рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Планирование и прогнозирование расходной и доходной части бюджета

Суть метода в расчете поправочных коэффициентов, отражающих различия в налоговой нагрузке на разные отрасли экономики.

Достоинства этого метода:

• независимость результатов от региональных администраций и налоговых органов;

• возможность для регионов ознакомиться с проектом на очередной год и внести свои предложения при обнаружении неточностей в статистических данных региона;

• методика соответствует общей концепции утверждения вертикали власти, распространяющейся на бюджетное распределение и налоговое законодательство.

Недостатки метода:

• отсутствие оценки динамических процессов в изменении налогового потенциала;

• не учитывается оценка возможно быстро растущего налогового потенциала малого бизнеса;

• доли отраслей народного хозяйства и промышленности, например, для 2006 года рассчитываются по показателям 2000-2004 года.


5.4.3 Методики оценки налогового потенциала, разработанные в Министерстве финансов России

Данные методики предложены Игорем Горским – заведующим отделом налогов научно-исследовательского финансовой института Минфин РФ. Автор предлагает оценить налоговый потенциал как максимально возможные суммы налоговых платежей, исходя из действующего федерального налогового законодательства. Указание на федеральное законодательство означает, что при оценке налогового потенциала не следует учитывать региональные и местные налоговые льготы. При анализе налоговых потенциалов местных бюджетов учитываются федеральные и региональные льготы и не учитываются местные. Согласно методикам Горского при расчете налогового потенциала следует придерживаться двух условий:

1. Во всех регионах действует единая налоговая система, включающая в себя все налоги, которые будут указаны в Налоговом кодексе РФ.

2. Для обеспечения равенства базовых условий расчета необходимо применять максимальные (предельные) налоговые ставки (или ее доли) поступлений в региональные и местные бюджеты.

Автором предлагаются три методики оценки налогового потенциала. Они могут использоваться по отдельности или все вместе в зависимости от условий и цели расчета.

1. Метод прямого счета.

Налоговый потенциал рассчитывается как сумма потенциалов отдельных налогов.

Потенциал конкретного налога определяется как сумма начислений по данному налогу без учета региональных и местных льгот.



где: n – количество налоговых участников в расчете

i – вид налога

НБi – налогооблагаемая база по i-му налогу

Ti – ставка i-го налога.

Приведенная формула в общем виде - сумма всех налогов, начисленных во все уровни бюджета с данной территории. Эта формула легко трансформируется в расчет налогового потенциала отдельных бюджетов: федерального, регионального и местного.

2. Упрощенный метод.

Он применяется в случаях, если для пользователя доступны данные только формы №5 о начисленных налоговых базах (см. таб. 5).


Таблица 5

Формы отчетности налоговых органов о начисленных налоговых базах

Номер формы

Наименование

Периодичность

№ 5-П

Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций

квартальная,

№ 5-ИБ

Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на игорный бизнес

полугодовая,

№ 5-ЕНВД

Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности

квартальная,

№ 5-НИО

Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество предприятий

полугодовая,

№ 5-ЗН

Отчет о налоговой базе и структуре начислений по земельному налогу

годовая,

№ 5-ФЛ

Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогам на имущество физических лиц

годовая,

№ 5-ТН

Отчет о структуре начислений по транспортному налогу

годовая,

№ 5-УСН

Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения

квартальная,

по итогам года

№ 5-ПВ

Отчет о налоговой базе и структуре начислений по акцизам на пиво

квартальная,

№ 5-ВБР

Отчет о налоговой базе и структуре начислений по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов

квартальная,

№ 5-ЖМ

Отчет о налоговой базе и структуре начислений по сбору за пользование объектами животного мира

полугодовая,

№ 5-НДПИ

Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на добычу полезных ископаемых

месячная,

№ 5-ЕСХН

Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому сельскохозяйственному налогу

полугодовая,


По данной методике можно рассчитать налоговый потенциал по базам имеющихся в отчетности налогов, а затем сделать дооценку потенциала оставшихся налогов.

3. Фактический метод.

В его основе лежит мысль о том, что полному использованию налогового потенциала в рамках легального сектора, то есть полному сбору всех начисленных налогов препятствует только недоимка и налоговые льготы. Поэтому налоговый потенциал можно рассчитать, как сумму налоговых платежей поступивших в отчетном году (ФП), прироста задолженности за отчетный период (З) и величины налога, приходящегося на региональные и местные льготы (Л).



Все данные для расчета имеются в базах данных налоговых органов.

Имеются и другие методики.


Глава 6


6.1 Классификация доходов бюджета


Доходы бюджета формируются за счет:

1. Налоговых доходов

К ним относятся доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

2. Неналоговых доходов

К ним относятся:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов;

• доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответствующих органов власти;

• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия;

• доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и т.д. Неналоговые доходы каждого звена бюджетной системы различны. Неналоговые доходы зачисляются преимущественно в соответствующие бюджеты в полном объеме.

3. Безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов других уровней

К ним относятся:

• дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ (дотация - средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий их использования)

• субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов)

• субвенции из федерального бюджета и/или из бюджетов субъектов РФ (субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов)

• иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

• безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

К собственным доходам бюджета относятся налоговые и неналоговые доходы, доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и региональных фондов компенсаций).


6.2 Этапы планирования доходов бюджета


Планирование доходов объединяет три этапа.

Первый этап включает:

• анализ исходных условий для разработки плана поступления доходов бюджета

• формирование прогнозов развития территории на перспективу

На втором этапе осуществляются:

• обоснование и корректировка основных направлений налоговой политики соответствующей территории

• разграничения налоговых полномочий и доходных источников между органами власти различных уровней в соответствии с действующим законодательством.

На третьем этапе осуществляется:

• расчет сумм налогов, зачисляемых в бюджет всех уровней.

При определении объема налогов используется понятие «контингент налога», которое характеризует общую сумму взимаемого на данной территории конкретного вида налога или иного платежа.

Расчет контингентов налогов на федеральном, региональном и местном уровнях бюджетной системы осуществляется на основе единых принципиальных подходов, но конкретная методика процесса планирования имеет свои особенности в зависимости от уровня бюджета.


6.3 Исходные данные, используемые при планировании доходов


При планировании доходов используют следующие данные:

1. Показатели прогноза социально-экономического развития соответствующей территории в стоимостном выражении:

• по материальному производству: объем отгрузки товаров собственного производства, объем выполнения работ, услуг собственными силами; амортизационные отчисления; прибыль;

• по труду: фонд оплаты труда;

• по потребительскому рынку: розничный товарооборот; объем платных услуг;

• по производству алкогольной продукции: объем производства продукции по видам (спирт, шампанское, вина, пиво, коньяк, водка и т.д.).

2. Динамику поступлений налогов за ряд предыдущих лет

3. Ожидаемый объем поступления налогов в текущем году;

4. Ожидаемый объем недоимки по налогам на начало планируемого финансового года;

5. Индексы - дефляторы изменения макроэкономических показателей, рекомендованные Министерством экономики РФ и Минфином РФ при разработке прогнозов развития экономики России и федерального бюджета на планируемый финансовый год.

6. Ставки налогов, установленные действующим законодательством и распределение налоговых платежей по уровням бюджетов.


6.4 Краткосрочное и перспективное планирование доходов бюджета


Под краткосрочным планированием доходов бюджетов всех уровней понимается оценка бюджетных поступлений в расчете на год. Установленная величина доходов законодательно утверждается в рамках бюджета в целом. В процессе исполнения бюджета оценивается и анализируется фактическое исполнение доходов текущего периода, что отражается в оперативном планировании.

Для контроля за ходом поступления доходов в бюджет разрабатываются квартальные, месячные, десятидневные и пятидневные планы, которые не изменяют показателей ранее составленного прогноза доходов бюджета, утвержденного в качестве закона, а конкретизируют их.

Последовательность этапов планирования бюджета представляет собой единую систему управленческих действий на текущий период и перспективу, тогда как составление краткосрочных планов без тщательной проработки стратегии развития может привести к разрыву между бюджетными заданиями и величиной реально поступивших бюджетных доходов. В результате возникает необходимость в перспективном планировании, основанном на результатах анализа отчетных и аналитических данных, получаемых в ходе выполнения текущих обязательств.

Перспективное планирование предполагает проведение предварительной оценки поступления доходов при условии следования выбранной концепции развития экономики на средне- и долгосрочную перспективу.

Разработка прогнозов на среднесрочную перспективу включает в себя расчет объемов бюджетных поступлений исходя из показателей, характеризующих темпы роста экономики региона, состояние его экономического потенциала, эффективности использования территориальной собственности, потребности регионов в дополнительных ресурсах.

В связи с неустойчивостью экономических процессов в России долгосрочное планирование доходов бюджета не получило достаточно полного развития и является, как правило, частью процесса составления социально-экономического прогноза на долгосрочную перспективу, разрабатываемого в основном на федеральном уровне Министерством экономического развития и торговли РФ.


6.5 Налоговое планирование в системе планирования и прогнозирования доходной части бюджета


Основной задачей налогового планирования является определение объемов налоговых поступлений на краткосрочный и долгосрочный периоды на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий и отраслей хозяйства.

Налоговое планирование как процесс разработки экономически обоснованных качественных и количественных параметров предполагаемых налоговых поступлений в бюджет РФ объединяет три этапа.

Началом процедуры является процесс сведения воедино и изучения информации о действующем налоговом законодательстве, нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов; предполагаемых объемах предоставляемой финансовой помощи; видах и объемах расходов, перераспределяемых между бюджетами.

Первым этапом государственного налогового планирования являются анализ исходных условий для разработки плана налоговых доходов, а также формирование прогнозов развития территории на перспективу и составление иных материалов, служащих основой для расчетов налоговых поступлений в бюджет.

На втором этапе налогового планирования осуществляются корректировка налоговой политики и разграничение налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления различных уровней. В рамках второго этапа налогового планирования устанавливаются или изменяются в соответствии с проводимыми преобразованиями цели, на достижение которых ориентирована система налогообложения страны, и методы, позволяющие воплотить эти цели на практике.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.