рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Проблемы формирования и исполнения бюджета в Республике Беларусь

До начала фактического финансирования расходов Министерство финансов по согласованию с министерствами, другими органами государственного управления устанавливает поквартальное распределение доходов и расходов республиканского бюджета. Это является основанием для разработки и утверждения Министерством финансов специального документа: Росписи доходов и расходов бюджета, источников покрытия дефицита республиканского бюджета.

Таким образом, стадия утверждения бюджета оканчивается утверждением закона о бюджете. После этого акта Советом Министров, Министерством финансов и местными финансовыми органами производятся действия и принимаются документы, конкретизирующие и детализирующие отдельные положения и статьи закона.

Все предшествующие стадии бюджетного процесса обеспечивают государство основным финансовым планом. Его реализация происходит в процессе исполнения бюджета. Эта стадия относится к компетенции исполнительной власти. Последняя разрабатывает и доводит до всех заинтересованных правила исполнения бюджета. Можно выделить основные принципы исполнения бюджетов всех уровней.

1. В процессе исполнения бюджетов могут быть внесены изменения в их расходную и доходную части. Делается это на основании решений органов представительной и исполнительной власти.

2. Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись доходов и расходов, составляемая финансовыми органами. Из этого правила, тем не менее, есть исключение. По бюджетам городов районного подчинения, сельским и поселковым бюджетам роспись доходов и расходов отдельно не составляется, поскольку поквартальное распределение годовых назначений по этим бюджетам утверждается по всем подразделениям бюджетной классификации при утверждении бюджета, и это распределение является также и росписью доходов и расходов, на основании которой исполняется бюджет. Исполнение бюджета - это длительный процесс, в течение которого субъекты бюджетных отношений реализуют свои субъективные права и обязанности, их целевой установкой является обеспечение выполнения бюджета по доходам и расходам. Достижение указанной цели возможно при строгом соблюдении государственной финансовой дисциплины, которая обеспечивается и охраняется государством. При исполнении бюджета могут возникать различного рода нарушения со стороны распорядителей бюджетных средств и их получателей. В этой связи Министерство финансов и местные финансовые органы могут ограничивать и приостанавливать финансирование расходов; давать обязательные для исполнения банками указания о приостановлении расходных операций по банковским счетам распределителей средств; взыскивать в бесспорном порядке бюджетные суммы, использованные не по целевому назначению.

3. В исполнении бюджетов принимают участие все республиканские и местные государственные органы, предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, а также определенная часть населения.

4. Законодательство предусматривает санкции и меры ответственности к юридическим и физическим лицам за нарушения против бюджета Республики Беларусь.

Принцип сбалансирования бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован не только по году, но и в каждом квартале. В процессе исполнения бюджета, если в каком-то квартале недостаточно поступлений для осуществления запланированных расходов, может быть временно позаимствована оборотная кассовая наличность и свободные остатки средств, образовавшиеся на начало года.

Предоставление средств из бюджета осуществляется в следующих формах:

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

- трансферты населению;

- бюджетные ссуды юридическим лицам;

- субвенции, субсидии юридическим лицам;

- инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

- ссуды, дотации, субсидии, субвенции другим бюджетам;

- средства на погашение и обслуживание долговых обязательств.

Поквартальное распределение бюджетных средств производится по каждому министерству, управлению (отделу исполкома), по каждому виду доходов и по каждой сводной смете расходов. Составленное таким образом поквартальное распределение доходов и расходов служит основанием для разработки росписи доходов и расходов соответствующего бюджета. В утвержденные росписи доходов и расходов бюджета могут быть внесены изменения в случаях принятия законодательных и подзаконных актов, вызывающих изменения доходов и расходов бюджета. Изменения в роспись доходов и расходов могут быть также внесены руководителем финансовых органа в пределах предоставленных ему прав. Для нижестоящих финансовых органов основанием для внесения изменений в показатели утвержденного бюджета служат также уведомления по взаимным расчетам, направленные вышестоящим финансовым органом. Взаимные расчеты вышестоящего бюджета с нижестоящими бюджетами могут иметь место при издании после утверждения бюджета новых законов, постановлений и распоряжений Правительства.

При недостаточности средств на счете Министерства финансов платежные документы оплачиваются с учетом приоритетности финансирования расходов республиканского бюджета, определяемой перечнем защищенных статей бюджета. Данный перечень устанавливается и утверждается законом о бюджете РБ на очередной финансовый год.

На основании анализа исполнения бюджета, прогноза поступления доходов и поквартальной росписи расходов бюджетов Министерством финансов могут устанавливаться лимиты бюджетных ассигнований.

Выделяемые из бюджета средства поступают в распоряжение руководителей бюджетных учреждений, которых принято называть распорядителями бюджетных средств. По определению распорядители бюджетных средств - это должностные лица, которым законодательством предоставлено право распоряжаться денежными средствами, выделенными из бюджета.

Распорядители бюджетных средств подразделяются на главных и нижестоящих. К главным распорядителям бюджетных средств относятся руководители министерств и ведомств, управлений (отделов) исполкомов местных Советов депутатов. Нижестоящие распорядители - это руководители подчиненных органов подведомственных организаций и учреждений.

Главные и нижестоящие распорядители бюджетных средств наделены различными правами в использовании средств. Главные распорядители имеют право не только расходовать бюджетные средства на содержание возглавляемых ими учреждений, но и распределять выделенные им ассигнования между нижестоящими распорядителями. Нижестоящие распорядители бюджетных средств, если в их подчинении есть подведомственные учреждения, должны использовать их частично на собственные нужды и частично перераспределять их между руководимыми ими учреждениями. Руководители конкретных учреждений получают бюджетные средства для непосредственного расходования.

Право на получение бюджетных средств распорядители получают формально с момента утверждения соответствующего бюджета. Фактически перечисление средств с соответствующих счетов бюджетов производится лишь при наличии утвержденных планов и смет.

Как главные, так и нижестоящие распорядители бюджетных средств обязаны использовать выделенные им ассигнования строго по целевому назначению и в пределах утвержденных смет. За нарушения в использовании средств распорядители несут предусмотренную законодательством ответственность.

В процессе исполнения бюджетов по расходам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль предшествует расходованию бюджетных средств и предотвращает нарушение финансовой дисциплины. Такой контроль осуществляется при составлении проекта бюджета, при проверке смет учреждений. Основная задача текущего контроля- предотвратить и устранить нарушения в исполнении бюджета по расходам, обеспечить расходование средств по целевому назначению. При последующем контроле проверяется правильность, законность и хозяйственная целесообразность произведенного расхода, его эффективность, сохранность денежных средств и материальных ценностей.

В процессе исполнения бюджетов возникают различные отношения между звеньями бюджетной системы. Эти отношения регулируются законом о бюджетной системе. В случае принятия местными Советами депутатов решений, противоречащих законам Республики Беларусь и решениям вышестоящих Советов депутатов в части размеров нормативов, а также в части взаимных расчетов, либо несоблюдение ими и их исполнительными комитетами указанных положений в процессе исполнения бюджетов, средства, причитающиеся соответствующим бюджетам, взыскиваются в бесспорном порядке.

Исполнение бюджетов завершается 31 декабря. Однако для завершения расчетов и исполнения обязательств в период исполнения бюджетов предусматривается льготный период, составляющий один месяц.

Завершающим этапом последней стадии бюджетного процесса - исполнения бюджета является отчет об исполнении бюджета. В отчете можно выделить три этапа - подготовка отчета, его рассмотрение и утверждение.

Работа по составлению отчета начинается сразу же после завершения бюджетного года. Организация работы по составлению отчета возлагается на Правительство и исполкомы местных Советов депутатов. Непосредственно составлением отчетов об исполнении бюджета занимаются Министерство финансов и финансовые органы.

Органы исполнительной власти общей компетенции направляют всем распорядителям бюджетных средств письмо с требованием предоставить информацию о фактическом использовании бюджетных средств. Финансовые органы на основе представленных им отчетных данных и своей информации составляют проект отчета об исполнении бюджета.

Составляемые финорганами отчеты передаются соответствующим органам исполнительной власти для их рассмотрения и предоставления в органы представительной власти. Отчет рассматривается в постоянных комиссиях и затем представляется для утверждения на заседании органов представительной власти. Утверждение отчета оформляется законом по республиканскому бюджету и постановлением (решением) органа местной представительной власти.

По республиканскому бюджету отчет должен быть представлен в Парламент не позже пяти месяцев со времени окончания финансового года. Сроки представления отчетов об исполнении местных бюджетов зависят от уровня бюджетов и определяются местной представительной властью.

Принятый Палатой представителей отчет об исполнении республиканского бюджета вносится на рассмотрение в Совет Республики. Одобренный Советом Республики отчет представляется на подпись Президенту РБ и утверждается законом РБ.

Общим правилом для всех видов местных бюджетов является то, что отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий год рассматриваются и утверждаются одновременно с рассмотрением и утверждением бюджетов на предстоящий год. Однако по республиканскому бюджету отчет утверждается до утверждения бюджета на предстоящий год.

Бюджетный цикл в Республике Беларусь составляет более чем двухгодичный период.

Очень важным на современном этапе является переход на казначейскую систему исполнения бюджета, при которой предусматривается аккумулирование бюджетных средств на едином казначейском счете в Национальном банке Республики Беларусь. Это позволило предотвратить распыление бюджетных средств на многочисленных счетах в коммерческих банках республики и обеспечить эффективный контроль за их расходованием. Причем бюджетные средства поступают непосредственно получателям минуя счета распорядителей бюджетных средств.


2. Планирование расходов организаций здравоохранения на оплату транспортных услуги и услуг связи


Согласно Постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от14 марта 2005 г. № 6 «Об утверждении инструкции по составлению сметы расходов больничной организации, финансируемой за счет средств бюджета» по подстатье 1100500 "Оплата транспортных услуг" предусматриваются расходы (затраты) на содержание и наем транспорта (автомобильного, гужевого и других видов), включая техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонт транспортных средств; на наем транспорта для подвоза воды, дров, вывоза мусора, снега и для других хозяйственных целей, а также для доставки продуктов питания, лекарственных и перевязочных средств, минеральных вод, сывороток и тому подобного; обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

Затраты на содержание транспортных средств, включаемые в себестоимость медицинской помощи, группируются на:

- затраты на топливо и смазочные материалы;

- затраты на комплектование транспортных средств автомобильными шинами и эксплуатацию автомобильных шин;

- затраты на проведение технического обслуживания и текущий ремонт транспортных средств.

Затраты на топливо и смазочные материалы для автомобильного транспорта включаются в нормативную и плановую себестоимость медицинской помощи в пределах норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобили, утверждаемых Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, регламентирующих расход топлива в процессе передвижения транспортного средства (л/100 км), и планируемого пробега транспортного средства на год.

При расчете затрат на топливо, включаемых в нормативную и плановую себестоимость медицинской помощи, учитываются такие факторы, при которых нормы расхода топлива рекомендуется повышать: при отрицательных температурах окружающей среды в зимнее время; при пробеге первой тысячи километров автотранспортными средствами (двигателями), вышедшими из капитального ремонта, и новыми; для автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации более восьми лет.

Расчет расходов (затрат) на топливо и смазочные материалы для автотранспортных средств, включаемых в нормативную и плановую себестоимость медицинской помощи, производится по форме, приведенной согласно приложению 60 к Инструкции.

Затраты на эксплуатацию автомобильных шин и комплектование автотранспортных средств шинами, включаемые в нормативную и плановую себестоимость медицинской помощи, исчисляются исходя из планируемого к эксплуатации количества шин по каждой модели, их стоимости и процента фактического износа шин в год к эксплуатационной норме пробега шин.

При исчислении затрат на эксплуатацию автомобильных шин и комплектование автотранспортных средств шинами, включаемых в нормативную и плановую себестоимость, применяются эксплуатационные нормы пробега шин для грузовых и легковых автомобилей, автобусов и троллейбусов, предусмотренные правилами эксплуатации автомобильных шин, утверждаемые Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Сумма износа шин, включаемая в нормативную себестоимость медицинской помощи, определяется путем умножения количества шин по каждой модели на сумму начисленного износа шин к эксплуатационной норме их пробега. Сумма износа шин к эксплуатационной норме их пробега рассчитывается следующим образом:


,


где Сизноса - сумма износа шины (одного комплекта шин) к эксплуатационной норме их пробега;

Спробег - средний пробег шины (одного комплекта шин) на планируемый год;

Низноса - норма износа на 1000 км пробега к стоимости шины в процентах, которая исчисляется путем деления эксплуатационной нормы пробега шин (одного комплекта шин), установленной для конкретной модели шин, на средний пробег шины (одного комплекта шин), планируемый на год;

Пстоимость - первоначальная стоимость шины (одного комплекта шин).

Сумма износа шин, включаемая в плановую себестоимость, определяется путем умножения количества шин по каждой модели на сумму износа шин на 1 км нормативного и сверхнормативного пробега. Сумма износа шин на 1 км нормативного и сверхнормативного пробега исчисляется следующим образом:


,


где Сизноса - сумма износа шин (одного комплекта шин) на 1 км нормативного и сверхнормативного пробега;

Пстоимость - первоначальная стоимость шины (одного комплекта шин);

Физноса - процент износа в год шин к фактическому пробегу шин, который образуется при делении среднего пробега шин (одного комплекта шин), предусмотренного на планируемый год, на фактический пробег шин с момента их эксплуатации.

Расчет затрат на комплектование автотранспортных средств шинами, включаемых в нормативную и плановую себестоимость медицинской помощи, производится по форме, приведенной согласно приложению 61 к Инструкции.

Затраты на проведение технического обслуживания и текущего ремонта транспортных средств, включаемые в нормативную и плановую себестоимость, исчисляются на основании норм затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 ноября 2002 г. № 35 "Об утверждении норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и норм затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 139, 8/8827), и индекса роста потребительских цен, устанавливаемых Министерством экономики Республики Беларусь при формировании основных макроэкономических параметров социально-экономического развития Республики Беларусь на планируемый год по элементу расходов 1100500 "Оплата транспортных услуг".

При определении затрат на проведение технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава автомобильного транспорта следует учитывать, что техническое обслуживание подвижного состава автомобильного транспорта в зависимости от периодичности и перечня работ подразделяется на следующие виды:

- ежедневное техническое обслуживание;

- первое техническое обслуживание;

- второе техническое обслуживание;

- сезонное техническое обслуживание.

Изменение видов технического обслуживания допускается на основании рекомендаций сервисных документов заводов - изготовителей подвижного состава автомобильного транспорта и особых условий эксплуатации.

Ежедневное техническое обслуживание выполняется ежедневно и включает: контроль узлов и деталей, обеспечивающих безопасность дорожного движения; поддержание чистоты подвижного состава; заправку топливом, смазочными материалами и специальными жидкостями.

Первое и второе техническое обслуживание выполняется периодически через установленный в положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденном Министром транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, пробег и включает комплекс операций, предупреждающих и выявляющих неисправности, уменьшающих интенсивность изнашиваемости деталей подвижного состава, снижающих перерасход топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшающих отрицательное воздействие на окружающую среду.

Первое и второе техническое обслуживание отличается перечнями операций поддержания работоспособности подвижного состава на конкретном пробеге.

Сезонное техническое обслуживание выполняется периодически при переходе с теплого периода эксплуатации на холодный и обратно для подготовки подвижного состава к безотказной работе в новых условиях.

Расчет расходов (затрат) на техническое обслуживание и текущий ремонт транспортных средств, включаемых в нормативную и плановую себестоимость медицинской помощи, производится по форме, приведенной согласно приложению 62 к Инструкции.

Затраты по найму транспортных средств для доставки предметов в составе оборотных средств, а также материалов для строительных работ и капитального ремонта зданий и сооружений относятся на соответствующие элементы расходов.

При обслуживании больничной организации специальными автотранспортными средствами, предоставленными сторонними организациями, затраты на оплату этих услуг включаются в нормативную и плановую себестоимость медицинской помощи в сумме, указанной в договоре. При этом сумма к оплате больничной организацией, предусмотренная договором, должна быть обоснована расчетами с приложением калькуляции затрат. При наличии в больничной организации гужевого транспорта затраты на его содержание определяются исходя из сложившегося среднего расхода на одну единицу.

Свод расходов (затрат) на содержание автотранспортных средств, включаемых в нормативную и плановую себестоимость медицинской помощи, и свод расходов, необходимых на содержание автотранспортных средств, включаемых в расчет к смете расходов "Исчислено расходов на планируемый год", производятся по формам, приведенным согласно приложениям 63, 64 к Инструкции.

По подстатье 1100600 "Оплата услуг связи" отражаются расходы (затраты) по: установке и эксплуатации служебных телефонов, переносу телефонных номеров; абонементной плате за линии телефонной, телефаксной связи, оплате предоставляемых услуг по сети абонентского телеграфа; оплате всех видов служебных телеграмм; оплате международных и междугородных переговоров; абонентной плате за трансляционные радиоточки коллективного пользования, установленные от местных узлов вещания; абонементной плате за почтовые ящики; оплате органам связи за регистрацию условного или сокращенного телеграфного адреса; стоимости пересылки архивных материалов, лома драгоценных металлов; отправке служебной корреспонденции и посылок, приобретению упаковочных материалов и ящиков для посылок; эксплуатации (включая ремонт) технических средств связи, включая телевидение и радиовещание; установке телевизионных антенн и технических средств связи; оплате соединительных, специальных и прямых линий, а также по договорам за арендуемые каналы и линии связи; подключению и пользованию сетью Интернет, оплате услуг средств массовой информации; оплате услуг связи по доставке корреспонденции и другим аналогичным расходам.

Расходы (затраты) по абонентной плате определяются в зависимости от количества телефонов, радиоточек в больничной организации и размера абонентной платы на начало года. Расходы (затраты) на оплату за переговоры как внутригородские, так и междугородные при планировании исчисляются исходя из количества часов переговоров, сложившихся по динамике за ряд предшествующих лет, и стоимости часа переговоров, действующей на начало года.

Для использования указанных данных при планировании расходов по указанной подстатье следует вести накопительные данные по количеству часов произведенных переговоров по каждому структурному подразделению. Указанные данные используются для анализа расходов на оплату за переговоры по каждому структурному подразделению больничной организации и контроля их эффективности.

Расчет расходов (затрат) на оплату услуг связи, включаемых в нормативную и плановую себестоимость медицинской помощи, производится по форме, приведенной согласно приложению 65 к Инструкции.

Расходы (затраты) на услуги связи, выполняемые сторонними организациями по договорам, включаются в нормативную и плановую себестоимость медицинской помощи в пределах сумм, предусмотренных договором, составляются по форме, приведенной согласно приложению 66 к Инструкции.

Свод расходов (затрат) на оплату услуг связи, включаемых в нормативную и плантовую себестоимость медицинской помощи, производится по форме расчета, приведенной согласно приложению 67 к Инструкции.



Задача


Произвести расчет месячной заработной платы.

Врач-терапевт, имеет вторую квалификационную категорию и стаж работы по специальности 5 лет, объем работы - одна ставка.

Установлено по приказу:

- надбавка за сложность и напряженность труда в размере 30 %.

Решение:

Тарифная ставка 1-го разряда: 77 000 руб.

Тарифная ставка (оклад) врача-терапевта, имеющего вторую квалификационную категорию, по Единой тарифной сетке, составит - 14 разряд, тарифный коэффициент 5,8, следовательно, оклад при объеме работы одна ставка равен:

77 000 руб. × 5,8 = 446600 руб.

Надбавка за сложность и напряженность труда в размере 30 %:

446600 руб. × 30 / 100 = 133980 руб.

Надбавка за стаж работы по специальности 5 лет (в размере 10 процентов от минимальной заработной платы за первые три года работы и по 10 процентов минимальной заработной платы за каждые последующие два года непрерывной работы, следовательно, 30 %):

446600 руб. × 30 / 100 = 133980 руб.

Итого расчет месячной заработной платы:

446600 руб. + 133980 руб. + 133980 руб. = 714560 руб.


Список использованных источников


1         Заяц, Н.Е. Государственный бюджет: учеб. пособие / Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич; Под общ. ред. М.И. Ткачук. - Минск: Выш. шк., 1995. - 240 с.

2         Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. - Минск: БГЭУ, 2003. - 289 с.

3         Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450-З «О республиканском бюджете на 2009 год» // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 14 ноября 2008 г. № 2/1546.

4         Матяс, А.Н. Отдельные проблемы формирования и исполнения бюджета РБ / А. Н. Матяс // Белорусский банковский бюллетень. - 2003. - № 39 (242). - C. 44-46.

5         Электронный ресурс Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by. - Дата доступа: 01.08.2009.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.