования опытно-конструкторских и научно-исследовательских разработок

- фонд ведет исключительно инвестиционную деятельность;

- фонд привлекает средства только путем размещения обыкновенных акций по открытой подписке, при этом привлечение средств зарубежных инвесторов возможно путем размещения специализированных ценных бумаг - депозитарных расписок на акции фонда на западных фондовых биржах;

- оперативное управление активами фонда ведет выбираемая на конкурсной основе управляющая компания на основании договора о доверительном управлении, заключенном с фондом.

В качестве одной из основных задач, возлагаемых на Инвестиционный фонд РФ (формируется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.11.05 №694), определено создание и развитие элементов национальной инновационной системы, т.е. в числе принципов отбора инвестиционных проектов – соответствие отраслевым стратегиям развития, безубыточность, разделение рисков государства с частным капиталом, крупномасштабность (стоимость проекта – не менее 5 млрд. руб.). В этой связи Инвестиционный фонд может рассматриваться в качестве важного инструмента:

- увеличения капитала структур типа Фонда фондов и крупных отраслевых венчурных фондов для общего развития системы венчурного финансирования;

- поддержки отдельных, особо крупных инновационных проектов, имеющих общегосударственное значение.

Оценка необходимых дополнительных ресурсов (принимаемых бюджетных обязательств) для развития фондов поддержки исследований, разработок и инноваций проводилась в соответствии с такими принципами:

- существенное расширение масштабов применения механизмов фондового финансирования исследований и разработок (рост доли фондов в бюджетном финансировании исследований и разработок гражданского назначения);

- обеспечение значимого эффекта для экономики (масштабность прироста потенциала фондов);

- соответствие реальному потенциалу по реализации конкурентоспособных исследований и разработок, эффективных инновационных проектов (адекватность спросу экономики на фондовые механизмы поддержки исследований, разработок и инноваций);

- сбалансированность ресурсной поддержки по фазам инновационного цикла с учетом масштабов деятельности государственных и частных фондов в научно-технической и инновационной сферах;

- рациональность государственного участия в поддержке исследований, разработок и инноваций и возможности привлечения внебюджетного софинансирования (оптимальность масштабов и параметров частно-государственного партнерства).

Действующие бюджетные обязательства по финансированию фондов поддержки исследований и разработок определены на следующей основе:

- совокупный объем финансирования фондов поддержки исследований и разработок (в число которых входят РФФИ, РГНФ, ФСМП) из средств федерального бюджета составляет 8,5% от объема бюджетных расходов на исследования и разработки гражданского назначения;

- объем финансирования ФСМП из средств федерального бюджета составляет 1,5% от объема бюджетных расходов на исследования и разработки гражданского назначения;

- объем бюджетных расходов на исследования и разработки гражданского назначения соответствует минимально-допустимым абсолютным значениям, установленным на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного Совета РФ и Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям 20 марта 2002 года.

Предполагается, что в результате предлагаемых мер по развитию системы фондов по поддержке научно-технической деятельности и инноваций к 2012 году:

- Существенно возрастет роль финансирования науки через фонды (удельный все фондового финансирования достигнет примерно 14% от общего объема финансирования из средств федерального бюджета исследований и разработок гражданского назначения);

- Значительные дополнительные ресурсы будут направлены на развитие социально-значимых направлений науки, в частности медицины (на развитие медицины дополнительно будет направлено 6 млрд. руб. в период до 2012 г.);

- Будут сформированы инструменты поддержки творческих коллективов (перспективных студентов и ученых), в том числе в создании негосударственных научно-исследовательских фирм;

- Будут созданы около 5 крупных венчурных фондов (каждый с капиталом 0,5-3 млрд. рублей) для поддержки реализации инновационных проектов в высокотехнологичных отраслях/секторах экономики.

- Дополнительно к решению приоритетных научных проблем, реализации инновационных проектов будет привлечено финансирование из частных, в том числе зарубежных источников.



Заключение


Важным звеном системы внебюджетного стимулирования нововведений являются инновационные внебюджетные фонды государства и частных лиц, особенно при бюджетном дефиците и вынужденном сокращении бюджетного финансирования инновационно-инвестиционной деятельности. Они представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных, региональных государственных органов власти и введении частных и общественных организаций, имеющих строго целевое назначение - стимулирование и финансирование научных исследований, опытно-конструкторских разработок, внедрения, распространения и освоения нововведений. К инновационным внебюджетным фондам относятся различные автономные и присоединенные внебюджетные фонды, специальные сметы и счета.

Инновационные фонды - один из методов перераспределения национального дохода в пользу осуществления внебюджетного финансирования инноваций и инвестиций, связанных с ними. Инновационные внебюджетные фонды решают две основные важные задачи: обеспечение дополнительными, помимо бюджетных, средствами приоритетных направлений инновационно-инвестиционной деятельности и расширение инжиниринговых, информационно-консалтинговых услуг в отношении НТП, управления и финансирования, бизнес-планирования инноваций и инвестиций среди предпринимателей, особенно среди ученых и инженеров. Эти средства, обобществленные инновационными фондами, используются для процесса расширенного воспроизводства на новой научно-технической базе, т.е. пополнения кругооборота капитала в целях увеличения прибыли государственного и частного сектора за счет инновационной деятельности, а часть на благотворительные цели поддержки научных исследований как источника нововведений, не преследующие присвоение прибыли и обеспечение коммерческой деятельности.

В современных условиях государство, частный бизнес и общество в целом заинтересованы в расширении количества и объемов инновационных и инвестиционных внебюджетных фондов. Это объясняется рядом причин. Во-первых, правительство получает денежные средства, находящиеся в значительной мере вне эффективного финансового контроля со стороны законодательной власти. Часть фондов, особенно связанных с государственной тайной в отношении военных НИОКР и конверсии ВПК, не рассматривается и не утверждается парламентом. Во-вторых, у государства и частного бизнеса появляются дополнительные возможности для инновационной деятельности и финансовой поддержки инновационного предпринимательства в целях увеличения предпринимательской прибыли и обеспечения стабильности за счет нововведений, особенно в условиях депрессивной экономики. В-третьих, фонды позволяют сглаживать кризисное состояние с бюджетным финансированием инноваций и инвестиций, отвлекать часть определенных инвестиционных расходов на нововведения из бюджета, сокращать его дефицитность. При этом очень важно, чтобы активное сальдо инновационных фондов не использовалась для покрытия дефицита текущего бюджета через кредитные операции.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что, несмотря на проблемы госбюджетного финансирования, к настоящему времени формируется взаимосвязанная структура внебюджетного финансирования и стимулирования научных исследований и инноваций в виде соответствующих фондов. Она способствует сохранению и выживанию науки, активизации инновационных процессов. Действует целый ряд совместных инициатив среди новых форм поддержки науки. Вместе с тем большинство новых внебюджетных форм финансирования науки и инноваций по-прежнему базируется на государственных средствах и поэтому всецело зависит от складывающейся экономической и политической ситуации, приоритетов расходования средств государственного бюджета.



Список используемой литературы


1.       Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 272 с.;

2.       Волкова О.И., Девяткина О.В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник - М.: ИНФРА-М 2003. – 600 с.

3.       Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического роста //Вопросы экономики. 2007 №1. с. 4-12

4.       Грузинов В.Г. Экономика предприятия: Учебное пособие – М.: ЮНИТИ, 2004. - 165с.

5.       Иванова Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. 2001. №7. с.59-71

6.       Кабалина В Кларк С Инновации на промышленных предприятиях// Вопросы экономики 2001. №7. с.18-33

7.       Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник. - М.: Владос, 2000. - 639с.

8.       Кокурин Д.И. Инновационная деятельность – М.: Экзамен, 2001. – 576 с.

9.       Мау В. Экономико-политические итоги 2008 года и перспективы устойчивого экономического роста // Вопросы экономики. 2009. №1. с.4-22.

10.  Овсяникова И. Наука и инновации в период рыночных реформ. Экономика. Право. Менеджмент. – Иркутск; ИГЭА, 2002, №5

11.  Сергеев И.В. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2005 – 156 с.

12.  Стратегия социально-экономического развития России – инновационный путь // Российский экономический журнал. 2006 №4 с.27-36



Приложение 1


Финансирование НИОКР при помощи внебюджетных фондов

Показатель, тыс. руб.

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Общий объем расходов из федерального бюджета по функционированию и развитию системы фондов

3434954

4760903

6075742

11711000

16510000

22761000

28772300

29655900

34785500

действующие обязательства

3434954

4760903

6075742

7565000

9350000

11602500

14458500

17280500

20272500

принимаемые обязательства

-

-

-

4146000

7160000

11158500

14313800

12375400

14513000

1. Фонды поддержки фундаментальных исследований

2795577

3920715

5000242

7620000

10350000

14285000

18659500

22513500

26557500

действующие обязательства

2795577

3920715

5000242

6230000

7700000

9555000

11907000

14231000

16695000

принимаемые обязательства

-

-

-

1390000

2650000

4730000

6752500

8282500

9862500

1.1. РФФИ и РГНФ

2795577

3920715

5000242

7120000

9350000

12285000

16159500

19313500

22657500

1.2. Фонд медицины и здоровья

-

-

-

500000

1000000

2000000

2500000

3200000

3900000

2. Фонды поддержки прикладных исследований

-

-

-

400000

850000

1200000

1350000

1450000

1550000

действующие обязательства

-

-

-

-

-

-

-

-

-

принимаемые обязательства

-

-

-

400000

850000

1200000

1350000

1450000

1550000

2.1. Фонд содействия изобретательству и научно-техническому творчеству (программа по поддержке изобретателей)

-

-

-

100000

150000

300000

400000

450000

500000

2.2. Фонд содействия изобретательству и научно-техническому творчеству (программа по поддержке институциональных проектов в научно-технической сфере)

-

-

-

300000

700000

900000

950000

1000000

1050000

3. Фонды поддержки инноваций

639377

840188

1075500

3691000

5310000

7276000

8762800

5692400

6678000

действующие обязательства

639377

840188

1075500

1335000

1650000

2047500

2551500

3049500

3577500

принимаемые обязательства

-

-

-

2356000

3660000

5228500

6211300

2642900

3100500

3.1. ФСМП

639377

840188

1075500

1691000

2310000

3276000

4762800

5692400

6678000

3.2. Фонд фондов

-

-

-

2000000

3000000

4000000

4000000

-

-

Дополнительный объем бюджетных расходов по развитию фондов поддержки исследований и разработок, тыс. рублей

-

-

-

2146000

4160000

7158500

10313800

12375400

14513000

Отношение дополнительного объема бюджетных расходов по развитию фондов поддержки исследований и разработок к минимально-допустимому уровню расходов из федерального бюджету на исследования и разработки гражданского назначения

0,00%

0,00%

0,00%

2,41%

3,78%

5,24%

6,06%

6,09%

6,09%

Удельный вес фондов в общем объеме финансирования из средств федерального бюджета научных исследования и экспериментальных разработок гражданского назначения (с учетом принимаемых обязательств)

7,43%

8,47%

8,47%

10,65%

11,83%

13,06%

13,73%

13,75%

13,75%

СПРАВОЧНО: минимальный объем расходов из федерального бюджета на исследования и разработки гражданского назначения, млрд. рублей

46,2

56,2

71,7

89

110

136,5

170,1

203,3

238,5

Объем расходов из федерального бюджета на исследования и разработки гражданского назначения с учетом принимаемых обязательств по развитию фондов поддержки исследований и разработок, млрд. рублей

46,2

56,2

71,7

91,1

114,2

143,7

180,4

215,7

253,0



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.