рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Прямые и косвенные методы регулирования цен на промышленную продукцию

Себестоимость представляет собой наибольшую величину в структуре цены, изменение которой в ту или иную сторону ведет к росту либо снижению абсолютной величины прибыли.

Себестоимость продукции в классическом определении — это денежное выражение затрат, необходимых для осуществления производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции, выполнением работ и оказанием услуг. [15]

Состав расходов, относимых на издержки производства и обращения, законодательно регулируется практически во всех странах. Это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты компаний и организаций по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции либо возмещаемые из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей).


1.2 Принципы и методы регулирования цен на промышленную продукцию

Государственное регулирование экономики представляет собой целенаправленную деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение социально-экономических задач. Данное определение может быть применено и к определению государственного регулирования процесса ценообразования, так как цена является одним из основных инструментов воздействия на состояние всей национальной экономики. [3 – C.35]

Цели государственного регулирования состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

Выделяют две формы государственного регулирования цен:

1.                косвенное регулирование (косвенные методы) включает меры, воздействующие на спрос и предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности, и не затрагивающие напрямую уровень цены, среди которых:

v    антимонопольное законодательство;

v    поддержка малого предпринимательства;

v    разгосударствление и приватизация;

v    снижение бюджетного дефицита;

v    налоговая политика;

v    дотации и субсидии и другие.

2. прямое регулирование (прямые методы) осуществляется путем введения регулируемых цен, таких как:

v    фиксированной цены;

v    предельных цен, которые устанавливаются через:

-«ценовой потолок»;

-«ценовой пол»;

-«коридор цен». [6 – C.37]

При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести: регламентирование порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничение нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.

К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкурентной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о "разумной" политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях.

Вместе с тем, государство использует и такие косвенные методы, как «цены вмешательства», «цены поддержания», введение количественных ограничений на импорт, установление «рекомендательных» цен, проведение закупок и буферные запасы во время спада цен и распродажа товаров из запасов в периоды роста цен и др. [1 – C.42]

Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили.

Фиксирование цен или установление пределов их повышения имеет место при регулировании цен на продукцию естественных монополий (важнейший фактор поддержания низкого уровня инфляции и создания условий для экономического роста), а также на промышленную продукцию, обеспечивающую экономическую безопасность страны. Надо отметить, что фиксирование цен используется в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.

В двух случаях государственное вмешательство может увеличить общее благосостояние производителей и потребителей на конкурентном рынке. Во-первых, когда действия потребителей либо производителей приводят к издержкам или выгоде, не являющимся частью рыночной цены. Такие издержки или выгоды называют внерыночными эффектами, потому что они являются внешними по отношению к рынку. Примером внерыночного эффекта служат издержки общества в связи с загрязнением окружающей среды производителями промышленных химикатов.

Трудности рынка – второй случай, когда государственное вмешательство может благоприятно сказаться на состоянии свободно функционирующего конкурентного рынка. Трудности рынка означают, что рыночные цены не отражают истинного положения потребителей и производителей. Например, трудности на рынке могут возникнуть, когда потребители не получают достаточной информации о качестве или происхождении товара и, следовательно, не могут правильно принять максимизирующее полезность решение о покупке. В таком случае государственное вмешательство может оказаться желательным. [10 – C.86]

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее эффективным в условиях перехода к рыночной экономике будет такое сочетание методов регулирования цен, при котором:

§     прямое регулирование будет применяться только в исключительных случаях, где косвенные методы не эффективны (топливно-энергетическая и другая стратегически важная продукция);

§     наиболее распространенным инструментом государственного регулирования цен будут косвенные методы;

§     на большей части рынка будут устанавливаться свободные рыночные цены.


2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН НА ПРОМЫШЛЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗА РУБЕЖОМ

2.1           Государственное регулирование цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь

Переход от плановой экономики к рыночной предполагает проведение определенной государственной ценовой политики. Эта политика, может реализовываться двумя путями:

1) в форме резкого перехода к рыночной экономике с помощью активной либерализации цен;

2) посредством плавного вхождения в рыночную экономику, сочетая постепенное высвобождение цен по мере создания необходимых условий и конкурентной рыночной среды с системой государственного регулирования ценообразования.

Основные направления ценовой политики в республике на краткосрочную и долгосрочную перспективу нашли свое отражение в разработанной и принятой правительством в 1999 г. Концепции ценообразования Республике Беларусь.. Целью совершенствования системы ценообразования являлось создание такого механизма, который бы обеспечивал условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышения на этой основе жизненного уровня населения. [7 – C.31]

Вместе с тем в сфере ценообразования остались нерешенными следующие вопросы:

1)                достаточно высокий уровень инфляции (в 2004 г. самый высокий среди стран СНГ);

2)                опережающие темпы роста цен на промышленную продукцию по сравнению с темпами роста цен на потребительские товары;

3)                наличие меж- и внутриотраслевого перекоса в ценах на отдельные товары и услуги;

4)                недостаточный контроль за уровнем и динамикой себестоимости товаров (работ, услуг), отсутствие механизма, стимулирующего сокращение себестоимости продукции предприятиями;

5)                недостаточно эффективное и тесное соотношение ценообразования с налогово-бюджетной политикой, высокий уровень налоговой нагрузки;

6)                несоответствие отдельных положений антимонопольного регулирования международным стандартам. [8]

Вследствие этого возникла необходимость появления Концепции, принятой в 2005 г., и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг., где были уточнены подходы и механизмы регулирования ценообразования в контексте внутриэкономических и внешнеэкономических изменений и закреплены основные направления ценовой политики. В долгосрочной перспективе ценовая политика будет направлена на формирование механизма, стимулирующего структурную перестройку экономики, создание условий для повышения качества и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей, стабильного роста жизненного уровня населения страны. Для достижения этих целей ценовая политика будет базироваться на рациональном сочетании свободных и регулируемых цен.

В 2006 – 2010гг. основными задачами в области ценовой политики являются:

§     совершенствование механизмов ценового регулирования, переход на регулирование цен и тарифов преимущественно экономическими методами, создание барьеров для неоправданного роста издержек и установления завышенных цен, прежде всего, в отраслях естественных монополий базовых отраслях экономики;

§     сужение сферы прямого государственного ценового регулирования;

§     создание механизма, ориентированного на расширение рыночных механизмов ценообразования;

§     закрепление позитивных тенденций по дальнейшей стабилизации ценовой ситуации в республике.

Концепцией 2005 г. были определены главные составляющие политики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу. Концепция не предполагает коренного изменения действующей системы ценообразования, однако намечается совершенствование ценообразования в целях повышения обоснованности системы цен и усиления их воздействия на повышение эффективности национальной экономики.

Методы регулирования цен, используемые в Республике Беларусь. Согласно ст. 8 Закона «О ценообразовании» прямое регулирование цен осуществляется путем установления:

§     фиксированных цен;

§     предельных цен;

§     предельных торговых надбавок к ценам;

§     предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену;

§     декларирования цен.

Косвенное регулирование в Республике Беларусь осуществляется через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области кредитно-денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующих недобросовестной конкуренции[4 – C.14].

Правовые основы государственной политики в области ценообразования в стране, сфера применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, отражены в Законе Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.). Этим же документом установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, к которым отнесены предприятия с правом юридического лица, предприниматели, республиканские и местные органы государственного управления. [9– C.16]

Итак, рассмотрим подробнее некоторые методы государственного регулирования цен в Республике Беларусь.

Прямые методы ценового регулирования, такие как фиксирование цен, установление предельных цен, установление предельных нормативов рентабельности применяются для организаций-монополистов. Основным критерием определения доминирующего положения на рынке, т.е. отнесения к монополистам, является доля хозяйствующего субъекта на рынке, превышающая предельную величину, устанавливаемую нормативными документами. Для производителей продукции (кроме продукции производственно-технического назначения) предельная величина составляет для одного хозяйствующего субъекта 30%, для двух 54%, трех 78%, четырех 95%. Для хозяйствующих субъектов - производителей продукции производственно-технического назначения эта величина равна соответственно 45, 67, 86 и 100%.

Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, если уполномоченным республиканским органом государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим.

Установление доминирующего положения на товарном рынке является основанием для включения хозяйствующего субъекта в Реестр и соответственно регулирования цен.

Предельные уровни рентабельности в производстве для организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, установлены в процентах к себестоимости на товары лесозаготовительных предприятий – 40%, товары организаций легкой промышленности – 35%, товары металлургических, машиностроительных, деревообрабатывающих предприятий, промышленности строительных материалов – 25%. По некоторым отраслям с высоким удельным весом стоимости сырья, материалов в себестоимости (свыше 85%) предельный уровень рентабельности ограничен 15%[4 – C.21].

Основным инструментом косвенного регулирования цен на промышленную продукцию является налогообложение, т.к. многие из подлежащих уплате налогов включаются в себестоимость либо иным образом учитываются при формировании цен на продукцию.

В целях поддержки малого предпринимательства кроме обычной системы в Республике Беларусь существуют и специальные режимы налогообложения. Одним из таких режимов является упрощенная система налогообложения. Применение этой системы возможно для предприятий и предпринимателей со среднемесячной численностью работников до 15 человек (включая лиц, работающих по договорам подряда или иным договорам гражданско-правового характера), если в течение двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они претендуют на применение указанной системы налогообложения, их ежеквартальная выручка от реализации товаров не превышала размера 5000 базовых величин, установленных в данный период законодательством Республики Беларусь.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.