рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Расходы на здравоохранение

Расходы на здравоохранение

План


Введение

1. Расходы на здравоохранение – составная часть расходов на социальную сферу

2. Источники финансирования расходов на здравоохранение: их характеристика

3. Пути оптимизации расходов бюджетов на учреждения здравоохранения

Заключение

Список литературы

 

Введение


Во все времена у всех народов здоровье человека ценилось и рассматривалось как достижение и благо, дарованное природой и охраняемое обществом, как основа человеческой жизни. Поэтому важнейшим критерием цивилизованного демократического государства является забота о своих гражданах, соблюдение их прав и свобод, включая предоставление законодательно закрепленных гарантий на сохранение, укрепление, а в случае заболевания - и восстановление здоровья.

Несмотря на достижения науки, повышение уровня жизни, общее количество болезней не уменьшается, хотя благодаря успехам медицины, росту культуры населения практически ликвидированы многие опасные заболевания: чума, оспа, сибирская язва. В то же время возрастает опасность таких «болезней цивилизации», как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, рак, СПИД и др. Медицинскими мерами решить проблемы здоровья невозможно, хотя при соответствующей первичной профилактике заболеваний и осуществлении предложений по лечению больных людей многое может быть улучшено.

В современных условиях здоровье населения - важнейший элемент национальной безопасности страны. Именно поэтому вопросы развития здравоохранения и физической культуры находятся в числе главных приоритетов государственной политики Российской Федерации.

Определение объемов бюджетных ассигнований на здравоохранение и физическую культуру осуществляется с учетом реального социально-экономического положения в стране, на основе оптимизации и рационализации расходов, направленных на реализацию приоритетных направлений в области реформирования и развития отрасли, сокращения заведомо неэффективных расходов, удержание стабильной ситуации.

Финансирование мероприятий по совершенствованию здравоохранения в 2004 году основывается на приоритетах, определенных Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N1387, которая предусматривает создание более эффективной модели здравоохранения, переход к высокотехнологичным видам медицинской помощи без снижения объемов и качества оказываемой медицинской помощи населению России. Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт на 2004 год определены в сумме 48208,3 млн. рублей, что на 22,5% выше уровня 2003 года.

С учетом реализации мероприятий по оптимизации бюджетных расходов принятые за основу проектировок объемов бюджетного финансирования по расходам на здравоохранение показатели были скорректированы в сторону уменьшения на 328,2 млн. рублей, в том числе в связи с передачей 31 учреждения здравоохранения в ведение субъектов Российской Федерации - на 320,2 млн. рублей (из них МПС России - 24-х учреждений на 274,2 млн. рублей, Минздравом России - 7-и учреждений на 45,3 млн. рублей, Сибирским отделением РАН - 1 учреждения на 0,7 млн. рублей), ликвидацией 15-и учреждений Минздрава России - на 7,9 млн. рублей, реорганизацией 54-х подведомственных учреждений Минздрава России - на 0,1 млн. рублей.

1. Расходы на здравоохранение – составная часть расходов на социальную сферу


Основная часть функций в сфере здравоохранения относится к ведению органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Федеральные расходы на здравоохранение направлены на финансирование федеральных медицинских центров, большинство из которых оказывает высокотехнологичные виды медицинской помощи жителям Российской Федерации, финансирование научных исследований и высшего образования в сфере здравоохранения, борьбу с социально значимыми заболеваниями, такими как ВИЧ, туберкулез, гепатит В и С, сахарный диабет.


Рис. Участие Российской Федерации в финансировании социальных обязательств в регионе


В 2007 г. расходы федерального бюджета на здравоохранение и спорт составят 205,4 млрд руб., что на 31,5% больше ассигнований текущего года.

Значительная часть дополнительных средств будет направлена на финансирование приоритетного национального проекта "Здоровье". Поскольку большая часть расходов на здравоохранение ложится на плечи территориальных бюджетов, в рамках проекта планируется большой объем субсидий, а также централизованные закупки оборудования и медикаментов для региональных и муниципальных учреждений здравоохранения.

Одной из задач проекта является повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи. Для ее решения значительные средства будут направлены на техническое оснащение учреждений , оказывающих такую помощь на местах, а также увеличение оплаты труда их сотрудников - врачей, фельдшеров и медицинских сестер.

Начиная с 2006 г. значительные средства направляются на обеспечение предоставления гражданам дорогостоящих высокотехнологичных видов медицинской помощи. В 2006 г. начато строительство четырех федеральных центров высоких медицинских технологий, которые позволят сократить время ожидания высокотехнологичной медицинской помощи, а также сократить долю граждан, которые вынуждены получать медицинскую помощь за рубежом.

Для повышения уровня здоровья населения важно не только лечение, но и проведение профилактических мероприятий. Национальный проект "Здравоохранение" предполагает усиление профилактической направленности здравоохранения. К 2009 г. охват населения прививками против гриппа возрастет до 22% против 15% в 2005 г.

Серьезной проблемой является рост наркотической зависимости. В последние годы заболеваемость синдромом зависимости от наркотических веществ (число впервые заболевших) росла и в 2005 г. составила 14,7 человек на 100 тысяч населения. Бюджетные ассигнования Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, деятельность которой направлена на борьбу с незаконным оборотом наркотических веществ, составят в 2007 г. 12,2 млрд руб., что на 12% выше расходов текущего года. В результате действий этой службы, а также органов здравоохранения и социальной защиты по предотвращению наркотической зависимости планируется переломить тенденцию роста заболеваемости и к 2009 стабилизировать ее на уровне 14,0 человек на 100 тысяч населения.

При составлении и рассмотрении проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов необходимо обеспечить его социальную и инновационную направленность, обратив особое внимание на необходимость финансового обеспечения решения следующих приоритетных задач.

Приоритетными направлениями бюджетных расходов должны быть сферы здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, модернизация транспортной инфраструктуры.

Одним из компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы является реформирование оплаты труда, которая рассматривается в современных условиях инновационного социально-экономического развития Российской Федерации как эффективный инструмент обеспечения выполнения государственных обязательств по повышению качества оказываемых бесплатных социальных услуг.

В 2008 году необходимо реализовать принятое Правительством Российской Федерации в конце 2007 года решение о переходе федеральных бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда с соответствующим финансовым обеспечением этого решения за счет средств федерального бюджета. Объем средств на увеличение фондов оплаты труда должен быть достаточным, в том числе для обеспечения соответствующего уровня дифференциации в оплате труда при вступлении в силу с 1января 2009 г. решения об увеличении минимального размера оплаты труда до 4330 рублей.

В 2009 году средний размер социальной пенсии должен достигнуть величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии по старости - превысить прожиточный минимум пенсионера более чем в 1,3 раза. Следует предусмотреть бюджетные ассигнования на регулярную индексацию пособий гражданам, имеющим детей, на увеличение компенсационных выплат по уходу за инвалидами I группы, детьми-инвалидами, престарелыми гражданами.

С учетом позитивно складывающейся динамики рождаемости следует ожидать увеличения потребности в средствах материнского капитала.

В 2009 году необходимо завершить обеспечение очередников из числа ветеранов и инвалидов специальным автомобильным транспортом или же предоставить им возможность получения адекватной денежной компенсации. В отношении инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидов из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, эти меры должны быть реализованы уже в 2008 году.

К 1 мая 2010 г. государство обязано решить проблему обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, принятых на учет для улучшения жилищных условий до 1 марта 2005 г.

Должны быть предусмотрены ассигнования для решения задачи обеспечения военнослужащих и ветеранов Вооруженных Сил постоянным жильем к 2010 году, а к концу 2012 года должен быть полностью сформирован фонд служебного жилья для военнослужащих.

Увеличение расходов на реализацию действующих и принятие новых федеральных целевых программ предлагается сосредоточить на следующих приоритетных направлениях.


2. Источники финансирования расходов на здравоохранение: их характеристика

Результаты более десяти лет реформ здравоохранения в России оказались малоутешительными. C одной стороны, качество и объем услуг, здоровье населения России продолжают ухудшаться, а материально техническая база учреждений здравоохранения нуждается в обновлении. С другой стороны, в ходе развития системы ОМС возникли серьезные проблемы, а именно неравномерность развития ОМС по охвату, как населения, так и медицинских учреждений, трудности со сбором взносов на ОМС, не целевое использование средств, дополнительные административные и организационное расходы на содержание новой системы, задержка фондами ОМС и страховыми компаниями оплаты медицинским учреждениям оказанных услуг, слабый контроль с их стороны за качеством медицинских услуг.

Что касается структуры российского здравоохранения, то уважаемые исследования показывают, что существовавшие ранее различия в качестве и объеме медицинской помощи, наличии медицинских кадров как между регионами, так и между городской и сельской местностью стали еще более заметными.

Таким образом, получается, что введение ОМС стало самоцелью, но тоже оказалось в кризисе и по существу превратилось в простое перераспределение средств на здравоохранение. Это вызывает сомнения в целесообразности использования механизмов обязательного медицинского страхования для реформы российского здравоохранения и ставит вопрос о необходимости другого пути развития. И варианты, кстати уже хорошо зарекомендовавшие себя в России есть. Это бюджетная медицина.

Следует отметить, что реформы начались без должной оценки советской модели здравоохранения, закономерностей ее становления и развития. До сих пор непонятно, что собственно не устраивало в государственной модели здравоохранения, суть которой заключалась в бесплатном оказании медицинских услуг населению государственными медицинскими учреждениями с целью обеспечения равного доступа всех категорий населения к медицинской помощи. Это вполне соответствует риторике современных реформаторов здравоохранения.

При этом пример развитых капиталистических стран убедительно подтверждает, что бюджетное здравоохранение и активное участие государства в охране здоровья граждан вполне совместимо с рыночной экономикой. Важнейший методологический порок российской реформы состоит в том, что страховая система отождествляется с рынком, тогда как бюджетная ему противопоставляется. Однако наличие в стране рыночной экономики не является препятствием для активного участия государства в охране здоровья граждан. Бюджетное здравоохранение вполне совместимо с рыночной экономикой. Наиболее наглядный пример - Великобритания, где с конца 40-х гг. прошлого века действует Национальная служба здравоохранения, финансируемая из государственного бюджета. Более того, реформы, проводимые в стране в настоящее время не затронули основного источника финансирования - механизмы рыночного типа были введены в области предложения, в то время как спрос, определяемый финансовыми возможностями, по-прежнему контролируется государством.

Преимущества государственного финансирования хорошо известны: контроль над средствами и обеспечение реализации общенациональных приоритетов, главный из которых - доступ населения к медицинской помощи. Да, государственная система здравоохранения имеет как достоинства, так и недостатки. Однако анализ различных систем здравоохранения показывает, что принятие других моделей, скорее всего не только приведет к возникновению проблем, аналогичных тем, которые существуют в бюджетной медицине, но и ряду новых. Одна из главных проблем современного здравоохранения — рост расходов на медицинское обслуживание. Централизованные системы достаточно эффективно позволяют их сдерживать. На противоположном полюсе децентрализованные системы, как например в США. Хотя они обеспечивают стимулы для применение новых технологий и обеспечивают высокое качество медицинской помощи, однако, к сожалению далеко не все граждане могут себе это позволить и проблема доступа населения к услугам здравоохранения стоит здесь достаточно остро. Подобные системы неэффективны в плане сдерживания роста расходов на здравоохранение. К сожалению, высокие расходы на здравоохранение в США в российской печати часто оценивают как положительные в то время как американцы с тревогой относятся к их росту справедливо, связывая его с неэффективным использованием средств, выделяемых обществом на здравоохранение.

Получается парадокс. С одной стороны, бюджетной медицине нет равных в сдерживании расходов на здравоохранение, с другой стороны, обществу внушают, что средств на здравоохранение не хватает, а в результате выбирают изначально затратный вариант, в то время как малозатратная система по существу игнорируется.

Как можно объяснить эту ситуацию? Российское правительство заявляет, что реформы здравоохранения проводятся для того, чтобы обеспечить доступ населения к высококачественной медицинской помощи. Впрочем, другой риторики трудно ожидать от руководства государства, провозгласившего себя социальным. Но на практике предлагаются мероприятия, которые не решают декларируемую задачу, а более того, ведут к ухудшению общей ситуации, противореча самому пониманию феномена реформы как улучшения. Это дает основания предположить, что есть и другие движущие силы изменений, может быть более сильные, чем лежащий на поверхности и официально декларируемый мотив. Это тем более важно, так как в здравоохранении концентрируют значительные экономические (материальные, финансовые и человеческие) ресурсы, которые, очевидно и являются объектом борьбы интересов.

При этом следует помнить следующее. Традиционно врачи в России находились на переднем плана борьбы за здоровье населения, из их среды вышли многие выдающиеся общественные деятели. Сегодня монополия врачей на руководящие административные должности в системе здравоохранения приводит к тому, что они оказались в глазах населения напрямую связанными с процессами коммерциализации российского здравоохранения. Кстати, тот факт, что врачи все больше увлекаются платными медицинскими услугами и приводит к тому, что наша система из здравоохранительной превращается в систему по оказанию медицинских услуг, и только.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.