Проблемы формирования и исполнения бюджета в Республике Беларусь
Содержание
1. Организация бюджетного
процесса. Составление, рассмотрение и утверждение республиканского бюджета
2. Планирование расходов
организаций здравоохранения на оплату транспортных услуги и услуг связи
Задача
Список использованных источников
1. Организация бюджетного
процесса. Составление, рассмотрение и утверждение республиканского бюджета
Бюджетный процесс -
регламентированная Конституцией, другими законодательными и нормативными актами
деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению
и исполнению бюджетов.
В Республике Беларусь,
как и во многих странах, бюджетный год совпадает с календарным, т. е.
начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Но срок действия бюджета не
совпадает с бюджетным циклом. По времени стадии бюджетного процесса приходятся:
составление - до 1 октября года, предшествующего началу нового бюджетного года;
рассмотрение и утверждение - до 1 января нового года; исполнение - в течение
года действия закона о бюджете; составление и утверждение отчета - до 1 июня
года, следующего за отчетным. Таким образом, бюджетный цикл составляет более
чем двухгодичный период.
Счетный период включает
бюджетный год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц, в
течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период
исполнения бюджета за прошедший бюджетный год.
Регулирование бюджетного
процесса осуществляется посредством применения норм бюджетного права,
закрепленных в законе о бюджетной системе, ежегодно принимаемых закона о
бюджете на предстоящий год. Однако в силу того, что бюджетная деятельность
регламентируется также нормами государственного права, субъекты бюджетного
процесса руководствуются нормативами регламентного характера, содержащимися в
законах о Национальном собрании, Президенте, Совете Министров, а также
подзаконными актами. Особо в этой связи следует выделить нормативные акты,
издаваемые Министерством финансов, в функции которого входит организация
бюджетного процесса в Республике Беларусь. Органы местного самоуправления в
пределах предоставленных им полномочий разрабатывают свою нормативную базу,
регламентирующую осуществление бюджетного процесса в регионах.
Республика Беларусь
является унитарным государством, и этому типу управления соответствует
построение бюджетной системы, которая объединяет республиканский и местные
бюджеты. В настоящее время функционирует 1664 местных бюджета, которые являются
финансовой базой регионов и обеспечивают осуществление мероприятий по их
социально-экономическому развитию.
Составление проекта
республиканского бюджета имеет целью определить сумму денежных средств, которая
должна быть сосредоточена в республиканском бюджете, в бюджетах областей и
города Минска и в целом в консолидированном бюджете республики для направления
на финансирование pacходов и мероприятий общегосударственного и местного
значения.
Составление проекта
бюджета происходит в несколько этапов. Первый состоит в доведении Министерством
финансов по поручению Совета Министров до всех заинтересованных инстанций
указаний о сроках составления республиканского и местных бюджетов. Далее
организуется работа по определению общего объема доходов и расходов региона в
целом и каждого бюджета, суммы отдельных видов доходов и расходов, размера
собственных доходов бюджета каждого уровня, потребности в суммах отчислений
общереспубликанских и других налогов и доходов.
Составление проектов
бюджетов осуществляется на основании прогноза социально-экономического развития
республики, основных направлений денежно-кредитной политики. Министерство
экономики, Министерство финансов и Национальный банк ежегодно до 1 августа
года, предшествующего планируемому финансовому году, разрабатывают параметры
прогноза социально-экономического развития республики, основные направления
бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, которые представляются на
рассмотрение Правительства а после их одобрения - на рассмотрение Президента.
Составлению проекта
бюджета предшествует разработка соответствующих организационных мероприятий:
определяются основные этапы и виды работ; ожидаемое исполнение доходов и
расходов консолидированного бюджета республики и его составных частей за
текущий финансовый год: производится анализ статистических отчетных данных о
развитии экономики республики в целом и отдельных
административно-территориальных единиц; систематизируются для учета в проекте
бюджета принятые законодательные и нормативные акты об изменении налогового и
другого законодательства, поручения Президента, постановления Правительства о
приоритетном финансировании отдельных отраслей экономики и социальной сферы.
На основании этого
делаются прогнозные оценки поступлений в бюджет.
Планирование расходов
осуществляется исходя из расчетов, представляемых министерствами, ведомствами и
другими органами управления, которые находятся на бюджетном финансировании.
Исходя из этого Министерство финансов и местные финансовые органы определяют
доходы и расходы бюджетов. Причем расходы бюджетов формируются с учетом
прогнозируемых доходов.
В бюджете на очередной
финансовый год предусматриваются ассигнования на выплату процентов по
внутреннему и внешнему государственному долгу, погашение задолженности по
государственному долгу прошлых лет.
В составе
республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные
фонды. Порядок их формирования и размеры определяются при утверждении бюджетов.
Прогнозные показатели по
доходам и расходам республиканского бюджета и местных бюджетов на предстоящий
год и предложения по сбалансированию бюджетов Министерством финансов
представляются Совету Министров, а финансовыми органами - исполкомам местных
Советов депутатов.
Если на местах не
представляется возможным сформировать сбалансированные по доходам и расходам
проекты бюджетов, исполнительные комитеты представляют в вышестоящий
исполнительный орган в установленные сроки расчеты, на основании которых
определяются нормативы отчислений от регулирующих доходов, а также предложения
об изменении состава объектов, финансируемых из данного бюджета. Эти
предложения рассматриваются исполкомом вышестоящего Совета депутатов с участием
представителей нижестоящих исполкомов, инициировавших эти предложения. Полное
или частичное отклонение предложений должно быть оформлено протоколом
разногласий. Для разрешения спора выше- и нижестоящие органы представительной
власти создают согласительную комиссию, решение которой доводится до обеих
сторон.
Такой порядок создает
правовую базу для обеспечения подготовки проектов всех бюджетов в установленные
сроки, четкость в прохождении всех этапов составления проекта бюджета.
Разработанные проекты республиканского
и местных бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Совета Министров и
соответствующих исполкомов местных Советов депутатов. Последние после
детального обсуждения принимают решения о представлении бюджетов соответственно
Президенту и в местные Советы депутатов.
Представленный
Правительством на рассмотрение Президента проект бюджета является перечнем
документов, указанных в законе о бюджетной системе. К ним относятся:
пояснительная записка к проекту бюджета; основные направления бюджетной и
налоговой политики на очередной финансовый год; проект консолидированного
бюджета Республики Беларусь; основные показатели взаимоотношений
республиканского бюджета с местными бюджетами; оценка ожидаемого пополнения
республиканского и консолидированных бюджетов; прогнозные расчеты по доходам и
расходам республиканского бюджета; проект закона о бюджете Республики Беларусь
на очередной финансовый год.
В процессе
подготовительных мероприятий Министерство финансов устанавливает министерствам,
другим республиканским органам государственного управления, облисполкомам и
Минскому горисполкому, иным юридическим лицам порядок и сроки представления
необходимых данных и прогнозных показателей по доходам и расходам для
разработки проектов республиканского бюджета и нормативов отчислений от
республиканских налогов, других обязательных платежей в бюджеты областей и
города Минска.
С момента представления
материалов по проекту бюджета прекращается определенные права и обязанности у
участников составления проекта бюджета, однако они возобновляются в связи с
составлением бюджета следующего года.
Составление бюджета
относится к компетенции исполнительной власти. Однако в октябре 2003 г. группа
депутатов палаты представителей представила Правительству и Президенту проект
бюджета Республики Беларусь на 2004 г. альтернативный подготовленному Советом
Министерств проекту. Этот факт сам по себе примечателен тем, что впервые в
истории современной Беларуси создан прецедент, позволяющий придать принципу
гласности новое звучание. Вместе с тем с юридической точки зрения проект
альтернативного бюджета не может стать предметом рассмотрения и утверждения
белорусским парламентом.
Бюджетная инициатива
отечественных парламентариев ограничена, они могут вносить предложения по
изменению отдельных статей доходов и расходов республиканского бюджета. Любой
вариант бюджета, подготовленный не органами исполнительной ветви власти, может
быть предметом обсуждения общественностью, приемлемые его принципы и положения
могут быть заимствованы органами, которым по закону надлежит разрабатывать
основной финансовый план государства на предстоящий год. Рассмотрение и
утверждение бюджета относится к компетенции представительной власти. Однако
элементы рассмотрения присутствуют и на стадии составления проекта бюджета.
Так, Совет Министров рассматривает на своем заседании представленный
Министерством финансов проект республиканского бюджета и консолидированного
бюджета республики, а также предложения о размерах нормативов отчислений от
общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и города Минска.
По действующему в
настоящее время порядку представленный Президентом проект республиканского
бюджета до внесения его на утверждение сессии Парламента рассматривается в
постоянных комиссиях. Аналогичный порядок существует и на уровне местного
самоуправления. К рассмотрению представленных материалов по проекту бюджета
постоянные комиссии имеют право привлекать представителей Правительства и
Министерства финансов. По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения
о принятии проекта бюджета или его отклонении.
С докладом о проекте
бюджета выступает представитель Правительства. Содоклад по этому вопросу делает
председатель комиссии по бюджету и финансам. Затем начинаются прения по
сделанным докладам. На голосование выносятся основные показатели доходной и
расходной частей республиканского бюджета, нормативы отчислений от
общереспубликанских налогов и доходов, предельный размер дефицита бюджета.
Решение по поставленным на голосование бюджетным показателям считается
принятым, если за него проголосовало большинство избранных депутатов.
При обсуждении вносимых
поправок в представленный проект бюджета первоначально обсуждаются и
утверждаются поправки, предусматривающие сокращение расходов, затем поправки,
предусматривающие увеличение доходов.
Принятый Национальным
собранием республиканский бюджет оформляется законом, в котором отражаются:
- превышение доходов над
расходами бюджета или расходов над доходами (бюджетный дефицит), предельный
размер дефицита по республиканскому бюджету, бюджетам областей и города Минска,
внутренние и внешние источники финансирования дефицита республиканского
бюджета;
- распределение доходов
между республиканским и местными бюджетами
- нормативы отчислений от
республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджет областей и
города Минска;
- доходы республиканского
бюджета в общей сумме, по разделам и подразделам функциональной бюджетной
классификации и по ведомственной бюджетной классификации;
- перечень
республиканских целевых программ, финансирование которых предусмотрено из
средств республиканского бюджета;
- объем ассигнований на
государственные капитальные вложения в отраслевом разрезе, финансирование
которых предусмотрено из средств республиканского бюджета;
- перечень защищенных
статей; размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету.
В законе о бюджете
устанавливается также размер прироста внутреннего и лимит внешнего
государственного долга, лимит участия Национального банка в кредитовании
республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком
внутреннего государственного долга.
В случае отклонения
Парламентом представленного проекта бюджета постоянные комиссии должны внести
предложения об увеличении доходов, сокращении расходов или внесении изменений в
налоговое законодательство. Проект бюджета возвращается Правительству на
доработку.
При несогласии с решением
Парламента глава государства вправе в соответствии с Законом о Президенте, не
позднее, чем в 10-дневный срок, возвратить его со своими возражениями в
Парламент для повторного обсуждения и голосования. Если Парламент большинством
(не менее двух третей от избранных депутатов) подтвердит ранее принятое
решение. Президент обязан в трехдневный срок подписать закон. Если по истечении
указанного срока закон о бюджете не возвращается в Парламент, он считается
подписанным в той редакции, в которой был направлен главе государства.
Закон о бюджете должен
быть опубликован в республиканских газетах для всеобщего сведения.
Как на республиканском, так
и на местном уровнях бюджеты должны быть приняты до 1 января очередного
финансового года. Каждый нижестоящий бюджет утверждается после утверждения
соответствующих вышестоящих бюджетов.
Последние десять лет
скорее правилом, чем исключением, становится принятие бюджетов после
наступления нового финансового года. В этой связи не возникает проблем с
формированием доходной части бюджетов, так как налоги не привязываются к
годовому периоду, в то время как расходы осуществляются в соответствии с
годовыми бюджетными назначениями.
В случае утверждения
республиканского и местных бюджетов после начала финансового года Правительство
и местные исполнительные и распределительные органы имеют право в течение
каждого месяца до утверждения соответствующих бюджетов расходовать средства в
размере одной трети плановых ассигнований четвертого квартала предыдущего
финансового года. Однако такое право обременено дополнительным обстоятельством,
а именно - поступающими доходами. Если поступающих доходов недостаточно, чтобы
финансировать расходы на уровне прошлого года, то в действие должны быть
приведены механизмы секвестирования или блокирования, по усмотрению
соответственно Правительства либо местных органов.
Закон о бюджете не
является единственным правоустанавливающим актом. Правительство после принятия
закона о бюджете принимает постановление, в котором определяются меры по
реализации принятого закона, в частности, в нем содержатся поручения
Министерству финансов, министерствам и республиканским органам государственного
управления по обеспечению полного поступления расходов, своевременному
финансированию расходов и другим вопросам, связанным с исполнением
республиканского бюджета
После принятия закона о
бюджете у Министерства финансов возникают дополнительные обязанности, в частности,
оно должно сообщать министерствам и другим получателям бюджетных средств
показатели по ассигнованиям из республиканского бюджета. Областным и Минскому
городскому Советам депутатов Министерство финансов доводит нормативы отчислений
от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и
города Минска.
Страницы: 1, 2
|