Перспективы и дальнейшее совершенствование налога на имущество
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: Перспективы и
дальнейшее развитие налога на имущество
Содержание
Введение
1. Общая характеристика налога на имущество
1.1 Понятие налогов на имущество
1.2 Объекты налогообложения и налоговая база
1.3 Налогоплательщики - физические и юридические лица.
Льготы по налогу
1.4 Роль имущественных налогов в налогообложении
2. Проблемы практического применения налога на имущество
2.1 Особенности исчисления и уплаты налога на имущество
2.1.1 Проблемы практического применения налога на
имущество организаций
2.1.2 Особенности применения налога на имущество
физических лиц
2.2 Анализ поступления налогов на имущество
3. Оценка перспектив и дальнейшего развития налога на
имущество
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Налог на
имущество организаций и физических лиц - это один из налогов налоговой системы
Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством. Этим
налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты,
находящиеся на балансе предприятия, а также движимое и недвижимое имущество
граждан.
Поимущественные
налоги действовали в царской России (например, квартирный налог, налог с
наследства). В настоящее время они взимаются в зарубежных странах со стоимости
движимого и недвижимого имущества, обычно по невысоким ставкам, в системе
местного налогообложения.
Налог на
имущество является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому он,
наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами
налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней,
требует особого подхода при его рассмотрении.
Устанавливая
налог на имущество, законодательные (представительные) органы субъектов РФ
вправе определять налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ; порядок
и сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу.
Кроме
того, при установлении налога законами субъектов РФ могут также
предусматриваться региональные налоговые льготы и основания для их
использования налогоплательщиками.
Налог на
имущество предприятий занимает центральное место в системе имущественного
налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных
изменений в порядке расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного
опыта, а также изменений, ожидаемых в области замены налога на имущество
юридических и физических лиц, а также земельного налога, на налог на
недвижимость.
Особенность
имущественных налогов состоит в том, что их объектом является имущество само по
себе, а не как источник дохода.
Несомненно,
что определенную сложность вызывает практическое применение порядка и правил
налогообложения налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на
территориях различных субъектов Российской Федерации, поскольку им необходимо
учитывать соответствующие региональные особенности налогообложения. При этом,
произвольная, часто расширительная трактовка терминологии закона приводит
налогоплательщиков к грубым ошибкам и налоговым правонарушениям.
Вышеизложенное
обусловливает актуальность темы данной работы, посвященной вопросам
имущественного налогообложения организаций в соответствии с нормами
действующего налогового законодательства.
Объектом
исследования является комплекс теоретических и практических проблем,
связанных с раскрытием природы налога на имущество и порядка имущественного
налогообложения организаций в свете действующего налогового законодательства.
Предмет
исследования - нормы Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на имущество
предприятий.
Цели
исследования - теоретическое и практическое рассмотрение имущественного
налогообложения, выявление перспектив и путей дальнейшего развития такого
налогообложения.
Для
достижения целей ставились следующие задачи:
определить
сущность и дать характеристику имущественного налогообложения;
установить
субъектный и объектный состав процесса расчета и уплаты налога на имущество,
базу налогообложения;
проанализировать
особенности порядка имущественного налогообложения и предоставляемые льготы;
изучить
роль имущественных налогов в общей системе налогообложения;
исследовать
поступление имущественных налогов и сборов;
рассмотреть
вопросы оптимизации налога на имущество, перспективы и пути его дальнейшего развития.
Структура
и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит
из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и
приложения.
В первой
главе выявлены сущность и значение налога на имущество.
Вторая
глава посвящена особенностям порядка расчета и уплаты налога в бюджет и анализу
поступлений имущественных налогов и сборов.
В третьей
главе исследованы перспективы и дальнейшее развитие налога на имущество.
Список
использованных источников включает 45 наименований.
В России
институт имущественного налогообложения получил свое основное развитие в
середине XIX века. Потребности
капиталистического развития требовали реформировать и упорядочить все сферы
жизни феодальной России, в том числе и финансовую.
В 1860
году Александр II велел отменить с 1 января 1863 года откупную систему, при
которой отдавался на откуп частным лицам сбор косвенных налогов с населения за
соль, табак, вино и т.п. Вместо откупов была введена более цивилизованная
акцизная система.
Начиная с
1863 года с мещан, вместо подушной подати, стал взиматься налог с городских
строений. С 1867 года к подушной подати присоединены два других сбора, которые
взимались по подушной системе: государственные земские и общественные сборы [34,
с.156].
Земские (местные)
сборы были установлены как государственные, так и общие губернские и частные. Они
функционировали наравне с государственными прямыми налогами.
Земским
учреждениям предоставлялось право определять сборы с земли, фабрик, заводов,
торговых заведений. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг, квартирный
налог, сбор с проезда по шоссе.
В 1898
году Николай II утвердил Положение о Государственном промысловом налоге. Промысловые
свидетельства, согласно этому Положению, должны были выбираться на каждое
промышленное предприятие, торговое заведение, пароход. Свидетельство могло
получить как физическое, так и юридическое лицо. Так обеспечивался единый
подход ко всем юридическим лицам.
Основной
промысловый налог состоял из налога с торговых заведений и складских помещений,
налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную
торговлю. Дополнительный промысловый налог по размеру превосходил основной и
зависел от размера основного капитала, прибыли предприятия и от характера
предприятия - являлось ли оно гильдейским или акционерным обществом.
Также
действовали в царской России и поимущественные налоги с граждан (например,
квартирный налог, налог с наследства).
В результате революций 1917 года произошло изменение
политической и государственной власти в России. С приходом к управлению страной
партии большевиков начинается время военного коммунизма, которое
характеризуется, в частности, отсутствием четкой налоговой системы.
Основным
доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и
продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального
значения, а носили ярко выраженный характер классовой борьбы.
В то же
время отменялись налоги, которые противоречили вновь изданным декретам или не
устраивали власть по политическим или экономическим причинам. В связи с
национализацией земель был отменен поземельный налог, а также земские и мирские
сборы [47, с.31].
Дальнейшие
преобразования в налоговой системе произошли к концу 1922 года, когда ее
построение принципиально было закончено.
В
1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление
ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года), в результате которой была полностью
упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были
унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях с
прибыли.
В
сущности, говорить о налогообложении, и конкретно имущественном
налогообложении, в данный исторический период было бы не совсем справедливым,
так как вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением
нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким
образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых
изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной
монополии.
К началу
реформ середины 1980-х гг. более чем 90% государственного бюджета Советского
Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от
народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный
удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений в бюджет.
С принятием
Закона СССР "О государственном предприятии" начинается реформа
системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет.
А 14 июня
1990 года введен Закон СССР № 1560-I "О налогах с предприятий, объединений
и организаций", который установил обязанность предприятий, объединений и
организаций уплачивать общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота,
налог на экспорт и импорт [61, с.176].
Налог на имущество юридических лиц был введен в действие с 1
января 1992 года на основании Закона "О налоге на имущество предприятий"
в качестве регионального налога.
В
соответствии с данным законом, порядок и сроки уплаты, а также конкретную
ставку налога устанавливал законодательный орган власти субъекта Российской
Федерации. Согласно данного Закона действовала Инструкция Госналогслужбы России
"О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий",
разъясняющая порядок расчета и оплаты имущественного налога.
Уже в
конце ХХ века в Российской Федерации стали происходить кардинальные изменения в
системе налогообложения предприятий. В 1998 году была принята первая часть
Налогового кодекса Российской Федерации, а в 2000 году - вторая.
Глава 30
Налогового Кодекса РФ [2], непосредственно регулирующая вопросы имущественного
налогообложения организаций, вступила в действие с 1 января 2004 года. В
соответствии со статьёй 15 НК РФ, налог на имущество является местным налогом,
и такие существенные элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и
сроки уплаты налога, устанавливаются представительными органами соответствующих
муниципальных образований, но в пределах, предусмотренных НК РФ и Законом РФ 22.12.1992
г. №4178-1 "О налогах на имущество физических лиц" [7].
Налог на
имущество является прямым. Он вносится в бюджет в обязательном и первоочередном
порядке и, в случае организаций, относится на финансовые результаты
деятельности организации. То есть, как верно отмечает Н.В. Миляков, данный
налог, несмотря на то, что он принадлежит к категории прямых и потому зависит
от результатов хозяйственной деятельности плательщика, уплачивается даже в том
случае, когда финансовый результат деятельности за отчетный период принимает
форму убытка [38, с.56].
Очевидно,
что в системе имущественного налогообложения налог на имущество организаций занимает
центральное место. Его доля в общей сумме поступлений от имущественных налогов
составляет более 95%, хотя удельный вес в доходах консолидированного бюджета
Российской Федерации невысок - около 5% и не имеет существенного значения, в
отличие, например, от налога на имущество корпораций за рубежом [38, с.62].
В рамках
бюджетных правоотношений налог на имущество организаций относится к
собственному доходу регионов, которым в силу ст.47 Бюджетного кодекса РФ,
называется доход, зачисляемый в бюджеты в соответствии с бюджетным
законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах.
Субъектом,
уполномоченным установить и ввести региональный налог, может быть только
законодательный (представительный) орган государственной власти региона,
образованный в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6
октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" [6].
Полномочия
законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ
по определению элементов обложения региональным налогом всегда ограничены
соответствующим федеральным законом об этом же налоге.
В
соответствии с нормами налогового законодательства, законодательный (представительный)
орган государственной власти субъекта РФ при установлении регионального налога
вправе определить:
налоговую
ставку в пределах, закрепленных НК РФ;
порядок и
сроки уплаты налога;
налоговые
льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Юридическая
форма установления регионального налога, согласно п.4 ст.1, абз.1 п.3 ст.12 НК
РФ и п. п. "д" п.2 ст.5 Федерального закона "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации", региональный налог имеет только
одну форму юридического установления - форму закона субъекта РФ об этом налоге.
За период
2004-2006 год в главу 30 НК РФ существенных изменений в элементы
налогообложения не вносилось. В 2007 году в главу 30 внесены изменения
Федеральным законом №216-ФЗ [4], которые введены с 1 января 2008 года, за
исключение новой статьи 386,1, которая введена с 1 января 2007 года (ст.4
Федерального закона №216-ФЗ). Анализ этих изменений и дополнений показывает,
что они уточняют отдельные установленные нормы налогообложения по налогу с
учетом правоприменительной практики [32, с.25].
Отметим
отдельные аспекты регулирования уплаты налога на имущество организаций:
1) ст.372
НК РФ и другими нормами НК РФ определена сфера участия субъектов РФ в
установлении и введении в действие налога на имущество организаций. Законодательные
(представительные) органы государственной власти регионов вправе определять
налоговую ставку в пределах, закрепленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки
уплаты, а также форму отчетности по упомянутому налогу;
2) ст.373
НК РФ уточнены категории плательщиков налога на имущество;
3) ст.374
НК РФ изменен объект налогообложения - с 1 января 2004 года им признаются не
основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на
балансе плательщика, а только движимое и недвижимое имущество, относящееся к
объектам основных средств в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском
учете, или только недвижимое имущество, находящееся на территории России,
безотносительно к его бухгалтерскому учету;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|