Если налогоплательщик имеет
среднесписочную численность свыше 100 человек и не исполняет названную
обязанность по сдаче налоговой отчетности в электронном виде, то налоговый
орган вправе отказать в приеме бумажной отчетности на основании п. 4 ст. 80 НК
РФ, так как налоговая декларация может быть не принята у налогоплательщика,
если она представлена не по установленной форме (установленному формату) и не в
установленном порядке, т.е. в электронном виде и переданной по ТКС.
Таким образом, представление
налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде или
неустановленным способом является неисполнением налогоплательщиком обязанности,
указанной п. 1 ст. 23 НК РФ, за что налогоплательщик может быть привлечен к
налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ, предусматривающей ответственность
за непредставление налогоплательщиком в определенный законодательством о
налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Причем ответственность по ст. 119 за непредставление в установленный срок
налоговой декларации наступает независимо от фактов полной и своевременной
уплаты либо переплаты того налога, по которому подается соответствующая
налоговая декларация, или отсутствия у налогоплательщика по итогам конкретного
налогового периода суммы налога к уплате.
Административным регламентом
определено, что налогоплательщики, не согласные с действиями сотрудников
налоговых органов при принятии налоговой отчетности в электронном виде, вправе
обжаловать такие действия в порядке, установленном разд. VII НК РФ. Акты
(решения) налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут
быть обжалованы в установленном порядке в вышестоящий налоговый орган
(вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Если налогоплательщик (его
представитель) не удовлетворен решением инспекции ФНС России (управления ФНС
России), принятым по жалобе, он вправе обратиться с жалобой в письменной форме
в ФНС России[14].
2.3 Преимущества и недостатки электронной
формы декларирования
Возможность представлять
бухгалтерскую и налоговую отчетность в электронной форме по
телекоммуникационным каналам связи налогоплательщики получили в 2002 г. Переход
на безбумажную технологию сдачи отчетности происходил постепенно. При ее
внедрении в Москве сначала только в Инспекции МНС России N 21 по Юго-Восточному
административному округу налогоплательщики были освобождены от обязательного
представления налоговых деклараций на бумажном носителе, если они направили
бухгалтерскую и налоговую отчетность в электронном виде. Впоследствии перечень
таких инспекций постоянно расширялся.
По сравнению с бумажными носителями
представление бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном
виде имеет для организаций ряд преимуществ:
- экономия времени. Нет необходимости стоять в очередях
в налоговую инспекцию для сдачи отчетности. Информация направляется туда прямо
из офиса организации в любое время суток;
- отсутствие дублирования документов. При представлении
бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде организации
нет необходимости сдавать их и на бумажных носителях;
- избежание ошибок в отчетности. Бухгалтерская и
налоговая отчетность готовится в формате с контролем заполнения полей форм
отчетности, при этом также проверяется актуальность версии;
- получение подтверждения о доставке направленной
отчетности в налоговый орган;
- конфиденциальность информации. Содержащиеся в
направленной бухгалтерской и налоговой отчетности данные защищены от
несанкционированного просмотра и корректировки с помощью специальных средств
защиты;
- возможность получения информационной выписки о
выполнении обязательств перед бюджетом разных уровней (распечатки по налогам);
- автоматическое оперативное обновление версий форматов
представления отчетности в электронном виде в случае изменения форм
бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;
- возможность получения общедоступной информации от
налоговых органов, например о действующих налогах и сборах, изменении
налогового законодательства и др.;
- оперативность обработки информации, избежание
технических ошибок и др.
Представление бухгалтерской
отчетности и налоговых деклараций в электронном виде регулируется НК РФ,
Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(далее - Закон N 129-ФЗ), Порядком представления налоговой декларации в
электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом
МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 (далее - Порядок), Методическими
рекомендациями организации и функционирования системы представления налоговых
деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи, утвержденными Приказом МНС России от 10.12.2002
N БГ-3-32/705 (с изм., внесенными Приказом МНС России от 08.08.2003 N
БГ-3-32/443@) (далее - Методические рекомендации), Регламентом принятия и ввода
в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных
представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов,
служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской
отчетности, утвержденным Приказом МНС России от 14.02.2003 N БГ-3-06/65 (далее
- Регламент) (с изм. от 04.02.2004) и другими нормативно-правовыми актами ФНС
России.
В соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ
организации представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту своего
учета либо по установленной форме на бумажном носителе, либо в электронном виде
в соответствии с законодательством Российской Федерации по телекоммуникационным
каналам связи. Порядок представления налоговой декларации в электронном виде
определяется Минфином России. Форматы бухгалтерской отчетности и налоговых
деклараций в электронном виде утверждаются ФНС России.
Как определено в п. 4 гл. I Порядка,
налоговые декларации в электронном виде представляются налогоплательщиком по
своей инициативе и при условии наличия у него и налогового органа совместимых
технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со
стандартами, форматами и процедурами, утвержденными ФНС России. Согласно п. 6
ст. 13 и п. 5 ст. 15 Закона N 129-ФЗ при наличии технических возможностей и с
согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в ст. 15 Закона,
организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Бухгалтерская отчетность и налоговые
декларации в электронном виде направляются через специализированного оператора
связи (п. 5 гл. I Порядка). Данные организации предоставляют услуги по обмену
открытой и конфиденциальной информацией между налоговыми органами и
налогоплательщиками в рамках системы представления налоговых деклараций и
бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам
связи (гл. 1 Методических рекомендаций). Для получения такой возможности
необходимо выбрать оператора связи из списка, содержащегося в соответствующем
УФНС России, и заключить с ним договор на обслуживание.
Кроме того, организация должна иметь
компьютер с выходом в сеть Интернет, а также соответствующее программное
обеспечение, которое может быть предложено оператором связи, с которым
налогоплательщик заключает договор. Программное обеспечение должно быть совместимым
с программным обеспечением, установленным в налоговой инспекции по месту учета
налогоплательщика, и позволять осуществлять следующие операции:
-
формирование данных налоговой
декларации в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными
ФНС России, для их последующей передачи в виде электронных документов по
телекоммуникационным каналам связи;
-
формирование запросов на получение
от налогового органа по месту учета информационной выписки об исполнении
налоговых обязательств перед бюджетами различного уровня;
-
шифрование при отправке и
расшифрование при получении информации с использованием средств
криптографической защиты информации;
-
формирование подписи при передаче
информации и ее проверку при получении с использованием средств электронной
цифровой подписи (п. 2 гл. II Порядка).
Шифрование информации, содержащейся в
бухгалтерской и налоговой отчетности, с помощью средств криптографической
защиты при ее направлении по телекоммуникационным каналам связи осуществляется
в целях защиты данных от несанкционированного доступа и соблюдения
конфиденциальности. Порядок разработки, производства, реализации и эксплуатации
шифровальных (криптографических) средств защиты информации регулируется
Положением ПКЗ-2005, утвержденным Приказом ФСБ России от 09.02.2005 N 66 (далее
- Положение ПКЗ-2005).
К средствам криптографической защиты
информации относятся и средства электронной цифровой подписи.
Использование сертифицированных
средств электронной цифровой подписи, позволяющих идентифицировать владельца
сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации,
содержащейся в бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде,
является обязательным условием при представлении бухгалтерской отчетности и
налоговых деклараций в электронном виде (п. 8 гл. I Порядка).
В соответствии со ст. 4 Федерального
закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее
- Закон N 1-ФЗ) электронная цифровая подпись в электронном документе признается
равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при
одновременном соблюдении следующих условий:
-
сертификат ключа подписи,
относящийся к этой электронной цифровой подписи, действует на момент проверки
или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств,
определяющих момент подписания;
-
подтверждена подлинность
электронной цифровой подписи в электронном документе;
-
электронная цифровая подпись
используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа
подписи.
При этом риск неправомерного
подписания электронного документа электронной цифровой подписью несет
организация, на уполномоченное лицо которой зарегистрирован сертификат
соответствующего ключа подписи (п. 6.4 Методических рекомендаций).
Условия, порядок и правила использования
средств шифрования и электронной цифровой подписи в системе представления
бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным
каналам связи регулируются Законом N 1-ФЗ, Положением ПКЗ-2005, Постановлением
Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 691 "Об утверждении
Положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с
шифровальными (криптографическими) средствами", а также другими законами и
нормативно-правовыми актами.
Подготовленная в электронном виде
бухгалтерская отчетность и налоговые декларации организации подписываются
электронной цифровой подписью уполномоченного лица. Затем отчетность
направляется в адрес налогового органа по месту учета налогоплательщика в
зашифрованном виде.
В соответствии со ст. 80 НК РФ, п. 11
гл. I Порядка, п. 5 ст. 15 Закона N 129-ФЗ налоговый орган не вправе отказать в
принятии бухгалтерской и налоговой отчетности, оформленной в электронном виде.
Однако это требование выполняется при условии соблюдения налогоплательщиком
утвержденного формата представления бухгалтерской отчетности и налоговых
деклараций, а также оснащения налогового органа необходимыми техническими
средствами для приема такой отчетности (п. 3.4 Методических рекомендаций).
Датой представления бухгалтерской
отчетности и налоговых деклараций в электронном виде считается дата их отправки
по телекоммуникационным каналам связи, которая фиксируется в подтверждении
специализированного оператора связи (п. 4 гл. II Порядка, п. 5 ст. 15 Закона N
129-ФЗ).
В соответствии с п. 6.10 Методических
рекомендаций бухгалтерская отчетность и налоговые декларации считаются
представленными в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтверждение,
подписанное электронной цифровой подписью оператора связи.
При приеме бухгалтерской и налоговой
отчетности в электронном виде налоговый орган обязан направить
налогоплательщику квитанцию об их приеме, представляющую собой электронный
документ, содержащий формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в
электронном виде, подписанный электронной цифровой подписью уполномоченного
лица налогоплательщика и заверенный электронной цифровой подписью
уполномоченного лица налогового органа (п. 11 гл. I Порядка, п. 5 ст. 15 Закона
N 129-ФЗ, п. 3.3.2 Регламента). В соответствии с п. 3 гл. II Порядка квитанция
направляется налоговым органом в адрес налогоплательщика в течение суток после
ее отправки.
Вместе с тем по просьбе организации
налоговый орган может распечатать налоговую и бухгалтерскую отчетность,
представленную в электронном виде, и заверить ее в установленном порядке (п.
3.3.4 Регламента).
Кроме того, бухгалтерская отчетность
и налоговые декларации, направляемые по телекоммуникационным каналам связи, в
обязательном порядке проходят так называемый программный контроль, т.е. подтверждение
подлинности электронной цифровой подписи налогоплательщика и проверку
соответствия требованиям утвержденного формата представления бухгалтерской и
налоговой отчетности в электронном виде.
После проверки отчетности налоговым
органом формируется протокол входного контроля, содержащий результаты проверки,
который подписывается электронной цифровой подписью налогового органа и
направляется налогоплательщику (п. п. 3.4.1, 3.4.2 Регламента).
В соответствии с п. 6.11 Методических
рекомендаций формы бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в
электронном виде считаются принятыми в соответствии с требованиями,
установленными законодательством и Порядком, в случае если налогоплательщик
получил протокол входного контроля, подтверждающий, что эти формы не содержат
ошибок и прошли входной контроль.
Таким образом, в течение суток (без
учета выходных и праздничных дней) с момента отправки бухгалтерской отчетности
и налоговых деклараций организация получает три документа: квитанцию о приеме
отчетности налоговым органом, протокол входного контроля и подтверждение
специализированного оператора связи о дате отправки отчетности (п. 6.7.2
Методических рекомендаций). Вышеуказанные документы проверяются организацией на
подлинность электронной цифровой подписи налогового органа, после чего
квитанцию о приеме отчетности, а также по одному экземпляру протокола входного
контроля и подтверждения оператора связи организация сохраняет в своем
хранилище электронных документов. Вторые экземпляры протокола входного контроля
и подтверждения оператора связи организация заверяет своей электронной цифровой
подписью и в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) высылает в
адрес соответственно налогового органа и оператора связи (п. п. 6.7.4, 6.9.2
Методических рекомендаций).
Если при проверке направленной в
налоговый орган бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций обнаружится
несоответствие формату отчетности, организации направляется протокол,
содержащий сведения об ошибках. Такой протокол считается уведомлением о необходимости
представления исправленных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в
срок, определенный налоговым органом (п. 3.4.2 Регламента). Налогоплательщик
устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру сдачи форм
бухгалтерской и налоговой отчетности, по которым зафиксированы ошибки (п. 6.7.5
Методических рекомендаций).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|