рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Пенсионная система Российской Федерации и пути ее дальнейшего совершенствования

По данным таблицы 2.7 «Структура расходов бюджета ПФР в 2004 году» (см. приложение П) видно, что основной расходной статьей бюджета Пенсионного фонда является – расходы по обязательному пенсионному страхованию». На данный вид расходов приходится 841770,9 млн. руб., что составляет 88,92 % всех расходов ПФР. Расходы по обязательному пенсионному страхованию включают:

§     выплату базовой части трудовой пенсии - 31,83 %;

§     выплату страховой части трудовой пенсии, пособий и компенсаций - 57,05 %;

§     выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы РФ – 0,04 %.









Рисунок 2.9 – Структура расходов бюджета ПФР в 2004 году


«Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению» в расходной части бюджета ПФР выделена отдельной строкой, на нее приходится не значительная часть финансовых ресурсов 57241,98 млн. руб., или 6,05 % общих расходов.

В структуре расходной части бюджета Пенсионного фонда на «расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда России» (включая расходы фонда связанные с ведением специальной части индивидуального лицевого счета) приходится чуть более 1 %.

Следующей расходной статьей бюджета ПФР, на которую следует обратить внимание, является – «финансирование и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его территориальных органов, а также другие мероприятия связанные с деятельностью фонда». Расходы на эти цели составляют 26228,11 млн. руб. или 2,77 % всех расходов Пенсионного фонда, в том числе на функционирование органов государственных внебюджетных фондов 2,64 %.

В связи с дефицитностью бюджета Пенсионного фонда определены источники внутреннего финансирования дефицита в части не связанной с обязательным накопительным финансированием в 2004 году (см. приложение Р). Установлен размер резерва бюджета по состоянию на 1 января 2004 года в объеме, равном остатку средств бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2004 года, за исключением средств пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2004 года.

Средства резерва бюджета сверх сумм, направляемых на обеспечение текущей сбалансированности бюджета Фонда и пополнение норматива оборотных денежных средств бюджета Фонда (50 % объема расходов на выплату пенсий в предстоящем месяце), считаются временно свободными средствами бюджета и размещаются в разрешенные законодательством РФ виды активов в порядке, установленном Правительством РФ. Средства, полученные от размещения временно свободных средств, направляются на пополнение резерва бюджета.


2.4 Оценка бюджета Пенсионного фонда России за период с 2002 по 2004 год


По данным таблицы 2.9 «Изменение доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ за 2002 - 2004 год» (см. приложение С) видно, что доходы ПФР за данный период возросли на 27,68 %, в том числе налоговые на 38,81%.


Рисунок 2.10 – Динамика доходов бюджета ПФР


В налоговой группе доходов этот рост был, достигнут благодаря страховым взносам, собираемым территориальными органами Пенсионного фонда на обязательное пенсионное страхование. По страховым взносам, зачисляемым в Фонд на выплату страховой части трудовой пенсии этот рост составил 54,16 %, что касается страховых взносов зачисляемых в Фонд на выплату накопительной части трудовой пенсии, то здесь был отмечен максимальный рост доходов ПФР, более чем в два раза. Совершенно противоположная картина складывается со сбором страховых взносов в виде фиксированного платежа, основным плательщиком которых являются индивидуальные предприниматели. Снижаются поступления в Пенсионный фонд и от взыскания недоимки, пеней и иных финансовых санкций.

В неналоговой группе доходов, основное место отводится безвозмездным перечислениям (субвенциям) в составе которых, безусловно, главенствующую роль занимают средства единого социального налога поступающие из федерального бюджета, рост доходов по этой статье составляет 55,82 %. Значительно возросли суммы денежных средств передаваемых в ПФР фондом Министерства РФ по атомной энергии для выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса РФ, здесь рост составил почти 65 %.

Следует отметить, что впечатляющие доходы были получены от размещения временно свободных денежных средств, которые возросли почти в три раза.

По данным таблицы 2.10 «Изменение расходной части бюджета Пенсионного фонда РФ за 2002 – 2004 год (см. приложение Т) видно, что произошло увеличение расходов Пенсионного фонда по всем статьям.


Рисунок 2.11 – Динамика расходов бюджета ПФР


За данный период расходы на оказание социальной помощи возросли в 5,5 раз, расходы на дополнительное пенсионное обеспечение более чем в два раза. В связи с тем, что выплата пенсий является «основной» конечной деятельностью Пенсионного фонда, то и расходы на эти нужды являются максимальными. Расходы по обязательному пенсионному страхованию, а также расходы по государственному пенсионному обеспечению увеличились более чем на 30 %. Наименее всего увеличились расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его территориальных органов, а также другие мероприятия связанные с деятельностью фонда. Увеличение расходов по этой статье произошло почти на 15 %, а если учесть уровень инфляции в стране за этот же период, то можно с уверенностью говорить о снижении этих расходов.

В связи с тем, что в бюджете 2004 года расходы по накопительной составляющей не являются отражением трех его доходных статей (как это было в бюджетах 2002 и 2003 года) то мы видим якобы уменьшение данных расходов, если же использовать прежнюю методику включения этих расходов то в 2004 году они бы составляли 83666,88 млн. руб. таким образом, увеличение составило более чем в два раза.

Несмотря на то, что доходная часть бюджета и увеличилась, а вследствие этого увеличения возросли и расходы на выплату всех видов пенсий, можно с уверенностью сказать, что эти изменения являются незначительными, а в связи с уменьшения ставки единого социального налога с 1 января 2005 года в части Пенсионного фонда с 28 % до 20% - недостаточными. На сегодняшний день определено, что на покрытие дефицита по страховой части в 2004-2005 годах будут использованы резервы Пенсионного фонда РФ, а в дальнейшем дефицит будет покрываться за счет средств федерального бюджета, то есть за счет Стабилизационного фонда.



3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

3.1 Основные различия между старой пенсионной системой и новой


Прежде чем начать говорить о проблемах действующего пенсионного законодательства и предлагать пути его дальнейшего совершенствования, необходимо подвести небольшой итог по предыдущим разделам дипломной работы, определив основные различия между старой пенсионной системой и новой, (действующей на сегодняшний день):

§     в новой модели расчета пенсий заработная плата работника будет учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной – между группами с различным уровнем дохода;

§     новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы;

§     новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан накапливаются не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих поступают в Пенсионный фонд России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, направляются на выплаты пенсий нынешним пенсионерам;

§     новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии будет составлять 5 лет. В существующей модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели, основным показателем, который будет определять размер пенсии - будет сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия;

§     в новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее – прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.


3.2 Предложения по совершенствованию пенсионной системы


За последние годы в пенсионной сфере произошел настоящий прорыв, было принято большое количество законов и законодательных актов, касающихся пенсионной системы, благодаря которым стало возможным приступить к реализации пенсионной реформы в нашей стране. В ближайшее время нам предстоит раскрутить большой клубок нерешенных пенсионных проблем, для того чтобы разобраться в них и устранить. К одним из основных проблем, относится сложная демографическая ситуация, проблема увеличения базовой «социальной» пенсии до уровня прожиточного минимума, а также неразвитость добровольного (негосударственного) пенсионного страхования. К настоящему времени роль независимых пенсионных фондов в экономике России остается скромной. Число их участников, по данным на 1 июля 2003 года, составило 5 млн. человек. По итогам 2003 года доля накопленных в них резервов составляет лишь 0,7 % ВВП.

Существенным препятствием к быстрому развитию добровольного пенсионного страхования, являются решения принятые в ходе налоговой реформы 2000-2001 годов. Налоговые льготы для системы добровольного пенсионного страхования – распространенная мировая практика. Различают их формы: от льгот по уплате подоходного налога и других форм обложения заработной платы с последующим налогообложением пенсионных доходов, получаемых в рамках системы добровольного страхования, до систем в которых взносы в фонды добровольного пенсионного страхования облагаются налогом, а выплаты освобождаются от подоходного налога, как и от других налогов на фонд заработной платы.

В России в рамках налоговой и пенсионной реформы была выбрана модель, при которой предусматривалось освобождение выплат в фонды добровольного пенсионного страхования от налогов, но в крайне ограниченных пределах (до 2 тыс. руб.). В последствии эта норма была повышена до 5 тыс. руб.

Основанием для этих решений было стремление уйти от использования схем добровольного пенсионного страхования для уклонения от налогообложения. Опыт применения введенной в 2001-2002 годах системы показал, что установление жесткого верхнего предела сумм пенсионных отчислений, освобождаемых от налогов, неоправданно. Фиксация же предела таких освобождений, как доли облагаемого налогом дохода, будет стимулировать легализацию заработной платы, способствовать развитию системы добровольного пенсионного страхования, повышению долгосрочной устойчивости пенсионной системы.

С точки зрения повышения заинтересованности высокодоходных групп населения в формировании пенсионных накоплений, нет смысла и в сохранении количественного ограничения масштабов ежегодных пенсионных накоплений в рамках системы обязательного пенсионного страхования (17870 руб. в год). Логичным шагом в развитии пенсионной реформы, было бы освобождение от уплаты единого социального налога той же доли доходов, в случае ее перечисления на цели добровольного пенсионного страхования.

Наша пенсионная система должна строиться на принципах доверия. Это не очень непросто сделать в России, где с населением не раз несправедливо поступали: государство либо само отбирало деньги, либо контролировало ситуацию их отъема.

Доверия не будет, если законодательная и исполнительная власть часто меняет правила игры. Принципы пенсионной реформы должны быть стабильными, по крайней мере в течении жизни одного поколения. Цена ошибок при подготовке и внедрении пенсионных нововведений очень высока. Корректировка законодательства в этой сфере у нас уже на второй год после его запуска, свидетельствует о серьезных просчетах. Пенсионная система должна по возможности максимально преобразовываться в накопительную. Молодое поколение выражает готовность отказаться от модели получения пенсии от государства, и рассчитывает самостоятельно решать эту проблему, если будут созданы соответствующие условия.

В этой связи, кажутся не вполне логичными принятые меры о лишении самой активной части работающих граждан право формировать накопительную часть трудовой пенсии по установленным совсем недавно правилам. Приводимые при этом аргументы нельзя признать убедительными.

Но нет худа без добра. Скорее всего, такое решение подтолкнет этих людей к более активному участию в добровольных пенсионных системах, так как они все меньше рассчитывают на достойную пенсию в рамках обязательной системы страхования. Это очень важный вывод.

Трудно согласиться также с имеющимися предложениями о допуске страховых компаний к деятельности по обязательному пенсионному страхованию. Они не вписываются в выбранную модель пенсионной реформы. Эти организации работают на иных принципах, не обеспечивающих достаточную сохранность пенсионных накоплений. К тому же будет негативно сказываться переизбыток участников пенсионного рынка. Гражданину трудно будет сделать правильный выбор из десятков управляющих компаний, сотни негосударственных пенсионных фондов и еще нескольких сот страховых кампаний. Объем этого рынка еще не велик, а эффективность его функционирования снижается. Поэтому можно прогнозировать, что в результате конкуренции останутся достаточно крупные и надежные игроки.

Государство должно вовремя уменьшить свое присутствие и влияние в пенсионной системе. Если на одном поле будет долго работать ПФР с налоговыми льготами и негосударственные фонды с ненормальным режимом налогообложения, то исход конкурентной борьбы между ними очевиден: проигравшими, в конечном счете, окажутся пенсионеры. Сохраняется надежда на то, что Россия все же обеими ногами встанет на путь развития накопительной пенсионной системы, работодатели и работники все больше будут осознавать, что в этом их будущее, и только они сами смогут сформировать накопления для достойных пенсий.

А в сегодняшней действительности, пассивность населения является главной бедой и ключевым звеном, из-за которого все замечательные идеи пенсионной реформы повисают в воздухе, - это не только отсутствие в России привлекательных инвестиционных проектов (будут деньги - будут и проекты под них), сколько пугающая пассивность населения. А она, в свою очередь, проистекает в основном из не информированности, а не из недоверия к частному сектору. «Отсутствие достоверной информации об управляющих компаниях и НПФ» - в принципе, конечно проблема, но она даже не осознается большинством людей, поскольку они либо не подозревают, что управляющие компании и НПФ вообще существуют, либо не догадываются, что они как-то связаны с пенсионной реформой. Похоже на всю страну лишь несколько тысяч человек хорошо понимают смысл реформы и ее основные принципы. Так что, пожалуй, говорить про «подрыв доверия к пенсионной реформе» не вполне верно: подорвать его можно только у очень малой части населения, которая хоть что-то знает. Большинство же не испытывает ни доверия, ни недоверия, ни минимального интереса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.