рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Особенности планирования и финансирования расходов бюджета на образование

5.                По подразделу 09 05 «Высшее и послевузовское образование» отражаются расходы с использованием параграфа 213 по обеспечению функционирования государственных учреждений, обеспечивающих получение высшего и послевузовского образования (университетов, академий, институтов, высших колледжей), их структурных подразделений (филиалов, общежитий, профилакториев, докторантуры, аспирантуры (адъюнктуры) и других);

6.                По подразделу 09 06 «Повышение квалификации и переподготовка кадров» отражаются расходы по обеспечению функционирования государственных учреждений (их структурных подразделений), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров, а также структурных подразделений этих учреждений (аспирантур, докторантур и т.п.), а также расходы на повышение квалификации и переподготовку работников организаций, финансируемых из бюджета, других работников в соответствии с законодательством, расходы по подготовке и переподготовке кадров по программе по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС, при этом:

Ø    на параграф 214 относятся расходы по обеспечению функционирования учреждений (их структурных подразделений), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров: академий; институтов повышения квалификации и переподготовки кадров; факультетов и специальных факультетов высшего учебного заведения; отделений повышения квалификации и переподготовки кадров учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и профессионально-технического образования; учебных центров подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров; учебных комбинатов подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров; учебно-курсовых комбинатов подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров; курсов повышения квалификации кадров, учебных пунктов подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, структурных подразделений и филиалов этих учреждений;

Ø    на параграф 168 относятся расходы на подготовку и переподготовку кадров по программе по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС;

7.                По подразделу 09 07 «Внешкольное воспитание и обучение» отражаются с использованием параграфа 215 расходы по обеспечению функционирования государственных учреждений, обеспечивающих получение внешкольного воспитания и обучения в соответствии с законодательством, в том числе расходы по обеспечению функционирования школ искусств Министерства культуры Республики Беларусь;

8.                По подразделу 09 08 «Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области образования» отражаются расходы на выполнение научно-технических, социальных, народнохозяйственных программ, финансовую поддержку инновационных проектов в части проведения научных исследований и разработок; на научные исследования и разработки, направленные на научно-техническое обеспечение деятельности республиканских органов государственного управления; на подготовку и издание научно-технической и научно-методической литературы; на проведение научных и научно-технических мероприятий; на развитие материально-технической базы научных организаций; на социальные нужды; на финансирование других направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности (параграф 058), а также расходы на научное обеспечение государственных программ, утвержденных в установленном порядке;

9.                По подразделу 09 09 «Другие вопросы в области образования» отражаются расходы по обеспечению функционирования центрального аппарата Министерства образования Республики Беларусь, государственных учреждений образования Республики Беларусь, не отнесенных к подразделам 09 01 – 09 07, проведение централизованных мероприятий Министерства образования Республики Беларусь и местных органов управления образованием, по выполнению отдельных мероприятий и программ в области образования, расходы по инновационному фонду Министерства образования Республики Беларусь, капитальные вложения в области образования, при этом:

Ø    на параграф 216 относятся расходы по обеспечению функционирования прочих государственных учреждений, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования, не отнесенных к подразделам 09 01 – 09 07 (учреждения, осуществляющие методическую работу в области образования, и другие);

Ø    на параграф 918 относятся расходы на проведение централизованных мероприятий Министерства образования Республики Беларусь и местных органов управления образованием в соответствии с утвержденными планами проведения мероприятий;

Ø    на параграф 924 относятся расходы по обеспечению функционирования групп по централизованному хозяйственному обслуживанию учреждений образования;

Ø    на параграф 925 относятся расходы по обеспечению функционирования групп технического надзора за строительством и капитальным ремонтом;

Ø    на параграф 926 относятся расходы по обеспечению функционирования централизованных бухгалтерий при управлениях (отделах) образования исполнительных и распорядительных органов;

Ø    на параграф 998 относятся расходы по выполнению отдельных мероприятий и программ в учреждениях образования, выполняемых по решениям местных исполнительных и распорядительных органов управления, а также расходы на изготовление медалей, бланков документов об образовании и прочей документации;

Ø    по отдельным параграфам отражаются расходы по выполнению решений совета специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов в установленном порядке;

Ø    по соответствующим параграфам относятся расходы по обеспечению функционирования Министерства образования Республики Беларусь, иных обособленных подразделений с правами юридического лица при Министерстве, на капитальные вложения в области образования, а также расходы по инновационным фондам, создаваемым в соответствии с законодательством.

В таблице 1.2.2 рассмотрим программную классификацию расходов бюджета на образование [11].

Таблица 1.2.2 – Программная классификация расходов бюджета на образование

Программа

Подпрограмма

Наименование программы, подпрограммы программной классификации расходов бюджета

100

00

Программа «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы»

101

00

Программа развития общего среднего образования на 2007-2016 годы

102

00

Государственная программа развития профессионально-технического образования на 2006-2010 годы

103

00

Государственная программа развития среднего специального образования на 2006-2010 годы

105

00

Программа перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь на 2005-2010 годы

106

00

Программа ремонта и модернизации зданий и сооружений учреждений образования, подчиненных государственным органам управления образованием, на 2008-2010 годы

107

00

Государственная программа подготовки кадров для ядерной энергетики Республики Беларусь на 2008-2020 годы

108

00

Программа развития системы дошкольного образования на 2009-2014 годы

120

00

Региональные программы допрофильной подготовки и профильного обучения


Программная классификация расходов является группировкой расходов по утвержденным в установленном порядке программам и подпрограммам (мероприятиям).

Ведомственная классификация расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, отражает распределение средств по государственным органам и организациям, являющихся распорядителями средств в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Ведомственная классификация одноуровневая и отражает расходы по главам и наименованиям распорядителей средств (например, глава 075 – Министерство образования Республики Беларусь) [6].

Таким образом, рассмотрев классификацию расходов бюджета на образование, необходимо отметить, что различные виды бюджетных классификаций расходов на образование позволяют единообразно учитывать расходы бюджета на финансирование учреждений образования, составлять отчетность об исполнении бюджета, осуществлять контроль и анализ по каждому виду расходов, а также кодировать показатели бюджетов и отчетов при компьютерной обработке.


1.3 Финансирование расходов бюджета на образование


Государственные учреждения образования финансируются из республиканского и (или) местных бюджетов. Объем бюджетного финансирования на содержание и развитие национальной системы образования утверждается законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год и устанавливается в размере не менее 10 процентов от валового внутреннего продукта [13].

Общий порядок финансирования расходов по всем отраслям регламентирован Бюджетным кодексом РБ. В соответствии с ним все учреждения и организации, финансируемые за счёт бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов управления – главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают сметы доходов и расходов, составляют бюджетную роспись в разрезе подведомственных учреждений и вносят в неё коррективы, составляют сводную отчётность, контролируют деятельность учреждений [2].

Суть казначейской схемы исполнения бюджета заключается в полном переводе оплаты расходов бюджетополучателей напрямую поставщикам услуг и исполнителям работ (кроме денежных выплат работникам и студентам). Если раньше средства бюджета поступали на счёт учреждения, а затем использовались им по своему усмотрению (безусловно, с соблюдением законодательства), то в настоящее время для всех учреждений в казначействе открыты лицевые счета с указанием постатейного и поквартального распределения средств. В рамках указанной росписи казначейства могут выполнить поручения учреждений на оплату тех или иных расходов. Движению средств через органы казначейства предшествует санкционирование расходов, включающее в себя ежемесячное лимитирование затрат, фактическое принятие бюджетных обязательств и осуществление платежа.

Порядок финансирования бюджетных расходов через казначейства прогрессивен по своему характеру и экономически целесообразен. Он может дать положительные результаты для государства не только в части совершенствования методов управления финансовыми ресурсами, но и в части получения оперативной информации о кассовых расходах, перечисления средств по назначению, контроля за финансовыми операциями бюджетополучателей. Однако с внедрением казначейских технологий значительно затрудняется решение повседневных хозяйственных вопросов у исполнителей бюджетных услуг.

Определённые трудности возникают из-за необходимости учёта средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на лицевых счетах в органах казначейства. Законодательством установлено, что такие средства наряду с бюджетными поступлениями расходуются в строгом соответствии со сметами доходов и расходов, подлежат контролю со стороны казначейств и главных распорядителей бюджетных средств, а это в определённой степени лишает руководителей учреждений оперативности.

Дополнительное финансирование может осуществляться за счет иных средств, выделяемых базовыми шефствующими предприятиями, попечительскими советами, спонсорами.

Иными средствами государственных учреждений образования являются полученные в соответствии с законодательством доходы от платных образовательных услуг, производственной и научной деятельности, гуманитарная помощь, имущество и денежные средства, полученные от благотворителей и меценатов, а также из иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с законодательством допускается взимание платы с обучающихся в государственных учреждениях образования за дополнительные виды обучения, не оплачиваемые из республиканского и местных бюджетов, а также с лиц, принятых на обучение сверх контрольных цифр приема.

Плата устанавливается руководителем учреждения образования в размере экономически обоснованных затрат, необходимых для подготовки специалистов по данной специальности (специализации) в данном учреждении.

Исследования в области образования и воспитания, гуманитарных и социальных наук, а также важнейшие разработки в интересах научно-технического и экономического прогресса республики, осуществляемые организациями системы образования, финансируются на конкурсной основе из республиканского бюджета [13].

Таким образом, изучив вопросы финансирования расходов бюджета на образование, необходимо отметить, что государственные учреждения образования финансируются из республиканского и (или) местных бюджетов. Объем бюджетного финансирования на содержание и развитие национальной системы образования утверждается законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год и устанавливается в размере не менее 10 процентов от валового внутреннего продукта. Общий порядок финансирования расходов по всем отраслям регламентирован Бюджетным кодексом РБ. В соответствии с ним все учреждения и организации, финансируемые за счёт бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов управления – главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают сметы доходов и расходов, составляют бюджетную роспись в разрезе подведомственных учреждений и вносят в неё коррективы, составляют сводную отчётность, контролируют деятельность учреждений.


1.4 Формы и методы бюджетного планирования и финансирования расходов на образование


В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищённость соответствующих расходов республиканского и местных бюджетов. Закон предусматривает единые принципы формирования бюджетных средств на образование на всей территории РБ на основе государственных экономических нормативов на единицу контингента обучаемых, которые ежегодно должны утверждаться государственным законом одновременно с законом о бюджете. Предусмотрена ежеквартальная индексация выделяемых средств в соответствии с темпами инфляции. Таковы требования законодательства, но реальная практика формирования бюджетов свидетельствует о том, что эти положения не выполняются.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.