Прямые налоги в РФ и перспективы их развития
Выпускная квалификационная (дипломная) работа: 72 страницы, 7
таблиц, 39 источников.
Налог, прямые налоги, налогоплательщик, объект
налогообложения, налоговая ставка, налоговые вычеты, налоговая база, налоговый
период, налоговая декларация, доход, имущество, перспективы развития, игорный
бизнес, полезные ископаемые, вменённый доход, прибыль.
Тема: «Прямые налоги в РФ и перспективы их развития».
Цель: изучение прямых налогов и перспектив их развития в
условиях рыночной экономики Российской Федерации.
Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующие
задачи: сформулировать определение «прямые налоги», опираясь на мнения разных
авторов; раскрыть сущность и значение прямых налогов в сравнении с косвенными
налогами; рассмотреть основные виды прямых налогов и историческую эволюцию
представлений о критериях деления налогов на прямые и косвенные;
проанализировать эволюцию прямого налогообложения в Российской Федерации на
протяжении всего периода существования государства; рассмотреть существенные
элементы основных прямых налогов и их значение в налоговых поступлениях страны;
определить пути совершенствования прямого налогообложения; проанализировать
принятые и реализуемые меры в области прямых налогов, оказывающие влияние на
экономическую ситуацию в 2008-2010 годах; выявить основные направления
совершенствования прямых налогов в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Объектом исследования является налоговая система РФ.
Предметом - основные тенденции и особенности прямого налогообложения в
Российской Федерации. Рассмотрены обще-статистическая характеристика налогов на
начало 2010 года, и нововведения начала 2010 года по прямому налогообложению.
Содержание
Реферат
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1
Прямые налоги: понятие, сущность и виды
1.2
Эволюция прямого налогообложения в РФ
1.3
Общестатистическая характеристика налогов на начало 2010 года.
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЯМЫХ НАЛОГОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РФ.
2.1
Прямые реальные налоги
2.2
Прямые личные налоги
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И
РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ.
3.1
Прямые налоги и перспективы их совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Налоги представляют собой не только обязательные,
индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц, но
и источник информации о состоянии государственного бюджета (и централизованных
внебюджетных фондов).
С помощью налогов определяются взаимоотношения
предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней.
При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая
привлечение иностранных инвестиций, а также формируется прибыль предприятия.
Применение налогов является одним из экономических методов
управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с
коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от
ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы
предприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы государства, в
бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления
собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.), в этом
заключается их основная роль. Недостаточность средств, собранных посредством
налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты
налогов сразу же сказываются на самочувствии государства, а через это на
самочувствии общества и населения.
Градация налогов на прямые и косвенные напрямую зависит от
порядка и исчисления и определения объекта налогообложения, при этом косвенные
налоги формируют большую часть российского налогового бюджета. Но актуальность
данной работы состоит в том, что в настоящее время наблюдаются попытки по
смещению акцента в сторону увеличения доли прямых налогов в бюджете страны, что
само по себе предопределяет пристальное внимание к проблемам механизма их
функционирования и направлениям их совершенствования.
Целью исследования является изучение прямых налогов и
перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.
Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующие
задачи:
- сформулировать определение «прямые налоги», опираясь на
мнения разных авторов:
- раскрыть сущность и значение прямых налогов в сравнении с
косвенными налогами;
- рассмотреть основные виды прямых налогов и историческую
эволюцию представлений о критериях деления налогов на прямые и косвенные;
- проанализировать эволюцию прямого налогообложения в Российской
Федерации на протяжении всего периода существования государства;
- рассмотреть существенные элементы основных прямых налогов и
их значение в налоговых поступлениях страны;
- определить пути совершенствования прямого налогообложения;
- проанализировать принятые и реализуемые меры в области
прямых налогов, оказывающие влияние на экономическую ситуацию в 2008-2010
годах;
- выявить основные направления совершенствования прямых налогов
в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Объектом исследования является налоговая система РФ
Предметом - основные тенденции и особенности прямого
налогообложения в Российской Федерации.
Теоретической и методической основой послужили нормативно-правовые
акты в области налогообложения: Налоговый Кодекс РФ (первая и вторая части) и
др.; труды российских и зарубежных ученых по проблемам прямого налогообложения (статьи,
работы).
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1
Прямые налоги: понятие, сущность и виды
Налоги как основной источник образования государственных
финансов известны с незапамятных времен. С изменением роли и значения налогов в
экономической системе общества происходила эволюция во взглядах и на саму
природу налога. В XVIIIв.
преобладало мнение о том, что налог – это цена за оказываемые государством
услуги своим гражданам. В XIX в.
налог считался пожертвованием индивидуума в интересах государства. В ХХ в. основной была точка зрения о том, что налог – это
принудительный взнос (сбор), взимаемый государством, который идет на покрытие
общегосударственных потребностей на основе изданного закона.
НК РФ (п.1 ст.8) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения
деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Существуют различные классификации налогов. Наиболее
существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеет
классификация налогов по способу взимания на прямые и косвенные.
Прямые налоги – налоги, которые взимаются непосредственно с
доходов или имущества налогоплательщика (прямая форма обложения).
Косвенные налоги – налоги, которые включаются в цену товаров,
работ, услуг.[1]
Существует и другой вариант данных определения прямых и
косвенных налогов:
Прямые налоги – подоходно-поимущественные налоги, т. е. те
которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания
величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней
налоговой ставки.
Косвенные налоги – налоги на потребление.[2]
Чтобы раскрыть сущность прямых налогов, необходимо провести
сравнительную характеристику прямых и косвенных налогов по основным признакам,
которая представлена в таблице 1.
Таблица 1.1-Сравнительная характеристика прямых и косвенных
налогов
Признак сравнения
|
Прямые налоги
|
Косвенные налоги
|
Субъект правоотношений
|
В правоотношения по поводу
взимания налогов вступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик
|
В правоотношения по поводу
взимания налогов вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический
налогоплательщик как посредник между ними
|
Факторы, определяющие
величину налога
|
Величина налогов
непосредственно зависит от финансовых результатов деятельности
налогоплательщика
|
Величина налогов не зависит
от финансовых результатов деятельности налогоплательщика
|
Объект налогообложения
|
Эти налоги подоходно-
поимущественные
|
Эти налоги имеют объектом
обложения обороты по реализации
|
Современное представление о делении налогов на прямые и
косвенные сложилось в результате многовекового развития. Рассмотрим
историческую эволюцию представлений о критериях деления налогов на прямые и
косвенные. Эти критерии включают:
1)
критерий
перелагаемости;
2)
критерий способа
налогообложения и взимания;
3)
критерий
платежеспособности.
Согласно первому критерию перелагаемость налогов возможна
только в процессе обмена, результатом которого является формирование цен.
Посредством обменных и распределительных процессов определенный
законодательством плательщик налога имеет возможность переложить налоговое
бремя на иное лицо – носителя налога. Иными словами, лицо, на которое формально
возложена обязанность быть плательщиком налога, и лицо, фактически уплачивающее
данный налог, - это не обязательно одно и то же лицо.
Критерий перелагаемости впервые был использован в качестве
основы деления налогов на прямые и косвенные английским философом Джоном Локком
(1632-1704) в конце XVII в. (практика такой классификации
установилась еще в XVI в.). Локк исходил из того, что любой
налог, с кого бы он ни взимался, в конечном счете, упадет на землевладельца,
так как один лишь доход земельного собственника – действительно чистый доход,
из которого все платят все налоги. Поэтому налогам, падающим на землю косвенно,
следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с землевладельца.
Следовательно, поземельный налог – это прямой налог, а остальные налоги
являются косвенными[3].
Впоследствии шотландский экономист и философ А. Смит (1723-1790) исходя из
факторов производства (земля, труд, капитал) дополнил доход землевладельца
доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на
предпринимательскую прибыль и на заработную плату. Косвенные же налоги, по
мнению А. Смита, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на
потребителя[4].
Английский экономист, философ и общественный деятель Джон
Стюарт Милль (1806-1873) критерием считал намерение законодателя: прямой налог
– это налог, который, по мнению законодателя, должен лечь на налогоплательщика,
косвенный – это налог, который должен быть переложен налогоплательщиком на
другое лицо[5]. Того же
мнения придерживался и Адольф Вагнер (1835-1917)[6].
Итак, в соответствии с рассмотренным критерием окончательным
плательщиком прямых налогов становится лицо, которое получает доход.
Недостатком критерия деления налогов на прямые и косвенные по
их перелагаемости являлось то, что многие прямые налоги на практике
перелагаются не хуже косвенных, а косвенные перелагаются далеко не всегда и
иногда не полностью. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут
быть переложены на потребителя посредством действия ценового механизма.
В связи с недостатками критерия перелагаемости во Франции,
например, приняли за основу деления налогов на прямые и косвенные способ
налогообложения и взимания. Прямые налоги построены на основании явлений и
признаков постоянного характера и поэтому заранее определимых (владение или
пользование имуществом). Они взимаются по личным (окладным), периодически
составляемым спискам плательщиков на основании кадастра (земли, домов и др.) и
в определенные сроки. В соответствии с критерием платежеспособности обложение
налогом определенного источника относится к прямым налогам, обложение же на
основе учета общей платежеспособности лица – к косвенным. Иными словами, все
налоги, в которых государство направляет требование определенному лицу и
производит непосредственно оценку его платежеспособности, являются прямыми. Те
же налоги, в которых государство не устанавливает платежеспособности через
действия плательщиков, признаются косвенными.
Немецкий ученый Геккель конкретизировал это положение,
разделив все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение
расходов потребления. Он полагал, что хозяйство налогоплательщика делится на
доходное и расходное. Обложение хозяйства плательщика в процессе приобретения и
накопления производится путем подоходно-поимущественных налогов (поземельного,
подомового, промыслового, с денежных капиталов и с личного труда), которые
Геккелем были отнесены к прямым. Обложение же расходного, потребительского
хозяйства производится налогами на расход, на потребление, которые он отнес к
косвенным[7].
Деление налогов на прямые и косвенные на основании
подоходно-расходного принципа, установленного в начале ХХ в., не утратило своего значения и в конце века.
Однако, помимо деления налогов на прямые и косвенные в
литературе по теории налогообложения встречается и другая классификация. Так,
по мнению доктора экономических наук, профессора Б. Х. Алиева, по способу
взимания все налоги классифицируются на три группы:
1)
прямые налоги;
2)
косвенные налоги;
3)
пошлины и сборы.
Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество,
под косвенными – налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов Б. Х.
Алиев включает все остальные налоговые платежи, не попавшие в два первых
разряда[8]. Именно
данная классификация, на мой взгляд, является самой оптимальной, потому что в
полной мере отображает систему сегодняшних налогов.
Следует отметить также, что в литературе по теории
налогообложения прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и
личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что доход
может оцениваться непосредственно или опосредованно. Так, организации
уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и
понесенных расходов, физические лица уплачивают налог с доходов, рассчитанных с
учетом поступлений, имущественного положения, затрат и др. Группу прямых
налогов, облагающих действительно полученный доход (прибыль), называют личными
налогами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|