рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Прямые и косвенные методы регулирования цен на промышленную продукцию

Прямые и косвенные методы регулирования цен на промышленную продукцию

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Институт государственного управления

Кафедра экономической теории

Специальность: Государственное управление и экономика











КУРСОВАЯ РАБОТА

Прямые и косвенные методы регулирования цен на промышленную продукцию



Автор работы

ГУЭ 2, 2 курс Е.С.Исаенко

Руководитель К.эк.н. Л.П.Пацкевич






Минск 2008


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1. Теоретические основы регулирования цен на промышленную продукцию

1.1 Цена как экономическая категория

1.2 Принципы и методы регулирования цен на промышленную продукцию

2. Опыт социально-экономического регулирования цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь и за рубежом

2.1           Государственное регулирование цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь

2.2           Государственное регулирование цен на промышленную продукцию в странах Европейского союза

3. Пути совершенствования государственного регулирования цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ

Какие же цели ставит перед собой государство в политике регулирования экономики? Прежде всего, поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это – глобальные цели. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. С учетом этого целями государственной экономической политики могут быть:

1)                поддержание сбалансированного общественного производства;

2)                стимулирование роста производства

3)                обеспечение полной занятости;

4)                повышение эффективности общественного производства;

5)                справедливое распределение дохода;

6)                стабильность цен, следовательно, не допущение инфляции;

7)                сохранение природной и окружающей среды и т.д.

Но эти цели могут быть достижимы лишь в сопряжении. Например, стимулирование роста производства и повышение его эффективности хотя и можно ставить в качестве цели, но второе не обязательно предполагает первое. С другой стороны, между целями могут возникнуть конфликты. Например, между повышением эффективности производства и сохранением окружающей среды. Вот тут – то и возникает ещё одна цель государственного регулирования – сглаживание противоречий между целями экономической политики, снятие конфликтов между ними.

И наконец, государство вырабатывает определённые методы регулирования. В зарубежной практике сложились следующие методы государственного регулирования:

·                   управление государственной собственностью

·                   государственное потребление

·                   социальные программы

·                   бюджетная политика налогообложение [2 – C.39]

Во всех странах мира государство воздействует на ценообразование – регулирует их. Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных органов на цены.

Регулирование цен – есть норма современной экономики всех стран мира. Все государства регулируют цены. Например: США, Франция, Бельгия, Швейцария, Япония, доля регулируемых цен составляет от 25% до 40%, в Китае более 50%. Большинство стран регулирует (устанавливает) цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства[2 – C.53].

Тема актуальна тем, что регулирование цен государством позволяет сдерживать их неоправданный рост, ставить цены в зависимости от изменения экономических условий, смягчать воздействие информации на жизненный уровень населения и т.п.

Цель данной курсовой работы – определить пути совершенствования регулирования цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

§     дать определение цены как экономической категории, рассмотреть ее структуру;

§     произвести анализ прямых и косвенных методов регулирования цен на промышленную продукцию;

§     исследовать опыт регулирования цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь и за рубежом, на основе их сравнения сделать выводы.

Объектом исследования выступает экономика республики Беларусь, а предметом исследования – методы регулирования цен на промышленную продукцию.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН НА ПРОМЫШЛЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ

1.1 Цена как экономическая категория

Цена – денежное выражение стоимости товара. Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. В рамках рыночного подхода – это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена. Цена проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар, потому что рынка без купли – продажи нет. Стратегия ценообразования следующая – найти цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной.

Функции цен:

·                   измерительная – благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар;

·                   соизмерительная – заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при сопоставлении полезности;

·                   учетная – цена становится вспомогательным инструментом учета;

·                   инструментом анализа, прогнозирования, планирования;

·                   социальная функция – с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи;

·                   внешнеэкономические функции – как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами;

·                   стимулирующая функция – влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции. [5 – C.33]

В зависимости от сфер торговли различают несколько видов цен:

·                   оптовые – цены, по которым продукция реализуется крупными партиями;

·                   розничные – цены, по которым товар продается в розничной торговой сети;

·                   закупочные – цены государственных закупок продукции у предприятий;

·                   цены на услуги. [6 – C.20]

Виды цен, различаются по степени и способам регулирования.

1)                Жестко фиксированные, твердые цены – назначаются государственными органами ценообразования.

2)                Регулируемые цены – регулируются государственными органами – утверждение государственными органами предельного уровня рентабельности.

3)                Договорные цены – определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем.

4)                Свободные рыночные цены.

Ценообразование является процессом установления, регулирования цен (тарифов) и контроля за применением установленного законодательством порядка формирования цены юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования.

Основными понятиями процесса ценообразования являются:

·                   цена как денежная оценка стоимости единицы товара;

·                   тариф как денежная оценка стоимости единицы работы, услуги.

При рассмотрении теоретических подходов к ценообразованию можно выделить два направления: отечественный или марксистский, основанный на теории трудовой стоимости; западный, состоящий из:

-                     теории предельной полезности;

-                     теории издержек производства;

-                     теории спроса и предложения.

Согласно теории трудовой стоимости цена товара представляет собой денежное выражение его стоимости. В основе стоимости лежит труд, затраченный на производство данной продукции, таким образом, воплощенный в товаре труд образует стоимость товара. Величина стоимости товара должна измеряться количеством труда, затраченного на производство продукции.

Теория предельной полезности, как альтернативная концепция по отношению к марксистскому подходу, вводит понятия ценности и полезности для описания процесса ценообразования.

Ценность является меновой стоимостью товара, но не всякая полезная вещь, согласно данной теории, обладает ценностью. Если полезные вещи имеются в неограниченном количестве, то они ценностью не обладают. Ценностью обладают только те вещи, запас которых строго ограничен. Таким образом, ценность характеризует отношение человека к вещи, а не отношение людей по поводу вещей. Человек дает ту или иную оценку вещи в зависимости от того, какую она ему приносит полезность. Полезность определяется, во-первых, способностью товара или услуги удовлетворять потребность человека; во-вторых, удовлетворением или удовольствием, которое человек получает от потребления товара или услуги; в-третьих, полезность является субъективным свойством товара.

Согласно теории предельной полезности, цена определяется не объемом затрат труда на производство товара, а субъективными представлениями о полезности блага, которые оценивает потребитель с точки зрения конечного его потребления.

Сторонники теории издержек производства считали, что на цену, которую согласен уплатить покупатель в зависимости от степени полезности товара, влияет и цена, по которой производитель товара согласен его продать. Причем цена производителя не может быть ниже издержек, поэтому в основе расчета цены должны лежать калькуляция затрат и какая–то предполагаемая норма рентабельности. Ведь если потребитель не ездит на машине, то для него стоимость бензина, колес и других деталей к машине равна нулю. Возникает вопрос, чьи субъективные оценки должны лежать в основе цены – потребителя или производителя? Однако, если производитель не компенсирует своих затрат и не получает прибыли, то он не будет вообще производить данную продукцию.

В качестве компромисса между производителями и потребителями выступила теория рыночного спроса и предложения. Почему она является таковой? Спрос отражает интересы покупателей. Спрос на какой–либо товар или услугу представляет собой желание и возможность купить определенное количество товаров или услуг по определенной цене в определенный период времени. Спрос характеризует не просто желание купить товар, но и способность покупателя заплатить за него, то есть рассматривается только реальная возможность покупки.

В свою очередь, предложение отображает интересы производителей. Предложение какого–либо товара или услуги отражает готовность производителей продать определенное количество данного товара или услуги по определенной цене в течение определенного периода времени.

Между продавцами и покупателями достигается компромисс, в результате которого цена устанавливается на равновесном уровне, который устраивает в определенный момент времени обе стороны. [17 – C.19]

Любая цена состоит из определенных элементов. При этом в зависимости от вида цен и характера обслуживаемого оборота этот состав может меняться, так как в цену входят различные элементы. Набор элементов, выраженных в стоимостных единицах измерения, будет представлять состав цены.

Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или в долях единицы, представляет собой структуру цены. Пропорции между элементами цены подчиняются рыночным закономерностям, зависят от конъюнктуры рынка, одновременно испытывают регулирующее воздействие государства в виде налоговой политики и административного регулирования уровня цен. Схема формирования розничной цены имеет следующий вид.



При рассмотрении структуры цены отметим прежде всего отпускную (оптовую) цену предприятия — это цена изготовителя продукции, по которой он реализует произведенную продукцию потребителям. По своему экономическому содержанию она является конечной ценой для многих видов продукции производственно-технического назначения. Реализуя свою продукцию, предприятия должны возместить издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволяла бы им функционировать в условиях рынка.

При этом оптовая цена предприятия по своему составу состоит всегда из себестоимости и прибыли. Отпускная же цена может быть с акцизом (если рассматривается подакцизный товар), с НДС и без НДС.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.