рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Прямое налогообложение в бюджетной системе Российской Федерации


Всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году.

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2008 году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%.

Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2007 году составили 1 665,6 млрд. рублей. По сравнению с 2006 годом поступления выросли на 31,6%. [14]


2.3 Налоговые поступления в январе - августе 2008-2009 гг. [15]


По данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 4052,7 млрд. рублей, что на 28,4% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В августе 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 477,5 млрд. рублей и сократились по сравнению с предыдущим месяцем на 31,8%.


Таблица 3. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам млрд. рублей

 

Январь-август 2009г.

В% к январю-августу 2008г.

консолиди- рованный бюджет

в том числе

консолиди- рованный бюджет

в том числе

феде- ральный бюджет

консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

феде- ральный бюджет

консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

4052,7

1572,5

2480,1

71,6

59,4

82,4

из них:

налог на прибыль организаций

833,6

134,2

699,4

45,6

24,6

54,5

налог на доходы физических лиц

1052,7

-

1052,7

99,4

-

99,4

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

773,4

773,4

-

94,3

94,3

-

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

212,5

52,0

160,5

103,4

64,4

128,7

налоги на имущество

408,2

-

408,2

116,1

-

116,1

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

630,1

586,3

43,8

50,8

50,2

60,3

из них налог на добычу полезных ископаемых

613,6

571,2

42,4

50,4

49,8

59,4

поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

1,6

0,7

0,8

55,3

127,4

36,8


Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-августе 2009г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,0%, налога на прибыль организаций - 20,6%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 19,1%, налога на добычу полезных ископаемых - 15,1%.



В январе-августе 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 3521,9 млрд. рублей (87,0% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 338,7 млрд. рублей (8,4%), местных налогов и сборов - 70,0 млрд. рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 119,1 млрд. рублей (2,9%).

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009г. составило 833,6 млрд. рублей и сократилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 54,4%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-августе 2009г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,6 процентного пункта и составила 94,1%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 2,1 процентного пункта и составила 4,9%. В августе 2009г. поступление налога на прибыль организаций составило 75,3 млрд. рублей и сократилось по сравнению с предыдущим месяцем на 41,9%.


Таблица 4. Поступление налога на прибыль организаций

 

Январь-август 2009г.

Справочно январь-август 2008г.

консолидированный бюджет

в том числе

Консолиди-рованный бюджет

в том числе

млрд. рублей

В % к итогу

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

млрд. рублей

В % к итогу

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

833,6

100

134,2

699,4

1827,0

100

544,5

1282,5

из него:

зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответству-ющим ставкам

784,3

94,1

85,6

698,7

1766,9

96,7

487,9

1279,0

с доходов, полученных в виде дивидендов

40,5

4,9

40,5

-

50,3

2,8

50,3

-

с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам

7,9

0,9

7,9

-

5,5

0,3

5,5

-


В январе-августе 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1052,7 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 0,6% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В августе 2009г. поступление налога на доходы физических лиц составило 120,9 млрд. рублей, что на 37,1% меньше, чем в предыдущем месяце.


Таблица 5. Поступление налога на доходы физических лиц

 

Январь-август 2009г.

Справочно январь-август 2008г.

млрд.

рублей

в% к итогу

млрд.

рублей

в% к итогу

Всего

1052,7

100

1059,1

100

из них:

с доходов, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций

27,7

2,6

23,9

2,3

с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций

0,2

0,0

0,1

0,0

с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации

1014,0

96,3

1023,2

96,6

с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации

9,0

0,9

9,3

0,9

с доходов, полученных в виде выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, процентных доходов по вкладам в банках, в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств

1,8

0,2

2,6

0,2

Дефицит федерального бюджета в январе-августе 2009г. сложился в сумме 934,3 млрд. рублей.


Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы российской Федерации

 

3.1 Проблемы налоговой системы Российской Федерации


Действующая в России уже пятнадцать лет налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. Многим не нравится, что налоги слишком высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство устанавливает низкие налоги, что-то вроде десятины в античном мире. Другие полагали, что свобода предпринимательства распространяется и на налоги: хочу плачу, хочу - скрываю. Но при этом все дружно возмущаются и обвиняют Правительство, когда задерживается выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, не во время оплачивается государственный заказ. Далее предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; введение налога на добавленную стоимость, о котором ранее и не слышали; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов.

Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозможно, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно. Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в западных странах, а порой просто дилетантских. России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий,

Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран. Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства. С другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаропроизводителей. В 70-80-е гг. все страны признали учение А. Лэффера о соотношении налоговых ставок и доходов. Однако нельзя и снижать налоги сверх меры. Вспомним, что они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий.

Налоговая система не сможет быть застывшей. Она реформируется сейчас и должна реформироваться дальше. Она, следуя общему ходу всей экономической реформы, является её неотъемлемым звеном. Сегодняшняя стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося спада производства и инфляции. Реформирующаяся налоговая система призвана противостоять экономическому и финансовому кризису.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства РФ в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления - Федерального и территориального - в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, предусмотрено законодательством, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов. И все же новое налоговое законодательство не в полной мере адаптировано к новым условиям. Его основные недостатки: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций.

Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство - не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку. Налоговая система России будет претерпевать постоянное обновление правовых и законодательных актов. В первую очередь изменения направлены на активизацию предпринимательства, стимулировать индивидуальных плательщиков в целях повышения их заинтересованности в зарабатывании собственных средств и во внесение их в собственное дело. Налоги будут более взаимосвязаны и будут представлять собой систему с механизмом защиты доходов. Более четкое разграничение получат налоги различного уровня с учетом национальных и территориальных особенностей.


3.2 Совершенствование формирования налоговых доходов бюджета


Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью на основе бюджетного механизма государство, обеспечивая перераспределение национального дохода, изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику - субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций.

Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

На современном этапе хозяйствования, когда требуется повысить роль государства в регулировании экономических процессов, особенно важно сосредоточить вложения бюджетных средств в проекты, определяющие стратегическое направление развития экономики, создание необходимой производственной инфраструктуры. Через налоговую политику, бюджетное финансирование представляется возможным влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса. Совершенствование механизма бюджетного финансирования науки, государственной системы подготовки и переподготовки кадров для народного хозяйства, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и других подобных бюджетных мер позволяют стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство.

Важную роль играет государственный бюджет в решении социальных проблем на основе улучшения механизма финансирования учреждений социальной сферы - просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.


Заключение


Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и гражданами, с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда.

Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление через воздействие на уровень доходности социальных групп и видов деятельности. Кроме того, взимание бюджетных доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объем выпускаемой продукции и техническое освоение производства, на равновесие цен и состояние их эластичности, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций. В результате они обеспечивают возможность смягчения циклических колебаний в экономическом развитии, регулирования стоимостных макроэкономических пропорций, корректировки темпов социально-экономического развития.

С другой стороны, высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует падению объемов выпускаемой продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного ВВП, а в последствии и потенциальных доходов самого государства. Установление же низкого уровня изъятия одномоментно сокращает бюджетные доходы, сужая тем самым масштабы возможного государственного регулирования. Поэтому в обществе всегда стоит проблема определения разумных границ бюджетного перераспределения применительно к конкретным условиям.

В данной работе мы рассмотрели проблемы формирования налоговых доходов бюджетной системы, формируемых за счет прямых налогов.

В первой главе нашего исследования теоретически охарактеризовано экономическое содержание бюджетных доходов, выделены принципы их классификации, состав и структура, а также особо выделены доходы от прямого налогообложения, охарактеризована их структура и особенности формирования.

Во второй главе рассмотрены особенности доходов бюджета, изменение их структуры. При этом описательный подход сочетается с анализом воздействия бюджетных доходов на показатели социально-экономического развития национального хозяйства. Также в данной главе выделены проблемы формирования доходов бюджета, которые тормозят экономическое развитие страны. В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления - это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Это также свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.

Но не только акцент на косвенное налогообложение искажает возможности воздействия налогов как экономического рычага на стимулирование экономической активности общества. Достаточно негативное влияние на налоговую систему оказывает так называемый механизм регулирующих налогов.

Третья глава посвящена предложениям по совершенствованию формирования доходной части бюджета.


Список использованной литературы


1.                БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 01.12.2007, с изм. от 06.12.2007)

2.                НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 04.12.2007, с изм. от 30.04.2008)

3.                Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация ≪Дашков и К°≫, 2007. - 486 с.

4.                Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. - 7-е изд., доп. и перераб. - М.: МЦФЭР, 2006. - 592 с.

5.                Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2007.

6.                Филина, Фаина Николаевна. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учеб. пособие / Ф.Н. Филина. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009. - 424 с.

7.                Финансы и кредит: Учеб. пособие/Под ред. проф.А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 512 с: ил.

8.                Шувалова Е.Б., Шувалов А.Е. Налоги и налогообложение. /М. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 149.

9.                #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 512 с: ил.

[2]БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 01.12.2007, с изм. от 06.12.2007)

[3] Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 512 с: ил.

[4] Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация ≪Дашков и К°≫, 2007. — 486 с.

[5] Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2007.

[6] Шувалова Е.Б., Шувалов А.Е. Налоги и налогообложение. /М. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 149.

[7] НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 04.12.2007, с изм. от 30.04.2008)

[8] Шувалова Е.Б., Шувалов А.Е. Налоги и налогообложение. /М. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 149.

[9] Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2007.

[10] Филина, Фаина Николаевна. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учеб. пособие / Ф. Н. Филина.– М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009. – 424 с.

[11]  Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – 7-е изд., доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2006. – 592 с.

[12] Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2007.

[13] по материалам #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] По материалам #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] По материалам сайта http://www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.