p> 2.1. Анализ расходной части федерального бюджета РФ на 2003 год.
Таблица 3. Расходы федерального бюджета РФ (2000-2003гг.) согласно
функциональной классификации
|Наименование | | | 2002 г. |
|расходов |2000 г. |2001 г. |2003 г. |
| |Млрд. |% к |Млрд. |% к |Млрд.|% к Млрд. |
| |руб. |итогу|руб. |итогу|руб. |% к итогу руб.|
| | | | | | |итогу |
|Расходы, всего |1014,2|100 |1193,5|100 |1947,|100 2345,6|
| | | | | |3 |100 |
|Государственное|26,8 |2,7 |40,7 |3,4 |56,7 |2,9 66,5 |
|и местное | | | | | |2,83 |
|самоуправление | | | | | | |
|Федеральная |8,4 |0,8 |11,3 |1,0 |19,1 |1,0 25,5|
|судебная | | | | | |1,08 |
|система | | | | | | |
|Международная |39,5 |3,9 |22,2 |1,9 |42,8 |2,2 44,4|
|деятельность | | | | | |1,89 |
|Национальная |209,4 |20,6 |214,7 |18,0 |284,2|14,6 344,5 |
|оборона | | | | | |14,64 |
|Правоохранитель|111,5 |11,0 |131,6 |11,0 |173,8|8,9 |
|ная | | | | | |244,8 10,40 |
|деятельность и | | | | | | |
|обеспечение | | | | | | |
|безопасности | | | | | | |
|гос-ва | | | | | | |
|Фундаментальные|15,9 |1,6 |22,0 |1,9 |30,3 |1,5 40,2 |
|исследования | | | | | |1,71 |
|Промышленность,|38,1 |3,8 |44,6 |3,7 |57,7 |3,0 63,4 |
|энергетика и | | | | | |2,69 |
|строительство | | | | | | |
|Сельское |15,4 |1,.5 |20,8 |1,8 |26,8 |1,4 31,2 |
|хозяйство и | | | | | |1,32 |
|рыболовство | | | | | | |
|Транспорт, |1,9 |0,2 |30,6 |2,3 |7,0 |0,4 78,9 |
|дорожное | | | | | |3,36 |
|хозяйство, | | | | | | |
|связь и | | | | | | |
|информатика | | | | | | |
|Социальная |132,9 |13,1 |107,8 |9,0 |430,3|22,0 150,7 |
|политика | | | | | |6,4 |
|Обслуживание |188,7 |18,6 |239,8 |20,1 |285,0|14,6 277,5 |
|гос. Долга | | | | | |11,79 |
|Охрана окр. |3,7 |0,4 |4,7 |0,4 |9,8 |0,5 10,8|
|Среды | | | | | |0,46 |
|Предупреждение |9,0 |0,9 |6,3 |0,5 |8,7 |0.5 21,2|
|и ликвидация | | | | | |0,9 |
|послед-ствий | | | | | | |
|чрезвычайных | | | | | | |
|ситуаций и | | | | | | |
|стихийных | | | | | | |
|бедствий | | | | | | |
|Образование |32,1 |3,2 |48,8 |4,1 |80,0 |4,1 |
| | | | | | |97,7 4,15 |
|Культура, |4,6 |0,5 |6,4 |0,6 |10,3 |0,5 |
|искусство и | | | | | |14,1 0,6 |
|кинематография | | | | | | |
|Средства |5,7 |0,6 |6,2 |0,5 |10,3 |0,5 12 |
|массовой | | | | | |0,5 |
|информации | | | | | | |
|Здравоохранение|15,9 |1,6 |22,2 |1,8 |31,9 |1,6 |
|и физ. культура| | | | | |39,4 1,67 |
|Финансовая |69,1 |6,8 |186,6 |15,6 |265,4|13,6 714,6|
|помощь бюджетам| | | | | |30,37 |
|других уровней | | | | | | |
|Утилизация и |2,.1 |0,2 |6,0 |0,5 |10,3 |0,5 |
|ликвидация | | | | | |10,8 0,46 |
|вооружений, | | | | | | |
|включая | | | | | | |
|выполнение | | | | | | |
|международных | | | | | | |
| | | | | | | |
|договоров | | | | | | |
| |3,4 |0,3 |4,6 |0,4 |9,7 |0,5 |
|Исследование и | | | | | |7,7 0,33 |
|использование | | | | | | |
|космоса | | | | | | |
|Военная реформа|--- |---- |----- |---- |16,5 |0,8 |
| | | | | | |15,8 0,67 |
|Прочие расходы |19,5 |1,9 |1,7 |0,2 |60,6 |3,0 |
| | | | | | |72 3,2 |
|Расходы целевых|60,6 |5,9 |13,9 |1,2 |13,9 |0,7 |
|бюджетных | | | | | |14,1 0,6 |
|фондов | | | | | | |
|Пенсионный |---- |-----|----- |---- |281,2| |
|фонд. Возврат | | | | | | |
|ЕСН | | | | | | |
Полностью расходная часть федерального бюджета РФ на 2003 год представлена
в Приложении 1 и 2.
Расходная часть бюджета РФ на 2002 год была утверждена в сумме 1 947
386,3 млн. рублей, доходная - в сумме 2 125 718,2 млн. рублей. При этом
объем ВВП прогнозировался в размере 10 950 миллиардов рублей, а уровень
инфляции - 12%. Курс рубля по отношению к доллару был спрогнозирован в
размере 31 рубль 50 копеек за один доллар США. Расходная часть бюджета на 2003 год утверждена в сумме 2 345
641,4 млн. рублей, доходная - в сумме 2 417 791,8 млн. рублей исходя из
прогнозируемого объема ВВП в сумме 13 050,0 млрд. рублей и уровня инфляции
(потребительских цен) 10-12 процентов (декабрь 2003 года к декабрю 2002
года). Превышение доходов над расходами в сумме 72 150,4 млн. рублей
направляется в 2003 году в сумме 51 415,2 млн. рублей на погашение
государственного долга Российской Федерации и в сумме 20 735,2 млн. рублей
на пополнение финансового резерва. Объем расходов федерального бюджета на 2003 год сформирован в сумме 2345,6
млрд. рублей, из которых 365,64 млрд. рублей - средства передаваемые
Пенсионному фонду РФ на выплату базовой части трудовой пенсии, 277,5 млрд.
рублей - процентные расходы и 1702,5 млрд. рублей - непроцентные расходы
федерального бюджета. В числе приоритетов непроцентных расходов
федерального бюджета на 2003 год: судебная реформа, оборона и безопасность
государства, наука и образование. Расходы на государственное управление и местное самоуправление. Объем
бюджетного финансирования в 2002 году предусматривался в размере 56670,6
млн. рублей. В 2003 году произошло увеличение финансирования этой статьи
расходов и составило 66506,9 млн. рублей. Cудебная власть. При формировании расходов на содержание судебной
системы в 2003 году, исходя из Программы социально-экономического развития
РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и федеральной целевой
программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы, продолжена
линия на улучшение материальной обеспеченности судей, материально
технической базы судов и увеличение численности судей и работников
аппаратов федеральных судов. Объем ассигнований по данному разделу
предусмотрен в размере 25481,9 млн. рублей или увеличен против 2002 года на
6624 млн. рублей. Расходы в сфере международной деятельности. Общий объем расходов по
разделу "Международная деятельность" в 2003 году планируется в объеме
44384,2 млн. рублей. Указанный объем складывается из прямых расходов
федерального бюджета и возвратных платежей, учитываемых в составе расходов
со знаком "минус".
Расходы на международное сотрудничество. Расходы по подразделу
"Международное сотрудничество" включают в себя затраты на содержание
российских учреждений за рубежом, взносы в международные организации,
финансирование операций неторгового характера, а также расходы по
предоставлению кредитов. Расходы по подразделу "Международное
сотрудничество" без учета кредитных операций приняты в сумме 35,4 млн.
рублей. В составе подраздела "Международное сотрудничество" учтены также
расходы по кредитным операциям. В соответствии с ранее достигнутыми
договоренностями на межправительственном уровне, Россия в 2003 году будет
оказывать техническое содействие по строительству, расширению и
модернизации объектов, поставки оборудования, машиностроительной продукции
и предоставлению прочих услуг в счет государственных кредитов таким странам
как Алжир, Болгария, Вьетнам, Индия, Китай, Куба, Югославия.
Расходы на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ. По
подразделу "Реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ" расходы
на 2003 год планируются в общей сумме до 2 236,43 млн. рублей, в том числе
предельные долевые взносы в бюджет Союзного государства в сумме до 1 530,82
млн. рублей, в единый бюджет органов СНГ в сумме до 99,56 млн. рублей и в
бюджет Евразийского экономического сообщества в сумме до 36,3 млн. рублей. Значительно возросли расходы федерального бюджета по статье
«Национальная оборона», в связи с обострившейся ситуацией в Ираке, угрозой
международного терроризма. Сумма составила 344525,2 млн. руб. Расходы на охрану правопорядка и обеспечение безопасности государства
были существенно увеличены. Проблемы роста преступности, требуют
дополнительных средств для правоохранительных органов и спец. служб. В
ближайшие годы ожидается дальнейший рост количества тяжких и особо тяжких
преступлений, в этой связи государство принимает меры для улучшения
материально-технической базы правоохранительных органов. Расходы бюджета
предусмотрены в размере 244793,7 млн. рублей. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому
прогрессу. Расходы федерального бюджета на проведение фундаментальных
исследований и содействие научно-техническому прогрессу предусмотрены в
сумме 40206 млн. рублей. Промышленность, энергетика и строительство. Общий объем средств,
направляемый в 2003 году из федерального бюджета на финансирование отраслей
материального производства планируется на уровне 63404,3 млн. рублей. В
составе расходов по указанному разделу учитываются ассигнования на
государственную поддержку угольной отрасли, стандартизацию и метрологию,
народных художественных промыслов, финансирование конверсии оборонной
промышленности, спецкомбинатов системы "Радон", государственные инвестиции,
воспроизводство минерально-сырьевой базы. Сельское хозяйство и рыболовство. Объем бюджетного финансирования
по этому разделу предусмотрен в размере 31167,6 млн. рублей, что на 3090,8
млн. рублей больше, чем в 2002 году. Охрана окружающей среды и природных ресурсов. В федеральном бюджете
на 2003 год предусмотрены ассигнования в сумме 10807,7 млн. рублей на
финансирование мероприятий, связанных с улучшением охраны окружающей среды.
Указанные средства предполагается направить на осуществление
государственного экологического контроля, мониторинга, организацию и
содержание государственных природных заповедников и национальных парков. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика. Общий объем
расходов проекта федерального бюджета на 2003 год на поддержку указанных
отраслей оценивается в 6,1 млрд. рублей. Развитие рыночной инфраструктуры финансовая поддержка малого
предпринимательства. В федеральном бюджете на 2003 год предусмотрены
расходы в сумме 10 млн. рублей для продолжения финансирования мероприятий
по созданию инфраструктуры государственной поддержки малого
предпринимательства, начатого в предыдущие годы. Расходы на образование. Расходы на образование определяются в
федеральном бюджете на 2003 год в размере 97672 млн. рублей. Расходы,
направляемые на подготовку кадров с учетом потребности рынка труда,
позволят обеспечить обучение 949,2 тыс. учащихся профессионально-
технических училищ, 1176,4 тыс. учащихся средних учебных заведений, 2829,1
тыс. студентов вузов и других обучающихся. Культура, искусство и кинематография. Расходы на культуру,
искусство и кинематографию на 2003 год определены в размере 14056,2 млн.
рублей. Расходы на финансирование средств массовой информации. Расходы на
финансирование средств массовой информации на 2003 год определены в сумме
11954,9 млн. рублей. Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.
Государственные расходы федеральною бюджета на здравоохранение в 2003 году
ориентированы на реализацию приоритетных направлений реформирования и
совершенствования отрасли, приносящих максимальный эффект, и определенных
Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской
Федерации, на адаптацию выделяемых средств к гарантированным объемам
медицинских услуг, повышение реальной доступности и качества медицинской
помощи для широких слоев населения. Расходы на здравоохранение, физическую
культуру и спорт на 2003 год определены в сумме 39344,8 млн. рублей. Расходы на социальную политику. В связи с переходом с 2003 года
формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов по единой
бюджетной классификации изменена функциональная структура расходов
федерального бюджета. Расходы, ранее отражаемые по разделу "Социальная
политика" и направляемые в бюджеты государственных внебюджетных фондов, в
федеральном бюджете на 2003 год отражены по разделу "Финансовая помощь
бюджетам других уровней. Расходы на социальную политику планируются в
проекте федерального бюджета на 2003 год в объеме 150,7млрд. рублей или с
ростом против уровня 2002 года (в сопоставимых условиях) на 37,5 процента.
Из указанного объема на финансирование учреждений социальной защиты и
центров занятости запланировано направить 4275,7 млн. рублей; на социальную
помощь - 1243,2 млн. рублей, включая расходы на детскую оздоровительную
компанию - 1211,8 млн. рублей; на прочие мероприятия в области социальной
политики - 26421,8 млн. рублей. Расходы по обслуживанию государственного долга. В федеральном
бюджете на 2003 год общий объем процентных расходов определился в 277,5
млрд. рублей, в том числе по обслуживанию внутреннего долга – 57,5 млрд.
рублей, внешнего - 220 млрд. рублей. Расходы на обслуживание
государственного внутреннего долга в 2003 году составят 57,5 млрд. рублей,
в том числе по государственным ценным бумагам - 52,2 млрд. рублей. Наиболее
значительные расходы приходятся на выплаты по ОФЗ-ФК - 12,95 млрд. рублей,
ОФЗ-ПД - 15,05 млрд. рублей и ОФЗ-АД - 9,64 млрд. рублей. Расходы на
обслуживание ГКО составят 3,77 млрд. рублей. Расходы на выплату процентов
по векселям Минфина России оцениваются в 3,1 млрд. рублей. В последующие
годы планируется сохранить тенденцию превышения заимствований на внутреннем
рынке над погашением рублевых инструментов Финансовая помощь бюджетам других уровней. В 2002 году начался новый
этап развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года, в том
числе связанный и с развитием системы финансовой помощи бюджетам других
уровней. Новый этап развития должен быть направлен на выравнивание
бюджетной обеспеченности регионов (муниципалитетов) при одновременном
создании стимулов для проведения на региональном (местном) уровне
рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики и повышения
эффективности бюджетных расходов. В 2003 общий объем финансовой помощи
бюджетам других уровней составит 714610,2 млн. рублей. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и
стихийных бедствий. В 2003 году значительно увеличены расходы по данной
статье. По сравнению с 2002 годом они возросли почти в 3 раза и составили
21208,1 млн. рублей. Исследование и использование космоса. В 2003 году снизились расходы
на исследование космического пространства по сравнению с 2002 годом и
составили 7,7 млрд. рублей. Это связано с тем, что у РФ больше нет
космической орбитальной станции «Мир». Прочие расходы. В состав прочих расходов по проекту федерального
бюджета на 2003 год включены: расходы по резервным фондам Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, расходы на
проведение выборов и референдумов, расходы, связанные с возвратом и выдачей
из федерального бюджета ссуд, а также другие расходы по федеральному
бюджету. В составе расходов федерального бюджета на 2003 год были утверждены: - Фонд компенсаций - в сумме 47 011 175 тыс. рублей;
- Фонд софинансирования социальных расходов - в сумме 5000000 тыс. рублей;
- Фонд регионального развития - в сумме 25 072 010 тыс. рублей. Размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и
направляемых на финансирование текущих расходов, предусмотренных: - Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации", - в сумме 6 630 000 тыс. рублей; - Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей", - в сумме 22 212 672 тыс. рублей; - Законом РФ от 18 октября 1991 года N 1761-I "О реабилитации жертв
политических репрессий", - в сумме 1 398400 тыс. рублей; - Законом РФ от 15 января 1993 года N 4301-I "О статусе Героев Советского
Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и
Федеральным законом от 9 января 1997 года N 5-ФЗ "О предоставлении
социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам
ордена Трудовой Славы", - в сумме 158 325 тыс. рублей;
- Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона
Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I);
- федеральными законами от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных
гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие
ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и от 26 ноября 1998 года N
175-ФЗ "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации
вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и
сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» на возмещение расходов, льгот по
оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, проезда на общественном
транспорте городского и пригородного сообщения, - в сумме 1 100 000 тыс.
рублей;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|