рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Расходы на здравоохранение

Вообще, реформы здравоохранения обсуждаются в основном внутри медицинского сообщества и поэтому часто берет вверх корпоратизм. Может быть, следовало более активно включить в этот процесс общество в лице общественных организаций, особенно пациентов.

В развитых странах принимается как аксиома, что ресурсы здравоохранения должны распределяться справедливо. При этом можно выделить справедливость возможности доступа к ресурсам здравоохранения и возможности их использования и финансовая справедливость, оцениваемая как бремя финансовых взносов, получаемых системой здравоохранения от различных социально-экономических групп населения. Право на охрану здоровья признается в числе основных прав человека. Общество по особому относится к здоровью и медицинским услугам как потребности, граждане хотят верить, что никто не останется без медицинской помощи просто потому, что не может ее оплатить. Справедливое финансирование здравоохранения должно обеспечить финансовую защиту для всех. Подразумевает, что риски, с которыми сталкиваются граждане в системе здравоохранения, распределены в соответствии с их возможностью платить, а не риском заболеть. Система здравоохранения, где люди беднеют потому, что им нужно оплатить медицинскую помощь или они вообще ее не могут получить из за отсутствия средств, признается несправедливой

Способ финансирования здравоохранения может рассматриваться как справедливый, если отношение затрат на здравоохранение к непродовольственным затрат домохозяйства одинаково для всех домохозяйств независимо от дохода, состояния здоровья и использования медицинских услуг.

Преимущества государственной системы здравоохранения в реализации принципа социальной справедливости состоит в отсутствии финансовых ограничений. Получаемая людьми медицинская помощь практически не зависит от их дохода. С одной стороны, никому не отказывается в помощи, потому, что у него нет средств на ее оплату, а с другой - никто не боится оказаться банкротом в результате заболевания.

Кроме того, распределение медицинских услуг (и здоровья) менее неравное, чем в других системах. При этом следует признать, что есть проблемы в распределении ресурсов на здравоохранение, особенно в территориальном разрезе и между различными социально-экономическими группами.

Важный вывод состоит в том, что система, настроенная на реализацию социальной справедливости может быть успешной и с точки зрения экономической эффективности. Со стороны спроса проблема частного страхования решена путем его отмены даже как фикции, лечение бесплатное у источника, что снижает проблему внешних эффектов и является продвижением по пути к снижению влияния распределения дохода на потребление. На стороне предложения врачи не имеют стимулов к перепроизводству и пациенты больше им доверяют в отсутствие мотива извлечения прибыли.

Более того, если государственное производство и распределение медицинских услуг может быть оправдано с точки зрения экономической эффективности, то оно тем более легитимно по соображениям социальной справедливости. Поэтому, по крайней мере, в теории, стратегия государственной медицины оправдана с точки зрения создания баланса между эффективностью и справедливостью.

На современном этапе представлялось бы рациональным сохранить бюджетную систему и серьезный контроль государства для обеспечения концентрации усилий, экономию средств и более высокий уровень социальной солидарности в обществе. Однако очевидно, что в условиях большей самостоятельности местных органов власти и изменения отношений между федеральным и региональным уровнями она должна претерпеть определенную модификацию.

3. Пути оптимизации расходов бюджетов на учреждения здравоохранения

К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения Российской Федерации, министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Российская академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики Российской Федерации, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки. К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

В государственную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации.

Во-первых, утверждается, что страна тратит на здравоохранение вполне достаточно, если учесть не только общественные, но и личные расходы. Более того, некоторые авторы уверены, что россияне хотят тратить больше из своего кармана, да существующая система не дает такой возможности.

Однако следует, отметит, что государство в развитых странах свою задачу видят в оптимизации не только общественных, но и личных расходов на здравоохранение, с тем, чтобы помочь людям избежать финансового краха при наступлении болезней, многие из которых трудно предвидеть, они требуют дорогостоящего лечения и соответственно крупных одномоментных выплат. В России же складывается парадоксальная ситуация, когда государство заботит только контроль за общественной частью расходов на здравоохранение, прежде всего бюджетной, и очевидно не волнует, сколько гражданин будет тратить на получение медицинской помощи из своих личных средств. Более того, политика направлена на расширение прямого участия населения в финансировании здравоохранения. Это объясняет тот факт, что по расчетам ВОЗ, по справедливости финансовых взносов населения в систему здравоохранения Россия оказалась на 185 месте из 191.

Простое введение платы за услуги населению без повышения заработной платы вряд ли даст существенные результаты, особенно в современных условиях массового обнищания населения. Более того, идея о том, что платное всегда лучше бесплатного широко пропагандируется в обществе, дезориентируя и тех, кто может платить.

Во-вторых, российское государство якобы не может себе позволить выделять больше средств на здравоохранение, поэтому нужно ограничивать его завышенные финансовые обязательства по предоставлению бесплатной медицинской помощи гражданам.

В 90-е гг. в России снижалась доля расходов на здравоохранение снижалась, даже если они и росли в абсолютном выражении, а это вопрос приоритетов и критериев распределения бюджетных средств, причем явно не в пользу здравоохранения, а не возможностей бюджета как таковых. Так, с 1997 г. по 2002г. доля здравоохранения и физической культуры в составе расходов консолидированного бюджета на социально-культурные мероприятия сократилась с 28,5 процента в 1998 г. до 18,7 процента в 2002 г. Хотя в 2003 г. она несколько повысилась, пока трудно говорить о переломе тенденции. Государство сменило так называемый остаточный принцип на принцип минимизации социальных расходов.

Очевидно, что в российском бюджете есть резервы для увеличения расходов на здравоохранение, однако в этом вопросе проявляется вторая проблема. Практически рассматриваются только вопросы развития ОМС, хотя его доля в финансировании российского здравоохранения не является определяющей. Однако, проблемы, связанные с улучшением использования собственно бюджетных средств не обсуждаются. В частности, одно из основных направлений реформы здравоохранения в мире повышение роли первичной медицинской помощи как более дешевой, чем стационарная.

Национальный проект «Здоровье»

В 2006 г. был предложен Национальный проект «Здоровье», мероприятия которого должны к 2008 г. переломить ситуацию в состоянии здоровья населения и системы здравоохранения России.

Основными целями проекта являются:

·                     Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.

·                     Повышение доступности и качества медицинской помощи.

·                     Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.

·                     Развитие профилактической направленности здравоохранения.

·                     Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи

Эти цели конкретизированы в два основных направления, к которым относятся:

Развитие первичной медицинской помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:

·                     подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;

·                     увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;

·                     укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи;

·                     профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;

·                     дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;

·                     введение новых программ обследования новорожденных детей;

·                     дополнительная диспансеризация работающего населения;

·                     оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В рамках этого направления, в частности, предполагается повысить заработную плату врачей общей практики на 10 тыс. руб, а работающих с ними медицинских сестер на 5 тыс. руб; снизить коэффициент совместительства и сменности до 1,1; снизить сроки ожидания диагностических исследований до 1 недели; Снизить заболеваемость ВИЧ на 1000 в год; снизить заболеваемость гепатитом в три раза, краснухой—в 10 раз; снизить материнскую смертность до 29 на 100000 родивших, а младенческую смертность—до 10,6 на 1000 живорожденных; снизить временную нетрудоспособность не менее, чем на 20 %, а случаи обострения хронических заболеваний и осложнений—на 30 %; введение родовых сертификатов.

Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:

·                     увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи в четыре раза до 2008 г;

·                     строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.

В рамках этого направления планируется обеспечить до 45 процентов потребности населения в высокотехнологичной помощи путем расширения мощностей для оказания такой помощи за счет строительства 15 центров, существенного увеличения средств федерального бюджета на ее оплату; повышения эффективности расходования средств за счет перехода от содержания медицинских учреждений к государственному заданию на оказание определенного объема высокотехнологичной медицинской помощи; введения системы «листов ожидания».

Реализация проекта будет осуществляться из средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов. Всего расходы составят 208, 9 млрд руб, в том числе в 2006 г. 88,4 млрд.рублей. Объем финансирования первого направления составит 159,5 млрд руб, а второго – 48,1 млрд.руб. Объем расходов в 2007 г. составит 107,7 млрд. рублей, в том числе на приобретение диагностического оборудования для обеспечения муниципальных учреждений выделено 15,4 млрд. рублей; на централизованные закупки диагностических средств и антиретровирусных препаратов для лечения иммунодефицита человека и гепатита В,С – 7,6 млрд. рублей. На закупки профилактических прививок выделено 6,1 млрд. рублей, субсидии на выплаты медицинскому персоналу фальдшерско-акушерских пунктов и «Сокрой медицинской помощи» - 11,1 млрд. рублей. Самые значительные средства будут направлены на строительство федеральных центров высоких медицинских технологий – 19,4 млрд. рублей, что на 54% выше уровня 2006 года.

Предполагается, что в результате реализации проекта

·                     повысится престиж труда медицинских работников первичного звена, в участковую службу придут молодые специалисты;

·                     первичная медицинская помощь станет более доступной и качественной

·                     повысится квалификация участковых врачей (13848 переподготовленных специалиста за 2 года)

·                     амбулаторно-поликлинические учреждения будут оснащены необходимым диагностическим оборудованием и соответственно снизятся сроки ожидания диагностических исследований

·                     в регионы будут поставлены 12 120 новых машин скорой помощи, вследствие чего повысится оперативность ее работы

·                     будет организована дополнительная бесплатная иммунизация населения

·                     будет организовано массовое обследование новорожденных детей на наследственные заболевания

·                     благодаря строительству выскотехнологических центров снизятся сроки ожидания и повысится доступность дорогостоящей медицинской помощи, особенно для жителей удаленных районов

·                     будет обеспечена прозрачность очереди на получение высококвалифицированной помощи за счет введения системы листов ожидания.

В области здравоохранительной политики как неотъемлемой части социальной политики, складывается достаточно сложная ситуация, так как с одной стороны, в условиях рыночной экономики и политической демократии возникает множество различных интересов, каждый из которых имеет право на существование, и их объективно достаточно сложно согласовать. С другой стороны, такая ситуация создает возможности для манипулирования, когда в результате выигрывает сильнейший интерес, не всегда совпадающий с общественно-государственным. Такое положение можно отнести на счет издержек демократии. Когда корпоративные интересы превалируют над процессом достижения согласия, отождествляемым с демократией, то вряд ли можно ожидать принятия правильного технократического решения. При этом следует также иметь ввиду, что позиция государства в области охраны здоровья населения и предпринимаемые им меры во многом зависят от общих задач социальной политики. Пока, к сожалению, проводимая государством политика, связанная с ростом индивидуальной социальной ответственности, введением адресности социальной помощи, уменьшением роли и расходов государства в социальной сфере, ведет к созданию государства, социального только по отношению к состоятельным людям, которые имеют средства для получения доступа к высококачественным медицинским услугам.

Заключение

С 2009 года стартует новый проект по снижению числа онкозаболеваний, в том числе и в части проведения современного диагностирования, сказала Яковлева. В соответствии в этой программой планируется модернизация техники и поддержки спецпрограммы "Онкология". К тому же появился новый проект по развитию службы крови. "Планируется в два раза увеличить операции в высокотехнологических центрах медицины". Однако доля государственных расходов на здравоохранение сохранится на уровне 2008 года и к 2011-ому составит 4% ВВП. "А это катастрофически мало, ведь в странах Европы эта доля составляет 8% ВВП, а в США - 10% ВВП". В бюджете также запланирован рост Фонда национального благосостояния с 5,8% ВВП в 2008 году до 9% ВВП в 2011 году. "Однако важно оставить эту государственную подушку безопасности в неприкосновенности.

Проект федерального бюджета предполагает также выделение средств на формирование здорового образа жизни и сокращение потребления алкоголя и табака. На комплекс мер в 2009 году предполагается выделить 0,83 млрд руб., в 2010 - 0,82, в 2011 - 0,85. Также, отметила депутат, предусмотрены мероприятия по совершенствованию организации онкологической помощи, на эти цели в 2009 году предполагается выделить 6,3 млрд рублей, в 2010 - 7,2 в 2011 - 7,8 млрд.

К 2014 году 80% населения предполагается охватить высокотехнологичной медицинской помощью. Депутат также сообщила, что в 2009 году для достижения этой цели предполагается потратить из бюджета 29,3 млрд рублей, в 2010 - 31,5, в 2011 - 31,5.

В проекте федерального бюджета на 2009 - 2011 гг. предусмотрены дополнительные средства на закупку дорогостоящих лекарств.


Список литературы

1.                 Конституция Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс»

2.                 Бюджетный кодекс Российской Федерации : ФЗ от 31.07.1998 № 145 – ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

3.                 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : ФЗ от 31.04.1998 № 146 – ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

4.                 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : ФЗ от 05.08.2000 № 117 – ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

5.                 О Счетной палате РФ : ФЗ от 11.01.1995 № 4 – ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

6.                 Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : ФЗ от 6.10.99 г. № 184 – ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

7.                 О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года : постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 // СПС «КонсультантПлюс».

8.                 Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета : приказ Министерства финансов РФ от 10.12.2007 № 123н // СПС «КонсультантПлюс»

9.                 Артюхин Р. Е. Направления совершенствования правового регули-рования отчетной стадии бюджетного процесса // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 9.

10.            Горлова О. С. Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. 2006. № 17.

11.            Ендовицкий Д. А. Бюджетирование в системе университетского финансового менеджмента // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 8.

12.            Ефимова С. Б. Оптимизация расходной бюджетной политики в социальной сфере // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. 2008. № 7.

13.            Запорожцева А. Правовое положение Счётной палаты РФ // Бюджет. 2007. № 9.

14.            Зырянова Т. В., Бородиневская А. А. Стандартизация государ-ственного финансового контроля: Россия и мировой опыт // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 11.

15.            Зырянова Т. В. Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля в РФ / Т. В. Зырянова, Н. И. Даниленко, Д. Н. Даниленко // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. 2006. № 13.

16.            Каримова Э. Р. Внедрение бюджетирования в бюджетный процесс муниципального образования // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 12.

17.            Кириллова О. С. Совершенствование бюджетных отношений в контексте реформы местного самоуправления // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. 2006. № 10.

18.            Климанов В. Реформирование региональных финансов и стратегии развития субъектов РФ // Бюджет. 2007. № 9.

19.            Клишина М. Пути повышения качества государственных услуг // Бюджет. 2007. № 1.

20.            Клишина М. Потребности в изменении норм регионального законодательства в связи с изменениями Бюджетного кодекса РФ // Бюджет. 2007. № 8.

21.            Клишина М., Шишов В. Реестр расходных обязательств в бюджетном процессе: практика применения и перспективы // Бюджет. 2007. № 6.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.