На ближайшее
пятилетие определены три основные цели:
* Первая -
это устойчивое развитие сельских территорий, рост занятости и уровня жизни
сельского населения;
* Вторая -
повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на
основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного
развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства с целью импортозамещения;
* Третья -
сохранение и воспроизводство земельных и других природных ресурсов,
используемых в сельскохозяйственном производстве.
Принципы
разработки Госпрограммы таковы:
Во-первых,
комплексность. Программа объединяет в одно целое широкий набор установленных
законодательством мер. Мы рассматриваем сельское хозяйство как сложную
социо-экономико-экологическую систему, где эффект могут принести только
комплексные проекты.
Во-вторых,
бюджетирование по конечным результатам и прозрачные механизмы распределения
средств.
В Программе
определены пять приоритетных направлений:
1. -
Устойчивое развитие сельских территорий;
2. - Создание
общих условий функционирования сельского хозяйства;
3. - Развитие
приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
4. -
Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства;
5. -
Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Госпрограмма
не предусматривает отмену принятого Правительством программно-целевого подхода
и поэтому ее составной частью стали федеральные и ведомственные целевые
программы.
Речь идет о
двух утвержденных Правительством Российской Федерации ФЦП:
·
"Социальное
развитие села до 2010 года",
·
"Сохранение
и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и
агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы".
И пяти
согласованных с МЭРТ ведомственных целевых программ (ВЦП). Это следующие
программы:
o
"Создание
Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России
(2008 - 2010 годы)";
o
"О
неотложных мерах по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению
крупного рогатого скота от гиподерматоза в Российской Федерации на 2008-2010
годы";
o
"Развитие
льняного комплекса России на 2008-2010 годы";
o
"Развитие
производства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008-2010
годы";
o
"Развитие
виноградарства и виноделия Российской Федерации на 2008-2010 годы".
Предусмотрены
и другие мероприятия, в частности ведомственные аналитические программы.
Структура и
бюджетные параметры Государственной программы были одобрены трехсторонней
Комиссией по рассмотрению основных показателей проекта программы, поддержаны
представителями Государственной Думы, Минэкономразвития и Минфина России и
предусматривают выделение в 2008 году - 76,3 млрд. рублей, в 2009 году - 100
млрд. рублей, в 2010 году - 120 млрд. рублей, в 2011 году - 125 млрд. рублей, в
2012 году - 130 млрд. рублей. В целом, объем ресурсов на пятилетний период
выполнения Госпрограммы составляет 551 млрд. рублей из федерального бюджета.
Ежегодный объем поддержки сельского хозяйства из Федерального бюджета за пять
лет увеличится в 2 раза.
Кроме этого,
предполагается в тех же объемах софинансирование мероприятий Госпрограммы со
стороны бюджетов субъектов Российской Федерации. Это не только увеличивает
ресурсное обеспечение программы, но и синхронизирует действия федеральных и
региональных властей, содействует формированию единого экономического
пространства.
Приведенные
данные не должны создавать впечатления, что поддержка сельского хозяйства в
России будет осуществляться, как из "рога изобилия".
Во-первых, не
следует забывать, что отечественные производители сельхозпродукции зачастую
конкурируют на внутреннем рынке с субсидированным импортом, и прежде всего из
стран ЕС.
Анализ
показывает, что уровень господдержки в России в сравнении с развитыми странами
- один из самых низких. По последним данным Организации по экономическому
сотрудничеству и развитию (ОЭСР), которая объединяет 30 развитых стран,
производящих две трети товаров и услуг в мире, совокупная поддержка
сельхопроизводителей у них почти вдвое выше, чем в России и составляет 30%
против 17% у нас.[20]
Во-вторых,
государству необходимо на этом этапе осуществить политику создания современного
сельского хозяйства, особенно учитывая переходный характер нашей экономики.
Именно поэтому в Программе упор сделан на развитие рыночных механизмов
поддержки.
Как показал опыт
последних пяти лет, такой подход, стимулирует привлечение в отрасль существенных
частных инвестиций и способствует созданию современного конкурентоспособного
производства. Это хороший пример партнерства государства и бизнеса. Что мы ждем
от Госпрограммы? По прогнозным оценкам реализация Программы будет содействовать
повышению темпов роста и конкурентоспособности отрасли, создаст ряд базовых
предпосылок для устойчивого развития сельских территорий. Предполагается, что
темпы роста в сельском хозяйстве возрастут до 4% в год, а в животноводстве - до
5 %. Рассчитываем на оживление инвестиционного процесса, что позволит, в
частности, увеличить темпы обновления основных видов сельскохозяйственной
техники. Прогнозируем рост энергообеспеченности отрасли при существенном
увеличении применения ресурсосберегающих технологий.[24]
Намечено
увеличить вдвое располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности.
Все это положительно скажется на росте занятости и доходов сельского населения,
решении социальных проблем.
В
соответствии с Законом "О развитии сельского хозяйства" установлен
эффективный механизм контроля и оценки за ходом реализации Госпрограммы.
Ежегодно оценка результатов реализации программы будет осуществляться
экспертной комиссией. В ее состав будут входить представители отраслевых союзов
и ассоциаций сельхозпроизводителей и потребителей сельскохозяйственного сырья и
продовольствия, представителей федеральных органов исполнительной власти,
органов власти субъектов Российской Федерации. При этом число государственных
служащих в составе экспертной комиссии не должно превышать одну треть.
Ежегодно
Минсельхоз России будет готовить Национальный доклад о ходе и результатах
реализации государственной программы и после его утверждения Правительством
направлять в Федеральное Собрание и публиковать в СМИ. На сайте Минсельхоза в открытом
доступе будет содержаться информация, касающаяся содержания и осуществления
программных мероприятий.
В течение
пяти лет решить все проблемы, которыми так богата отрасль в России, не удастся.
Для этого потребуется более пролонгированный срок.
Заключение
Сельское
хозяйство России является многозначительным звеном агропромышленного комплекса
и занимает одно из особых мест не только в нем, но и во всем народном
хозяйстве. Сельское хозяйство покрывает более 70% спроса на товары народного
потребления. Поэтому развитие этого сектора экономики являлось и является
приоритетной задачей правительства.
Проблемы и
ошибки, как в проведении налоговой политики, так и в стратегии ее развития
очевидны. Результат таких действий каждый видит у себя на селе.
Конечно же,
со стороны государства проводятся мероприятия по улучшению ситуации: введен
специальный налоговый режим «Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по которому
налогоплательщики (организации и предприниматели) ЕСХН освобождаются от уплаты
четырех налогов. Организации не платят налог на прибыль организаций, НДС (за
исключением НДС, взимаемого на таможне при импорте товаров), налог на имущество
организаций и единый социальный налог (ЕСН). Предприниматели – налог на доходы
физических лиц (НДФЛ), НДС (за исключением налога, уплачиваемого на таможне),
налога на имущество физических лиц и ЕСН. Уровень налоговой нагрузки на
сельскохозяйственных товаропроизводителей заметно снизился. Однако за 2004-2007
гг. объем поступлений ЕСХН увеличился в 2,7 раза.[16] Разрабатываются поправки
в поддержку плательщиков ЕСХН. Но как оказывается на практике этого не
достаточно. Чтобы решить проблему, нужно войти в суть проблемы и решать ее в
корне, а не поверхностно. Поэтому роль и значение финансовой и налоговой
политики в этой отрасли России наиболее высока.
Касательно
кризисной ситуации сельского хозяйства, отметим следующее: Да! Безусловно,
кризис в АПК – это беда, но должны предприниматься соответствующие меры по
преодолению такой ситуации. Предлагается:
Ø
Развивать
социальную и техническую инфраструктуру на селе;
Ø
Разработать
эффективную стратегию развития этой отрасли;
Ø
Использовать
и широко внедрять теоретические и научные разработки ученых и просветителей;
Ø
Улучшить
положение дел с системой специального профессионального образования кадров для
села;
Ø
Стимулировать
людей, занятых в сельском хозяйстве.
Без решения
этих задач согласиться с высказыванием Президента РФ Д.А.Медведева, цитата:
«Сельское хозяйство в России может стать одним из лидеров экономического роста»[19]
- парадоксально.
Итак,
подведем итоги из всего выше сказанного. Можно сказать, что все задачи,
поставленные в начале исследования: характеристика единого сельскохозяйственного
налога, его составляющих и выделение его особенностей в РФ, удалось разрешить,
а также были выявлены ошибки и проблемы налоговой политики и в стратегии
развития сельского хозяйства, разработаны и предложены направления и реальные
проекты по развитию АПК.
Литература
1. ФЗ "О внесении
изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 22
июля 2008 г. N 155
2. Приказ Минфина РФ от
11.12.2006 N 169н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ КНИГИ УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ПРИМЕНЯЮЩИХ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ),
И ПОРЯДКА ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2007 N 8778)
3. Приказ МНС РФ от
28.01.2004 N БГ-3-22/58 (ред. от 17.08.2005) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ
ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ"
4. Приказ ФНС России от
25.08.2009 № ШТ-7-6/429@ «Об утверждении формы налоговой декларации по единому
сельскохозяйственному налогу и Порядка ее заполнения»
5. Налоговый кодекс РФ
(электронный вариант)
6. Журнал «Вопросы
экономики» 2009
7. Газета «АиФ» 2009
8. «Новый экономический
словарь» А. Н. Азрилиян / М., 2007
9. Журнал «Эксперт» 2008
10. «Налоги и
налогообложение в Росси» Лыкова Л.Н. М.: Дело, 2006
11. «Налоги и
налогообложение» Павлова Л.П. М.: Финансы и статистика, 2007
12. «Налоги и налоговая
система РФ» Пансков В.Г. М.: Финансы и статистика, 2007
13. «Налоговая система
зарубежных стран» Попова Л.В. М.: Дело и сервис, 2008
14. «Налоги и
налогообложение» Нестеров В.В. М.: Финансы и статистика, 2006
15. #"#">http://www.agro.ru/
news
17.
http://www.r17.nalog.ru
18. http://www.fermer.ru
19.
http://www.finmarket.ru
20. http://www.regions.ru
21. Газета «Документы и
комментарии»
22. Пресс-служба фракции
КПРФ – kprf.ru
23. http: //www.eskhn.ru/
vikipedia
24. РБК. Исследования
рынков
Приложения
Условия
перехода на спецрежимы единого сельскохозяйственного налога и упрощенной
системы налогообложения
Условия
|
Единый
сельскохозяйственный налог
|
Упрощенная система
налогообложения
|
Вправе применять
|
Только
сельскохозяйственные товаропроизводители, за исключением лиц, перечисленных в
п.3 ст.346.2 НК РФ
|
Организации и
предприниматели, за исключением лиц, перечисленных в п.3 ст.346.12 НК РФ
|
Не вправе применять
|
Организации и
предприниматели:
-производящие
подакцизные товары;
-переведенные по
отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД;
-применяющие УСН
Организации, имеющие
филиалы и представительства
|
Организации и
предприниматели:
-производящие
подакцизные товары;
-переведенные на уплату
ЕСХН;
-участники соглашений о
разделе продукции;
-осуществляющие добычу
и реализацию полезных ископаемых, а также ряд иных видов деятельности,
перечисленных в п.3 ст.346.12 НК РФ
Организации:
-имеющие филиалы и
представительства;
-у которых доля участия
других организаций более 25%*
|
Критерий дохода
|
За 9 месяцев года, в
котором организация или предприниматель подает заявление о переходе на ЕСХН,
доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции и (или) выращенной
рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную из собственного
сырья, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составляет 70% и
более (п.2 ст.346.2 НК РФ)
|
Доход от реализации за
9 месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, не
превышает 11 млн.руб. (без учета НДС). Доход определяется в соответствии со
ст.249 НК РФ). Для предпринимателей критерий дохода не установлен
|
Критерий численности
работников
|
Не установлен
|
Организации и
предприниматели, у которых средняя численность рабочих за налоговый
(отчетный) период не превышает 100 человек
|
|
|
Организации, у которых
остаточная стоимость основных средств и НМД не превышает 100 млн.руб.
|
*Это ограничение не
распространяется на общественные организации инвалидов.
|
Порядок
применения спецрежимов ЕСХН и УСН
Параметры
|
Единый
сельскохозяйственный налог
|
Упрощенная система
налогообложения
|
Элементы
единого налога
|
Объект налогообложения
|
Доходы минус расходы
при ставке 6%
|
1.Доходы при ставке 6%
2.Доходы минус расходы
при ставке налога 6%
|
Признание доходов
|
В соответствии с гл.25
НК РФ
|
В соответствии с гл.25
НК РФ
|
Признание расходов
|
Закрытый перечень из 28
позиций
|
Закрытый перечень из 23
позиций
|
Нал период
|
Календарный год
|
Календарный год
|
Отчетные периоды
|
Полугодие
|
Первый квартал,
полугодие, 9 месяцев календарного года
|
Уплата единого налога
|
Срок уплаты авансовых
платежей по итогам отчетных периодов
|
Не установлен
|
Не позднее 25 апреля,
25 июля, 25 октября
|
Срок уплаты налога по
итогам отчетных периодов
|
Орг.* – не позднее 31
марта следующего года; пр-ли** – не позднее 30 апреля следующего года
|
Орг. – не позднее 31
марта следующего года; пр-ли – не позднее 30 апреля следующего года
|
Налоговые декларации
по единому налогу
|
Сроки представления
|
По итогам полугодия и
года
|
По итогам первого
квартала, полугодия, 9 месяцев и года
|
Критерий для
дальнейшего применения спецрежима
|
Доход (доля дохода)
|
За налоговый период
доля дохода от реализации сельхозпродуции составляет 70% и более
|
За отчетный период
полученный доход не превышает 15 млн.руб.
|
Остаточная стоимость
имущества (ОСИ)
|
Критерий не установлен
|
ОСИ организации по
данным бух учета не превышает 100 млн.руб.Для предпринимателей критерий не
установлен
|
Дополнительные
требования
|
Выполнение обязанностей
нал агентов
|
В случаях,
предусмотренных НК РФ
|
В случаях,
предусмотренных НК РФ
|
Ведение бух учета
|
Обязательно
|
Не обязательно, за
исключением учета основных средств и немат-х активов
|
* -
организации; ** - предприниматели.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|