Развитие информационных технологий и их внедрение в деятельность налоговых органов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
Факультет экономики и права
Специальность 080107 «Налоги и налогообложение»
Кафедра математических методов и информационных
технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Информационные технологии
в налогообложении»
на тему:
«РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И
ИХ ВНЕДРЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ»
Студент
группа 642
подпись
М.А. Деревянкина
Научный руководитель
Доцент
Дата
Подпись
А.В. Мендель
Хабаровск 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Законодательная база
1.1 Федеральный закон № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и
защите информации
1.2 Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации»
1.3
Федеральный Закон N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»
1.4 Концепция электронного Правительства
ГЛАВА 2. Сети в Российской Федерации
2.1 Начало сетей в России
2.2 Российские и международные сети передачи данных
2.3 Корпоративные сети
ГЛАВА 3. Информационные технологии в налоговой системе Российской
Федерации
3.1 Прогрессивные информационные технологии в налоговой системе
3.2 Проект «Электронная Россия»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему
центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству
Российской Федерации.
Основной задачей Государственной налоговой службы
Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства
о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других
платежей, установленных законодательством.
Целью системы управления налогообложением является
оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления
на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступают
предприятия и организации различных форм собственности и население.
Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие
осуществляется через систему установленных законодательством налогов.
Эффективное функционирование налоговой системы
возможно только
при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена
для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей
в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов
по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых
служб достоверной информацией.
Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе — это совокупность методов,
информационных процессов и программно-технических
средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку,
хранение, распространение и отображение
информации с целью снижения трудоемкости
процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности
Информационное
обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов,
методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации
решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять
достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные
системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо
организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию
в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.
В данной курсовой
работе я рассмотрю основные законы, применяющиеся при функционировании информационных
систем, историю развития компьютерных технологий в области налогообложения и современные
технологии, которые применяются в налоговых органах на современном этапе.
ГЛАВА
1 Законодательная база
1.1
Федеральный закон № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»
Федеральный Закон
№ 24 "Об информации, информатизации и защите информации" был принят 20
февраля 1995 г.
Этот закон урегулировал
отношения, возникающие при:
формировании и
использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления,
хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной
информации;
создании и использовании
информационных технологий и средств их обеспечения;
защите информации,
прав субъектов, участвующих в информационных проектах и информатизации.
Во второй статье
были приведены термины, используемые в Федеральном законе, их определения.
информация - сведения
о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их
представления;
информатизация
- организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания
оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации
прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций,
общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
документированная
информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами,
позволяющими ее идентифицировать;
информационные
процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения
информации;
информационная
система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов)
и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной
техники и связи, реализующих информационные процессы;
информационные
ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах
(библиотеках, архивах, банках данных, других информационных системах);
информация о гражданах
(персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина,
позволяющие идентифицировать его личность;
конфиденциальная
информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии
с законодательством РФ;
средства обеспечения
автоматизированных информационных систем и их технологий - программные, технические,
лингвистические, правовые, организационные средства (программы для ЭВМ; средства
вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции
и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая
эксплуатационная и сопроводительная документация) используемые или создаваемые при
проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию;
собственник информационных
ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект в
полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными
объектами;
владелец информационных
ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект,
осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия
распоряжения в пределах, установленных законом;
пользователь (потребитель)
информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением
необходимой ему информации и пользующийся ею.
В статье 3 были
указаны обязанности государства в сфере форматирования информационных ресурсов и
информации.
Глава 2 была посвящена
информационным ресурсам, государственным и частным, основам их правового режима,
документам информации. Информационные ресурсы были разделены по категориям доступа
на открытые, с ограниченным доступом, конфиденциальные, государственную тайну.
В статье 11 законодательством
установлены перечни персональных данных, указаны действия, которые могут или не
могут быть применены к этим данным.
Глава 3 регулирует
пользование информационными ресурсами, доступ к информации, гарантии предоставления
информации
Глава 4 посвящена
информатизации, информационным системам, технологиям и средствам их обеспечения.
Регулируется разработка и производство систем, технологий и средств их обеспечения;
право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения,
право авторства и другое.
Глава 5 регулирует
защиту информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.
Это первый закон
Российской Федерации, который на федеральном уровне урегулировал отношения между
государством, физически и юридическими лицами в области информации, информационных
технологий.
1.2
Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации»
Федеральный Закон №149-ФЗ был принят Государственной
думой 8 июля 2006 года. Новый Федеральный Закон был введен взамен утратившего силу
Федерального Закона №24-ФЗ. Он сильно отличается от 24-ФЗ. Был изменен перечень
понятий, используемых в Федеральном Законе. В настоящее время используются следующие
(в соответствии со ст.2):
1) информация - сведения (сообщения, данные)
независимо от формы их представления;
2) информационные технологии - процессы,
методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации
и способы осуществления таких процессов и методов;
3) информационная система - совокупность
содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных
технологий и технических средств;
4) информационно-телекоммуникационная сеть
- технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации,
доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
5) обладатель информации - лицо, самостоятельно
создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать
или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
6) доступ к информации - возможность получения
информации и ее использования;
7) конфиденциальность информации - обязательное
для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не
передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;
8) предоставление информации - действия,
направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации
определенному кругу лиц;
9) распространение информации - действия,
направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации
неопределенному кругу лиц;
10) электронное сообщение - информация, переданная
или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
11) документированная информация - зафиксированная
на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими
определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации
случаях ее материальный носитель.
Законодательство Российской Федерации об информации, информационных
технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации,
международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального
закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.
Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью
средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации о средствах массовой информации.
Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов
документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле
в Российской Федерации.
Статьей 6 установлен обладатель информации,
его права.
Также законом установлены право на доступ
к информации, ограничение доступа, ее распространение или предоставление, документирование.
В статье 13 и 14 регулируются отношения в
сфере информационных систем и государственных информационных систем.
Законом введена абсолютно новая глава, посвященная
использованию информационно-телекоммуникационных сетей
Статьей 17 установлена ответственность за
правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации
1.3 Федеральный Закон N 1-ФЗ «Об электронной
цифровой подписи»
Был принят 10 января 2002 года
Целью Федерального закона является обеспечение
правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах,
при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается
равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
В законе даются следующие понятия:
электронная цифровая подпись - реквизит электронного
документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки,
полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием
закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца
сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в
электронном документе;
владелец сертификата ключа подписи - физическое
лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое
владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим
с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую
подпись в электронных документах;
средства электронной цифровой подписи - аппаратные
и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих
функций - создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованием
закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого
ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном
документе, создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей;
Также даются следующие понятия, которые я
просто перечислю: сертификат средств электронной цифровой подписи; закрытый ключ
электронной цифровой подписи; открытый ключ электронной цифровой подписи; сертификат
ключа подписи; подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном
документе; пользователь сертификата ключа подписи; информационная система общего
пользования; корпоративная информационная система.
Электронная цифровая подпись в электронном
документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе
при одновременном соблюдении следующих условий:
сертификат ключа подписи, относящийся к этой
электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или
на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих
момент подписания;
подтверждена подлинность электронной цифровой
подписи в электронном документе;
электронная цифровая подпись используется
в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
Статья 5 раскрывает вопросы использования
средств электронной цифровой подписи.
Страницы: 1, 2, 3
|