Плательщиками сбора за
проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по
автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь являются
юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации,
простые товарищества, хозяйственные группы и физические лица – владельцы
(пользователи) автомобильных транспортных средств иностранных государств,
использующие автомобильные дороги общего пользования Республики Беларусь.
Объектами налогообложения
признаются автомобильные транспортные средства: въезжающие на территорию
Республики Беларусь; перемещающиеся по территории Республики Беларусь
транзитом.
Ставки сбора за проезд и
условия проезда автомобильных транспортных средств иностранных государств по
автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь устанавливаются
Президентом Республики Беларусь. [14]
Местные налоги и сборы
вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных
единиц областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового
территориального уровня.
Перечень местных налогов
и сборов, которые вправе вводить местные Советы депутатов, ежегодно
устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
В настоящее время это:
·
налог
с продаж товаров в розничной торговле (налоговые ставки устанавливаются в
размере, не превышающем 5 процентов налоговой базы);
·
налог
на услуги (размер налоговых ставок не может превышать 5 процентов налоговой
базы);
·
целевые
сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего
пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и
междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие
инфраструктуры города (района) (налоговые ставки не могут превышать 3 процентов
прибыли (дохода), остающихся в распоряжении плательщика после уплаты налога на
прибыль (для индивидуальных предпринимателей – подоходного налога);
·
сборы
с пользователей (налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта
налогообложения);
·
сбор
с заготовителей (налоговые ставки не могут превышать 5 процентов стоимости
заготовленной продукции (грибы, ягоды и т.п.);
·
курортный
сбор (налоговые ставки не могут превышать 3 процентов стоимости курортной
путевки).
2.2 Виды
налоговых проверок
Налоговыми органами в
соответствии с налоговым Кодексом РБ осуществляются налоговые проверки, а в
соответствии с иным законодательством, контроль за соблюдением которого
возложен на налоговые органы, проверки финансово-хозяйственной и иной
деятельности организаций и физических лиц.
Проверка
финансово-хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц – способ
контроля, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность
совершаемых хозяйственных и финансовых операций по одному или нескольким
взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности юридических и
физических лиц, а также соблюдения ими иного законодательства, контроль за
соблюдением которого возложен на налоговые органы, за исключением контроля, в
процессе которого осуществляется правильность исчисления и уплаты налогов.
В целях сокращения числа
проверок одного и того же плательщика (иного обязанного лица) налоговые органы,
как правило, совмещают проведение налоговой проверки с проверкой
финансово-хозяйственной и иной деятельности организаций и физических лиц. Такая
проверка является выездной проверкой.
Выездная проверка, в том
числе проверка финансово-хозяйственной и иной деятельности, проводится в
соответствии с Порядком и настоящей Инструкцией.
Налоговой проверкой
признается проверка, предметом которой является изучение бухгалтерских отчетов
и балансов, налоговых деклараций (расчетов), регистров налогового учета, а
также других необходимых документов и сведений, связанных с налогообложением,
подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты плательщиком
(иным обязанным лицом) налогов, а также исполнения плательщиком (иным обязанным
лицом) иных требований налогового законодательства. [15]
Налоговые проверки по
основанию назначения делятся на плановые и внеплановые, планирование и
назначение которых осуществляются в соответствии с Порядком и решениями Совета
по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.
Налоговые проверки по
видам делятся на камеральные и выездные налоговые проверки.
Выездные налоговые
проверки могут быть комплексными, рейдовыми, тематическими и встречными.
Камеральная налоговая
проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых
деклараций (расчетов), документов, подтверждающих факт наличия дебиторской
задолженности, других документов, представленных плательщиком (иным обязанным
лицом) и связанных с налогообложением, а также документов и сведений о
деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у налогового
органа, в том числе о его государственной регистрации.
В ходе камеральной
налоговой проверки устанавливаются правильность исчисления плательщиком (иным
обязанным лицом) налогов, обоснованность применения льгот, своевременность
перечисления удержанных налогов в бюджет, соблюдение плательщиками (иными
обязанными лицами) установленного порядка формирования уставного фонда,
соответствие стоимости чистых активов плательщика (иного обязанного лица)
установленному в учредительных документах размеру уставного фонда, установление
факта неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати
месяцев подряд (за исключением периода неосуществления индивидуальным
предпринимателем предпринимательской деятельности в период исполнения
приговора, связанного с ограничением права занятия предпринимательской
деятельностью, постановления о наложении административного взыскания в виде
лишения права заниматься определенной деятельностью) и не направления
налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности,
уплата налога на добавленную стоимость (далее – НДС) и акцизов по товарам,
ввозимым с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь,
полнота и своевременность выполнения налоговым агентом обязанностей по удержанию
сумм налогов, соблюдение требований законодательства о проведении обязательного
аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и
представления в налоговый орган заключения о его результатах и другие вопросы.
При проведении
камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у плательщика
(иного обязанного лица) дополнительные сведения, получить объяснения и
документы.
Камеральная налоговая
проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение, о чем указывается
в акте, составляемом по итогам камеральной налоговой проверки.
Днем назначения
камеральной налоговой проверки является день составления акта камеральной
проверки, а днем составления акта камеральной налоговой проверки считается день
подписания акта проверки проверяющим.
В случае установления
фактов нарушений налогового и иного законодательства результаты камеральной
проверки оформляются актом проверки согласно приложению 1 к настоящей
Инструкции. Порядок вручения актов камеральных проверок, их регистрации и
учета, вынесения по ним решения и его обжалования устанавливается применительно
к требованиям, предъявляемым к проведению выездных налоговых проверок,
изложенным в разделе VIII настоящей Инструкции.
При отсутствии нарушений
налогового законодательства должностным лицом налогового органа данные из
налоговой декларации (расчета) заносятся в компьютерную базу данных без
составления справки проверки и на представленных плательщиком (иным обязанным
лицом) налоговых декларациях (расчетах) этим лицом собственноручно учиняются
запись: «Проверено» и личная подпись, после чего налоговые декларации
(расчеты), декларации приобщаются к делу плательщика (иного обязанного лица).
Не требуется оформления
акта камеральной проверки при взыскании с плательщика (иного обязанного лица)
пени за несвоевременное исполнение налогового обязательства, а также для
приостановления операций по счетам плательщика (иного обязанного лица) при
установлении факта неисполнения (неполного исполнения) налогового обязательства
либо непредставления в налоговые органы документов бухгалтерского учета,
специальных разрешений (лицензий), иных документов (сведений) для проведения
налоговой проверки.
Выездная налоговая
проверка проводится, как правило, по месту нахождения плательщика (иного
обязанного лица) (либо в помещении инспекции МНС в случаях, определяемых
настоящей Инструкцией) путем изучения полноты и правильности отражения в
бухгалтерском и (или) налоговом учете плательщиком (иным обязанным лицом)
операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, с
последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических размеров сумм
налогов с отраженными плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговых
декларациях (расчетах) и других документах, связанных с исчислением налогов,
представлявшихся налоговому органу в течение периода, подвергающегося проверке.
Выездная налоговая
проверка может быть комплексной или тематической.
В ходе проведения
тематической выездной налоговой проверки изучаются вопросы уплаты отдельных
налогов, обязанность уплаты которых возложена в соответствии с
законодательством на проверяемого плательщика (иное обязанное лицо), а также
другие вопросы, отнесенные законодательством к компетенции налоговых органов.
[15]
Тематические выездные
налоговые проверки изучения причин образования задолженности по налогам, а
также выявления имущества и активов плательщика (иного обязанного лица) для
обращения на них взыскания образовавшейся задолженности по налогам, сборам, пеням
и проверки соблюдения порядка учета, хранения и уничтожения бланков строгой
отчетности, регистрируемых в Государственном реестре бланков строгой
отчетности, оформляются актом (справкой) произвольной формы; тематические
выездные проверки по вопросу наличия дебиторской задолженности для обращения
взыскания налогов, сборов, пеней за счет средств дебиторов плательщика (иного
обязанного лица) оформляются справкой наличия дебиторской задолженности у
плательщика (иного обязанного лица) согласно приложению 2 к настоящей Инструкции
и на них не распространяется порядок рассмотрения и принятия решения,
установленный настоящей Инструкцией.
Встречная выездная
налоговая проверка проводится в целях установления фактического отражения в
бухгалтерском и (или) налоговом учете проверяемого плательщика (иного
обязанного лица) финансово-хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими
плательщиками (иными обязанными лицами), в отношении которых проводятся
плановые либо внеплановые налоговые проверки.
Проведение встречных выездных
налоговых проверок осуществляется путем сопоставления разных экземпляров одного
и того же документа по содержанию, а также имеющихся у проверяемого плательщика
(иного обязанного лица) записей, документов и фактических данных с
соответствующими записями, документами и фактическими данными, находящимися у
других плательщиков (иных обязанных лиц), от которых получены или которым
выданы денежные средства, материальные ценности и документы.
Рейдовая налоговая
проверка – это проверка финансово-хозяйственной деятельности, направленная на
оперативное выявление нарушений актов законодательства, регулирующих
экономические отношения, непосредственно в момент их совершения.
Рейдовая проверка
является одним из методов осуществления контроля налоговых органов за плательщиками
(иными обязанными лицами) в части хозяйственной деятельности, непосредственно
связанной с приемом наличных денежных средств при реализации товаров, оказании
услуг и выполнении работ. Путем рейдовой проверки осуществляется контроль за
соблюдением налогового и иного законодательства.
Рейдовая проверка
проводится налоговыми органами в местах деятельности плательщиков (иных
обязанных лиц), связанной с:
·
приемом
наличных денежных средств от покупателей (клиентов);
·
производством
продукции, выполнением работ (оказанием услуг);
·
хранением
и перемещением товарно-материальных ценностей.
Целью рейдовой проверки
являются контроль за соблюдением налогового законодательства, а также
требований к ведению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финансово-хозяйственных
операций, установление фактов незарегистрированной предпринимательской
деятельности либо деятельности, на занятие которой требуется специальное
разрешение (лицензия), сбор оперативной информации, проверка заявлений и жалоб
организаций и физических лиц.
При проведении проверки
финансово-хозяйственной и иной деятельности организаций, индивидуальных
предпринимателей и физических лиц устанавливается соблюдение ими норм
законодательства (за исключением налогового законодательства), контроль за соблюдением
которого возложен на налоговые органы.
В ходе проверки
финансово-хозяйственной деятельности налоговые органы проверяют соблюдение
организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, а также физическими
лицами установленного законодательством порядка:
·
обязательной
продажи части валютной выручки;
·
выдачи
лицензий и осуществления деятельности, на которую требуется получение
специального разрешения (лицензии);
·
расчетов
между субъектами предпринимательской деятельности;
·
обращения
нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь;
·
правил
ведения кассовых операций;
·
производства
и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого
этилового спирта;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|