рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Планирование и прогнозирование расходной и доходной части бюджета

Планирование и прогнозирование расходной и доходной части бюджета

Глава 1


1.1 Бюджетная система РФ


Бюджет РФ является важнейшим звеном финансовой системы страны, он составляет основу финансовых средств государства.

Государственный бюджет — это единственный источник денежных средств, находящихся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти.

В Бюджетном кодексе РФ под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления

Бюджетная система РФ включает:

• федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

• бюджеты субъектов РФ (областной или региональный бюджет) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

• местные бюджеты, в том числе:

▪ бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов

▪ бюджеты городских и сельских поселений

БК РФ дает понятие консолидированного бюджета субъекта РФ, поскольку как раз данные консолидированного бюджета используются при планировании, расчетах и анализе на всех стадиях бюджетного процесса.

Консолидированный бюджет Нижегородской области – областной бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав Нижегородской области (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

Консолидированный бюджет Нижегородской области включает в себя:

• областной (региональный) бюджет

• местные бюджеты (всего 52), которые подразделяются на:

▪ бюджеты муниципальных районов (количество - 48) и городских округов (г. Арзамас, г. Дзержинск, г.Н.Новгород, г. Саров)

▪ бюджеты городских и сельских поселений (количество - 610)


1.2 Сущность бюджетного управления, цели, задачи и функциональные элементы управления


В рыночной экономике существенно возрастает роль и значение управленческих решений в области государственных финансов на всех уровнях государственной власти.

Каждая система управления, в том числе и управление бюджетом, состоит из двух взаимосвязанных частей - объекта и субъекта управления. На качества управления одинаково отражается знания как объекта, т.е. управляемой системы, так и субъекта, или управляющей системы.

Бюджет как объект управления является очень сложным и разноплановым явлением, которое требует глубокого и всестороннего изучения.

Он имеет различные проявления, а именно:

• по экономической сущности бюджет представляет собой экономическую категорию, что отражает определенные отношения в обществе;

• по форме проявления - это основной финансовый план, который утверждается в законодательной форме, а поэтому является правовой категорией;

• по материальному содержанию - это централизованный фонд денежных средств государства, что обеспечивает ей базу для выполнения установленных функций.

Все эти проявления бюджета взаимосвязаны. Невозможно хорошо разбираться в бюджете, зная, даже в совершенстве, лишь одну его сторону, - необходимо иметь комплексное представление.

Структура бюджета рассматривается по двум направлениям.

Во-первых, согласно с вертикальной иерархии органов государственной власти и управления. На каждом из уровней составляется, утверждается и выполняется отдельный бюджет. Такое построение бюджета характеризуется понятиями «бюджетный строй» и «бюджетная система».

Во-вторых, структура бюджета характеризуется составом и соотношением его доходов и расходов.

Поскольку бюджет как экономическая категория касается всех юридических и физических лиц, то структура доходов и расходов бюджета является не просто их арифметическим соотношением, а характеристикой сбалансированности и уравновешенности интересов в обществе. Именно с этих позиций необходимо детальное изучение структуры бюджета.

Формирование и распределение средств бюджетов на всех уровнях бюджетной системы — объемный и многоэтапный процесс, охватывающий социальную, экономическую, финансовую и другие сферы деятельности государства. В ходе формирования и распределения бюджетов анализируется и обобщается обширный материал, включающий спектр данных о финансовых ресурсах, о перспективах социально-экономического развития, об источниках доходов, направлениях расходов и др., и все это взаимоувязывается и корректируется в свете концепции бюджетной политики федерального и регионального уровней. Естественно, этот многогранный процесс требует координирующего и целенаправленного управления. Понятие «управление» или менеджмент определяется как целенаправленное воздействие управляющего субъекта на управляемый объект для его оптимального функционирования и развития.

Система управления бюджетом представляет собой комплекс действий, необходимый для обеспечения согласованной совместной деятельности людей, а также совокупность осуществляющих управление звеньев и связей между ними. Управленческая деятельность разделяется между должностными лицами или специализированными подразделениями организаций.

Следует отметить, если финансовый менеджмент понимается как управление финансовыми потоками, то бюджетный менеджмент в целом и на отдельных территориях (автономных территориальных образованиях – АТО) можно охарактеризовать как управление доходами и расходами бюджета территории, т. е. управление бюджетными ресурсами в процессе их формирования, распределения и перераспределения, а также использования.

Наука об управлении выделяет такие основные функции менеджмента:

• стратегическое планирование,

• планирование реализации стратегии,

• организация выполнения разработанных планов,

• учет и контроль.

Исходя из этих функций и из структуры бюджетного процесса как предмета бюджетного менеджмента, можно дать следующее определение бюджетного менеджмента

Бюджетный менеджмент – система, состоящая из управляющей подсистемы и объекта управления (бюджетные доходы, расходы и государственный (муниципальный) долг), предназначенная для выполнения следующих функций:

• организация управления бюджетными потоками соответствующей территории,

• бюджетное планирование и прогнозирование,

• бюджетное регулирование,

• бюджетный учет,

• бюджетный анализ,

• бюджетный контроль с использованием форм и методов принятия эффективных решений в области управления бюджетными рисками, активами и обязательствами.


1.3 Информационная база бюджетного менеджмента


Для эффективного управления бюджетами и бюджетным процессом необходимо достаточно полное информационное обеспечение, так как при его отсутствии исключается принятие оптимальных управленческих решений, особенно по действиям в условиях бюджетного риска. Информационное обеспечение составляет многообразная информация — финансовая, экономическая, политическая, правовая, статистическая и др., при этом качество информации, ее достоверность имеют определяющее значение

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основе которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Реформирование бюджетного процесса в 2004-2006 гг. сформировало новую модель организации бюджетного процесса, направленную на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы РФ.

Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая в мире концепция «бюджетирования, ориентированного на результаты (БОР) в рамках среднесрочного финансового планирования».

Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и/или реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

Новая модель управления результатами отличается от прежней следующими характеристиками:

• Формирование многолетнего финансового плана как основы бюджетных параметров на каждый финансовый год

• Реализация принципа сравнения действующих и принимаемых обязательств

• В качестве целевого их использования степенью результативности бюджетных средств

• Прогнозирование бюджетных параметров при условии расширения полномочий распорядителей бюджетных средств параллельно с увеличение

• Отчетностью о результатах использования средств, лежащей в основе отчета об исполнении.

Таким образом, основные элементы, методы и приемы бюджетирования, ориентированного на результат, во многом заимствованы у частного сектора экономики, например, формирование целей и задач деятельности, оценка показателей социальной и экономической эффективности, использование метода учета по начислению и т.д.

При новом способе бюджетирования определяются:

• стратегические цели - ожидаемые социально-экономические результаты, которые должны быть достигнуты при реализации государственной политики;

• тактические задачи - ожидаемые конечные результаты деятельности субъектов бюджетного процесса при решении конкретной проблемы, направленной на достижение стратегических целей;

• финансовые ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей и решения конкретных задач.

Данная модель предполагает программный подход к составлению бюджета. В программах излагаются:

• стратегические цели,

• тактические задачи,

• необходимые финансовые ресурсы,

• ожидаемые результаты

• сроки их выполнения и т.д.

При применении нового метода бюджетирования большую роль играет мониторинг и оценка результатов деятельности участников бюджетного процесса.

Иерархия бюджетного процесса в РФ с 2007 года выглядит следующим образом (рис. 1.2)


Рис. 1.2. Иерархия бюджетного процесса в РФ с 2007 года


В соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ основой для составления бюджета служит следующую информационная база:

• Бюджетное послание Президента РФ,

• Прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год,

• Основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год,

• Прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год,

• План развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Составление проектов бюджетов — прерогатива Правительства Российской Федерации, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

В целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц:

• о действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;

• о нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• о предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• о видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы Российской Федерации на другой;

• о нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;

• о порядке выравнивания бюджетной обеспеченности.

Однако большинство из вышеперечисленных сведений в настоящий момент практически полностью утратило актуальность. Так, по мере завершения налоговой реформы, а также учитывая ограниченные возможности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по изменению налогового законодательства в части собственных налогов, сведения о действующем налоговом законодательстве не могут рассматриваться как критически значимые для бюджетного процесса, хотя сохраняют значения сроки введения в действие изменений в налоговое законодательство. То же справедливо и в отношении нормативов отчислений от налогов в бюджеты других уровней бюджетной системы. Налоговым кодексом Российской Федерации в новой редакции уточнен перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов, по которым региональные и местные органы власти обладают полномочиями по изменению существенных элементов налогов; указанные налоги подлежат зачислению также в соответствующие бюджеты. В свою очередь, Бюджетным кодексом Российской Федерации закреплены доли федеральных налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также местные бюджеты муниципальных районов, поселений и городских округов.

Основные параметры системы бюджетов разные уровней и сводного бюджета страны, определяющих масштабы участия государства и муниципальных образований в перераспределении ВВП отражаются в бюджетной статистике.

В международных стандартах по статистике общественных (государственных) финансов приняты следующие основные показатели бюджетной статистики:

• доходы (без официальных трансфертов полученных),

• официальные трансферты полученные,

• расходы (без расходов на кредитование),

• кредитование за вычетом погашения (чистое кредитование),

• разница между доходами и расходами (дефицит или профицит бюджета).



Глава 2


2.1 Сущность, система, основные модели и элементы бюджетного планирования


Планирование бюджета представляет собой процесс разработки общей структуры и объемов доходов и расходов бюджета на очередной финансовый год и перспективу. Схема данного процесса установлена БК РФ, который регламентирует основы составления проектов бюджетов всех уровней.

Согласно БК РФ составление проектов бюджетов - прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственная работа по разработке бюджетного плана проводится МФ РФ, комитетами финансов субъектов РФ, финансовыми отделами органов местного самоуправления, налоговыми и таможенными органами.

Система бюджетного планирования — совокупность организации, методов и процедур формирования проекта бюджета.

Субъекты бюджетного планирования - федеральные министерства, а также федеральные службы и федеральные агентства (руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ), федеральные органы законодательной и судебной власти, Центральная избирательная комиссия РФ, Генеральная прокуратура РФ и Счетная палата РФ.

Возможны три варианта бюджетного планирования:

• годовое планирование;

• годовое планирование и перспективное финансовое планирование (два этапа составления бюджета с едиными агрегированными показателями для очередного финансового года);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.