Прямые и косвенные методы регулирования цен на промышленную продукцию
Академия управления
при Президенте Республики Беларусь
Институт государственного
управления
Кафедра
экономической теории
Специальность:
Государственное управление и экономика
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Прямые и
косвенные методы регулирования цен на промышленную продукцию
Автор работы
ГУЭ 2, 2 курс Е.С.Исаенко
Руководитель К.эк.н. Л.П.Пацкевич
Минск 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические основы регулирования
цен на промышленную продукцию
1.1 Цена как экономическая категория
1.2 Принципы и методы регулирования
цен на промышленную продукцию
2. Опыт социально-экономического
регулирования цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь и за рубежом
2.1
Государственное
регулирование цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь
2.2
Государственное
регулирование цен на промышленную продукцию в странах Европейского союза
3. Пути совершенствования
государственного регулирования цен на промышленную продукцию в Республике
Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Какие же цели ставит перед собой
государство в политике регулирования экономики? Прежде всего, поддержание
макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это
– глобальные цели. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могут
меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный
промежуток времени. С учетом этого целями государственной экономической политики
могут быть:
1)
поддержание
сбалансированного общественного производства;
2)
стимулирование
роста производства
3)
обеспечение
полной занятости;
4)
повышение
эффективности общественного производства;
5)
справедливое
распределение дохода;
6)
стабильность цен,
следовательно, не допущение инфляции;
7)
сохранение
природной и окружающей среды и т.д.
Но эти цели могут быть достижимы лишь
в сопряжении. Например, стимулирование роста производства и повышение его
эффективности хотя и можно ставить в качестве цели, но второе не обязательно
предполагает первое. С другой стороны, между целями могут возникнуть конфликты.
Например, между повышением эффективности производства и сохранением окружающей
среды. Вот тут – то и возникает ещё одна цель государственного регулирования –
сглаживание противоречий между целями экономической политики, снятие конфликтов
между ними.
И наконец, государство вырабатывает
определённые методы регулирования. В зарубежной практике сложились следующие
методы государственного регулирования:
·
управление
государственной собственностью
·
государственное
потребление
·
социальные
программы
·
бюджетная
политика налогообложение [2 – C.39]
Во всех странах мира государство
воздействует на ценообразование – регулирует их. Имеются факты положительного и
негативного воздействия государственных органов на цены.
Регулирование цен – есть норма
современной экономики всех стран мира. Все государства регулируют цены.
Например: США, Франция, Бельгия, Швейцария, Япония, доля регулируемых цен
составляет от 25% до 40%, в Китае более 50%. Большинство стран регулирует
(устанавливает) цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию
машиностроения и сельского хозяйства[2 – C.53].
Тема актуальна тем, что регулирование
цен государством позволяет сдерживать их неоправданный рост, ставить цены в
зависимости от изменения экономических условий, смягчать воздействие информации
на жизненный уровень населения и т.п.
Цель данной курсовой работы –
определить пути совершенствования регулирования цен на промышленную продукцию в
Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
§ дать определение цены как
экономической категории, рассмотреть ее структуру;
§ произвести анализ прямых и косвенных
методов регулирования цен на промышленную продукцию;
§ исследовать опыт регулирования цен на
промышленную продукцию в Республике Беларусь и за рубежом, на основе их
сравнения сделать выводы.
Объектом исследования выступает
экономика республики Беларусь, а предметом исследования – методы регулирования
цен на промышленную продукцию.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН НА ПРОМЫШЛЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ
1.1 Цена
как экономическая категория
Цена – денежное
выражение стоимости товара. Цены представляют собой тонкий инструмент и
одновременно мощный рычаг управления экономикой. В рамках рыночного подхода –
это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена. Цена
проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар, потому
что рынка без купли – продажи нет. Стратегия ценообразования следующая – найти
цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной.
Функции цен:
·
измерительная –
благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а
продавец получить за товар;
·
соизмерительная –
заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно
отражает полезность, она может использоваться при сопоставлении полезности;
·
учетная – цена
становится вспомогательным инструментом учета;
·
инструментом
анализа, прогнозирования, планирования;
·
социальная
функция – с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления,
уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи;
·
внешнеэкономические
функции – как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов
между странами;
·
стимулирующая
функция – влияет на повышение объемов производства и улучшение качества
продукции. [5
– C.33]
В зависимости от сфер торговли
различают несколько видов цен:
·
оптовые – цены,
по которым продукция реализуется крупными партиями;
·
розничные – цены,
по которым товар продается в розничной торговой сети;
·
закупочные – цены
государственных закупок продукции у предприятий;
·
цены на услуги.
[6 – C.20]
Виды цен, различаются по степени и
способам регулирования.
1)
Жестко
фиксированные, твердые цены – назначаются государственными органами
ценообразования.
2)
Регулируемые цены
– регулируются государственными органами – утверждение государственными
органами предельного уровня рентабельности.
3)
Договорные цены –
определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем.
4)
Свободные
рыночные цены.
Ценообразование является процессом установления,
регулирования цен (тарифов) и контроля за применением установленного
законодательством порядка формирования цены юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без
образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования.
Основными понятиями процесса
ценообразования являются:
·
цена как денежная оценка стоимости единицы товара;
·
тариф как денежная оценка стоимости единицы работы, услуги.
При рассмотрении теоретических
подходов к ценообразованию можно выделить два направления: отечественный или
марксистский, основанный на теории трудовой стоимости; западный,
состоящий из:
-
теории предельной
полезности;
-
теории издержек
производства;
-
теории спроса и
предложения.
Согласно теории трудовой
стоимости цена товара представляет собой денежное выражение его
стоимости. В основе стоимости лежит труд, затраченный на производство данной
продукции, таким образом, воплощенный в товаре труд образует стоимость
товара. Величина стоимости товара должна измеряться количеством труда,
затраченного на производство продукции.
Теория предельной полезности, как альтернативная концепция по
отношению к марксистскому подходу, вводит понятия ценности и полезности для
описания процесса ценообразования.
Ценность является меновой стоимостью товара,
но не всякая полезная вещь, согласно данной теории, обладает ценностью. Если
полезные вещи имеются в неограниченном количестве, то они ценностью не
обладают. Ценностью обладают только те вещи, запас которых строго ограничен.
Таким образом, ценность характеризует отношение человека к вещи, а не
отношение людей по поводу вещей. Человек дает ту или иную оценку вещи в
зависимости от того, какую она ему приносит полезность. Полезность
определяется, во-первых, способностью товара или услуги удовлетворять
потребность человека; во-вторых, удовлетворением или удовольствием, которое
человек получает от потребления товара или услуги; в-третьих, полезность
является субъективным свойством товара.
Согласно теории предельной
полезности, цена определяется не объемом затрат труда на производство товара, а
субъективными представлениями о полезности блага, которые оценивает потребитель
с точки зрения конечного его потребления.
Сторонники теории издержек
производства считали, что на цену, которую согласен уплатить покупатель
в зависимости от степени полезности товара, влияет и цена, по которой
производитель товара согласен его продать. Причем цена производителя не может
быть ниже издержек, поэтому в основе расчета цены должны лежать калькуляция
затрат и какая–то предполагаемая норма рентабельности. Ведь если потребитель не
ездит на машине, то для него стоимость бензина, колес и других деталей к машине
равна нулю. Возникает вопрос, чьи субъективные оценки должны лежать в основе
цены – потребителя или производителя? Однако, если производитель не
компенсирует своих затрат и не получает прибыли, то он не будет вообще
производить данную продукцию.
В качестве компромисса между
производителями и потребителями выступила теория рыночного спроса и
предложения. Почему она является таковой? Спрос отражает интересы
покупателей. Спрос на какой–либо товар или услугу представляет собой
желание и возможность купить определенное количество товаров или услуг по
определенной цене в определенный период времени. Спрос характеризует не просто
желание купить товар, но и способность покупателя заплатить за него, то есть
рассматривается только реальная возможность покупки.
В свою очередь, предложение
отображает интересы производителей. Предложение какого–либо товара или услуги
отражает готовность производителей продать определенное количество данного
товара или услуги по определенной цене в течение определенного периода времени.
Между продавцами и покупателями
достигается компромисс, в результате которого цена устанавливается на
равновесном уровне, который устраивает в определенный момент времени обе
стороны. [17 – C.19]
Любая цена состоит из определенных
элементов. При этом в зависимости от вида цен и характера обслуживаемого
оборота этот состав может меняться, так как в цену входят различные элементы. Набор
элементов, выраженных в стоимостных единицах измерения, будет представлять состав
цены.
Соотношение отдельных элементов цены,
выраженное в процентах или в долях единицы, представляет собой структуру
цены. Пропорции между элементами цены подчиняются рыночным
закономерностям, зависят от конъюнктуры рынка, одновременно испытывают
регулирующее воздействие государства в виде налоговой политики и
административного регулирования уровня цен. Схема формирования розничной цены
имеет следующий вид.
При рассмотрении структуры цены
отметим прежде всего отпускную (оптовую) цену предприятия — это цена
изготовителя продукции, по которой он реализует произведенную продукцию
потребителям. По своему экономическому содержанию она является конечной ценой
для многих видов продукции производственно-технического назначения. Реализуя
свою продукцию, предприятия должны возместить издержки производства и
реализации и получить такую прибыль, которая позволяла бы им функционировать в
условиях рынка.
При этом оптовая цена предприятия по
своему составу состоит всегда из себестоимости и прибыли. Отпускная же цена
может быть с акцизом (если рассматривается подакцизный товар), с НДС и без НДС.
Страницы: 1, 2, 3
|