Таблица 2
Расчет ЕСН
при обычном режиме налогообложения
№
|
Наименование экономического
показателя
|
Янв.03
|
Февр.03
|
Март 03
|
Итого за 1 кв.
|
1
|
Доходы учитываемые при расчете
налоговой базы по ЕСН
|
|
|
|
|
|
Сумма доходов, учитываемая при расчете налоговой базы по ЕСН
|
919,20
|
962,00
|
1160,60
|
3041,80
|
2
|
Расходы учитываемые при расчете
налоговой базы по ЕСН
|
|
|
|
|
2.1.
|
Расходы на оплату труда
|
52,60
|
58,90
|
63,40
|
174,90
|
|
Итого расходов
|
52,60
|
58,90
|
63,40
|
174,90
|
3
|
Налогооблагаемая база по налогу ЕСН
|
52,60
|
58,90
|
63,40
|
174,90
|
4
|
Сумма ЕСН
|
13,67
|
15,31
|
16,48
|
45,47
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3
Расчет налога на прибыль при специальном режиме
налогообложения
Обычный
режим налогообложения
|
№п/п
|
Наименование
экономического показателя
|
|
янв.03
|
фев.03
|
мар.03
|
Итого
за 1 квартал
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Доходы,
учитываемые при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.
|
1.1
|
Сумма
доходов, учитываемая при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.
|
919,20
|
962,00
|
1160,60
|
3041,80
|
2
|
Расходы,
учитываемые при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.
|
2.1
|
Прогнозная
сумма расходов приобретение товаров , тыс.руб., в т.ч.:
|
735,36
|
769,60
|
928,48
|
2433,44
|
2.2
|
Расходы
на лицензии, разрешения и сертификацию, тыс.руб.
|
4,80
|
3,60
|
4,20
|
12,60
|
2.3
|
Расходы
на оплату труда, тыс.руб.
|
52,60
|
58,90
|
63,40
|
174,90
|
2.4
|
Расходы
на аренду основных средств, тыс.руб. в т.ч. НДС 18%
|
14,14
|
28,28
|
28,28
|
70,70
|
2.5
|
Расходы
на страхование имущества в т.ч.:
|
2,10
|
2,10
|
2,10
|
6,30
|
2.5.1
|
-
по договорам обязательного страхования
|
1,30
|
1,30
|
1,30
|
3,90
|
|
ИТОГО
РАСХОДОВ
|
808,20
|
861,68
|
1
025,66
|
2695,54
|
3
|
Налогооблагаемая
база по налогу на прибыль
|
111
|
100,321
|
134,94
|
346,26
|
4
|
Сумма
налога на прибыль
|
26,64
|
24,08
|
32,39
|
83,11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4
Расчет ЕСН
при специальном режиме налогообложения
№
|
Наименование экономического
показателя
|
Янв.03
|
Февр.03
|
Март 03
|
Итого за 1 кв.
|
1
|
Доходы учитываемые при расчете
налоговой базы по ЕСН
|
|
|
|
|
|
Сумма доходов, учитываемая при расчете налоговой базы по
ЕСН
|
919,20
|
962,00
|
1160,60
|
3041,80
|
2
|
Расходы учитываемые при расчете
налоговой базы по ЕСН
|
|
|
|
|
2.1.
|
Расходы на оплату труда
|
52,60
|
58,90
|
63,40
|
174,90
|
|
Итого расходов
|
52,60
|
58,90
|
63,40
|
174,90
|
3
|
Налогооблагаемая база по налогу ЕСН
|
52,60
|
58,90
|
63,40
|
174,90
|
4
|
Сумма ЕСН
|
13,67
|
15,31
|
16,48
|
45,47
|
|
|
|
|
|
|
|
Ситуационная (практическая) часть работы позволит
самостоятельно оценивать последствия выбранных режимов налогообложения. Студент
должен оценить влияние ключевых расхождений правил (способов) в условиях
применения общего режима налогообложения и правил (способов) в условиях
применения специального режима налогообложения. Необходимо оценить влияние на
конечный результат каждого из следующих факторов:
условия признания соответствующих объектов;
- правила идентификации фактов хозяйственной жизни во времени
(когда должна быть зарегистрирована операция);
- правила определения стоимостного выражения хозяйственной
операции (как факт хозяйственной жизни должен быть оценен).
Классическая и упрощенная
системы налогообложения характеризуются рядом параметров, в числе которых
налоговое поле, порядок взимания системообразующих налогов и логика
формирования финансового результата. Каждая из перечисленных систем содержит
различный потенциал налоговых изъятий, который необходимо оценить с помощью
перечисленных ранее показателей. К тому же 2001—2002 гг. ознаменованы началом
реформирования отечественной системы налогообложения. Поэтому большой
практический интерес представляет сравнительная оценка не только действующих
систем налогообложения между собой, но и динамическая их оценка — до и после
реформирования налогообложения.
Учет доходов
Согласно
п.п.1 п.2 ст.364.25 денежные средства, полученные после перехода на общий режим
налогообложения, не включаются в налоговую базу, если по правилам налогового
учета указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы при
применении упрощенной системы налогообложения.
К сожалению,
у налогоплательщиков, применяющих метод начисления, при расчете налога на
прибыль могут возникнуть трудности с отнесением сумм доходов, полученных при
реализации товаров, поступивших в период применения общей системы
налогообложения, оплата за которые была получена в период применения упрощенной
системы налогообложения в виде аванса.
В этом
случае, предприятие заплатит налог дважды.
Первый раз
при применении УСН, когда сумма полученного аванса должна быть включена в
налогооблагаемую базу по единому налогу.
Второй раз
при реализации товаров, отгруженных в период обычного налогового режима, так
как полученный при этом доход должен быть учтен при формировании налогооблагаемой
базы по налогу на прибыль.
Учет расходов
Согласно
ст.364.2 расходы, осуществленные налогоплательщиком в период после перехода на
общий режим налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой
базы, на дату их осуществления независимо от даты оплаты таких расходов.
То есть, если
у предприятия были расходы после перехода на общий режим, то их нужно учитывать
в расходах при расчете налога на прибыль. Это относится также и к сырью и
материалам, которые предприятие приобрело при применении упрощенной системы
налогообложения, но не использовала их в производстве, в этом случае при
применении общего режима налогообложения списанные в производство сырье и
материалы будут признаваться расходом при методе начисления.
Налоговый
кодекс РФ (НК РФ) определяет специальный налоговый режим следующим образом:
специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты
налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях
и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним
федеральными законами.
Федеральным
законом от 29. 12. 95 г. № 222-ФЗ в РФ введен специальный налоговый режим –
упрощенная система налогообложения, учета, отчетности для субъектов малого
предпринимательства (УСН).
Применение
упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями
предусматривало замену уплаты совокупности установленных законодательством
Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов
уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности
организаций за отчетный период.
Сравнительный
анализ критериев для применения УСН
Обычный режим
|
Упрощенная система налогообложения
|
1. Структура предприятия
|
Ограничений по наличию филиалов не
предусмотрено
|
Организации, имеющие в своем составе филиалы, не вправе
применять УСН
|
2. Численность работников
|
Нет ограничений
|
Ограничения до 100 человек
независимо от вида деятельности
|
3. Структура уставного
(складочного) капитала
|
Без ограничений
|
Доля непосредственного участия
других юридических лиц не должна быть более 25 %
|
4. Стоимость амортизируемого
имущества
|
Без ограничений
|
Остаточная стоимость
амортизируемого имущества, находящегося в собственности, не должна превышать
100 млн. руб.
|
5. Величина дохода
|
Без ограничений
|
Не более 15 млн. руб. в год
|
6. Применение других специальных
налоговых режимов
|
Без ограничений
|
УСН не применяется организациями,
применяющими другие специальные налоговые режимы
|
Сравнительный
анализ позволяет сделать выводы о стартовой эффективности основных систем
налогообложения:
·
по соотношению
финансового результата и совокупных налоговых обязательств (общий коэффициент
эффективности налогообложения) приоритетной с позиции налогового менеджмента
является упрощенная система налогообложения, особенно ее разновидность,
предусматривающая уплату налога в размере 10% от валовой выручки, где
финансовый результат (чистый доход, остающийся в распоряжении
организации/предпринимателя) при прочих равных условиях соизмерим с совокупностью
налоговых обязательств;
·
по удельному весу
совокупных налоговых обязательств в объеме продаж (налогоемкость продаж) также
наиболее выгодной с позиции налогового менеджмента является упрощенная система
(разновидность налогообложения от валовой выручки), так как в этом случае
совокупность предусмотренных налогов и сборов составляет менее 1/5 от объема
продаж;
·
характерно, что
по показателю «налогоемкость продаж» все системы налогообложения близки к
нижней границе совокупного уровня налоговых издержек по шкале А. Васильева. Это
позволяет сделать непривычный для отечественного обывателя вывод о том, что
складывающаяся в настоящее время в стране налоговая система является одной из
наиболее либеральных в Европе.
Итак, наиболее
приоритетной в настоящее время является упрощенная система налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Преимущества
упрощенной системы налогообложения могут быть обобщены следующим образом:
·
упрощенные учет и
отчетность, возможность оформлять хозяйственные операции без жестких требований
бухгалтерского учета, действующего (и меняющегося) Плана счетов, метода двойной
записи, что весьма актуально в условиях малых предприятий с характерными
кадровыми проблемами, а также отсутствие необходимости в ведении книги покупок
и книги продаж, что существенно снижает трудоемкость учетных процедур;
·
возможность
применения этой системы налогообложения и юридическими лицами, и
предпринимателями, зарегистрированными без образования юридического лица; при
переводе предпринимателей на упрощенную систему отпадают обязательства по
уплате налога с продаж и налога на добавленную стоимость, налога на рекламу, а
также подоходного налога;
·
нейтральность к
наличным продажам: наличные (и приравненные к ним) продажи, как известно,
являются объектом обложения налогом с продаж, а этот налог при упрощенной
системе не предусмотрен;
·
индифферентность
к дорогостоящим рекламным кампаниям, так как в данном случае не возникает налог
на рекламу и отсутствует понятие «прибыль», соответственно, не возникает
необходимость корректировать налогооблагаемую прибыль на суммы превышения
нормативов на рекламу и другие нормируемые расходы;
Перечисленные
преимущества упрощенной системы делают ее особенно предпочтительной для
предприятий с высоким уровнем наличных продаж и широко применяющих в своей
деятельности рекламу. Из двух вариантов упрощенной системы с точки зрения
стартовой экономической эффективности наилучшими показателями обладает вариант
с 15%-ным налогообложением валовой выручки. Однако следует иметь в виду, что
выбор варианта налогообложения производится не хозяйствующим субъектом, а
налоговой службой.
К недостаткам упрощенной
системы налогообложения, учета и отчетности можно отнести:
·
авансовые
налоговые платежи в виде оплаты стоимости патента до осуществления
хозяйственных операций и получения прибыли;
·
установленные
законодательством ограничения при переводе на данную систему налогообложения:
перейти на эту систему могут организации с предельной численностью работающих
до 15 человек при условии, что за отчетный год совокупный размер валовой
выручки не превысил у них стотысячекратного минимального размера оплаты труда,
существуют также ограничения по видам деятельности. Действие упрощенной системы
налогообложения не распространяется на профессиональных участников рынка ценных
бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и некоторые другие, для
которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок
ведения бухгалтерского учета и отчетности;
·
возможность
перевода на систему налогообложения вмененного дохода в том случае, если в
регионе вводится этот налоговый режим и он распространяется на данный вид
деятельности.
1. Налоговый кодекс РФ (Часть 1): Федеральный закон №
146 – ФЗ от 31.07.98, изм. и доп. 31.12.2005 // Экономика и жизнь. 2005 г. № 30.
2. Налоговый кодекс РФ (Часть 2): Федеральный закон №
117 – ФЗ от 05.08.2000 // Экономика и жизнь. 2005 г. № 32.
3.
Касьянов М. М. Налоги должны
обогащать страну, гарантируя благополучие граждан // Российская газета. 2000 г. № 101. С. 2, 13, 22 – 23.
4.
Кочетова Н. Налог на доходы
физических лиц // Аудит и налогообложение. 2001 г. № 1. С. 25 – 28.
5.
Налоги: Учебное пособие / Под ред.
Черника Д. Г. 3-е изд. М.: Финансы и статистика, 2005. 688 с.
6.
Справочник директора предприятия /
Под ред. Лапусты М. Г. 4-е изд., испр., измен. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000. 784 с.
7.
Юткина Т. Ф. Налоги и
налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М,2004. 429 с.
Страницы: 1, 2
|