Наименование показателей
|
Численность пенсионеров, человек
|
Средний размер пенсии, рублей
|
Всего пенсионеров
|
38209256
|
2020,35
|
Трудовые пенсии
|
36255694
|
2054,78
|
по старости
|
29019028
|
2208,59
|
по инвалидности
|
4374729
|
1569,17
|
по случаю потери кормильца
|
2861937
|
1208,2
|
Пенсии по государственному
пенсионному обеспечению
|
1953562
|
1381,78
|
Пенсии военнослужащих и их семей
|
83405
|
1549,9
|
Пенсионеры, пострадавшие от радиационных или техногенных
катастроф
|
202695
|
1769,95
|
Пенсионеры - госслужащие
|
21267
|
3512,38
|
Социальные пенсии
|
1646195
|
1298,85
|
Рассмотрим основные нормативно-правовые акты, касающиеся
статуса ПФР и порядка уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование:
Пенсионный фонд РСФСР, денежные средства которого не
входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и
изъятию не подлежат, был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от
22.12.1990 № 442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" для
государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР. Данным постановлением
Совету Министров РСФСР, Центральному банку РСФСР и Правлению Пенсионного фонда
РСФСР с участием профсоюзов РСФСР до 1 января 1991 г. было поручено разработать
и представить в Верховный Совет РСФСР условия и порядок уплаты гражданами
обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР; порядок взимания и
учета страховых взносов, уплачиваемых предприятиями, учреждениями и
организациями в Пенсионный фонд РСФСР; положение о Пенсионном фонде РСФСР.
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30.01.1991
№ 556-I "О Временном положении о Пенсионном фонде РСФСР и Порядке уплаты
страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд
РСФСР" утверждены и введены в действие с 1 января 1991 г. Временное
положение о Пенсионном фонде РСФСР и Порядок уплаты страховых взносов
предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР.
Постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 27.12.1991 № 2122-I «Вопросы Пенсионного фонда Российской
Федерации (России)» утверждены и введены в действе с 1 января 1992 года
Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты
страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской
Федерации (России). Порядок предусмотрел, что недоимка по страховым взносам, а
также суммы штрафов и иных санкций взыскиваются с работодателей в бесспорном
порядке, а с иных плательщиков страховых взносов – в судебном порядке и
зачисляются в доход ПФР. Постановление Верховного Совета РСФСР от 30.01.1991 №
556-I признано утратившим силу с 1 января 1992 г.
Постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 02.04.1992 № 2647-I «О введении в действие закона Российской
Федерации «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на II квартал 1992
года и на 1992 год» в дополнение к п.1 постановления Верховного Совета РФ от
27.12.1991 № 2122-I «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)»
установлено, что размер пени и финансовые санкции за нарушение порядка уплаты
страховых взносов в ПФР применяются по всем фактам нарушений уплаты страховых
взносов, выявляемым после 1 января 1992 г., в том числе имевшим место до этой
даты.
Постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 06.07.1992 № 3209-1 "О создании в порядке эксперимента единой
пенсионной службы в Московской области" было решено создать в порядке
эксперимента единую пенсионную службу на базе отделения Пенсионного фонда
Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав
подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской
области и подведомственных ему служб в городах и районах области, занимающихся
назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий.
Постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 11.02.1993 № 4460-I «О внесении изменений и дополнений в Порядок
уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд
Российской Федерации (России)» дополнен круг лиц, которые обязаны
регистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов, в частности,
крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые, семейные общины малочисленных
народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, частные
детективы и частные охранники. Предусмотрены финансовые санкции в размере 10
процентов за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости. Кроме
того, введен трехлетний срок исковой давности по взысканию с физических лиц
недоимки в ПФР, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций.
Указом Президента Российской Федерации от 29.05.1993
№ 787 "Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации"
признано целесообразным создание в системе органов исполнительной власти
Федеральной пенсионной службы России с возложением на нее функций назначения,
выплаты и доставки пенсий, сбора и аккумуляции средств на эти цели. Совету
Министров - Правительству Российской Федерации было поручено после внесения
соответствующих изменений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в
РСФСР" утвердить Положение о Федеральной пенсионной службе России.
Постановлением Совета Министров – Правительства Российской
Федерации от 22.09.1993 № 958 "О передаче в ведение Совета Министров –
Правительства Российской Федерации организаций и учреждений" установлено,
что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров –
Правительства Российской Федерации и ему подотчетен.
Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993
№ 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в
соответствие с Конституцией Российской Федерации» утратили силу часть четвертая
п. 1, п.5, часть третья п. 8 и п.10 (в части назначения и освобождения от
должности Председателя Правления ПФР Верховным Советом Российской Федерации)
Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), а также п. 1
Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд
Российской Федерации (России), которым устанавливалось, что размер взносов на
социальное страхование определяется ежегодно Верховным Советом Российской
Федерации по представлению Правления ПФР.
Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного
страхования» установил правовую основу и принципы организации индивидуального
(персонифицированного) учета сведений о гражданах. Вступил в силу с 1 января
1996 г. на территории отдельных административно-территориальных единиц пяти
субъектов Российской Федерации, определяемых Правительством Российской
Федерации, а с 1 января 1997 года - на всей территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 05.05.1997 № 77-ФЗ «О внесении
изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации
(России), порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в
Пенсионный фонд Российской Федерации (России) и в Закон Российской Федерации «О
государственных пенсиях в Российской Федерации» на Пенсионный фонд Российской
Федерации возложена обязанность по организации и ведению индивидуального
(персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным
законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования», а также по организации и ведению
государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых
взносов.
Указом Президента Российской Федерации от 09.07.1997
№ 710 "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской
Федерации и внесении изменений в структуру федеральных органов исполнительной
власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996
г. № 1177" Указ Президента Российской Федерации от 29.05.1993 № 787
признан утратившим силу, за исключением п. 3 ("Считать недопустимым
вмешательство Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в
оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передачу ему
функций по назначению и выплате пенсий, возложенных на органы исполнительной
власти законодательством Российской Федерации" – п. 3 Указа от 29.05.1994
№ 787).
Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный
закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ) в статье 13 "Государственный внебюджетный фонд"
определил государственный внебюджетный фонд как фонд денежных средств,
образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и
предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное
обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае
безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Кроме того, положения,
касающиеся деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, содержатся в
главе 17 "Государственные внебюджетные фонды" (в частности, в ст. 143
"Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных
фондов", ст. 144 "Состав государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации"; ст. 145 "Порядок составления, представления и
утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов"; ст. 146
"Доходы государственных внебюджетных фондов"; ст. 147 "Расходы
государственных внебюджетных фондов"; ст. 148 "Исполнение бюджетов
государственных внебюджетных фондов"; ст. 149 "Отчет об исполнении
бюджета государственного внебюджетного фонда"; ст. 150 "Контроль за
исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов").
Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об
основах обязательного социального страхования" был принят с целью
урегулирования отношений в системе обязательного социального страхования,
определения правового положения субъектов обязательного социального
страхования, оснований возникновения и порядка осуществления их прав и
обязанностей, ответственности субъектов обязательного социального страхования,
а также установления основ государственного регулирования обязательного
социального страхования. Законом дано определение обязательного социального
страхования, частью которого является обязательное пенсионное страхование.
Федеральным законом от 02.01.2000 № 38-ФЗ «О
внесении изменений и дополнений в порядок уплаты страховых взносов
работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)»
определены категории плательщиков страховых взносов и сроки регистрации в
органах Пенсионного фонда Российской Федерации, а также сроки уплаты страховых
взносов.
Федеральным законом от 05.08.2000 № 117-ФЗ
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" было
предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,
уплачиваемые в составе ЕСН, перечисляются в Пенсионный фонд Российской
Федерации.
Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О
введении в действие части второй налогового кодекса Российской Федерации и
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о
налогах» введена в действие часть вторая Налогового кодекса РФ, в т.ч. с 1
января 2001 года введена в действие глава 24 «Единый социальный налог (взнос)».
Утратил силу п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от
27.12.1991 № 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации
(России)" в части утверждения Порядка уплаты страховых взносов
работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России). С
1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в Пенсионный фонд Российской Федерации взносов,
уплачиваемых в составе единого социального налога (ЕСН), осуществляется
налоговыми органами Российской Федерации (ст. 9).
Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2000
№ 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным
обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации
закреплены полномочия по выплате государственных пенсий (п. 1). Органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в течение
2001 года заключить с Пенсионным фондом Российской Федерации соглашения о
передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате
государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию
указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся вопросами назначения
и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы
Пенсионного фонда Российской Федерации. Признан утратившим силу Указ Президента
Российской Федерации от 29.05.1993 № 787.
Постановлением Конституционного Суда Российской
Федерации от 25.06.2001 № 9-П «По делу о проверке конституционности Указа
Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по
совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в
Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы»
признано, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными
полномочиями по обеспечению конституционного права на государственные пенсии, в
том числе полномочием по назначению, именно законом, а такие полномочия
относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в
соответствии с Конституцией Российской Федерации установлены основания
возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и
порядок ее назначения.
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об
обязательным пенсионном страховании в Российской Федерации» определил статус
ПФР как страховщика и государственного учреждения; порядок уплаты страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности
страховщика, страхователя и застрахованного лица – субъектов правоотношений по
обязательному пенсионному страхованию.
Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлены основания
возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на
трудовые пенсии.
Федеральным законом от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О
внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в
некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»
страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации выведены из состава
ЕСН. При этом сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается
налогоплательщиками на сумму начисленных страховых взносов (налоговый вычет).
Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об
инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в
Российской Федерации» установил правовые основы отношений по формированию и
инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для
финансирования накопительной части трудовой пенсии, определил особенности
правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и
участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных
накоплений, а также установил основы государственного регулирования контроля и
надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
Закреплены обязанности Пенсионного фонда Российской Федерации как субъекта
отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений;
определен порядок передачи средств в управление управляющим компаниям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|