рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Организация и совершенствование электронной формы декларирования

Если налогоплательщик имеет среднесписочную численность свыше 100 человек и не исполняет названную обязанность по сдаче налоговой отчетности в электронном виде, то налоговый орган вправе отказать в приеме бумажной отчетности на основании п. 4 ст. 80 НК РФ, так как налоговая декларация может быть не принята у налогоплательщика, если она представлена не по установленной форме (установленному формату) и не в установленном порядке, т.е. в электронном виде и переданной по ТКС.

Таким образом, представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде или неустановленным способом является неисполнением налогоплательщиком обязанности, указанной п. 1 ст. 23 НК РФ, за что налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ, предусматривающей ответственность за непредставление налогоплательщиком в определенный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. Причем ответственность по ст. 119 за непредставление в установленный срок налоговой декларации наступает независимо от фактов полной и своевременной уплаты либо переплаты того налога, по которому подается соответствующая налоговая декларация, или отсутствия у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате.

Административным регламентом определено, что налогоплательщики, не согласные с действиями сотрудников налоговых органов при принятии налоговой отчетности в электронном виде, вправе обжаловать такие действия в порядке, установленном разд. VII НК РФ. Акты (решения) налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Если налогоплательщик (его представитель) не удовлетворен решением инспекции ФНС России (управления ФНС России), принятым по жалобе, он вправе обратиться с жалобой в письменной форме в ФНС России[14].

2.3 Преимущества и недостатки электронной формы декларирования


Возможность представлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщики получили в 2002 г. Переход на безбумажную технологию сдачи отчетности происходил постепенно. При ее внедрении в Москве сначала только в Инспекции МНС России N 21 по Юго-Восточному административному округу налогоплательщики были освобождены от обязательного представления налоговых деклараций на бумажном носителе, если они направили бухгалтерскую и налоговую отчетность в электронном виде. Впоследствии перечень таких инспекций постоянно расширялся.

По сравнению с бумажными носителями представление бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде имеет для организаций ряд преимуществ:

-     экономия времени. Нет необходимости стоять в очередях в налоговую инспекцию для сдачи отчетности. Информация направляется туда прямо из офиса организации в любое время суток;

-     отсутствие дублирования документов. При представлении бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде организации нет необходимости сдавать их и на бумажных носителях;

-     избежание ошибок в отчетности. Бухгалтерская и налоговая отчетность готовится в формате с контролем заполнения полей форм отчетности, при этом также проверяется актуальность версии;

-     получение подтверждения о доставке направленной отчетности в налоговый орган;

-     конфиденциальность информации. Содержащиеся в направленной бухгалтерской и налоговой отчетности данные защищены от несанкционированного просмотра и корректировки с помощью специальных средств защиты;

-     возможность получения информационной выписки о выполнении обязательств перед бюджетом разных уровней (распечатки по налогам);

-     автоматическое оперативное обновление версий форматов представления отчетности в электронном виде в случае изменения форм бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;

-     возможность получения общедоступной информации от налоговых органов, например о действующих налогах и сборах, изменении налогового законодательства и др.;

-     оперативность обработки информации, избежание технических ошибок и др.

Представление бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде регулируется НК РФ, Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 (далее - Порядок), Методическими рекомендациями организации и функционирования системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705 (с изм., внесенными Приказом МНС России от 08.08.2003 N БГ-3-32/443@) (далее - Методические рекомендации), Регламентом принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом МНС России от 14.02.2003 N БГ-3-06/65 (далее - Регламент) (с изм. от 04.02.2004) и другими нормативно-правовыми актами ФНС России.

В соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ организации представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту своего учета либо по установленной форме на бумажном носителе, либо в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации по телекоммуникационным каналам связи. Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется Минфином России. Форматы бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде утверждаются ФНС России.

Как определено в п. 4 гл. I Порядка, налоговые декларации в электронном виде представляются налогоплательщиком по своей инициативе и при условии наличия у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными ФНС России. Согласно п. 6 ст. 13 и п. 5 ст. 15 Закона N 129-ФЗ при наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в ст. 15 Закона, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность и налоговые декларации в электронном виде направляются через специализированного оператора связи (п. 5 гл. I Порядка). Данные организации предоставляют услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (гл. 1 Методических рекомендаций). Для получения такой возможности необходимо выбрать оператора связи из списка, содержащегося в соответствующем УФНС России, и заключить с ним договор на обслуживание.

Кроме того, организация должна иметь компьютер с выходом в сеть Интернет, а также соответствующее программное обеспечение, которое может быть предложено оператором связи, с которым налогоплательщик заключает договор. Программное обеспечение должно быть совместимым с программным обеспечением, установленным в налоговой инспекции по месту учета налогоплательщика, и позволять осуществлять следующие операции:

-                   формирование данных налоговой декларации в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными ФНС России, для их последующей передачи в виде электронных документов по телекоммуникационным каналам связи;

-          формирование запросов на получение от налогового органа по месту учета информационной выписки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетами различного уровня;

-          шифрование при отправке и расшифрование при получении информации с использованием средств криптографической защиты информации;

-          формирование подписи при передаче информации и ее проверку при получении с использованием средств электронной цифровой подписи (п. 2 гл. II Порядка).

Шифрование информации, содержащейся в бухгалтерской и налоговой отчетности, с помощью средств криптографической защиты при ее направлении по телекоммуникационным каналам связи осуществляется в целях защиты данных от несанкционированного доступа и соблюдения конфиденциальности. Порядок разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации регулируется Положением ПКЗ-2005, утвержденным Приказом ФСБ России от 09.02.2005 N 66 (далее - Положение ПКЗ-2005).

К средствам криптографической защиты информации относятся и средства электронной цифровой подписи.

Использование сертифицированных средств электронной цифровой подписи, позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде, является обязательным условием при представлении бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде (п. 8 гл. I Порядка).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон N 1-ФЗ) электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

-          сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, действует на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;

-          подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;

-          электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

При этом риск неправомерного подписания электронного документа электронной цифровой подписью несет организация, на уполномоченное лицо которой зарегистрирован сертификат соответствующего ключа подписи (п. 6.4 Методических рекомендаций).

Условия, порядок и правила использования средств шифрования и электронной цифровой подписи в системе представления бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи регулируются Законом N 1-ФЗ, Положением ПКЗ-2005, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 691 "Об утверждении Положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами", а также другими законами и нормативно-правовыми актами.

Подготовленная в электронном виде бухгалтерская отчетность и налоговые декларации организации подписываются электронной цифровой подписью уполномоченного лица. Затем отчетность направляется в адрес налогового органа по месту учета налогоплательщика в зашифрованном виде.

В соответствии со ст. 80 НК РФ, п. 11 гл. I Порядка, п. 5 ст. 15 Закона N 129-ФЗ налоговый орган не вправе отказать в принятии бухгалтерской и налоговой отчетности, оформленной в электронном виде. Однако это требование выполняется при условии соблюдения налогоплательщиком утвержденного формата представления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также оснащения налогового органа необходимыми техническими средствами для приема такой отчетности (п. 3.4 Методических рекомендаций).

Датой представления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, которая фиксируется в подтверждении специализированного оператора связи (п. 4 гл. II Порядка, п. 5 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).

В соответствии с п. 6.10 Методических рекомендаций бухгалтерская отчетность и налоговые декларации считаются представленными в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтверждение, подписанное электронной цифровой подписью оператора связи.

При приеме бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде налоговый орган обязан направить налогоплательщику квитанцию об их приеме, представляющую собой электронный документ, содержащий формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, подписанный электронной цифровой подписью уполномоченного лица налогоплательщика и заверенный электронной цифровой подписью уполномоченного лица налогового органа (п. 11 гл. I Порядка, п. 5 ст. 15 Закона N 129-ФЗ, п. 3.3.2 Регламента). В соответствии с п. 3 гл. II Порядка квитанция направляется налоговым органом в адрес налогоплательщика в течение суток после ее отправки.

Вместе с тем по просьбе организации налоговый орган может распечатать налоговую и бухгалтерскую отчетность, представленную в электронном виде, и заверить ее в установленном порядке (п. 3.3.4 Регламента).

Кроме того, бухгалтерская отчетность и налоговые декларации, направляемые по телекоммуникационным каналам связи, в обязательном порядке проходят так называемый программный контроль, т.е. подтверждение подлинности электронной цифровой подписи налогоплательщика и проверку соответствия требованиям утвержденного формата представления бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде.

После проверки отчетности налоговым органом формируется протокол входного контроля, содержащий результаты проверки, который подписывается электронной цифровой подписью налогового органа и направляется налогоплательщику (п. п. 3.4.1, 3.4.2 Регламента).

В соответствии с п. 6.11 Методических рекомендаций формы бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде считаются принятыми в соответствии с требованиями, установленными законодательством и Порядком, в случае если налогоплательщик получил протокол входного контроля, подтверждающий, что эти формы не содержат ошибок и прошли входной контроль.

Таким образом, в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента отправки бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций организация получает три документа: квитанцию о приеме отчетности налоговым органом, протокол входного контроля и подтверждение специализированного оператора связи о дате отправки отчетности (п. 6.7.2 Методических рекомендаций). Вышеуказанные документы проверяются организацией на подлинность электронной цифровой подписи налогового органа, после чего квитанцию о приеме отчетности, а также по одному экземпляру протокола входного контроля и подтверждения оператора связи организация сохраняет в своем хранилище электронных документов. Вторые экземпляры протокола входного контроля и подтверждения оператора связи организация заверяет своей электронной цифровой подписью и в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) высылает в адрес соответственно налогового органа и оператора связи (п. п. 6.7.4, 6.9.2 Методических рекомендаций).

Если при проверке направленной в налоговый орган бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций обнаружится несоответствие формату отчетности, организации направляется протокол, содержащий сведения об ошибках. Такой протокол считается уведомлением о необходимости представления исправленных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в срок, определенный налоговым органом (п. 3.4.2 Регламента). Налогоплательщик устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру сдачи форм бухгалтерской и налоговой отчетности, по которым зафиксированы ошибки (п. 6.7.5 Методических рекомендаций).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.